12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Юрьевна25
Дизайнер, педагог ИЗО
Россия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 Г. ВЛАДИВОСТОКА












ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА


на основе

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДИЗАЙН»
















Владивосток 2022







«Одобрено»


Методическим советом

образовательного учреждения


Дата рассмотрения

«Утверждаю»


И.о. директора – Е.Е. Чеснокова


(подпись)


дата утверждения















Разработчик: Охотникова Юлия Юрьевна, преподаватель, учитель изобразительного искусства, дизайнер окружающей среды.



Рецензенты:


Хохлова Анна Тимофеевна, преподаватель изобразительного искусства, магистр педагогической психологии.



Мельникова Олеся Ивановна, завуч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы дизайна» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Учебный предмет «Основы дизайна» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Дизайн», реализуется в обязательной части учебного плана.

Программа предмета «Основы дизайна» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках с целью освоения проектной деятельности, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия художественной культуры через пробуждение интереса к изобразительному творчеству.

Программа обеспечивает знакомство учащихся с изобразительными средствами композиции, основами стилизации, основами плоскостной композиции, которые применяются в фирменном стиле, информационном дизайне, графическом дизайне, плакате. Содержание программы включает в себя основы объемной композиции, сфера применения которой распространяется на разработку проектов модульного оборудования, упаковки, витрины.

Содержанием программы являются задания, составленные с учетом возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. Выполняя задания, связанные с изобразительной деятельностью, дети учатся применять разнообразные графические материалы, организовывать композиционную плоскость, композиционный центр формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными видами дизайна, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию.

Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: просмотр книжных иллюстраций, полиграфической продукции, журналы по дизайну, беседы в процессе обучения на заданную тему, выполнение коллективных работ, обсуждение, копирование. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой по дизайну.






Цели и задачи учебного предмета

Цели:

развитие художественно-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области дизайна;

определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных организациях и организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы в области дизайна.

Задачи:

овладение основами художественной грамоты;

формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;

формирование практических навыков создания дизайн-объектов;

творческое использование полученных умений и практических навыков;

развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, сотворчество.


Методы обучения

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой деятельности учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, разработка проектов);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Основы дизайна» разработано с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей их пространственного мышления и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техническими способами работы с различными материалами, а практическая часть – это применение теоретических знаний в учебном и творческом поиске. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии мира дизайна, приобретают умения работать в различных графических техниках, технике коллажа, учатся создавать дизайн-проекты.

Содержание программы включает следующие основные направления:

изобразительные средства композиции; стилизация, плоскостная композиция; сфера применения плоскостной композиции (фирменный стиль, информационный дизайн, графический дизайн, шрифт, плакат); объемная композиция: сфера применения объемной композиции (модульное оборудование, упаковка, витрина).



























Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самост. работа

Аудиторные занятия




Раздел 1: Графические средства композиции

1.1.

Точка. Упражнения на заданную тему.

Урок

3

1

2


1.2.

Линия. Пластическая конфигурация. Упражнения на заданную тему.

Урок

3

1

2


1.3.

Линия. Направленность, размер и протяженность Упражнения на заданную тему.

Урок

3

1

2


1.4.

Пятно. Цвет. Упражнения на заданную тему.

Урок

3

1

2


1.5

Тон. Упражнения на заданную тему.

Урок

3

1

2


Раздел 2: Сфера применения графических приемов в изображении и декоративных композиций. Креатив.

2.1.

Копирование графического линейного изображения на светлом фоне. Упражнения на заданную тему

Урок

3

2

3


2.2.

Копирование графического линейного изображения на темном фоне. Упражнения на заданную тему

Урок

4

2

3


2.3.

Креатив. Значение, развитие.

Упражнения на заданную тему

Урок

3

2

2


2.4.

Создание собственной графической работы на заданную тему Итоговое задание: композиция на заданную тему

Урок

4

2

3


Раздел 3: Плоскостная композиция

3.1.

Композиционные преобразования плоскости. Понятия количественной массы пятна, пластики, равновесия. Организация композиционного центра: акценты, сгущение, разряжение. Упражнения на заданную тему

Урок

4

1

3


3.2.

Организация статичной и динамичной композиции. Упражнения на заданную тему

Урок

4

1

3


3.3.

Понятия «ритма» и «метра» в композиции. Упражнения на заданную тему

Урок

4

1

3


3.4.

Понятия «контраста», «нюанса», «тождества», «подобия» и сфера применения их в композиции. Итоговое задание: композиция на заданную тему

Урок

4

1

3



Итого


45

17

33



2 год обучения

Раздел 1: Фактура в интерьере.

1.1.

Фактура. Передача фактур предметов. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3


1.2.

Фактура. Цвет. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3


1.3.

Итоговое задание: Копирование интерьера. Упражнения на заданную тему.

Урок

12

4

8


Раздел 2: Основы стилизации

2.1.

Форма. Приемы и способы трансформации и преобразования формы. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

2

3

2.2.

Стилизация растений. Копирование растительного орнамента. Графика. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

2

3

2.3.

Стилизация растений. Растительный орнамент. Цвет. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3

2.4.

Виды и приемы стилизации животных. Копирование графических изображений животных. Упражнения на заданную тему

Урок

4

1

3

2.5.

Стилизация животных. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3

2.6.

Итоговое задание: таблица по стилизации


6

2

4


Итого


46

17

33



3 год обучения

Раздел 1: Стилизация объектов в объёмной композиции. Графическое изображение.

1.1.

Линия. Пластическая конфигурация. Упражнения на заданную тему.

Урок

1

1

1

1.2.

Стилизованный натюрморт. Линейная пластика объектов. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3

1.3.

Стилизованный натюрморт. Пластика объектов при помощи точки, линии и пятна. Копирование. Упражнения на заданную тему.

Урок

4

1

3

1.4.

Итоговое задание: композиция на заданную тему


10

4

6


Раздел 2: Стилизация объектов в объёмной композиции. Цвет.

2.1.

Стилизованный натюрморт с натуры. Упражнения на заданную тему.

Урок

3

2

3

2.2.

Стилизованный натюрморт. Искажение пропорций и формы.

Упражнения на заданную тему.

Урок

3

2

3

2.3.

Итоговое задание: композиция на заданную тему


10

4

6

Раздел 3: Стиль в дизайне. Шрифтовая композиция.

3.1.

Стиль и образ. Условия формирования стиля, стилеобразующие элементы (цвет, пластика, фактура, шрифт). Формальная композиция на заданную тему с использованием шрифта

Урок

3

1

2

3.2.

Шрифт в дизайне. Шрифтовая композиция

Урок

3

1

2

3.3.

Итоговое задание: композиция на заданную тему


6

2

4


Итого


47

17

33

4 год обучения

Раздел 1: Информационный дизайн

1.1.

Реклама. Виды рекламы. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

1.2.

Плакат. Особенности языка плаката. Стиль в плакате. Упражнения на заданную тему .

Урок

3

1

2

1.3.

Информационный стенд. Виды информационных стендов. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

1.4.

Итоговая работа: создание эскиза рекламной установки

Урок

6

2

4

Раздел 2: Графический дизайн. Создание логотипа.

2.1.

Знак. Пиктограмма. Эмблема.

Урок

1

1

1

2.2.

Образ в шрифте. Логотип. Упражнения на заданную тему

Урок

4

1

3

2.3.

Графическая продукция. Виды графической продукции. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

2.4.

Итоговая работа: создание логотипа детской школы искусств.


6

2

4

Раздел 3: Социальный плакат

3.1.

Характерная особенность социального плаката. Целевая аудитория. Средства выражения идеи плаката. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

3.2.

Выбор темы социального плаката. Формирование образа. Упражнения на заданную тему

Урок

1

1

1

3.3.

Поиск графических средств выражения. Упражнения на заданную тему

Урок

6

2

4

3.4.

Итоговая работа: эскиз социального плаката

Урок

10

4

6


Итого


47

17

33



5 год обучения

Раздел 1: Основы проектирования.

1.1.

Объемно-пространственная композиция, ее средства, приемы и закономерность. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

3

1.2.

Дизайн изделий. Эргономика. Упражнения на заданную тему

Урок

2

1

3

1.3.

Упаковка. Виды упаковок. Упражнения на заданную тему

Урок

2

1

3

1.4.

Итоговое задание: создание упаковки заданного объекта (лампочка, специи, ёлочная игрушка и т.п.)

Урок

10

4

6

Раздел 2: Дизайн витрины магазина

2.1.

Виды витрин. Выявление характерных особенностей магазина. Образ. Упражнения на заданную тему

Урок

2

1

1

2.2.

Объемный и плоскостной материал. Особенности композиции витрины. Упражнения на заданную тему

Урок

2

1

1

2.3.

Праздничное оформление витрины. Упражнения на заданную тему

Урок

6

2

4

2.4.

Итоговое задание: проект витрины магазина

Урок

6

2

4

Раздел 3: Модуль

3.1.

Сфера применение модуля в дизайне. Виды модуля. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

3.2.

Модульное оборудование. Модульная мебель. Упражнения на заданную тему

Урок

3

1

2

3.3.

Итоговое задание: создание модульного конструктора

Урок

6

2

4


Итого


45

17

33




Годовые требования


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Изобразительные средства композиции

Тема: Точка. Свойства и характеристики точки. Минимальный графический элемент, полученный от минимального соприкосновения графического инструмента с поверхностью листа бумаги. Художественная выразительность точки зависит от размера (большая или маленькая); конфигурации (правильная или неправильная фигура, сложная или простая); тона (соответствие ахроматической шкале светлотности) и расположение на композиционной плоскости.

Самостоятельная работа: выполнить образцы графического заполнения плоскости, используя выразительные особенности различных видов точечной графики. Формат А4, материалы: маркер, бумага, линер.

Тема: Линия. Пластическая конфигурация. Свойства и характеристики линии. Различные конфигурации линий. Различные состояния линии: рваность, мягкость, расплывчатость, четность и т.п. Эмоциональная характеристика линий. Линия, как след от графического материала. Серия упражнений на использование различных графических материалов.

Самостоятельная работа: нарисовать линеарную композицию на растительную тему, копирование. Формат А4, материалы: бумага, линер.

1.3 Тема: Линия. Направленность, размер и протяженность.

Свойства и характеристики линии. Направленность, размер и протяженность. Эмоционально выразительный характер линейной графики. Выразить понятия: текучесть, ломкость, разрыв, связывание, переплетение.

Самостоятельная работа: скопировать графический рисунок морского животного. Формат А4, материалы: маркер, бумага, линер.

1.2. Тема: Пятно. Свойства и характеристики пятна. Различные конфигурации пятна. Различные состояния пятна: рваность, мягкость, расплывчатость, четность, и т.п. Эмоциональная характеристика пятна. Пятно, созданное различными графическими материалами. Серия упражнений на использование различных графических материалов.

Самостоятельная работа: на основе пятна, созданного методом монотипии, создать графическое типизированное изображение на основе дорисовки и подрисовки. Формат А3, материалы: маркер, тушь, акварель, бумага.

Тема: Тон. Графическая проработка пятна, светлота или темнота которого зависит от ахроматической шкалы светлотности. Тональные равномерные переходы от белого к черному, проходя через ряд оттенков серого.

Самостоятельная работа: выполнить тонально-графическую работу, предложенную ахроматическую шкалу. Линейная, точечная, растушевка. Формат А3, материалы: графитный карандаш/тушь/линер, бумага.


Раздел 2: Сфера применения графических приемов в изображении и декоративных композиций. Креатив.

2.1. Тема: Копирование графического линейного изображения на светлом фоне. Максимально скопировать приближено к изображению. Выполнить аккуратно.

Самостоятельная работа: Копия изображения рыбы, птицы, насекомого. Формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.2. Тема: Копирование графического линейного изображения на темном фоне.

Максимально скопировать приближено к изображению. Выполнить аккуратно.

Самостоятельная работа: Копия изображения растительного мира, насекомого, композиция. формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.3. Тема: Креатив. Слово креатив (англ. creative — творческий) — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Для развития креатива у ученика можно выполнить упражнение: придумать и нарисовать историю в картинках. Упражнение на заданную тему помогает развивать фантазию, логически и понятно изображать мысли, задумки, истории художника. Например, придумать историю создания бытового предмета — кто и где ее создавал? А может этот предмет из старинного китайского чайного сервиза и у нее есть магическое свойство — исполнять желания? Историю надо не просто придумать, ее надо почувствовать. Потому что просто выстраивать логическую цепочку — скучно. А придумывать истории — увлекательно.

Самостоятельная работа: Предмет (чайник или сахарница и т.д.) из натюрморта. Формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.4. Тема: Создание собственной графической работы на заданную тему

Использовать все пройденные навыки графики можно в собственной работе, простое плоское изображение на растительную тему.

Самостоятельная работа: Нарисовать цветы невиданной красоты в необычной вазе формат А4, материалы: гуашь, маркер, бумага.


Раздел 3: Сфера применения плоскостной композиции

3.1. Тема: Композиционные преобразования плоскости

Понятия количественной массы пятна, пластики, равновесия в листе. Организация композиционного центра. Акценты: по массе, по пластике, по смыслу, по направлению, по цвету, тону, сгущение, разряжение.

Самостоятельная работа: создать композицию на заданную тему с применением акцента, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

3.2. Тема: Организация статичной и динамичной композиции

Рассмотреть понятия «статика», «динамика». Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции – статичные. Динамичной композицией называется та композиция, в которой присутствует движение. Динамику в изображении можно показать диагональными линиями, отсутствие же диагональных направлений сделает изображение статичным. Подчеркнуть движение можно с помощью размытого фона и нечетких контуров. Передача движения. Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение.

В статичной композиции нет кульминации действия. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Статичные композиции почти всегда симметричны и замкнуты, а динамичные - асимметричны и открыты.

Самостоятельная работа: создать серию упражнений с динамичными и статичными композициями на заданную преподавателем тему, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

3.3. Тема: Понятия «ритма» и «метра» в композиции

Периодичность, повторность. Временной ритм. Чередование. Движение.

Самостоятельная работа: работа выполняется в следующем порядке: необходимо выполнить несколько упражнений на заданную тему, а именно - путем комбинации различных элементов создать композиции с различными чередованиями графических элементов, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

3.4. Тема: Понятия «контраст», «нюанс», «тождество», «подобие» и сфера применения их в композиции

Если контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств, нюанс – минимальное, то тождество – повторение этих качеств. Для того, чтобы контраст или нюанс «заработал» как средство гармонизации, нужно составить ему пару – тогда появится возможность для сравнения. Например, контраст большого и малого элементов, круглого и квадратного, черного и белого, зеленого и красного, гладкого и шероховатого и т.д. Как только появится это сравнение, появится и соотношение количества белого и черного, зеленого и красного, малого и большого. Поэтому в создании гармоничной композиции очень важен момент соотношения. В одних произведениях основную композиционную задачу выполняет контраст тона, в других - художественный образ может быть решен за счет богатства колорита, его нюансной проработанности.

Самостоятельная работа: создание композиции на основе контраста, нюанса, тождества, подобия, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Фактура в интерьере.

1.1 Тема: Фактура. Передача фактур предметов. Всякий материал имеет свой, присущий ему графический рисунок. Выполняя рисунок, необходимо научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва и т.д. Если предмет шероховатый, например камень, при рисовании на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов. Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.

Самостоятельная работа: Упражнения по имитации природных фактур различных камней, древесины. Формат А4, материалы: тушь, графит, бумага.


Тема: Фактура. Цвет.

Всякий материал имеет свой, присущий ему цвет. У некоторых материалов красив естественный цвет - это ценные породы дерева, мрамор, некоторые металлы. Но многие предметы, изготовленные из материалов малопривлекательных цветов, требуют окраски. Каждому предмету важно найти наилучшую окраску, правильно подобрать цвет.

Самостоятельная работа:

Упражнения по имитации природных фактур различных ковровое покрытие, древесина, ткань. Формат А4, материалы: гуашь, бумага.

1.3 Тема: Итоговое задание: копирование фрагмента интерьера. Копирование по фото из журнала, при наличии в интерьере 3 и более различных фактур. Задача ученика в максимально приближенном повторении картинки с оригинала.

Самостоятельная работа: копирование интерьера. формат A4, материалы: гуашь, бумага.

Раздел 2: Основы стилизации

2.1. Тема: Форма. Приемы и способы трансформации и преобразования формы

Понятие формы в дизайне. Основные особенности геометрической и растительной формы. Применить к заданной форме следующие приемы преобразования формы: огибание, расчленение, сдвиг, наклон, выступы фронта, опрокидывание, складки, скручивание.

Самостоятельная работа: создать серию упражнений по преобразованию выбранной формы. Формат А3, материалы: маркер, бумага, линейка, циркуль.

2.2. Тема: Стилизация. Стилизация растений. Растительный орнамент

Натурный сбор материала. Выбор растения. Преобразование силуэта растения: квадратный, круглый, члененный, извилистый, расплывчатый и т.п. Геометризация растительной формы, декорирование внутреннего графического пространства растения. Создание раппорта. Создание орнамента.

Самостоятельная работа: создать декоративную композицию на растительную тему, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.3. Тема: Виды и приемы стилизации животных

Стилизация животных. Выявление силуэтных характеристик. Трассировка контура. Гиперболизация формы. Геометризирование формы. Сглаживание формы. Декорирование формы.

Самостоятельная работа: создать серию эскизов по преобразованию формы выбранного животного на основе заданных признаков, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.4. Тема: Итоговое задание: таблица по стилизации

Стилизация животных по заданным признакам и свойствам: доброжелательный, жадный, неповоротливый, ленивый, радостный, хитрый. Стилизация животных по признаку движения: прыгающий, спящий, сидящий, ползающий, поедающий, летящий и т.п.

Самостоятельная работа: создать серию эскизов стилизации животных на основе заданных признаков. формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Стилизация объектов в объёмной композиции. Графическое изображение.

1.1 Тема: Линия. Пластическая конфигурация. Любой предмет имеет свою, присущую ей форму. С помощью только параллельных линий передать объём предмета.

Самостоятельная работа:

Упражнения на выявление формы предмета на плоскости используя горизонтальные или вертикальные линии. Формат А4, материалы: тушь, бумага.

1.2 Тема: Линейная пластика объектов. Стилизованный натюрморт.

Любой предмет имеет свою, присущую ей форму. С помощью линии, любой конфигурации, передать объём предмета. Упражнения на выявление формы предмета на плоскости используя только линию.

Самостоятельная работа: Линейная композиция предметов натюрморта с соблюдением пропорций и форм. Формат А4, материалы: тушь, бумага.

Тема: Стилизованный натюрморт. Пластика объектов при помощи точки, линии и пятна. Копирование.

Самостоятельная работа: композиция предметов натюрморта с соблюдением пропорций и форм. В линейной графике. Формат А4, материалы: тушь, бумага.

Итоговое задание: композиция на заданную тему: Стилизованный натюрморт. Выполнить натюрморт с постановки. Стилизовать при помощи точки, линии и пятна.

Самостоятельная работа: композиция предметов натюрморта с соблюдением пропорций и форм. В линейной графике. Формат А4/А3, материалы: тушь, бумага.


Раздел 2: Стилизация объектов в объёмной композиции. Цвет.

2.1 Тема: Стилизованный натюрморт с натуры. Придать натюрморту декоративной живости можно при помощи объединения или дробления членений предметов на градиенты по цветам и тональностям.

Самостоятельная работа: Стилизация одного бытового предмета. формат А4, материалы: гуашь, маркер, бумага.

2.2 Тема: Стилизованный натюрморт. Искажение пропорций и формы. Искажение пропорций и формы на 20-30 процентов от осей и 15-20 % объёма, не теряя основных характеристик предмета. Цветовую палитру и окраску оставляем предметам и драпировке в исходной гамме.

2.3 Итоговое задание: композиция на заданную тему.


Раздел 3: Стиль в дизайне. Шрифтовая композиция.

3.1. Тема: Стиль и образ. Условия формирования стиля, стилеобразующие элементы (цвет, пластика, фактура, шрифт)

Стиль как совокупность приемов, направленных на достижение целостности, выразительности и гармонии произведения искусства и образующих устойчивый художественный образ со своими постоянными элементами. Влияние исторических, социальных, территориальных, культурных факторов на формирование стиля. Стиль и личность. Особенности стилеобразующих элементов. Методы объединения стилеобразующих элементов, формирование стиля.

Самостоятельная работа: создание формальной композиция с использованием шрифта, цвета, фактуры в определенной пластико-стилистической структуре. Формат А4, материалы: тушь, бумага.

3.2. Тема: Шрифт в дизайне. Шрифтовая композиция

Что такое шрифт. История зарождения письменности. Первые шрифты. Образ в шрифте. Тональность в шрифте. Цвет в шрифте. Особенности шрифтовой композиции. Методы объединения шрифта и изображения.

Самостоятельная работа: создать шрифтовую композицию на тему «Буквенный город» . Эскизирование на формате А4, материалы: тушь, бумага.

3.3. Тема Итоговое задание: композиция на заданную тему. Буквенный город. Формат А4/А3, материалы: тушь, бумага.


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Информационный дизайн

1.1. Тема: Реклама. Виды рекламы. Упражнения на заданную тему

Понятие реклама. История возникновения рекламы: первое тысячелетие до н. э., первая, обнаруженная в древнеегипетском городе Мемфисе, реклама представляла собой камень с высеченной на нем надписью: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая, частные объявления. По месту и способу размещения: телевизионная, радио, печатная, наружная,

Самостоятельная работа: придумать обращение, рекламирующее способности и умения каждого учащегося. Проиллюстрировать обращение, совместив изображение с текстом. Формат А3, материалы: бумага, карандаш, маркер, краски, карандаши, цветная бумага, ножницы.

1.2. Тема: Плакат. Особенности языка плаката. Стиль в плакате. Упражнения на заданную тему

Понятие плакат. Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание; смысл изображенного должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины XIX в. Характерные черты первых плакатов, отличие их от современных (сравнительный анализ).

Самостоятельная работа: на основе выбранного стиля создать плакат, рекламирующий детский летний лагерь. Эскизирование, формат А4, материалы: тушь, бумага.

1.3. Тема: Информационный стенд. Виды информационных стендов. Упражнения на заданную тему

Понятие информационный стенд. Виды стендов: напольные, настенные, несут на себе, как текстовую, так графическую информацию; мобильные баннерные стойки, маркерные информационные доски, покрытые специальной пленкой (для возможности написания на них маркером или мелом), информационные доски с внутренней подсветкой, неоном, мигающими элементами или с бегущей информационной строкой, информационные стенды с объемными элементами, буквами, фигурами, выступающими или прорезанными, информационные доски с подсветкой наружной, внутренней или контражуром, буклетницы, промо-стойки, стенд-башни. По назначению стенды можно разделить на три вида: информационные стенды, рекламные информационные стенды, обязательные стенды. По наполнению: со сменным наполнением, со статичным наполнением, комбинированные.

Самостоятельная работа: 1. Придумать 2-3 необычных авторских стенда на тему безопасности в школе. 2. Сделать эскиз каждого стенда с текстовым пояснением. Формат А3, материалы: бумага, карандаш, циркуль, линейка, краски, цветные карандаши, фломастеры, маркер, цветная бумага, ножницы, клей.

1.4. Тема: Итоговая работа: создание эскиза рекламной установки

Провести анализ проделанной работы на предыдущих занятиях. Выбрать лучший из трех эскизов. Наметить возможности дальнейшего усовершенствования эскиза.

Самостоятельная работа: выполнить эскиз рекламной установки. формат А4, материалы: тушь, бумага.

Раздел 2: Графический дизайн

2.1. Тема: Знак. Пиктограмма. Эмблема. Упражнения на заданную тему

Понятия и виды знаков, пиктограмм, эмблем, сравнительный анализ понятий, отличия и сходства. Требования, предъявляемые к знаку, пиктограмме и эмблеме.

Самостоятельная работа: сделать эскизы знака, пиктограммы или эмблемы (по выбору учащегося) для своей школы. Формат А4, материалы: бумага, карандаш, краски, фломастеры, маркер, цветная бумага, клей, линейка, циркуль.

2.2. Тема: Образ в шрифте. Логотип. Упражнения на заданную тему

Понятие «шрифт». Знакомство с эволюцией письменности. «Фонема» — «графема» — «буква». Шрифт как иллюстрация (возможность создавать иллюстрации, используя формы и начертания букв). Понятие логотип. Виды логотипов. 

Самостоятельная работа: создать образ слова «Музыка». Эскизирование. Формат А4, материалы: тушь, бумага.

2.4. Тема: Графическая продукция. Виды графической продукции. Упражнения на заданную тему

Понятие графической продукции. Виды печатной графической продукции: буклет, каталог (брошюра), календари, плакаты, этикетки и т.п.

Самостоятельная работа: Создать копию любой графической продукции. Формат А4, материалы: бумага, карандаш, краски, фломастеры, маркер, цветная бумага, клей, линейка, циркуль.

Итоговая работа: создание логотипа детской школы искусств.

Самостоятельная работа: Формат А4, материалы: бумага, карандаш, краски, фломастеры, маркер, цветная бумага, клей, линейка, циркуль.



Раздел 3: Социальный плакат

3.1. Тема: Характерная особенность социального плаката. Целевая аудитория. Средства выражения идеи плаката. Упражнения на заданную тему.

Цели и задачи социального плаката. Виды и тематика социального плаката. Социальные группы, на которые направлена содержательно-информативная часть плаката (целевая аудитория). Выбор изобразительных средств выражения в социальном плакате. Интонация пояснительного текста в социальном плакате. Поиск статистических данных. Возможность использования статистических данных.

Самостоятельная работа: создание социального плаката на заданную тему. Формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага, цветная бумага, ножницы.

3.2. Тема: Выбор темы социального плаката. Формирование образа. Упражнения на заданную тему

Выявление целевой аудитории. Выбор «языка плаката». Подбор цветового, пластического, стилистического решения, текстового обращения. Эскизирование.

Самостоятельная работа: создать серию эскизов к социальному плакату на выбранную тему. Формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.

3.3. Тема: Поиск графических средств выражения. Упражнения на заданную тему

Анализ проделанной работы, постановка дальнейших задач по теме «Социальный плакат». Усовершенствование текущей работы. Формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага.


Самостоятельная работа: продолжение текущей работы по эскизированию плакатов.

3.4. Тема: Итоговая работа: эскиз социального плаката

Анализ проделанной работы. Выбор предварительного эскиза к плакату. Обсуждение путей достижения наивысшего результата в создании социального плаката. Окончание работы.

Самостоятельная работа: создать социальный плакат на заданную тему



ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Основы проектирования. Сфера применения пространственной композиции

1.1. Тема: Объемно-пространственная композиция, ее средства, приемы и закономерность. Упражнения на заданную тему

Виды объемно-пространственной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Самостоятельная работа: создать композицию, определяемую как объемная на основе различных геометрических тел. Формат А3. Материалы: бумага, маркер, линейка, циркуль.

1.2. Тема: Дизайн изделий. Эргономика. Упражнения на заданную тему

Понятие эргономики, предназначение и истоки. Вопросы эргономики в среде дизайна. Предметный дизайн. Образ и стиль материального объекта. Удобство в пользовании объектом дизайна. Эстетика формы. Психология формы.

Самостоятельная работа: создать эскиз эргономичного предмета (стул, стол, кружка, телефон и т.п.). Формат А4, материалы: бумага, цветные карандаши.

1.3. Тема: Упаковка. Виды упаковок. Упражнения на заданную тему

Функция упаковки. Виды упаковок: жесткая, полужесткая, мягкая, внешняя, внутренняя. Требования, предъявляемые к упаковке: безопасность, транспортабельность, складируемость, гигиеничность, эстетичность, экологичность и т.п.

Самостоятельная работа: Поиск упаковки из картона или бумаги. Скопировать и сделать аналог. Формат А5, материалы: картон, цветная бумага, акварель, гуашь, маркеры.

1.4. Тема: Итоговое задание: создание упаковки

Этапы работы: определение концепции продукта; создание образа продукта (эмоциональное восприятие продукта потенциальными потребителями); выбор концепции дизайна (классика или авангард), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов; определение возможностей для визуализации (подбор ассоциативного ряда, подбор изобразительного материала для визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний потребителя); исследование цветов, тональностей, выделение элементов, обеспечивающих передачу настроения, желаний, эмоций; выбор изобразительных средств.

Самостоятельная работа: создать макет упаковки/ эскиз упаковки, материалы: картон, цветная бумага, краски, карандаши, клей, ножницы.

Раздел 2: Дизайн витрины магазина

2.1. Тема: Виды витрин. Выявление характерных особенностей магазина. Образ. Упражнения на заданную тему

Оконные витрины. Торговые витрины. В зависимости от цели, для которой предназначается витрина, и от формы бывают горизонтальные и вертикальные витрины, островные витрины, околостенные, открытые или закрытые. «Характер» магазина: детский, веселый, серьезный, лиричный, строгий, помпезный и т.п. Составление целостного сложного «образа» магазина, сложившийся из отдельных характеристик, представлений, мнений, оценок, суждений. Субъективный образ уникален и отражает черты нашей собственной личности.

Самостоятельная работа: нарисовать варианты витрин, различные по пластической структуре. Формат А4, материалы: карандаш, маркер, бумага.

2.2. Тема: Объемный и плоскостной материал. Особенности композиции витрины. Упражнения на заданную тему

Особенности совмещения в одной витрине объемного и плоскостного материала. Композиция витрины. Какой увидит витрину прохожий? Формирование «образа» магазина на основе оформления витрины. Типы оформления витрины. Различные композиционные и смысловые задачи.

Самостоятельная работа: на основе предыдущего задания выполнить упражнение по заполнению витрин различными товарами с меняющимися композиционными задачами. Формат А4. Эскизирование.

2.3. Тема: Праздничное оформление витрины. Упражнения на заданную тему

Разнообразие праздников (Новый год, 8 марта, День Победы и другие). Образная характеристика праздника. Совмещение товара с образом праздника. Средства выявления главного в композиционной структуре праздничного оформления витрины.  Единый визуальный центр. Визуальное равноправие предметов.

Самостоятельная работа: создать варианты оформления витрины различными товарами, совмещенными с образом конкретного праздника. Формат А4. материалы: карандаш, гуашь, маркер, бумага.

2.4. Тема: Итоговое задание: проект витрины магазина

Выявление функциональных особенностей проектируемой витрины. Материалы для изготовления витрины. План расстановки предполагаемых витрин в помещении. Утверждение пластическо-стилистического решения витрины. Утверждение цветового решения витрины.

Самостоятельная работа: создать эскиз витрины магазина, формат А3, материалы: гуашь, маркер, бумага, цветная бумага, ножницы.


Раздел 3: Модуль

3.1. Тема: Сфера применения модуля в дизайне. Виды модуля. Упражнения на заданную тему.

Понятие модуля. Принцип создания модуля. Комбинаторика. Применение принципа комбинаторики. Эскизирование.

Самостоятельная работа: создать модульную графическую композицию методом коллажа. Формат А4, материалы: гуашь, маркер, бумага, цветная бумага, ножницы.


3.2. Тема: Модульное оборудование. Модульная мебель. Упражнения на заданную тему

Области применения модуля. Мобильные стеллажи, витрины, прилавки, полки и т.п. Задачи модульного оборудования. Преимущество модульной мебели. Виды модуля. Модульные композиции.

Самостоятельная работа: Создать эскиз модульного рабочего места школьника. Формат А4, материалы: гуашь, маркер, бумага, цветная бумага, ножницы.

3.3. Тема: Итоговое задание: создание модульного конструктора

Сбор материала по теме. Разработка эскизов деталей конструктора на основе всевозможных геометрических форм. Варианты комбинаторного решения. Варианты цветового решения будущего конструктора.

Самостоятельная работа: создание макета конструктора на основе итогового эскиза. Формат А3. Материалы: цветной картон, клей, ножницы, канцелярский нож, металлическая линейка.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы дизайна»:

-знание профессиональной терминологии;

-знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

-знание основных признаков дизайн-композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия – асимметрия и др.).

-знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

-знание основных элементов различных художественных стилей;

-знание основных видов проектной деятельности;

-умение использовать основные техники (графику, аппликацию, коллаж) и материалы;

-умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

-умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

-наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения;

-навыки в работе с графическими приемами в композиции;

-навыки ритмического заполнения поверхности;

-навыки создания объемно-пространственных и рельефных изображений;

-навыки макетирования;

-навыки конструирования из различных материалов.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

При выставлении оценок учащимся используется 5-балльная система или качественное оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

5 (отлично) – ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая ее законы, проявил организационно-трудовые умения.

4 (хорошо) – есть незначительные «промахи» в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

3 (удовлетворительно) – работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

2 (неудовлетворительно) выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Обучение основам дизайна должно сопровождаться выполнением самостоятельных (домашних) заданий. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку учащегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.