Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы филиала МБОУ Токарёвской средней общеобразовательной школы №1 в с. Полетаево Фетисовой Елены Николаевны
Тема самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Сроки реализации: 2013-2017г.г.
Актуальность темы.
В основе Концепции образования филиала МБОУ Токарёвской средней общеобразовательной школы №1 в с. Полетаево гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт педагогов, школы, района, области, страны;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
№ п/п |
План мероприятий |
Примерный срок (год) реализации |
Формы представления результатов |
|||
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
|
||||||
1. |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах |
2012– 2017
|
Конспекты, памятки, рекомендации |
|||
2. |
Прохождение курсов профессиональной переподготовки |
2010, 2011, 2015 |
||||
3. |
«Использование ЭОР в образовательной деятельности» |
с 2012 |
Интернет |
|||
4. |
Аттестация на первую квалификационную категорию |
2015 |
||||
5. |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, области, страны в области обучения и воспитания. |
2012-2017 |
? |
|||
7. |
Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, области, научно-практических конференций. |
2012-2017
|
Выступления, доклады |
|||
Использование современных образовательных технологий |
||||||
1. |
Использование возможностей Интернет на уроке. |
постоянно |
Написание исследовательских работ, создание проектов |
|||
2. |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий |
постоянно |
Создание презентаций |
|||
3. |
Изучение статей, брошюр передовиков – новаторов. |
Постоянно |
памятки |
|||
4. |
Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. |
Систематич. |
||||
5. |
Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. |
Систематич.
|
Оформление методической папки |
|||
6. |
Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку». Тестирование в сети Интернет. |
2007-2011 |
тесты |
|||
7. |
Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем; 2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов); 3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 5) дистанционные формы работы с учащимися; 6) проекты на уроках русского языка и литературы. |
2008-2013
|
конспекты Анкета Тесты Конспекты уроков проекты |
|||
8. |
Создание персонального сайта. |
2011 |
||||
9. |
Создание электронной почты для контакта с единомышленниками |
2008 |
||||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
||||||
1. |
Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсовете, конференции: 1) «Личностно- ориентированный подход на уроках русского языка и литературы» 2)«Роль ИКТ в преподавании гуманитарного цикла» 3) «Проведение интегрированных уроков по русскому языку» 4)«Создание ситуации успеха на уроках русского языка» 5) «Нравственные проблемы на уроках литературы» 6) «Проектная и исследовательская деятельность школьников» 7) «Применение ЦОР на уроках русского языка и литературы» 8) «Использование проектной методики в процессе преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС». |
2010-2015
|
Доклады |
|||
2. |
Вебинар для учителей русского языка и литературы «Изменения в КИМах по итоговой аттестации учащихся 9 класса» |
2015 |
||||
3. |
Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ в 9 классах. |
2011-2015 |
||||
4. |
Профессиональные публикации, статьи, сценарии, электронный урок |
2012-20151 |
Публикации статей, сценариев, уроков |
|||
5. |
Систематически пополнять папки с КИМ для ОГЭ (ГИА )на основании ежегодных изменений кодификаторов и критериев к сочинениям – рассуждениям. |
Систематич. |
Методическая папка |
|||
6. |
Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах |
2010-2015 |
||||
7. |
Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность . |
2010-2015 |
||||
8. |
1. Организация исследовательской работы учащихся. 2.Организация проектной работы учащихся 3. Применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков 4. Проведение открытых уроков, мероприятий. 5. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом работы. |
Написание исследовательских работ, создание проектов Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание докладов |
||||
5. |
Составление и реализация программ по дополнительному образованию (платные услуги): 1. «Занимательная грамматика» 6 класс 2. «Синтаксис. Пунктуация» 8 класс |
2014
|
||||
6. |
1. Разработка конспектов уроков с применением новых технологий . 2. Разработка рабочих программ в 5 классе по русскому языку и литературе с требованием ФГОС. 3. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий. 4. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов. 5. Разработка тем проектов для уроков русского языка и литературы в 5 классе. 6. Оформление результатов работы по теме самообразования. |
2012 2015 |
Оформление методической папки Написание рабочей программы Методико-дидактические материалы тесты, карточки
Обобщение опыта работы |
|||
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
||||||
1. |
Участие в профессиональных конкурсах на районном и региональном уровнях. |
2014,2015
|
||||
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время |
||||||
1. |
Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ОГЭ |
2014-2018 |
||||
2. |
Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования |
Систематич. |
Оформление методической папки |
|||
3. |
Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном . |
Конкурсы, олимпиады |
||||
4. |
Ведение мониторинга саморазвития школьников |
20 |
||||
5. |
Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления КПД использования новых образовательных технологий |
ежегодно |
анкеты |
Предполагаемый результат.
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 3,7, отсутствие неуспевающих).
2. Разработанные программы экспериментальной работы.
3. Проведенные открытые уроки перед учителями школы.
4. Доклады и выступления.
5. Разработка дидактических материалов.
6.Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
7.Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
8. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
9. Личная методическая веб-страница.
Оценка эффективности проекта
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обучаемости и обученности школьников;
Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.
Директор школы:_____________/ С.В. Шиповская