12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аладьина Алла Анатольевна481
Россия, Ростовская обл., Гуково



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Судомоделирование – один из видов технического спорта. С каждым годом популярность его популярность его растет. Организация судомодельного спорта – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна исторически великая морская держава. Во времена постройки Российского Флота Петр 1 повелевал: «…строить суда малые, перед постройкой оных больших». Первые судомодели выполняли больше роль украшений, нежели действующих судов в миниатюре. В настоящее время гражданский и Военно-Морской флот, имея в своем наличии тысячи судов, нуждается в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах. Судомоделизм – первая школа воспитания будущих моряков, речников и судостроителей.

Работа по данной программе нацелена на воспитание творческой личности ребенка, используя все педагогические возможности и ресурсы судомоделизма как направления технического творчества.

Занятия в объединении способствуют познанию мира техники в области судостроения и мореплавания и расширению технического кругозора; развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности, принятию нешаблонных решений.

Под судомоделированием понимается один из видов технического творчества, заключающейся в воспроизведении судомоделей, повторяющих суда прототипы в строго определенном масштабе методом копирования судна прототипа в соответствии со схемами, чертежами, разработанными конструкторскими бюро без внесения существенных изменений. А также разработка и выполнение чертежей с использованием компьютерных программ.

Судомоделирование прививает наблюдательность, способность к логическому мышлению, представлять форму, устройство (конструкцию) и принцип работы готовой модели. Программа объединения направлена на освоение работы с различными современными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. На занятиях создаются оптимальные условия для освоение практических навыков работы с материалами и инструментами. Обучающиеся приобретают знания и навыки в области черчения, моделирования, конструирования, технического дизайна, знакомятся с технической терминологией. Обучающиеся в рамках программы учатся работать с режущими инструментами, с электроинструментами, читать чертежи, изготавливать модели и макеты. На занятиях развивается мелкая и средняя моторика рук, образное и логическое мышление, зрительная память, внимание, аккуратность в изготовлении моделей и макетов.

Организация объединений дополнительного образования по судомоделированию – одна из форм распространения среди обучающихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна – великая морская держава.

Актуальность программы направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Обеспечивает обучающихся основными знаниями, практическими и общетехническими умениями и навыками, формирует профессиональное самоопределение и адаптирует их к жизни в обществе.


Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе в органическом единстве у обучающихся развиваются элементы технологической и проектной культуры как важные составляющие культуры современного человека. Во время занятий учащиеся получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность. Важная роль отводится патриотическому воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в выстроенной взаимосвязи процессов обучения, раннего развития военно-патриотических качеств личности обучающегося, приобретение и закрепление у обучающихся теоретических знаний и начальных практических навыков по созданию моделей судов.

Подбор моделей и их конструкция и размеры проводился таким расчетом, чтобы дети могли освоить основные технологические процессы, получить начальные профессиональные знания, научиться творчески решать разнообразные задачи.

Цель программы: формирование системы знаний обучающихся, ориентирование их на выбор профессии, начальная допрофессиональная подготовка.  

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с физическими основами плавания судов;

- с принципами их устройства и действия;

- научить строить простейшие модели;

- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение

читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с

чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании

различных материалов;

- обучать приемам и технологии изготовления моделей технических объектов.

Развивающие:

- развивать творческие способности обучающихся, навыки моделирования и конструирования;

- воспроизводящего и творческого воображения;

- развивать элементы технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления;

- развивать конструкторские способности, фантазию, изобретательность и потребность детей в творческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества: доброжелательность, трудолюбие, честность, ответственность, аккуратность, терпение;

- воспитывать интерес к работам изобретателей, к профессиям в области судостроения;

- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники;

- способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации.

Социальные:
-
знание национально-культурных особенностей, традиций в своей стране и зарубежных странах; применение этих знаний в различных ситуациях формального и не формального межличностного и межкультурного общения;
-
знакомство с образцами публицистической и научно-популярной литературы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

-
умение пользоваться справочным материалом;
-
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения выбранной темы;
- владение элементарными средствами чтения технической документации;
-
стремление к знакомству с образцами оригиналов техники, технических конструкций, моделей, художественного творчества разных народов.
-
умение рационально планировать свой труд;
-
умение работать в соответствии с намеченным планом;
-
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт);
- участие в общественно полезных делах;
- преодоление естественных всевозможных психофизиологических барьеров (страх, стеснение).

Метопредметные:

- расширять знания , полученные на уроках технологии, черчения, физики, истории, русского языка, изобразительного искусства;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Принципы построения программы: - научность и доступность: использование на занятиях доступных понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющиеся у учащихся опыт – от простого к сложному; - системность и последовательность в освоении технических приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания; - гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми; - образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка, с учетом имеющегося потенциала на основе закономерностей внутреннего развития; - разнообразие и приоритет практической деятельности; - принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении; - принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходе ее осуществления и конечному результату.

Отличительные особенности данной программы Настоящая программа отличается от других существующих программ по судомоделированию более последовательным подбором моделей, что позволяет освоить учебный материал постепенно и качественно. В частности это относится к способам разметки деталей, как крайне важному этапу изготовления моделей, использование для разных унифицированных деталей и узлов, постепенное усложнение конструкций моделей, строительство моделей с различными типами вооружения и движителями.

Программа рассчитана на возраст от 7 до 17 лет, на четыре года обучения.

Режим занятий. Занятия по программе проводятся два раза в неделю для первого года обучения и три раза в неделю для второго, третьего и четвертого годов обучения.

1год - занятия по программе проводятся два раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Продолжительность учебного года составляет 144 учебных часов.

2, 3 и 4 год - три раза в неделю по два часа (6 часов в неделю). Продолжительность учебного года составляет 216 учебных часов.

Объединения формируются из обучающихся на добровольной основе. Занятия проводятся как с постоянным составом, так и с переменным.

Число обучающихся в объединениях: 1 года обучения 12 человек, 2 года обучения 10 человек, 3 и 4 года обучения 8 человек. Возможно разделение на подгруппы, что обусловлено сложностью и большим объёмом работ по изготовлению моделей. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки обучающихся и их индивидуальными особенностями. Продолжительность одного занятия 40 минут с 10 минутным перерывом.

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Целенаправленная и системная работа в объединении прививает юным кораблестроителям целеустремленность, самообладание, развивает творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. В сферу деятельности входят элементы школьных дисциплин но, не повторяя, а дополняя и расширяя те знания, которые обучающиеся получают в школе. В объединении занимаются дети различного уровня подготовленности и общительности. Создание атмосферы творческого поиска, развитие творческой активности и самостоятельного решать поставленные перед собой задачи является основой программы. В целях развития самостоятельности и творческой активности на занятиях предлагается решать небольшие познавательные задачи, связанные со способами изготовления и сборки деталей. Так как в процессе технического моделирования обучающийся использует разнообразные материалы, инструмент, приспособления, то при выполнении творческих работ раскрываются и развиваются индивидуальные способности каждого учащегося в конструкции, художественном и технологическом исполнении моделей.

Обучение идет не только по схеме «педагог – обучающийся», но и «обучающийся – обучающийся». Как показывает практика, такого рода общение между детьми способствует лучшему усвоению знаний. Развитие наставничества является не только коммуникативным направлением в воспитании, но и возможностью расширять и углублять свои знания в изучаемом деле. Наставничество старших над младшими и оказание им практической помощи на занятиях и в организации соревнований способствуют формированию доброжелательных отношений в объединении.

Программа строится с учетом личностных потребностей учащихся в познавательной и преобразовательной творческой технической деятельности. Объекты проектирования, моделирования и конструирования подбираются исходя из интересов учащихся. Педагог поощряет поиск нестандартных решений, проявления изобретательности у учащихся.

При организации работы учитываются и психологические особенности учащихся, их темперамент. У некоторых вера в себя достаточна развита, у других ее нужно формировать и воспитывать. Эта черта характера развивается по мере положительных результатов в практической работе. Большую помощь оказывает поощрение, хорошее отношение или совет со стороны педагога.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в объеме, который позволил бы им правильно понять значение тех или иных технических требований, помог бы более осознанно выполнять работу. Предыдущие занятия создают предпосылку для последующей работы. Многие темы отрабатываются параллельно, и на одном занятии учащиеся могут заниматься разными видами работы. Для практической работы подобран ряд моделей, которые различаются не только по сложности изготовления, но и относятся к различным классам судов. И каждая модель изготавливается из определенного набора материалов, который расширяется с продвижением от одной модели к другой.

С первых занятий учащиеся приучаются к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте. Перед практической работой с инструментом и на станочном оборудовании проводится инструктаж по технике безопасности и периодически повторяется в процессе работы.

Для повышения активности, регулирования мышечной нагрузки и отдыха глаз в ходе занятий чередуются виды деятельности.

Программа предусматривает включение обучающихся в следующие виды деятельности: на первом этапе обучения – изготовление самоделок из бумаги, фанеры, реек, пенопласта, а также знакомит с простым инструментом: лобзик, ножницы, нож, карандаш и линейка; на втором этапе изучают историю мореплавания и судостроения и изготавливают модели из бумаги, фанеры, реек, пенопласта; на третьем и четвертом обучающиеся работают самостоятельно над созданием проектов будущих кораблей и изготавливают их поэтапно, используя в работе наиболее сложный материал.

Формы занятий:

- беседа; рассказ; объяснение материала;

- практические занятия;

- соревнования;

- экскурсия;

- комбинированные (смешанные) занятия;

- индивидуальные занятия.

Проведение занятий по начальному судомоделированию в различных формах, организация квалификационных соревнований внутри объединения, обязательное применение индивидуальных форм работы, что обусловлено разновозрастным составом объединения и различным уровнем подготовки детей.

Для оценки эффективности данной программы педагог проводит мониторинг уровня знаний умений и навыков обучающихся по тест- картам. Тест - карты разрабатываются педагогом и включают в себя два раздела теоретический и практический. Первый раздел тест-карт оценивается по трем уровням высокий, средний, низкий вторая часть по баллам и визуальному оцениванию педагога. Мониторинг проводится три раза: вводный мониторинг для определения первоначального уровня знаний, умений и навыков, промежуточный мониторинг проводится с целью определения уровня полученных за первое полугодие приобретенных по программе знаний, умений и навыков, итоговый мониторинг проводится в конце учебного года для выявления уровня освоения программы. Также ведется постоянное отслеживание теоретических знаний по основным разделам тематического плана программы в форме устного опроса и наблюдения за выполнением работы;

- практические умения и навыки, предусмотренные программой;

- творческие навыки;

- умение выступать перед аудиторией;

- коммуникативные умения;

-учебно-организационные умения и навыки;

- соблюдение в процессе деятельности правил безопасности;

- умение аккуратно выполнять работу.



О результативности работы по данной программе можно судить также по следующим критериям:

- участие в мероприятиях технического творчества;

- наполняемость и сохранность группы в течение учебного года;

- повышение качества исполнения и сложности моделей, выполняемых обучающимися.


Ожидаемые результаты.

Иметь представление:

- об исторических сведениях о развитии судостроения и мореплавания в России, о подвигах русских и советских моряков;

- об основных судостроительных терминах и понятиях;

- об основных Правилах соревнований по судомодельному спорту;

- о приемах подготовки моделей к участию в соревнованиях;

Знать:

- составные части и устройства моделей яхты и катамаранов;

- общее устройство корабля, судна, моделей;

- теоретический чертеж моделей, материалы и инструменты, используемые при изготовлении моделей;

- типы парусного вооружения, используемые на маломерных судах;

- красители, лаки и растворители, используемые в судомоделизме;

- способы и приемы установки парусного вооружения;

- технику безопасности.

Уметь:

- пользоваться ручным инструментом для обработки деталей из картона, фанеры, древесины, металла, пластмасс;

- выработать способность решать поставленные задачи в процессе коллективной деятельности;

Изготовление каждым обучающимся всех предусмотренных программой моделей, позволит обучающимся освоить основные приемы работы с различными материалами и инструментами. Усвоить основные правила техники безопасности.

- работать с научной литературой по судомоделированию;

- работать со слесарным инструментом: лобзиком, ножом, наждачной бумагой, напильником, паяльником;

- определять типы судов по силуэтам;

- работать с красящими и клеящими материалами;

- уметь самостоятельно по чертежам изготавливать простейшие модели яхт катамаранов;

- изготавливать отдельные элементы моделей, используя готовые инструкции (чертежи);

- анализировать готовое изделие, используя рекомендации, чертежи;

- организовывать самостоятельную деятельность, уметь создавать проекты поэтапно его выполнять;

- овладеть навыками эстетичного оформления творческой работы.

















Тематический план

Первый год обучения

п\п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

0

2

Простейшие модели судов. Вводный мониторинг.

36

4

32

3

Модели с резиновым двигателем. Промежуточный мониторинг.

60

11

49

4

Модели на резиновом моторе. Итоговый монитоторинг.

42

3

39

5

Итоговые соревнования.

2

0

2

6

Заключительное занятие

2

2

0


ВСЕГО

144

22

122


Краткое содержание.

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с традициями объединения. Раскрыть основные понятия судомоделирования. Познакомить с историей русского флота и моделями военных кораблей. ТБ по ОТ, ПБ, АТБ.

2. Простейшие модели судов. Вводный мониторинг.

Теория. Основные виды моделей катамарана, тримараны, катера, шхуны, лодки. Изучение устройства судов. Понятие о шаблонах и лекалах. Знакомство с инструментами и техникой работы с ними. Вводный мониторинг.

Практика. Выбор и заготовка материала, разметка. Изготовление корпуса, снастей и вооружения. Раскрой парусов и их установка. Изготовление мачты. Шлифовка, покраска, отделка, сборка модели.

3. Модели с резиновым двигателем. Промежуточный мониторинг.

Теория. Знакомство с основными сечениями корпуса судна. Изучение теоретического чертежа. Понятие о прочности судна и его непотопляемости. Надстройки, рубки, дельные вещи. Лакокрасочное покрытие. Промежуточный мониторинг.

Практика. Отработка безопасных приемов труда при столярных и слесарных работах. Набор или выдалбливание корпуса, изготовление палубы, надстроек, рубок, леерное ограждение, судовые и дельные вещи, изготовление такелажа, буксирных и причальных устройств. Окрашивание модели, сборка.

4. Модели на резиновом моторе. Итоговый мониторинг.

Теория. Изучение конструкций корпуса судов и кораблей. Виды надстроек и ограждений, оружие военных кораблей. Понятие о рационализаторстве. Итоговый мониторинг.

Практика. Разметка, изготовление корпуса. Изготовление судовых и дельных вещей. Изготовление швартовых и якорных устройств. Изготовление надстроек, рубок, ограждений, такелажа. Подготовка к покрытию лакокрасочными материалами, окраска. Сбор и монтаж. Регулировка модели и всех систем.

5. Итоговые соревнования.

Теория. Анализ недостатков и их устранение. Правила соревнований.

Практика. Подготовка модели к участию в соревнованиях. Устранение недостатков.

6. Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов за год. Планирование и перспективы на следующий учебный год.






























Тематический план

Второй год обучения


п\п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

0

2

Простейшие модели судов на резиномоторе. Вводный мониторинг.

16

3

13

3

Изготовление моделей «Класса Б – 600» (ЕК, ЕН, ЕЛ – 600) на электродвигателях. Промежуточный мониторинг.

92

7

85

4

Изготовление маломерных судов.

88

8

80

5

Итоговое соревнование на личное первенство. Итоговый мониторинг.

16

7

9

6

Заключительное занятие.

2

2

0


ВСЕГО

216

29

187


Краткое содержание

1.Вводное занятие.

Теория. Знакомство с целями и задачами объединения «Судомоделирование» на учебный год. Ознакомление с классами моделей. История Российского флота. Современный флот России. Инструктаж по ТБ, ППБ.

2.Простейшие модели судов на резиномоторе. Вводный мониторинг.

Теория. Вводный мониторинг. Виды моделей с резиномотором. Основные принципы используемой энергии резиномотора для придания хода модели. Виды материалов, применяемые для изготовления корпусов моделей. Инструктаж ТБ по ОТ, ПБ, АТБ.

Практика. Выбор модели по классам (военный, гражданский, подводная лодка). Подбор материала для корпуса. Простейший чертеж модели в трех проекциях. Изготовление корпуса модели. Изготовление надстроек, деталировки резиномоторной модели судна, корабля, подводной лодки. Покраска модели (виды краски, методы покраски судомоделей). Последовательность сборки судомодели.

3. Изготовление моделей «Класса Б – 600» (ЕК, ЕН, ЕЛ – 600) на электродвигателях. Промежуточный мониторинг.

Теория. Виды моделей судов, входящих в спортивную классификацию «Е -600». Применяемые электродвигатели и аккумуляторы на моделях класса «Е – 600». Дистанция для испытания ходовых качеств модели класса «Е – 600». Правила соревнований. Особенности соревнований в классе «ЕЛ – 600». Промежуточный мониторинг.

Практика. Подбор чертежа корабля прототипа для изготовления модели. Вычерчивание чертежа модели в нужном масштабе. Подбор материалов для изготовления корпуса модели. Подбор материалов для изготовления надстроек и деталировки модели. Изготовление корпуса модели. Изготовление надстроек. Установка электрооборудования на модель. Изготовление деталировки модели. Последовательность подготовки модели к покраске. Способы покраски моделей. Особенности нанесения ватерлинии и маркировки. Очередность сборки модели. Сборка модели. Центровка модели в емкости с водой. Прохождение пробного стенда модели.

4. Изготовление маломерных судов.

Теория. Основные характеристики маломерных судов. Виды судов, которые относятся к этому классу. Назначение и действия, выполняемые этими судами. Основные правила черчения теоретических чертежей. Специфические морские термины, применяемые в теоретических чертежах. Свойства клеев, марки, применяемых клеев в судомоделизме. Основные требования, предъявляемые к судовым краскам. Характеристики красок, применяемых в судомоделировании.

Практика. Подбор материала для изготовления корпуса модели. Разметка деталей корпуса моделей. Изготовление корпуса модели. Подбор двигателя и питания для электродвигателя. Установка электрооборудования в корпусе модели. Установка ходовой части на модель. Изготовление деталировки для модели. Подготовка модели к покраске. Покраска модели. Сборка модели. Монтаж и проверка двигательной установки и рулевого устройства на собранной модели на стенде. Установление модели на кильблоки. Центровка модели и проведение кретования и дифферентования модели в емкости с водой. Проверка и при необходимости устранение течи в корпусе модели.

5. Итоговое соревнование на личностное первенство. Итоговый мониторинг.

Теория. Классы моделей. Использование прототипа в военных и гражданских целях. Флот России, его значение в экономике России и обороне рубежей России. Морская терминология. Основные правила проведения соревнований. Итоговый мониторинг.

Практика. Доводка моделей по всем параметрам. Проведение тренировочных запусков моделей на открытой воде. Ходовые испытания по спортивной классификации на конкретной дистанции. Проведение соревнований на личное первенство.

6. Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов за прошедший учебный год. Цели, задачи, пожелания на следующий учебный год. Рекомендации по повышению знаний, умений и навыков по судомоделированию. Список рекомендуемой литературы.



Методическое обеспечение программы.

При работе по программе используются основные виды деятельности: информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность направлена на овладение умениями и навыками технической направленности через выполнение образцов изделий и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости и аккуратности у учащихся, так же формируются и вырабатываются такие черты характера, как здоровый спортивный азарт и конкуренция, настойчивость и упорство. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность овладеть техническими навыками и проявить свои творческие способности.

При обучении по программе используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, удовлетворенности от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, слеты юных техников и соревнования. Важными условиями творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных учащихся и в то же время позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.

Последовательность прохождения тем программы может меняться в зависимости от хода образовательно-воспитательного процесса. В тематический план включены занятия «свободным творчеством», которые позволяют, повышая творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал.

Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы. Каждая тема завершается запуском моделей тех учащихся, которые овладели навыками лучше других.

Формой подведения итогов программы является итоговые соревнования объединения, в которых участвуют все учащиеся, независимо от качества и сложности их моделей.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Помещение: лаборатория оборудована в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и полки для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы:

- ватман;

- карандаши;

- клей ПВА, «Дракон», «Момент»;

- растворитель;

- краска;

- фанера;

- рейки;

- древесина различных пород;

- проволока;

- нитки;

- булавки;

- копировальная бумага;

- полотно, материя;

- зубочистки;

- пенопласт;

- эпоксидные смолы;

- композитные материалы: стеклоткань, углеткань, кевлар.

Инструменты и приспособления:

Линейка, треугольник, циркуль, нож-резак, ножницы, шило, рубанок, напильники, молоток, стамески, паяльник, пассатижи, ножовка, электрическая дрель, сверлильный станок, выжигатель.



ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

- образцы готовых изделий, журналы, комплекты шаблонов, приспособлений, книги, альбомы с образцами частей судомоделей, катеров, катамаранов, тримаранов, альбомы с чертежами, технологические карты, инструкционные карты, подборки рисунков, фотографий, флеш - карты различных изделий и описания их изготовления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ.

1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерациии».

2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утвержении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.Агафонова И.Н. « Учимся думать» СПб 2006год

4.Калугин Н.М. «Охрана труда, пожарная безопасность в общеобразовательной школе» - М 2009год.

5.Кочетов А.И. «Работа с трудными детьми» - М 2007 год.

6.Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения» - М 2008 год

7.Муравьев Е.М. «Слесарное дело» - М 2000 год

8.Рудин Г.А. «Игра – новая форма обучения» (идеи, опыт, практика), СПб 2011 год.

9.Тимина З.М. «Формирование общественной направленности личности школьника» - М 2007 год.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1.Алексеев В.Е. «Организация технического творчества учащихся»

М.: 1984г.

2.Андреева Н.П. «Развитие технического творчества младших школьников» М.: 1990г.

3.Чумаков А.А. «Школа под парусами» М.: 1981г.

4.Справочник по композиционным материалам. М.: 1988г.

5.Щетаков Б.В. «Судомоделирование»

6.Целовальников А.С. «Справочник судомоделиста» М.: 1990г.

6.Журналы: «Юный техник», «Крылья Родины», «Левша», Приложение к «Юному технику».

8.Муравьев Е.М. «Слесарное дело» - М 2000 год



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1.Бондаревская В.А. «Теория и практика личностного ориентирования образования».

2.Веселовский А., Глуховцев «Судомоделизм для начинающих»

3.Веселовский А. «Морской моделизм».

4.Дремлюга А., Дубина Л. «Юному судомоделисту».

5.Карпинский А., Смолис С. «Модели судов из картона».

6.Журналы: «Моделист-конструктор». «Техника-молодежи», «Крылья

Родины», «Юный техник».

7.Карабанов Н.А. « Справочник по трудовому обучению» - М 2005 год.

8. Горский В.А. «Техническое конструирование и военно - патриотическое воспитание школьников» М 2007 год.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

1.Заворотов В.А. «От идеи до модели» М.: 1982г.

2.Михайлов М.А., Соколов О.Л. «От драка до крейсера» М.: 1975г.

3.Максимихин И.А. «Как построить модель корабля»

4.Михайлов М.А. «Модели современных военных кораблей»

5.Курти О.В. «Постройка модели судов»

6. Технические журналы: «Катера и яхты», «Морской флот», «Судостроение», «Речной флот»

7.Журналы: «Моделист-конструктор». «Техника-молодежи», «Крылья

Родины».



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.

1.Кацтер С.М. «Флот на ладони»

2.Сахновский Б.И. «Модели судов новых типов»

3.Романов И.С. «Простейшие двигатели для морских моделей»

4.Клементьев С.П. «Радиоуправление моделями кораблей»

5. «Модел бау хойте»: «Моделизм сегодня» (Германия)

6. «Моделяр»: «Моделист» (Чехия)






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.