Программа по учебному предмету «Прикладное творчество» (1–3 класс)
ПРОГРАММА
ПО.01.УП.02.
по учебному предмету «Прикладное творчество» дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Содержание программы
№ |
Наименование раздела |
|
1. |
Пояснительная записка |
2 |
2. |
Учебно-тематический план |
6 |
3. |
Содержание предмета |
11 |
4. |
Требование к уровню подготовки обучающихся |
21 |
5. |
Формы и методы контроля, система оценок |
22 |
6. |
Методическое обеспечение учебного процесса |
23 |
7. |
Список литературы |
24 |
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись» и « Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимся приемов работы в различных материалах, техниках, а выявления и развитие творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой. На протяжении всего курса обучения, дети учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомятся с различными техниками и видами декоративно-прикладного творчества, традиционными видами ремесел.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, показ мастер-класса, выполнение коллективных работ.
В процессе обучения дети посещают выставки, музеи, знакомятся с литературой по прикладному искусству.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы- по 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов |
|||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
||||||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
Аудиторные Занятия |
32 |
32 |
32 |
34 |
32 |
34 |
196 |
||||
Самостоятельная Работа |
16 |
16 |
16 |
17 |
16 |
17 |
98 |
||||
Максимальная учебная нагрузка |
48 |
48 |
48 |
51 |
48 |
51 |
294 |
||||
Вид промежуточной Аттестации |
просмотр |
просмотр |
просмотр |
Формы проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференцирования и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства, формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить детей основа художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно- прикладного творчества и основам художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно- прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение к друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснование структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах рабочего времени, предусмотренного на основание учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц на учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий);
творческий метод (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательский метод (исследование свойств материалов).
Применение различных методов и форм должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа «Прикладное творчество» предлагает следующую схему проведения занятий:
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
Освоение приемов работы в материале.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом ФГТ.
Содержание включает следующие разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
Раздел 3: Текстиль.
Раздел 4: Игрушки в различных техниках.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
|||||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные Занятия |
||||||||||
96 |
32 |
64 |
||||||||||
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа |
||||||||||||
1.1 |
Дерево-рука |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
1.2 |
Букет цветов |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
1.3 |
Осенние листочки |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
1.4 |
Пейзаж-настроение |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
1.5 |
Сказка |
6 |
2 |
4 |
||||||||
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись |
||||||||||||
2.1 |
Беседа о росписи. Знакомство с элементами |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
2.2 |
Копирование образца |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
2.3 |
Творческая работа по созданию композиции с использованием характерных образов данной росписи |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
Раздел 3: Текстиль. |
||||||||||||
3.1 |
История ткацкого ремесла |
Просмотр фильма |
1 |
- |
1 |
|||||||
3.2 |
Основные приемы ткачества |
Урок |
8 |
3 |
5 |
|||||||
3.3 |
Копирование гобелена |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
3.4 |
Значение колорита в работе над гобеленом |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
3.5 |
Выполнение эскиза гобелена |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
3.6 |
Пояс в технике дерганье (плоский) |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
3.7 |
Пояс в технике дерганье (квадратный) |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах |
||||||||||||
4.1 |
Плешковская игрушка-свистулька |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
4.2 |
Чернышенская глиняная кукла |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
4.3 |
Колокольчик |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
4.4 |
Матрешка |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
4.5 |
Игрушка-погремушка |
Урок |
3 |
1 |
2 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||||||||
99 |
33 |
66 |
|||||||||
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж |
|||||||||||
1.1 |
Натюрморт |
Урок |
9 |
3 |
6 |
||||||
1.2 |
Мир, в котором я живу |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
1.3 |
Открытка |
Урок |
9 |
3 |
6 |
||||||
1.4 |
Город |
Урок |
9 |
3 |
6 |
||||||
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель |
|||||||||||
2.1 |
Беседа о росписи. Знакомство с элементами |
Урок |
3 |
1 |
2 |
||||||
2.2 |
Копирование образца |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
2.3 |
Творческая работа по созданию композиции с использованием характерных образов данной росписи |
Урок |
9 |
3 |
6 |
||||||
Раздел 3: Текстиль. Вышивка |
|||||||||||
3.1 |
Вышивка в русском костюме |
Урок |
3 |
1 |
2 |
||||||
3.2 |
Вышивка в татарском костюме |
Урок |
3 |
1 |
2 |
||||||
3.3 |
Орнамент в народном костюме |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
3.4 |
Копирование образцов |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
3.5 |
Творческая работа |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
3.6 |
Искусство вышивки |
Урок |
3 |
1 |
2 |
||||||
3.7 |
Традиционная вышивка |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
3.8 |
Орнаментальная композиция «Сказочная птица» |
Урок |
6 |
2 |
4 |
||||||
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного материала |
|||||||||||
4.1 |
«Корзиночка» |
Урок |
2 |
- |
2 |
||||||
4.2 |
«Сердечко» |
Урок |
4 |
4 |
2 |
||||||
4.3 |
«Птица» |
Урок |
3 |
1 |
2 |
||||||
4.4 |
«Лошадка» |
Урок |
3 |
1 |
2 |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
|||||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
||||||||||
99 |
33 |
66 |
||||||||||
Раздел 1. Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемные композиции. Объемное моделирование и конструирование |
||||||||||||
1.1 |
Способы создания фактуры на бумаге |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
1.2 |
Монотипия или мраморирование |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
1.3 |
Волнистый шар |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
1.4 |
Елка объемная |
Урок |
9 |
3 |
6 |
|||||||
1.5 |
Бумажная бижутерия |
Урок |
9 |
3 |
6 |
|||||||
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Гжель и Мезень) |
||||||||||||
2.1 |
Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
2.2 |
Копирование образца |
Урок |
6 |
2 |
4 |
|||||||
2.3 |
Эскиз росписи разделочной доски в городецкой росписи |
Урок |
9 |
3 |
6 |
|||||||
2.4 |
Эскиз росписи прялки в мезенской технике |
Урок |
12 |
4 |
8 |
|||||||
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани |
||||||||||||
3.1 |
Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора |
Урок |
1 |
- |
1 |
|||||||
3.2 |
Печать на ткани геометрического орнамента |
Урок |
5 |
2 |
3 |
|||||||
3.3 |
Печать на ткани растительного орнамента |
Урок |
|
1 |
2 |
|||||||
3.4 |
Батик. Свободная техника росписи |
Урок |
9 |
3 |
6 |
|||||||
3.5 |
Техника росписи «Холодный батик» |
Урок |
12 |
4 |
8 |
|||||||
Раздел 4: Игрушка в различных техника и материалах. Тряпичная игрушка |
||||||||||||
4.1 |
Знакомство с миром тряпичной куклы |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
4.2 |
Кукла «Мартиничка» |
Урок |
3 |
1 |
2 |
|||||||
4.3 |
Кукла «Колокольчик» |
Урок |
3 |
1 |
2 |
Содержание разделов и тем
1 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
Аппликация с элементами коллажа.
-
Тема: Дерево-рука. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цвета фона. Используется цветной картон, цветная и пестрая бумага их журналов. Клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием рук (гуашь, акварель, формат А3).
-
Тема: Букет цветов. Познакомить с техникой мозаичной композиции. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних цветов.
-
Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах.
Самостоятельная работа: используя технику аппликации выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон формат А5.
-
Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картоне формата А 4.
Самостоятельная работа: чтение русских народных сказок.
1.5. Тема: Сказка. Познакомить с анималистическим жанрам в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из рваной цветной бумаги.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись.
2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов.
Самостоятельная работа: просмотр иллюстрации и альбомов.
2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку, используя в качестве образцов игрушки мастеров, схемы. Использовать гуашь, акварель, формат А4.
2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив роспись.
Раздел 3: Текстиль.
3.1. Тема: История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для качества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.
3.2. Тема: Основные технические приемы ткачества. Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение. Познакомится с понятиями зев, уток, долевая нить, переплетение. Материалы: картон, хлопковая и шерстяная нить, пластиковая игла.
3.3. Тема: Копирование гобелена. Выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Материал: гуашь, акварель, формат А4.
Самостоятельная работа: в альбомах домашних заданий выполнить копию гобелена.
3.4. Тема: Значение колорита в работе над гобеленом. Выполнить ассоциативную композицию на заданную тему (грустно-весело, тепло-холодно). Материалы: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на заданную тему.
3.5. Тема: Выполнение эскиза гобелена. Симметрия и ассиметрия в декоративной композиции. Выполнить эскиз гобелена в цвете, используя технику работы мазком, направленным только вертикально или горизонтально. Использовать формат А4.
3.6. Тема: Пояс в технике «дерганье» (плоский). Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Используется толстые нити разных цветов.
Самостоятельная работа: Повторить способ выполнения дома.
3.7. Тема: Пояс в технике «дерганье» (квадратный). Выполнить небольшое изделие (шнурок, брелок). Используется толстые нити разных цветов.
Раздел 4: Игрушки в различных техниках и материалах.
4.1. Тема: Плешковская игрушка – свистулька». Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее выполнения. Освоить приемы лепки декора, зарисовать образцы. Выполнить игрушку в материале. Материалы: глина, акриловые краски.
Самостоятельная работа: Зарисовать эскиз.
4.2. Тема: Чернышенская глиняная кукла. Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее выполнения. Освоить приемы лепки и декора чернышенской куклы. Зарисовать образцы. Выполнить куклу в материале.
Самостоятельная работа: посмотреть материалы о мастерах игрушки, зарисовать некоторые их работы.
4.3. Тема: Колокольчик. Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше. Выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать.
Материалы: пластилин, клей ПВА, газета, гуашь.
4.4. Тема: Матрешка.
Познакомиться с историей возникновения матрешки – образцы красавицы, воспетой в русских песнях и сказках. Расписать матрешку в полховско -майданской традиции. Познакомиться с последовательностью работы над заготовкой, сначала лицо и руки, после этого разные элементы декора.
Самостоятельная работа: изучить литературы про русскую матрешку.
4.5. Тема: Игрушка-погремушка. Знакомство с традицией изготовления предметов быта, игрушек, украшений, лаптей. Освоить преимы работы с берестой. Вырезать заготовку по разметке. Разметить линии изгиба согласно технологической карте.
2 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1. Тема: Натюрморт. Используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости.
Материалы: ткань, бумага, фурнитура.
1.2. Мир, в котором я живу. На бумагу наклеить силуэт из пестрой ткани. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовать фон. Необходимо соблюдать единый рисунок стиля. Материалы: ткань, гуашь, бумага формат А4.
Самостоятельная работа: выполнить работу на формате А5.
1.3. Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и ассиметрии, понятий ритмического расположения форм. Продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Материалы: цветная бумага, картон, фетр, фурнитура.
1.4. Зима в городе. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Скручивать полоски бумаги разной ширины и длины для получения объемных деталей. Материалы: бумага, картон, ткани, дырокол.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель.
2.1 Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, мазок с тенью, капелька). Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Материалы: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: отработать навыки работы кистью.
2.2 Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнить копию росписи по образцу. Изучить разнообразные элементы и приемы. Материалы: гуашь керамическая плитка.
Самостоятельная работа: рассмотреть изделия с росписями.
2.3 Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных приемов гжельской росписи (орнаментальные мотивы и приемы выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись керамической плитки гуашью.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике «Гжель».
Раздел 3: Текстиль. Вышивка
3.1. Тема: Вышивка в русском костюме. Беседа о вышивке. Знакомство с предметами быта старины. Познакомиться с орнаментом русского костюма. Разобрать особенности вышивки, используя технологическую карту. Зарисовать геометрические зооморфные мотивы вышивки. Материалы: бумага в клетку, гуашь.
Самостоятельная работа: рассмотреть альбомы с вышивкой.
3.2 Тема: Вышивка в татарском костюме. Беседа о татарской народной вышивке. История возникновения вышивки, татарский орнамент. Зарисовка орнамента. Самостоятельная работа: рассмотреть изделия татарского костюма.
3.3. Тема: Орнамент в народном костюме. Познакомится с чувашским орнаментом. Чувашская вышивка в женском платье верховых чувашей. Особенности вышивки. Зарисовать характерные особенности. Материалы: бумага, гелевые ручки.
3.4. Тема: Копирование образцов. Учить копировать образцы орнамента. Работа веется на тонированной бумаге. Материалы: тонированная бумага, гелевые ручки, гуашь.
Самостоятельная работа: продумать варианты решения композиции.
3.5. Тема: Творческая работа «Дерево». Беседа. Симметрия и уравновешенность композиции. Учить составлять композицию из орнамента.
Материалы: акриловые краски, формат А5, гуашь.
3.6. Тема: Искусство вышивки. Беседа о значении вышивки в народном искусстве. Составить композицию из марийских узоров.
Материалы: формат А3, гуашь.
3.7. Тема: Традиционная вышивка. Познакомить с традиционной вышивкой Орловского края, понятием симметрия и ассиметрия относительно вертикальной оси. Разобрать образцы и зарисовать их. Самостоятельная работа: выполнить эскиз вышивки по мотивам орловского списа.
3.8. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочная птица».
Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение плоскости орнамента. Знакомство с народными поверьями. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок.
Раздел 4: Игрушки в различных техниках и материалах.
4.1. Тема: Корзиночка. Учить соломоплетению. Познакомить правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением. Выполнить плоские плетенки. Материал: солома, прочная нить.
4.2. Тема: Сердечко. Изготовление игрушек из природного материала Выполнение объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов соединения между собой.
Самостоятельная работа: солома, прочная нить.
4.3. Тема: Птица. Символика образа птицы в народном творчестве. Знакомство с несколькими способами изготовления птиц. От которых зависит конструкция изделия. Работа выполняется из лыка, цветных нитей, тканей.
Самостоятельная работа: попробовать разные варианты изготовления птицы из лыка.
4.4. Тема: Лошадка. Знакомство с символикой образа коня в народном творчестве. Выполнить фигурку лошадки. Разобрать последовательность работы. Материалы: соломка, нить.
Самостоятельная работа: рассмотреть иллюстрации.
3 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование
1.1. Тема: Способы создания фактуры на бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Материалы: бумага, акварель, пищевая пленка.
Самостоятельная работа: повторить дома способ.
1.2. Тема: Монотипия или мраморирование. Познакомиться со способами получения отпечатка. Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды – с любой гладкой поверхности.
Самостоятельная работа: закрепление навыков полученных на уроке.
1.3. Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар». Понятия круг, овал. Правила деления круга на равные части. Сбор шара из12 и 18 частей. Материалы: бумага, циркуль, клей ПВА.
1.4. Тема: Елка объемная. Познакомить система работы с бумагой. Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки. Материалы: плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки.
1.5. Тема: Бумажная бижутерия. Такой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать снизку из бусин.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и
Мезень)
2.1. Тема: Роспись по дереву. Беседа о видах росписи. Знакомство с художественно-стилистическими особенностями Хохломской и Городецкой росписи. Краски, применяемые для росписи. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.
2.2. Тема: Роспись по дереву. Выполнение копии. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки, гуаши.
Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы
над будущей композицией.
2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.4. Тема: Эскиз росписи прялки в мезенской технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1. Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.
Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.
3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента.
Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента, приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.
3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
3.4. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на ткань, подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.
Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать иллюстративный материал.
3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков работы кистью на ткани.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная
игрушка
4.1. Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на пальчик». Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и творческих поисков. Выполнение куклы осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке.
4.2. Тема: Кукла «Мартиничка». Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов. Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки двух цветов. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобные куклы.
4.4. Тема: Кукла «Колокольчик». Познакомить с символичностью данной куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон.
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке, выполнив подобную куклу.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
«Изобразительное искусство»,1984
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова
И.И., 2007 Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник
Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010 Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-
пресс, 2006 Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и
художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская
игрушка”.
Список учебной литературы
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. -
М.: АСТ, 1998
Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
• образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
• устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
• электронные образовательные ресурсы - мультимедийные
учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые
образовательные ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные
кинофильмы, аудио записи;
• материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др.
.
29