Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство» (3 класс)
Домоводство
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Целью занятий по предмету «Домоводство» является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Темы уроков по предмету «Домоводство» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Ручной труд», «Человек», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Кухонная мебель. Предметы посуды для сервировки стола. |
|
3 |
Обращение с кухонным инвентарем. Кухня. |
1 |
Комбинированный |
Чтение сказки с элементами театрализации. Обследование пальцами рук рельефных изображений предметов, находящихся на кухне. Рассматривание картинок с изображением кухонных предметов. Работа с натуральными кухонными предметами. Сопоставление натурального предмета и его рельефного изображения. Упражнение «Покажи предмет». Экскурсия. |
4 |
Приготовление пищи. Яблоко. Моем яблоко. |
1 |
Комбинированный |
Обследование яблока пальцами рук. Ученик пробует остановить взгляд на яблоке, дотянуться до него руками. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части яблока. Ученик пробует узнать яблоко по вкусу. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с реальным предметом. Действия с яблоком – мыть. Ученик совместно с учителем пробует мыть яблоко двумя руками в тазике с водой. |
5 |
Приготовление пищи. Груша. Моем грушу. |
1 |
Комбинированный |
Обследование груши пальцами рук. Ученик пробует остановить взгляд на груше, дотянуться до нее руками. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части груши. Ученик пробует узнать грушу о по вкусу. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с реальным предметом. Действия с грушей – мыть. Ученик совместно с учителем пробует мыть грушу двумя руками в тазике с водой. |
6,7 |
Приготовление пищи. Банан. Чистим банан. |
2 |
Комбинированный |
Обследование банана пальцами рук. Ученик пробует остановить взгляд на банане, дотянуться до него руками. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части банана. Ученик пробует узнать банан по вкусу. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с реальным предметом. Действия с бананом – чистить. Ученик совместно с учителем пробует очистить банан от кожуры (выполняется в меру возможностей здоровья). Ученик совместно с учителем выполняет имитационные упражнения по очистке банана. |
8 |
Резервный урок |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Приготовление пищи. Мандарин. Чистим мандарин. |
2 |
Комбинированный |
Обследование мандарина пальцами рук. Ученик пробует остановить взгляд на мандарине, дотянуться до него руками. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части мандарина. Ученик пробует узнать мандарин по вкусу. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с реальным предметом. Действия с мандарином – чистить. Ученик совместно с учителем пробует очистить мандарин от кожуры (выполняется в меру возможностей здоровья). Ученик совместно с учителем выполняет имитационные упражнения по очистке мандарина. |
3 |
Обращение с кухонным инвентарем. Посуда: чистая и грязная. |
1 |
Комбинированный |
Чтение сказки «Федорино горе» с элементами театрализации. Работа с нарисованными изображениями предметов. Рассматривание картинок, отображающих посуду. Сопоставление рельефного изображения посуда с настоящим предметом посуды. Упражнение «Дай тарелку, кружку и т.д.». |
4 |
Обращение с кухонным инвентарем. Замачивание посуды. Средства для мытья посуды. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: замачивание. Добавление жидкого мыла в воду. Замачивание посуды в тазике с мыльной водой. После мытья посуды ученик вытирает руки полотенцем. |
5,6 |
Обращение с кухонным инвентарем. Губка для мытья посуды. Протирание посуды сухой и мокрой губкой. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: губка. Обследование губки для мытья посуды пальцами рук. Ученик находит губку на столе глазами. Назначение губки. Губка сухая и мокрая. Использование сухой губки для протирания посуды. Ученик совместно с учителем протирает сухой губкой тарелку. Использование мокрой губки для протирания посуды. Ученик совместно с учителем намачивает сухую губку, отжимает ее, протирает мокрой губкой тарелку. |
7 |
Обращение с кухонным инвентарем. Ополаскивание посуды. Вытирание посуды |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: ополоснуть. Ополаскивание посуды в тазике. Ученик вместе с учителем смывает мыльный раствор с тарелки в тазике для мытья посуды. Понятие: вытереть, сухо. Использование бумажных полотенец для вытирания посуды. Имитационные игры по вытиранию посуды. |
8 |
Резервный урок |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Уборка помещения. Уборка с поверхности стола мусора. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: мусор, щетка, фантик. Ученик с помощью учителя сметает со стола мусор щеткой. Упражнение «Собери фантики». |
2 |
Обращение с одеждой и обувью. Стирка детского носового платка. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: платок, стирать. Обследование пальцами рук детского носового платка, знакомство с его функциональным назначением и свойствами. Ученик с помощью учителя пробует постирать детский носовой платок в тазике при помощи мыла (намочить платок, намылить его, прополоскать, отжать). Взаимодействие с водой, мылом, вспоминаем их свойства. После стирки вытираем руки полотенцем. |
3 |
Уход за вещами. Вывешивание белья на просушку. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: сушить, прищепка. Обследование пальцами рук прищепки, знакомство с ее функциональным назначением и свойствами. Ученик находит на столе прищепки глазами. Обследование пальцами рук веревки для просушки белья, ее назначения и свойств. Работа с одеждой для кукол: мокрая и сухая одежда. Упражнение «Покажи мокрую кофту», «Возьми сухую кофту». Ученик с помощью учителя вешает одежду на веревку, закрепляет ее прищепкой. Имитационные упражнения. Ролевые игры. Прослушивание потешек и выполнение действий под музыку. |
4,5 |
Уборка помещения. Вытирание пыли. |
2 |
Изучение нового материала |
Понятие: тряпочка. Вытирание поверхности стола сухой тряпкой. Намачивание тряпки и отжимание. Вытирание поверхности стола мокрой тряпкой. |
6 |
Приготовление пищи. Виноград. Моем виноград. |
1 |
Комбинированный |
Обследование грозди винограда пальцами рук. Ученик пробует остановить взгляд на винограде и дотянуться до него руками. Ученик пробует узнать виноград о по вкусу. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с предметом. Действия с виноградом – мыть. Ученик совместно с учителем пробует мыть виноград двумя руками в тазике с водой. |
7 |
Уборка помещения. Уборка с поверхности стола мусора. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: мусор, щетка, фантик. Ученик с помощью учителя сметает со стола мусор щеткой. Упражнение «Собери фантики». |
8 |
Обращение с кухонным инвентарем. Работа с ножом. Техника безопасности. |
1 |
Комбинированный |
Понятие: нож (пластиковый). Обследование пальцами рук ножа, изучение его свойств и характеристик. Техника безопасности при работе с ножом. Упражнение «Возьми нож», «Дай нож». Нарезка пластилина полосками. Разрезание по прямой «колбаски» из пластилина. |
9,10 |
Резервный урок. |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Приготовление пищи. Нарезание фруктов. |
2 |
Изучение нового материала |
Понятие: резать. Нарезание банана дольками (кружочками). Нарезание груши полосками. Игра «Возьми банан», «Дай грушу». |
3,4 |
Приготовление пищи. Перемешивание салата. |
2 |
Изучение нового материала |
Понятие: перемешать. Имитационные упражнения по перемешиванию салата. Игра «Размешай чай». |
5,6 |
Приготовление пищи. Фруктовый салат. |
2 |
Обобщающий |
Приготовление фруктового салата из банана, груши, яблока. Ученик совместно с учителем моет и чистит необходимые фрукты. Ученик с помощью учителя нарезает фрукты, перемешивает. |
7,8 |
Резервный урок. |
1 |