План самообразования учителя-логопеда
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.
Задачи: - изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых технологий.
- разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, пособий, игр, создание авторской программы по данной теме
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность. Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение современных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и общее развитие.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых трудностей основывается в следующих направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию речевых, общих и двигательных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки)
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речи детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-логопеда МКДОУ «Целинный детский сад»
Звездиной М.К.
Раздел плана |
Сроки |
Формы работы |
Работа с детьми |
2016-2017г.г |
пальчиковая гимнастика |
ежедневно |
кинезиологические упражнения |
|
упражнения на координацию |
||
су-джок терапия |
||
подвижные игры |
||
дыхательная гимнастика |
||
игры с прищепками |
||
самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев |
||
упражнения и игры с различными предметами |
||
артикуляционная гимнастика |
||
Работа с родителями |
Октябрь 2016г. |
Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи». |
Март 2017г. |
Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» |
|
Ноябрь 2016г. |
Совместное занятие детей и родителей с использованием игровых упражнений |
|
Март 2017г. |
Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» |
|
Ноябрь 2016г. |
Консультация на тему: «Леворукость у детей» |
|
Апрель 2016г. |
Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» |
|
Ноябрь 2017г. |
Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук». |
|
Октябрь 2017г. |
Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» |
|
Работа с педагогическими работниками ДОУ |
Ноябрь 2017г. |
Презентация игровой технологии для развития мелкой моторики у детей: «Пальчиковые дорожки». |
Февраль 2017г. |
Консультация на тему «Леворукие дети» |
|
Апрель 2017г. |
Семинар-практикум: «Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе» |
|
Январь 2017г. |
Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |
|
Ноябрь 2016г. |
Презентация опыта на тему: «Нетрадиционные методы в логопедической работе» |
|
Май 2017г. |
Пальчиковый игротренинг «Чудо-прищепки» |
|
Февраль 2017г. |
Мастер-класс «Су-джок терапия в логопедической работе» |
|
Апрель 2017г. |
Презентация пособия «Домик Весёлого Язычка» |
|
Ноябрь 2016г. |
Семинар-практикум: «Игры с предмета- ми при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте» |
|
Март 2017г. |
Презентация многофункционального пособия «Речевой Сказочный-домик» |
|
Октябрь 2017г. |
Презентация авторской программы «Дидактические игры для развития речи детей » |