Календарно-тематический план по учебному предмету «Прикладное творчество», раздел «Аппликация»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств
г. Костерево»
Календарно - тематический план по учебному предмету «Прикладное творчество»,
раздел «Аппликация»
Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Костерево»
Пышкина Екатерина Валерьевна
Срок реализации раздела - 3 года
Возраст детей – 7 (6.5) - 10 лет
г. Костерево
2015
Содержание
1.Учебно-тематический план раздела «Аппликация»……………………….3
2. Содержание раздела «Аппликация»………………………………………..6
2.1 Содержание раздела первого года обучения……………………………..6
2.2 Содержание раздела второго года обучения……………………………10
2.3 Содержание раздела третьего года обучения…………………………...12
3. Дидактический материал, техническое оснащение занятий………….....13
1. Учебно-тематический план раздела « Аппликация»
Первый год обучения:
№ |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
|||
всего |
теория |
практика |
|||
Раздел: Аппликация |
|||||
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги |
|||||
1
1.1 |
Вводное занятие, правила техники безопасности: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Введение в изучаемый предмет. |
1 |
1 |
- |
|
1.2 |
Выполнение упражнений на вырезание простых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
2 2.1 |
Предметная аппликация: «Гусеница» |
2 |
0,5 |
1.5 |
|
2.2 |
«Игрушки» |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
3 3.1 |
Сюжетная аппликация: Композиция: «Рыбки в аквариуме» |
6 |
1 |
5 |
|
3.2 |
Композиция: «Космос» |
6 |
0,5 |
5.5 |
|
3.3 |
«Зайка в зимнем лесу» |
6 |
0.5 |
5.5 |
|
4 4.1 |
Декоративная аппликация: «Новогодняя елочка» |
6 |
1 |
5 |
|
5 5.1 |
Объемная аппликация: «Нарядная кукла» |
6 |
1 |
5 |
|
5.2 |
«Веточка мимозы» |
6 |
1 |
5 |
|
6 6.1 |
Аппликация с применением техники «Квиллинг»: Аппликация «Подсолнухи» |
8 |
1 |
7 |
|
7 7.1 |
Аппликация с применением техники «Торцевание »: «Одуванчик» |
4 |
0.5 |
3.5 |
|
Итого: |
56 |
9 |
47 |
Второй год обучения:
№ |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Раздел: Аппликация |
||||
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
- |
2 2.1 |
Декоративная аппликация: «Осенняя корзина». Техника плетения. |
8 |
1 |
7 |
3 3.1 |
Коллаж: «Новогодняя открытка» |
6 |
1 |
5 |
2. Тема: Аппликация из природных материалов |
||||
2 2.1 |
Композиция из сухих листьев и цветов: «На лесной поляне» |
6 |
1 |
5 |
2.2 |
«Знаки зодиака» |
4 |
0.5 |
3.5 |
2.3 |
«Петя – петушок» |
6 |
0.5 |
5.5 |
3. Тема: Аппликация из ткани с декоративными элементами |
||||
3 3.1 |
Декоративная аппликация: «Средневековый замок». |
6 |
0.5 |
5.5 |
3.2 |
«Морской конек». |
6 |
0,5 |
5,5 |
Итого: |
43 |
6 |
37 |
Третий год обучения:
№ |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Раздел: Аппликация |
||||
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
- |
2 2.1 |
Коллаж: Открытка «8 марта» |
4 |
0.5 |
3.5 |
2. Тема: Аппликация из меха и ткани с декоративными элементами. |
||||
2 2.1 |
Сюжетная аппликация: «Пушистый котенок» |
8 |
1 |
7 |
Итого: |
13 |
2.5 |
10.5 |
2. Содержание раздела «Аппликация»
2.1 Содержание раздела первого года обучения
Раздел: Аппликация
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги
1. Вводное занятие, правила техники безопасности
1.1 Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Введение в изучаемый предмет.
1.2 Выполнение упражнений на вырезание простых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Первое занятие проходит в виде вводного урока. Проводится инструктаж по технике безопасности. Ученики знакомятся с материалами и их свойствами, инструментами, необходимыми на уроке. Изучают основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Поначалу ученики вырезают из мягкой тонкой бумаги, так, как у них получается, или составляют картинки из готовых форм, вырезанных преподавателем. Затем если дети уверенно пользуются ножницами, можно постепенно познакомить их с различными способами аппликации.
2. Предметная аппликация:
2.1 Аппликация: «Гусеница»
2.2 «Игрушки»
На первом этапе дети знакомятся с предметной аппликацией. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. На начальном этапе ученики раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных ими частей: мяч - две половинки разного цвета, грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д. Дети выполняют задание «Гусеница» из кругов, различных по величине и цвету. Выполняют аппликацию из геометрических фигур «Игрушки». Для фона чаще всего используется плотный картон, тон подбирается в зависимости от содержания изображения. Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА.
По мере освоения приемов вырезания дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
3. Сюжетная аппликация:
3.1 Композиция: «Рыбки в аквариуме»
3.2 Композиция: «Космос»
3.3 «Зайка в зимнем лесу»
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом. При этом перед учениками становятся следующие задачи:
- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (большие рыбки и маленькие, высокая елочка и маленький зайчик);
- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
- передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску;
- расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов; создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (зимний пейзаж с полосой леса в дали);
- подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций. Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.
Работы выполняются в технике накладная и силуэтная аппликации. Материалы: цветной картон, цветная бумага, бархатная бумага, цветная фольга, клей ПВА, ножницы.
4. Декоративная аппликация:
4.1 «Новогодняя елочка»
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента.
В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате.
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети учатся равномерно заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.
Работа «Новогодняя елочка» выполняется различными способами: способ симметричной аппликации, модульной аппликации, накладной аппликации. Варианты украшения елочки и цветовое решение ученики выбирают сами, используя для примера наглядные пособия.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, цветная фольга, двусторонний скотч на вспененной основе,
5. Объемная аппликация
5.1 «Нарядная кукла».
Композиция из разно-фактурной бумаги. Выполнение объемной юбки из гофрированной бумаги для куклы, приклеенной на основу. Используются техники – накладная и обрывная аппликация. Материалы: Цветной картон, цветная бумага, гофрированная бумага, клей ПВА.
5.2 «Веточка мимозы».
Объемная аппликация выполняется из цветной бумаги и разорванной на кусочки и скрученной в шарики ваты. После высыхания клея, ватные шарики окрашиваются в желтый цвет.
Материалы – цветная бумага, вата, желтая краска (гуашь или акрил), атласная лента, бусины.
6. Аппликация с применением техники «Квиллинг»
6.1 Аппликация «Подсолнухи»
Квиллинг - (бумагоскручивание) – изготовление композиций из скрученных в спираль бумажных полосок.
Эта техника очень интересна детям. Можно выполнять, как и плоскостные работы, так и объемные. Работа выполняется из крученных в спирали гофрированных полосок и вырезанных отдельных плоских деталей из гофрированного картона. Материалы для работы – гофрированный цветной картон, цветной картон, клей ПВА, зубочистки, ножницы.
7. Аппликация с применением техники «Торцевание»
7.1 «Одуванчик»
Торцевание - вид бумажного конструирования, искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек - торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки, декоративные элементы интерьера
Торцевание бывает:
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой),
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
Цель занятия - Знакомство учеников с техникой торцевание, обеспечить отработку умений при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз», приклеивание деталей на клей в технике объёмное торцевание Материалы для занятия: гофрированная бумага (можно использовать цветные салфетки), стержень от шариковой ручки или шашлычная шпажка, клей ПВА, ножницы, цветной картон, бархатная бумага.
Самостоятельная работа в первый год обучения включает в себя - подготовка материала и инструментов по теме занятий, закрепление полученных на уроке навыков, сбора информации по теме.
2.2 Содержание раздела второго года обучения
Раздел: Аппликация
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги
1. Инструктаж по технике безопасности.
Закрепление знаний по технике безопасности работы с инструментами.
2. Сюжетная аппликация:
2.1 «Осенняя корзина»
Выполнение более сложной композиции в технике плетения. Композицию выполняют в различных техниках. Используется разнофактурная бумага, фломастеры для прорисовки мелких деталей. Задача - самостоятельное решение композиции.
3. Коллаж
3.1 «Новогодняя открытка»
Коллаж – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т. д.). У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа (приклеивание веревки или жгута) используют в аппликации.
Задание: используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из материалов различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: журналы, открытки, разно-фактурная бумага, фурнитура.
2. Тема: Аппликация из природных материалов
2. Композиция из сухих листьев и цветов:
2.1 «На лесной поляне»
2.2 «Знаки зодиака»
2.3 «Петя – петушок»
Задачи занятий:
- Всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей гармоничной красоте, во всем богатстве (форма, цвет, фактура).
- Видеть интересный образ.
- Создавать задуманный образ - подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла.
На занятии дети изучают правила работы с сухим природным материалом. Знакомятся с понятием «простая и сложная форма». Сравнивают по форме различные листья (рябина и липа, ясень и дуб), выявляют их геометрическую основу. Изучают понятия «симметрия» и «асимметрия». Работа выполняется в техниках – силуэтная, накладная, модульная аппликации.
При выполнении любой аппликации из природного материала в комбинированной технике следует учитывать последовательность работы: выбор сюжета, составление эскиза, подбор необходимого материала по цвету, размеру и качеству, аккуратное наклеивание, оформление готовой работы.
Материалы: засушенные листья и цветы, мох, различные растения, семена, клей ПВА, картон для основы.
3. Тема: Аппликация из ткани с декоративными элементами.
3. Декоративная аппликация:
3.1 «Средневековый замок». Композиция из ткани с декором.
3.2 «Морской конек». Композиция из ткани, с декоративными элементами.
Работа в технике накладная аппликация. Материалами для аппликации служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры - гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, войлок, фетр. Использование в работе декоративных элементов - бисер, пайетки, пуговицы, декоративный песок, ракушки, контуры для ткани. Составление композиции на плоскости. Детали закрепляются на плотный картон приклеиванием. Оборудование: калька (потребуется для перевода шаблонов и выкроек); картон для шаблонов; копировальная бумага; цветной мел.
Самостоятельная работа во второй год обучения включает в себя - сбор в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу, сбор природного материала и подготовка его к занятиям, подготовка материала и инструментов по теме занятий, закрепление полученных на уроке навыков, сбора информации по теме, выполнение аналогичных работ дома, изучение литературы по теме.
2.3 Содержание раздела третьего года обучения
Раздел: Аппликация
1. Тема: Аппликация из разнофактурной бумаги
1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Закрепление знаний по технике безопасности работы с инструментами.
2. Коллаж:
2.2 Открытка «8 марта»
Ученики выполняют открытку в свободном композиционном решении, с применением различных материалов: бумага, картон, ткань, тесьма, кружево, ленты, различные декоративные элементы (бисер, бусины), подкрашенная крупа, зерна кофе.
2. Тема: Аппликации из меха и ткани с декоративными элементами.
2. Сюжетная аппликация:
2.1 «Пушистый котенок»
Материалы - различные по фактуре и текстуре лоскутки ткани и меха, декоративные элементы, контуры для рисования по ткани. Детали приклеиваются на плотный картон.
Самостоятельная работа в третий год обучения включает в себя - подготовку материала и инструментов по теме занятий, закрепление полученных на уроке навыков, сбора информации по теме, выполнение аналогичных работ дома, изучение литературы по теме, подборка иллюстративного материала для работы над будущей композицией, создание своих вариантов работы.
3. Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Для занятий аппликацией необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами.
Основное оборудование:
рабочая одежда (фартук, нарукавники)
цветная бумага
цветной картон
бархатная бумага
цветная фольга
гофрированная бумага
гофрированный цветной картон
инструменты для работы (ножницы, пинцет, шило, линейка)
клей ПВА
клей- карандаш
засушенные листья, цветы, семена.
лоскутки различной ткани, тесьма, кружево, атласные ленты.
лоскутки меха.
Дополнительное оборудование:
папка для хранения работ, коробка для обрезков, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стаканчик для воды, природные материалы (камушки, ракушки), различные декоративные элементы (бусины, бисер, пайетки, блестки), акриловые краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, конуры по ткани, двусторонний скотч на вспененной основе, фигурные ножницы.
Демонстрационные пособия:
предметы правильной геометрической формы
основным наглядным пособием является цветной рисунок-плакат, изображающий поэтапное выполнение аппликации. Также должны быть программные работы-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени.