Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (6–9 класс)

0
0
Материал опубликован 26 January 2022


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №2

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

6-9 КЛАСС



Подготовила

Учитель обществознания

Пенькова С.В.



2021-2022 г.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом МОУ «Комсомольская школа №2» от 31.08.2021г. № 152),Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание»,Программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.


Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие и самосовершенствование. Программа реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;

 организационно-планирующую функцию - предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.

Программа направлена на получение знаний, навыков, отношений и ценностных ориентаций, необходимых человеку для эффективного социального функционирования, реализации его жизненных целей и задач. Цели и задачи изучения обществознания в школе на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества гражданско-правовых ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в образовательном процессе, так и в широком социальном и общественном контексте.

Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий обществоведческой науки, общечеловеческих ценностях (право, справедливость, права и свободы человека), современных психолого-педагогических требованиях к обучению учеников основной школы, ценностях современного гражданского общества и правового государства. Усвоение учащимися учебного содержания, предлагаемого данной Программой, обеспечивает обретение ими отраслевых и базовых компетентностей.

Отбор учебного материала для содержания Программы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6-9 класса, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта основного общего образования, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования и патриотического воспитания, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов.

Программа построена на объединении личностно-ориентированного, метапредметного, системно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Содержание Программы структурировано по проблемно-тематическому принципу. Соотношение содержания обществоведческого образования на уровне основного и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности образования и специфики каждой из этих ступеней. 

Программа нацелена на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции Донецкой Народной Республики, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи и других основополагающих нормативно-правовых актах.

В Программе определенное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Значительное место отводится материалу, служащему формированию у подростков младшего и среднего возраста активной гражданской позиции. Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся представлены в Программе в виде перечня умений и навыков, которые должны приобрести школьники во время изучения той или другой темы. Они отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего образования, являются их детальной конкретизацией, на которую должен ориентироваться учитель, обеспечивая выполнение учебного плана.

Программа может выступать ориентиром для составления авторских учебных программ и учебных пособий, а также использоваться в качестве Рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения. Программа ориентирована на использование УМК под ред. Л. Н. Боголюбова.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции обществоведческого знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию их в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом.

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в 6-11 классах общеобразовательных организаций. Фундаментом данного курса являются научные знания об обществе и человеке. Содержание образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Все это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Соотношение содержания обществоведческого образования на уровне основного общего и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности обществоведческого образования и специфики каждой из этих ступеней.

Независимо от уровня общего образования изучение обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, формирование их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. 

Курс «Обществознание» на уровне основного общего образования представляет собой один из вариантов реализации новой структуры дисциплин обществоведческого цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических, социальных, политических, гражданских отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. 

Цели и задачи изучения обществознания на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. 

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантное отношение к представителям других народов и стран.

воспитание гражданской самоидентичности и ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции ДНР;

воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение элементарными методами обществоведческого познания, умениями работать с различными источниками информации;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование ценностных ориентаций;

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления обществоведческого опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой подготовке и социализации обучающихся.

Такой аспект учебного курса «Обществознание» как выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, ориентирован на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические знания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности обучающихся. Курс призван помочь сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Интегративное взаимодействие курсов истории, права, гражданственности и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. 

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. 

При изучении обществознания должны соблюдаться системно-структурный, личностно-ориентированный и развивающий подходы к овладению системой юридических знаний. Важным в обучении обществознания есть разные, в частности, инновационные способы организации учебной деятельности учеников. Вместе с фронтальной формой работы на уроках обществознания необходимо широко использовать как активное обучение (уроки- практикумы, семинары, исследование и т.п.), так и интерактивные педагогические технологии (деловые и ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, общественных процессов, имитация оперативных и судебных процедур, общественные проекты, работа в малых группах и т.п.). Это будет содействовать максимальному достижению запланированных учебных результатов, развитию ключевых и предметных компетентностей учеников, полноценной реализации личностного и деятельностного аспекта образовательного стандарта.

Учителю на уроке отводится роль организатора процесса обучения - консультанта, фасилитатора ученической дискуссии. Эффективным будет также использование мультимедийных средств обучения.

Описание места учебного предмета «Обществознание»
в учебном плане

Содержание обществоведческого образования выстроено с учетом образовательных целей соответствующей образовательной ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также предметного содержания данного курса в основной школе. Содержание предмета отвечает возрастным особенностям учащихся и современным образовательным парадигмам. Данный учебный предмет («Обществознание») на практике изучается с условием синхронизации и интеграции определенных вопросов с учебным материалом предметов «История» и «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Общая логика распределения учебного материала курса «Обществознание» – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса – антропоценрический. Все содержательные компоненты (социально- психологические, морально- этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) данного учебного курса раскрываются систематично и целостно. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение. 

Последовательность изучения материала курса «Обществознание» в Программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями формирования, построения и изучения учебного содержания курса для обучающихся 6–11 классов. 

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. 

Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим блокам для каждого из которых определены ориентировочные временные рамки. Содержательный контент является необходимым минимумом, который учащиеся должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей. Курсивом в тексте выделен материал, который может быть изучен в рамках урока обзорно или использован в самостоятельной проектной деятельности учащихся.

С целью актуализации обществоведческой компетентности необходимым элементом изучения курса должны стать практические работы, целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся. Самое главное - проведение исследования учащимися через использование информационных источников. Темы и объемы (содержательные и временные) практических работ определяются непосредственно учителем. Практические работы предусматривают преимущественно самостоятельную работу учеников над определенными аспектами содержания темы с использованием различных источников знаний (учебников, пособий, справочного материала, интернет-ресурсов и т.п.). Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; 

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; 

формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; 

наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; 

оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; 

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; 

конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; 

совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Программой предусмотрены итоговые уроки обобщения, систематизации и контроля материала конкретной темы или курса. Запланировано также выполнение учениками домашних практических задач, которые должны содействовать упрочению изученного и достижению лучших учебных результатов. 




6 класс

Раздел / Тема

Кол-во часов

Введение.

1

Человек. Деятельность человека.

13

Тема: Человек в социальном измерении.

13

Общество.

11

Тема: Человек среди людей.

11

Социальные нормы.

8

Тема: Нравственные основы жизни.

8

Итоговый урок по курсу

1

7 класс

Раздел / Тема

Кол-во часов

Введение.

1

Социальные нормы

13

Тема: Регулирование поведения людей в обществе.

13

Экономика

14

Тема: Человек в экономических отношениях.

14

Общество

5

Тема: Человек и природа.

5

Итоговый урок по курсу

1

8 класс

Раздел / Тема

Кол-во часов

Введение.

1

Человек. Деятельность человека

6

Тема: Личность и общество.

6

Сфера духовной культуры

8

Тема: Сфера духовной культуры.

8

Социальная сфера жизни общества

6

Тема: Социальная сфера.

6

Экономика

12

Тема: Экономика.

12

Итоговый урок по курсу

1

9 класс  

Раздел / Тема

Кол-во часов

Введение.

1

Политическая сфера жизни общества

11

Тема: Политика.

11

Гражданин и государство. Основы российского законодательства

21

Тема: Право.

21

Итоговый урок по курсу

1









6 класс

урока

Кол-во часов

Тема и содержание урока (примерно)

1

1

Введение. 

2-14

13

Тема1.  Человек в социальном измерении.

2-3

2

Человек – личность. 

Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. 

4

1

Человек познает мир. 

Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Учимся узнавать и оценивать себя. 

5

1

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

6-7

2

Человек и его деятельность. 

Деятельность человека, ее основные формы. (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества.

8-9

2

Потребности человека. 

Биологические, социальные, духовные потребности. Способности и потребности человека.  Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями.  Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства

10-11

2

На пути к жизненному успеху. 

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

12-13

2

Практикум по теме «Человек в социальном измерении». 

Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.

14

1

Итоговый урок. 

15-25

11

Тема2.  Человек среди людей.

15-16

2

Межличностные отношения. 

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. 

17-18

2

Человек в группе. 

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Личные и деловые отношения. Лидеры. Групповые нормы 

19-20

2

Общение. 

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

21-22

2

Конфликты в межличностных отношениях. 

Межличностные конфликты, причины их возникновения,  способы их разрешения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

23-24

2

Практикум по теме «Человек среди людей».

Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду.

25

1

Итоговый урок.

26-34

9

Тема3.  Нравственные основы жизни.

26-27

2

Человек славен добрыми делами. 

Человек славен добрыми делами. Добро, смелость и страх. Человечность. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

28-29

2

Будь смелым. 

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. 

30

1

Человек и человечность. 

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

31-32

2

Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.

33

1

Итоговый урок.

34

1

Итоговый урок по курсу

7 класс

урока

Кол-во часов

Тема и содержание урока (примерно)

1

1

Введение. 

2-14

13

Тема1.  Регулирование поведения людей в обществе.

2

1

Учимся жить по правилам. 

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. 

3-4

2

Права и обязанности граждан. 

Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Учимся пользоваться своими правами. 

5-6

2

Почему важно соблюдать закон. 

Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Общественные ценности. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.

7

1

Защита Отечества. 

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Гражданственность и патриотизм.

8

1

Для чего нужна дисциплина. 

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни

9-10

2

Виновен – отвечай. 

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних

11-12

2

Кто стоит на страже закона. 

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

13

1

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».

14

1

Итоговый урок. 

15-28

14

Тема2.  Человек в экономических отношениях.

15-16

2

Экономика и её основные участники. 

Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Обмен. Потребление. Собственность.

17

1

Мастерство  работника. 

Мастерство работника. Рынок труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. 

18

1

Пенсионное обеспечение.

19-20

2

Производство, затраты, выручка, прибыль. 

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Распределение. Факторы производства. 

21

1

Виды и формы бизнеса. 

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. 

22

1

Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Рынок капиталов

23-24

2

Обмен, торговля, реклама. 

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. 

25

1

Деньги и их функция. 

Понятие денег. Функции и  формы денег Исторические формы эквивалента стоимости. 

26

1

Экономика семьи. 

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. 

27

1

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

28

1

Итоговый урок. 

29-34

6

Тема 3.  Человек и природа.

29

1

Человек  —  часть природы.

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

30

1

Охранять природу  — значит охранять жизнь.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

31

1

Закон на страже природы.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

32

1

Практикум по теме «Человек и природа».

33

1

Итоговый урок. 

34

1

Итоговый урок по курсу


8 класс

урока

Кол-во часов

Тема и содержание урока (примерно)

1

1

Введение. 

2-7

6

Тема1.  Личность и общество.

2

1

Человек, индивид, личность.

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Общество как форма жизнедеятельности людей. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. 

3

1

Человек, общество и природа. 

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Взаимосвязь общества и природы. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная 

4

1

Общество как форма жизнедеятельности людей. 

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Развитие общества. Социальные изменения и их формы Типы обществ. Общественный прогресс Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.

5

1

Развитие общества. 

Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы.. Усиление взаимосвязей стран и народов Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.. Современное российское общество, особенности его развития.. 

6

1

Становление личности.

 Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Уважение социального многообразия.

7

1

Итоговый урок. Практикум.

8-15

8

Тема2.  Сфера духовной культуры.

8

1

Духовная жизнь.

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура, ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современном обществе. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. 

9

1

Мораль. 

Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Моральная ответственность. 

10

1

Долг и совесть. 

Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. 

11

1

Моральный выбор. 

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

12

1

Образование.

Значимость образования в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Система образования в Донецкой Народной Республике. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование.

13

1

Наука. 

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

14

1

Религия. 

Религия как форма культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мировые религии. 

15

1

Итоговый урок.  Практикум

16-21

6

Тема3.  Социальная сфера.

16

1

Социальная структура общества. 

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. 

17

1

Социальные статусы и роли. 

Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Социальный статус личности. Социальная мобильность. 

18

1

Семья и семейные отношения. 

Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.

19

1

Нации и межнациональные отношения. 

Этнос и нация. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Национальное самосознание. Россия – многонациональное государство. Полиэтническая уникальность народа Донбасса. Социальная политика Российского государства.

20

1

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

21

1

Итоговый урок. Практикум

22-34

13

Тема 4. Экономика.

22

1

Экономика и ее роль в жизни общества. 

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). 

23

1

Главные вопросы экономики. 

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. 

24

1

Понятие собственности. 

Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

25

1

Рыночная экономика. 

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.

26

1

Производство – основа экономики.

Производство  основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. 

27

1

Предпринимательская деятельность. 

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. 

28

1

Роль государства в экономике.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Инфляция. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. 

29

1

Распределение доходов. 

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы. Личный финансовый план.

30

1

Потребление. 

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.. Экономические основы защиты прав потребителя.

31

1

Семейная экономика. 

Номинальные и реальные доходы. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы.  

32

1

Понятие безработицы. 

Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.

33

1

Мировая экономика.

Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

34

1

Итоговый урок. Практикум

9 класс

урока

Кол-во часов

Тема и содержание урока (примерно)

1

1

Введение.

2-12

11

Тема1. Политика.

2

1

Политика и власть

Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Средства массовой информации в политической жизни.

3

1

Государство. 

Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Разделение властей. Институт гражданства. Внутренняя и внешняя политика государства.

4

1

Политические режимы. 

Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. 

5

1

Правовое государство. 

Гражданское общество и правовое государство. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

6

1

Государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. 

7

1

Наше государство - Донецкая Народная Республика. Конституция и государственные символы Донецкой Народной Республики. Органы государственной власти в Донецкой Народной Республике. Суд и правоохранительные органы в Республике. Гражданин Донецкой Народной Республики. 

8

1

Гражданское общество и государство.

Условия и пути становления гражданского общества и правового государства. Местное самоуправление. Общественная палата. Учимся участвовать в жизни гражданского общества 

9

1

Участие граждан в политической жизни. 

Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Обращения в органы власти. Референдум. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма

10-11

2

Политические партии и движения.

Общественно-политические движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения. Участие партий в выборах. Политическая жизнь.  Влияние СМИ на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

12

1

Итоговый урок. Практикум

13-

22

Тема 2. Право.

13

1

Роль права в жизни человека, общества и государства. 

Принципы права. Субъекты права. Система права. Источники права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

14-15

2

Правоотношения и субъекты права. 

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

16

1

Правонарушения и юридическая ответственность. 

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности

17

1

Правоохранительные органы. 

Полиция. Судебная система. Конституционный суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

18

1

Конституция – основной закон государства.

Этапы развития Конституции. Основные задачи и структура Конституции. Особенности Конституции ДНР. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики.

19

1

Основы конституционного строя ДНР.

 Народовластие.  Правовое государство. Глава государства. Органы законодательной и исполнительной власти. Конституционные основы судебной системы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства

20-21

2

Права и свободы человека и гражданина.

Права человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права, свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ и в ДНР. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 

22-23

2

Гражданские правоотношения.

Гражданское право. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Способы защиты гражданских прав. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности.Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей, защита прав потребителей.

24-25

2

Трудовые правоотношения.

Право на труд. Трудовые отношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Трудоустройство несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.Правовой статус несовершеннолетнего работника. Учимся устраиваться на работу. 

26

1

Семейные правоотношения.

Юридические понятия семьи и брака. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов.  Права и обязанности родителей и детей. Семья под защитой государства. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. 

27

1

Административное право

Понятие, виды и формы административных правоотношений.  Особенности административно-правовых отношений. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. 

28-29

2

Уголовное право. 

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.Пределы допустимой самообороны. 

30

1

Социальные права. 

Конституционные гарантии и роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Социальное обеспечение. Охрана здоровья.  Учимся читать юридические документы и применять их положения.

31

1

Гуманитарное право.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и его значение.

32

1

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Право на образование. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

33

1

Итоговый урок.  Практикум

34

1

Итоговый урок по курсу.


 







































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

6 класс

п/п


в теме

Дата


Коли-

чество часов


Наименование раздела, тем уроков


Домашнее

задание

Примечание




план

факт










I четверть






1

1

2.09


1

Введение. 










13

Тема № 1(13 ч.).  Человек в социальном измерении.






2

1

9.09


1

Человек – личность. Человек. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.






3

2

16.09


1

Человек–личность. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. 






4

3

23.09


1

Человек познает мир. 

Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Учимся узнавать и оценивать себя. 






5

4

30.09


1

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.






6

5

7.10


1

Человек и его деятельность. 

Деятельность человека, ее основные формы. (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Многообразие видов деятельности.






7

6

14.10


1

Человек и его деятельность Игра, труд, учение. Знания и умения как условие успешной деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества.






8

7

21.10


1

Потребности человека. 

Биологические, социальные, духовные потребности. Способности и потребности человека.  Индивидуальный характер потребностей.






9

8

28.10


1

Потребности человека. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.  Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства.






II четверть




10

9

11.11


1

На пути к жизненному успеху. 

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.






11

10

18.11


1

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.






12

11

25.11


1

Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек — личность. Учимся узнавать и оценивать себя.






13

12

2.12


1

Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. 






14

13

9.12


1

Итоговый урок. 










11

Тема №2 (11 ч.) Человек среди людей.






15

1

16.12


1

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.






16

2

23.12


1

Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. 






III четверть




17

3

13.01


1

Человек в группе. 

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные.






18

4

20.01


1

Человек в группе. Личные и деловые отношения. Лидеры. Групповые нормы 






19

5

27.01


1

Общение. 

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения.






20

6

3.02


1

Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 






21

7

10.02


1

Конфликты в межличностных отношениях. 

Межличностные конфликты, причины их возникновения, способы их разрешения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта.






22

8

17.02


1

Конфликты в межличностных отношениях. 

Как победить обиду и установить контакт.






23

9

24.02


1

Практикум по теме «Человек среди людей».

Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу.






24

10

3.03


1

Практикум по теме «Человек среди людей». Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду.






25

11

10.03


1

Итоговый урок.










9

Тема №3 (9 ч). Нравственные основы жизни.






26

1

17.03


1

Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Добро, смелость и страх. Человечность. Доброе – значит хорошее.






27

2

24.03


1

Человек славен добрыми делами. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.






IV четверть




28

3

7.04


1

Будь смелым. 

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха.






29

4


14.04


1

Будь смелым. Смелость и отвага. Противодействие злу. 






30

5

21.04


1

Человек и человечность. 

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.






31

6

28.04


1

Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх.






32

7

5.05


1

Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Спешите делать добро.






33

8

12.05



Практикум по теме «Человек среди людей»






34

9

19.05


1

Итоговый урок.






35

1

26.05


1

Итоговый урок по курсу

















































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

7 класс

п/п



в теме

Дата


Коли-

чество часов


Наименование раздела, тем уроков




Домашнее

задание

Примечание

план

факт






I четверть



1

1

3.09


1

Введение. 







13

Тема №1 (13 ч.)  Регулирование поведения людей в обществе.



2

1

10.09


1

Учимся жить по правилам. 

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. 



3

2

17.09


1

Права и обязанности граждан. Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.



4

3

24.09


1

Права и обязанности граждан. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Учимся пользоваться своими правами. 



5

4


1.10


1

Почему важно соблюдать закон. 

Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Общественные ценности.




6

5

8.10


1

Почему важно соблюдать закон. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.



7

6

15.10


1

Защита Отечества. 

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Гражданственность и патриотизм.



8

7

22.10


1

Для чего нужна дисциплина. 

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни



9

8

29.10


1

Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.



II четверть

10

9

12.11


1

Виновен – отвечай. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних



11

10

19.11


1

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Правоохранительные органы на страже закона.



12

11

26.11


1

Кто стоит на страже закона.Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.



13

12

3.12


1

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».



14

13

10.12


1

Итоговый урок. 







14

Тема №2( 14 ч.)  Человек в экономических отношениях.



15

1

17.12


1

Экономика и её основные участники. 

Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.



16

2

24.12


1

Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Обмен. Потребление. Собственность.



III четверть

17

3

14.01


1

Мастерство работника. 

Мастерство работника. Рынок труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. 



18

4

21.01


1

Пенсионное обеспечение.



19

5

28.01


1

Производство, затраты, выручка, прибыль. 

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Роль разделения труда в развитии производства.



20

6

4.02


1

Производство, затраты, выручка, прибыль. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Распределение. Факторы производства. 



21

7

11.02


1

Виды и формы бизнеса. 

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. 



22

8

18.02


1

Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Рынок капиталов



23

9

25.02


1

Обмен, торговля, реклама. 

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Условия выгодного обмена.



24

10

4.03


1

Обмен, торговля, реклама. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. 



25

11

11.03


1

Деньги и их функция. 

Понятие денег. Функции и формы денег Исторические формы эквивалента стоимости.



26

12

18.03


1

Экономика семьи. 

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.



27

13

25.03


1

Итоговый урок.



IV четверть


28

14

8.04


1

.Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».







6

Тема №3 (6 ч.) Человек и природа.



29

1

15.04


1

Человек —  часть природы.

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.



30

2

22.04


1

Охранять природу — значит охранять жизнь.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.



31

3

29.04


1

Закон на страже природы.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.



32

4

6.05


1

Практикум по теме «Человек и природа».




33

5

13.05


1

Практикум по теме «Человек и природа».



34

6

20.05


1

Итоговый урок.



35


27.05



Итоговый урок по курсу



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

8 класс

п/п

в теме

Дата


Коли-

чество часов


Наименование раздела, тем уроков

Домашнее

задание

Примечание

план

факт






I четверть



1

1

7.09


1

Введение. 







6

Тема1 ( 6 ч.)  Личность и общество.



2

1

14.02


1

Человек, индивид, личность.

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Общество как форма жизнедеятельности людей. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. 



3

2

21.09


1

Человек, общество и природа. 

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Взаимосвязь общества и природы. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная 



4

3

28.09


1

Общество как форма жизнедеятельности людей. 

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Развитие общества. Социальные изменения и их формы Типы обществ. Общественный прогресс Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.



5

4



1

Развитие общества. 

Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Усиление взаимосвязей стран и народов Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современное российское общество, особенности его развития. 



6

5

5.10


1

Становление личности.

 Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Уважение социального многообразия.



7

6

12.10


1

Итоговый урок. Практикум.







8

Тема2 (8 ч.) Сфера духовной культуры.



8

1

19.10


1

Духовная жизнь.

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура, ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современном обществе. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. 



9

2

26.10


1

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Моральная ответственность. 








II четверть



10

3

9.11


1

Долг и совесть. 

Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. 



11

4

16.11


1

Моральный выбор. 

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.



12

5

23.11


1

Образование.

Значимость образования в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Система образования в Донецкой Народной Республике. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Непрерывность образования. Самообразование.



13

6

30.11


1

Наука. 

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.




14

7

7.12


1

Религия. 

Религия как форма культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мировые религии.




15

8

14.12


1

Итоговый урок.  Практикум








6

Тема3 ( 6 ч.).  Социальная сфера.



16

1

21.12


1

Социальная структура общества. 

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество. 



17

2

28.12


1

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Социальный статус личности. Социальная мобильность.








III четверть



18

3

11.01


1

Семья и семейные отношения. 

Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.




19

4

18.01


1

Нации и межнациональные отношения. 

Этнос и нация. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Национальное самосознание. Россия – многонациональное государство. Полиэтническая уникальность народа Донбасса. Социальная политика Российского государства.




20

5

25.01


1

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. 



21

6

1.02


1

Итоговый урок. Практикум







13

Тема 4 (14 ч.) Экономика.



22

1

8.02


1

Экономика и ее роль в жизни общества. 

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). 



23

2

15.02


1

Главные вопросы экономики. 

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. 



24

3

22.02


1

Понятие собственности. 

Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.



25

4

1.03


1

Рыночная экономика. 

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.



26

5

15.03


1

Производство – основа экономики.

Производство  основа экономики. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. 



27

6

22.03


1

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. 








IV четверть



28

7

5.04


1

Роль государства в экономике.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Инфляция. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. 



29

8

12.04


1

Распределение доходов. 

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы. Личный финансовый план.



30

9

19.04


1

Потребление. 

Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.. Экономические основы защиты прав потребителя.



31

10

26.04


1

Семейная экономика. 

Номинальные и реальные доходы. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. 

 



32

11

3.05


1

Понятие безработицы. 

Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.



33

12

10.05


1

Мировая экономика.

Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.



34


13


17.05



1

Итоговый урок. Практикум



35

14

24.05


1

Итоговый урок по курсу







































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9- Б класс

п/п

в теме

Дата

Коли-чество часов

Наименование раздела, тем уроков

Домашнее задание

Примечание

план

факт






I четверть



1

1

6.09


1

Введение.







11

Тема №1 (11 ч.) Политика.



2

1

13.09


1

Политика и власть. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Средства массовой информации в политической жизни.



3

2

20.09


1

Государство. Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Разделение властей. Институт гражданства. Внутренняя и внешняя политика государства.



4

3

27.09


1

Политические режимы. 

Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. 



5

4

4.10


1

Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.



6

5

11.10


1

Государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. 



7

6

18.10


1

Наше государство - Донецкая Народная Республика. Конституция и государственные символы Донецкой Народной Республики. Органы государственной власти в Донецкой Народной Республике. Суд и правоохранительные органы в Республике. Гражданин Донецкой Народной Республики.



8

7

25.10


1

Гражданское общество и государство.Условия и пути становления гражданского общества и правового государства. Местное самоуправление. Общественная палата. Учимся участвовать в жизни гражданского общества 








II четверть



9

8

8.11


1

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Обращения в органы власти. Референдум. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.



10




9




15.11


1




Политические партии и движения.Общественно-политические движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения. Участие партий в выборах



11

11

22.11








1

Политические партии и движения.Политическая жизнь.  Влияние СМИ на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.



12

12

29.11


1

Итоговый урок. Практикум







22

Тема №2 ( 22 ч.) Право.



13

1

6.12


1

Роль права в жизни человека, общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Источники права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.



14

2

13.12


1

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения.



15

3

20.12


1

Правоотношения и субъекты права. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.



16

4

27.12


1

Правонарушения и юридическая ответственность. 

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.








III четверть



17

5

10.01


1

Правоохранительные органы. Полиция. Судебная система. Конституционный суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.



18

6

17.01


1

Конституция – основной закон государства.Этапы развития Конституции. Основные задачи и структура Конституции. Особенности Конституции ДНР. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики.



19

7

24.01


1

Основы конституционного строя ДНР.

 Народовластие.  Правовое государство. Глава государства. Органы законодательной и исполнительной власти. Конституционные основы судебной системы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства



20

8

31.01


1

Права и свободы человека и гражданина.Права человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права, свободы человека и гражданина, их гарантии.



21

9

7.02


1

Права и свободы человека и гражданина.

Конституционные обязанности гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ и в ДНР. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 



22

10

14.02


1

Гражданские правоотношения.Гражданское право. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Способы защиты гражданских прав. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних.



23

11

21.02


1

Гражданские правоотношения.

Право собственности.Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей, защита прав потребителей.



24

12

28.02


1

Трудовые правоотношения.Право на труд. Трудовые отношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.



25

13

7.03


1

Трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Учимся устраиваться на работу. 



26

14

14.03


1

Семейные правоотношения.

Юридические понятия семьи и брака. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов.  Права и обязанности родителей и детей. Семья под защитой государства. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. 



27

15

21.03


1

Административное право. Понятие, виды и формы административных правоотношений.  Особенности административно-правовых отношений. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. 








IV четверть



28

16

4.04


1

Уголовное право. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.



29

17

11.04


1

Уголовное право. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. 



30

18

18.04


1

Социальные права. Конституционные гарантии и роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Социальное обеспечение. Охрана здоровья.  Учимся читать юридические документы и применять их положения.



31

19

25.04


1

Гуманитарное право.Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и его значение.



32

20

16.05


1

Правовое регулирование отношений в сфере образования.Право на образование. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.



33

21

23.05


1

Итоговый урок.  Практикум



34

22



1

Итоговый урок по курсу.



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

9- А класс

п/п

в теме

Дата

Коли-чество часов

Наименование раздела, тем уроков

Домашнее задание

Примечание

план

факт






I четверть



1

1

1.09


1

Введение.







11

Тема №1 (11 ч.) Политика.



2

1

15.09


1

Политика и власть. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Средства массовой информации в политической жизни.



3

2

22.09


1

Государство. Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Разделение властей. Институт гражданства. Внутренняя и внешняя политика государства.



4

3

29.09


1

Политические режимы. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. 



5

4

6.10


1

Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.



6

5

13.10


1

Государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. 



7

6

20.10


1

Наше государство - Донецкая Народная Республика. Конституция и государственные символы Донецкой Народной Республики. Органы государственной власти в Донецкой Народной Республике. Суд и правоохранительные органы в Республике. Гражданин Донецкой Народной Республики.



8

7

27.10


1

Гражданское общество и государство.Условия и пути становления гражданского общества и правового государства. Местное самоуправление. Общественная палата. Учимся участвовать в жизни гражданского общества 








II четверть



9

8

10.11


1

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Обращения в органы власти. Референдум. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.



10




9




17.11


1




Политические партии и движения.Общественно-политические движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения. Участие партий в выборах



11

11

24.11


1

Политические партии и движения.Политическая жизнь.  Влияние СМИ на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.



12

12

1.12


1

Итоговый урок. Практикум







22

Тема №2 ( 22 ч.) Право.



13

1

8.12


1

Роль права в жизни человека, общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Источники права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.



14

2

15.12


1

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения.



15

3

22.12


1

Правоотношения и субъекты права. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.



III четверть

16

4

12.01


1

Правонарушения и юридическая ответственность. 

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.



17

5

19.01


1

Правоохранительные органы. Полиция. Судебная система. Конституционный суд. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.



18

6

26.01


1

Конституция – основной закон государства.Этапы развития Конституции. Основные задачи и структура Конституции. Особенности Конституции ДНР. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики.



19

7

2.02


1

Основы конституционного строя ДНР.

 Народовластие.  Правовое государство. Глава государства. Органы законодательной и исполнительной власти. Конституционные основы судебной системы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства



20

8

9.02


1

Права и свободы человека и гражданина.Права человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права, свободы человека и гражданина, их гарантии.



21

9

16.02


1

Права и свободы человека и гражданина.

Конституционные обязанности гражданина. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ и в ДНР. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 



22

10

2.03


1

Гражданские правоотношения.Гражданское право. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Способы защиты гражданских прав. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних.



23

11

9.03


1

Гражданские правоотношения.

Право собственности.Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей, защита прав потребителей.



24

12

16.03


1

Трудовые правоотношения.Право на труд. Трудовые отношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.



25

13

23.03


1

Трудовые правоотношения.Трудоустройство несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Учимся устраиваться на работу. 



VI четверть

26

14

6.04


1

Семейные правоотношения.Юридические понятия семьи и брака. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности супругов.  Права и обязанности родителей и детей. Семья под защитой государства. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. 



27

15

13.04


1

Административное право. Понятие, виды и формы административных правоотношений.  Особенности административно-правовых отношений. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. 



28

16

20.04


1

Уголовное право. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.



29

17

27.04


1

Уголовное право. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. 



30

18

4.05


1

Социальные права. Конституционные гарантии и роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Социальное обеспечение. Охрана здоровья.  Учимся читать юридические документы и применять их положения.



31

19

11.05


1

Гуманитарное право.Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и его значение.



32

20

18.05


1

Правовое регулирование отношений в сфере образования.Право на образование. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.



33

21

25.05


1

Итоговый урок.  Практикум



34

22



1

Итоговый урок по курсу.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.