Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Где родился, там и пригодился»
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению
«Где родился, там и пригодился»
Автор- составитель:
Кожитева Наталья Петровна
учитель начальных классов ГБОУ ООШ №12
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру. В нашей стране идет процесс становления гражданского общества и правового государства и возрастает роль патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Ведущая идея программы - патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Цель программы - создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края, формирования его профессиональных интересов.
Обучающие задачи:
формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
формировать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа, закрепление этих знаний на практике;
формировать навыки исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
Способствовать
формированию уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитанию уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
умению анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
воспитанию учащихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, пониманию ценности и значимости каждой человеческой жизни;
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, области, страны;
создать оптимальные условия для творческого развития ребенка, и гражданского становления;
способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.);
способствовать развитию кругозора воспитанников, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
развивать способность к овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
Программа включает в себя 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения (1 класс – 33 ч, 2-4 классы – по 34 ч). Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Где родился, там и пригодился»
К концу обучения учащиеся
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
Формирование личностных представлений о целостности природы Самарского края, Поволжья; осознание значимости и общности проблем края и региона.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование семейных ценностей; усвоение правил индивидуального и коллективного поведения.
Метапредметные результаты:
Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющийся ситуацией.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Смысловое чтение.
Компетенции в области использования ИКТ.
Предметные результаты.
1 год обучения
По окончанию первого года обучения учащийся должен иметь следующие знания:
Первичные представления о малой Родине, осознание её роли. Малая родина-часть России;
Основополагающие знания о происхождении своей школы, семьи, школьных и семейных реликвиях, традициях и ценностях, о единстве судеб семей и судьбы страны;
Осознание личной сопричастности к истории школы, гордости за её достижения
Особенности географического положения и истории возникновения Садово-Дачного поселка.
Учащийся должен уметь.
Находить, использовать и представлять информацию.
Использовать знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Анализировать события прошлого и настоящего, применять теоретические знания на практике.
2 год обучения
По окончанию второго года обучения учащийся должен иметь следующие знания.
Содержание основных этапов становления и развития города Чапаевска;
Исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения;
Имеют представления о памятниках природы, флоре и фауне;
Личности знаменитых земляков, достижения культуры.
Виды исторических источников.
Учащийся должен уметь.
Работать с документами, с картами, с литературой.
Соотносить события Отечественной и региональной истории.
Давать описание исторических событий и памятников культуры.
3 год обучения:
По окончанию третьего года обучения учащийся должен иметь следующие знания.
Географическое положение Самарской области.
Основные формы рельефа и полезные ископаемые.
Символика Самарской области.
Красная книга Самарской области
Трудовой подвиг Самарцев.
Учащийся должен уметь.
Работать с документами, с картами, с литературой, историческими источниками.
Соотносить события Отечественной и региональной истории.
Раскрывать причинно-следственные связи развития событий прошлого и настоящего.
4 год обучения
По окончанию четвертого года обучения учащийся должен иметь следующие знания.
Иметь представление об уникальности Поволжья как части России.
Владеть основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности
Знать произведения искусств народов Поволжья
Иметь представление о вкладе родного края в развитие России
Учащийся должен уметь.
1Уметь общаться с людьми, вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал
2Уметь вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
ставить и формулировать проблемы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- приведение примеров достопримечательностей родного края.
Формы контроля: творческие работы, конкурсы, викторины, защита проектов, представление портфолио.
Теоретико-методологическое обоснование программы:
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно);
репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий);
исследовательский (самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата);
частично-поисковый (восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи);
конструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);
метод творческих заданий (применение знаний в измененной и новой ситуации)
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия: беседы, диалоги, дискуссии; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии.
Практические занятия: конкурсы; выставки декоративно-прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления; праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; заочные путешествия; акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации; проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Место проведения занятий: школа, семья, учреждения. На занятиях присутствует группа учащихся 8 – 10 человек. Набор производится по заявлению родителей.
Этапы реализации программы:
1класс «Где родился там и пригодился»
2 класс «Славное прошлое, достойное настоящее и счастливое будущее»
3 класс «Самарская область»
4 класс «Волжские просторы»
Тематическое планирование
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Программа включает в себя 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения (1 класс – 33 ч, 2-4 классы – по 34 ч). Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Первый год обучения
№ п⁄п |
Раздел |
Всего часов |
Из них |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Мы теперь ученики |
10 |
7 |
3 |
2 |
История моей страны начинается с меня |
13 |
5 |
8 |
3 |
Где родился там и пригодился |
10 |
5 |
5 |
Всего: |
33 |
17 |
16 |
Второй год обучения
№ п⁄п |
Раздел |
Всего часов |
Из них |
||||
Теоретические |
Практические |
||||||
1 |
Мой город |
5 |
4 |
1 |
|||
2 |
Достопримечательности и культурные объекты города |
9 |
9 |
0 |
|||
3 |
Жизнь замечательных людей |
14 |
8 |
6 |
|||
4 |
Красота родной глубинки |
6 |
1 |
5 |
|||
Всего: |
34 |
22 |
12 |
Третий год обучения
№ п⁄п |
Раздел |
Всего часов |
Из них |
||||
Теоретические |
Практические |
||||||
1 |
Живу я в глубине России |
12 |
8 |
4 |
|||
2 |
Природа Самарской области |
10 |
6 |
4 |
|||
3 |
Лица эпохи |
12 |
5 |
7 |
|||
Всего: |
34 |
19 |
15 |
Четвёртый год обучения
№ п⁄п |
Раздел |
Всего часов |
Из них |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Вниз по Волге |
13 |
6 |
7 |
2 |
Природа Поволжья |
9 |
5 |
4 |
3 |
Культура Поволжья |
12 |
5 |
7 |
Всего: |
34 |
16 |
18 |
Содержание программы
1 класс
«Где родился там и пригодился»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Теоретические |
Практические |
|
Мы теперь ученики - 10 ч |
|||||
Задачи: учиться вести себя достойно в общественных местах, придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома и в школе, быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради, не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей. Устный журнал «Листая школьные страницы» (групповая проектно-исследовательская работа). Фотовыставка «Мои родители – выпускники школы». Составление книжки – раскладушки «Правила жизни в школьном государстве». Конкурс рисунков о школе. |
|||||
1 |
История школы |
1 |
1 |
||
2 |
Школьный музей |
1 |
1 |
||
3 |
Мои родители – выпускники школы |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Учитель - профессия детей любить! |
1 |
1 |
||
5 |
Бывшие выпускники - прославили школу своим трудом. |
1 |
1 |
||
6 |
Законы школы |
1 |
1 |
||
7 |
Права и обязанности школьников |
1 |
1 |
||
8 |
Правила жизни в школьном коллективе |
1 |
1 |
||
9 |
Традиции моей школы |
1 |
1 |
||
История моей страны начинается с меня – 13ч |
|||||
Задачи: пробудить интерес к своей родословной; расширить представления о связи времен; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; пробудить чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому и настоящему нашей Родины. Практическая работа. Составление родословного древа. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Проектно-исследовательская работа «История имени». Экскурсия на предприятия. Выставка творческих семейных работ. Семейная презентация «Фамильный герб». Выставка семейных реликвий и памятных вещей. |
|||||
10 |
Мой мир - моя семья |
1 |
1 |
||
11 |
Мои предки – память семьи |
1 |
1 |
||
12 |
О чем говорит мое имя |
1 |
1 |
||
13 |
Профессии родителей |
3 |
1 |
2 |
|
14 |
Золотые руки |
1 |
1 |
||
15 |
Традиции моей семьи |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Древо жизни |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Фамильный герб |
2 |
1 |
1 |
|
Где родился там и пригодился - 10 ч |
|||||
Задачи: обогатить понятие «поселок» историко-культурным содержанием; создать условия для практической ориентации в окружающем пространстве – поселке, городе; наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию. Практическая работа. Выставка рисунков «Мой любимый уголок». Изготовление поделок «Дом моей мечты». Экскурсия по улицам поселка. Проектно-исследовательская деятельность (групповая). Создание брошюры «Гордится поселок – гордится страна» |
|||||
18 |
Мой любимый уголок |
1 |
1 |
||
19 |
Садово-Дачный поселок – моя малая Родина |
1 |
1 |
||
20 |
История названия улицы. |
3 |
1 |
2 |
|
21 |
Мой дом – моя крепость |
1 |
1 |
||
22 |
Добрые соседи |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
Гордится поселок – гордится страна. |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
33 ч |
2 класс
«Славное прошлое, достойное настоящее и счастливое будущее»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Теоретические |
Практические |
|
Мой город - 5 ч |
|||||
Задачи: обогатить понятие «город» историко-культурным содержанием; создать условия для практической ориентации в окружающем пространстве – городе, микрорайоне. Практическая работа. Работа с картой города Чапаевска. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Герб города». Экскурсия по городу. Экскурсия в выставочный зал «Радуга», Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Экскурсия на предприятия, в организации города. Презентация «Памятники воинской славы». Изготовление проекта «Достопримечательности и культурные объекты города» |
|||||
1 |
Чапаевск - лучший город, что я знал |
1 |
1 |
||
2 |
История возникновения города |
1 |
1 |
||
3 |
Герб города – гордость людей |
1 |
1 |
||
4 |
Здесь работают наши родители |
2 |
1 |
1 |
|
Достопримечательности и культурные объекты города – 9 ч |
|||||
5 |
Красота и загадки архитектуры |
1 |
1 |
||
6 |
Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского (1915, арх. Д.И. Вернер) Здание Дворца культуры (1929) |
1 |
1 |
||
7 |
1 |
1 |
|||
8 |
1 |
1 |
|||
9 |
1 |
1 |
|||
10 |
1 |
1 |
|||
11 |
1 |
1 |
|||
12 |
Краеведческий музей |
1 |
1 |
||
13 |
1 |
1 |
|||
Жизнь замечательных людей - 14 ч |
|||||
Практическая работа. Конкурс рисунков «Война глазами детей». Знакомство с книгой Памяти. Викторина «Талантами славится Чапаевск». Создание театрализованного представления «По сказкам братьев Бондаренко» |
|||||
14 |
Чапаевск в годы Великой отечественной войны |
1 |
1 |
||
15 |
Жителям Чапаевска присвоено звание Героя Советского Союза - А. Долгов, В. Истрашкин, И. Качалко, О. Колычев, Г. Кривохижин, Н. Сазонов. |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Звание «Почётный гражданин городского округа Чапаевск» (С. И. Горбачёв, А. А.Мартынов, А.П. Бутенко) |
1 |
1 |
||
17 |
Аллея Героев Советского Союза у здания колледжа |
1 |
1 |
||
18 |
Чапаевцы – народ закалённый и очень трудолюбивый. |
1 |
1 |
||
19 |
Народный артист России Николай Засухин, заслуженная артистка России Надежда Бутырцева, |
1 |
1 |
||
20 |
Детские писатели братья Бондаренко |
3 |
1 |
2 |
|
21 |
Космонавт Сергей Авдеев, вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Овчинников |
1 |
1 |
||
22 |
Главный художественный руководитель Государственного Волжского русского народного хора имени Петра Милославова Владимир Пахомов. |
1 |
1 |
||
23 |
Легкоатлетка Николь Родомакиной - заслуженный мастер спорта России |
1 |
1 |
||
24 |
Коренные чапаевцы гордятся своей Родиной и посвящают ей стихи... |
1 |
1 |
||
Красота родной глубинки- 6 ч |
|||||
Практическая работа. Экскурсия на реку «Голубой Дунай». Конкурс рисунков «Реки и озёра нашего города». Устный журнал «Ильмень - поляна». Создание коллективного проекта «Животный и растительный мир» |
|||||
25 |
«Голубой Дунай» - это приток реки Волги - река Чапаевка |
1 |
1 |
||
26 |
Прогулка в Загородный парк и к озеру Ильмень |
1 |
1 |
||
27 |
Конкурс рисунков «Реки и озера нашего города» |
1 |
1 |
||
28 |
Животный и растительный мир |
3 |
1 |
2 |
|
Итого |
34 ч |
3 класс
«Самарская область»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Теоретические |
Практические |
||
Живу я в глубине России - 12 ч |
||||||
Задачи: пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; учить видеть прекрасное вокруг себя Практическая работа. Работа с картой Самарской области. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Герб Самарской области». Практическое занятие «Типы населённых пунктов». Экскурсия по городу Самара. Конкурс рисунков «Жилая архитектура». «Заочное путешествие по музеям Самары» (групповая проектно-исследовательская работа). |
||||||
1 |
Географическое положение Самарской области. |
1 |
1 |
|||
2 |
Карта области |
1 |
1 |
|||
3 |
Символика Самарской области |
1 |
1 |
|||
4 |
Типы населенных пунктов. |
1 |
1 |
|||
5 |
Многообразие национальных культур |
1 |
1 |
|||
6 |
Красота и загадки архитектуры |
1 |
1 |
|||
7 |
Старинные усадьбы и древние монастыри |
2 |
1 |
1 |
||
8 |
Театры и концертные залы |
1 |
1 |
|||
9 |
Памятники, музеи |
2 |
1 |
1 |
||
10 |
Святыни земли Самарской |
1 |
1 |
|||
Природа Самарской области – 10 ч |
||||||
Практическая работа. Игра-путешествие «Легенды Жигулёвских гор». Работа с гербарием. Игра-лото «Животные Самарской области». Проектно-исследовательская групповая деятельность «Красная книга Самарской области» Экскурсия в Самарский Зоопарк. Фотографирование и описание наиболее интересных объектов природы и истории края. |
||||||
11 |
Основные формы рельефа и полезные ископаемые. |
1 |
1 |
|||
12 |
Легенды Жигулёвских гор |
1 |
1 |
|||
13 |
От гор до степи |
1 |
1 |
|||
14 |
Памятники природы |
2 |
1 |
1 |
||
15 |
Водоёмы |
2 |
1 |
1 |
||
16 |
Зелёный мир. |
1 |
1 |
|||
17 |
Животные нашего края. |
1 |
1 |
|||
18 |
Красная книга Самарской области |
1 |
1 |
|||
Лица эпохи - 12 ч |
||||||
Практическая работа. Проектно-исследовательская деятельность «Поэты и писатели Самарской области», «Бессмертный полк». |
||||||
19 |
Исторические личности |
2 |
1 |
1 |
||
20 |
Поэты и писатели |
3 |
1 |
2 |
||
21 |
Художники |
2 |
1 |
1 |
||
22 |
Композиторы |
2 |
1 |
1 |
||
23 |
Бессмертный полк |
3 |
1 |
2 |
||
Итого |
34 ч |
4 класс
«Волжские просторы»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Теоретические |
Практические |
|
Вниз по Волге - 13 ч |
|||||
Задачи: формировать патриотическое отношение к Родине; содействовать осознанию себя россиянином; создать условия для осознания своей принадлежности к национальной культуре и нераздельности национальных культур; содействовать осознанию неразрывной связи истории и развития Среднего Поволжья с историей и развитием всего нашего государства. Практическая работа. Виртуальная экскурсия по берегам Волги. Работа с картой. Исследовательская деятельность «Загадочный мир названий». |
|||||
1 |
По берегам Волги |
1 |
1 |
||
2 |
Из глубины веков |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Соседи Самарской области |
1 |
1 |
||
4 |
История возникновения городов-соседей |
1 |
1 |
||
5 |
Знакомство с достопримечательностями городов, расположенных по берегам Волги. |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Многообразие национальных культур |
3 |
1 |
2 |
|
7 |
Быт и традиции народов Среднего Поволжья |
3 |
1 |
2 |
|
Природа Поволжья - 9 ч |
|||||
Практическая работа. Работа с картой. Работа с гербарием. Составление презентации «Зоологические памятники природы». Организация мини-исследования с применением лабораторного оборудования. |
|||||
8 |
Основные формы рельефа и полезные ископаемые. |
1 |
1 |
||
9 |
Водные ресурсы |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Растительность |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Животный мир |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Заповедники и национальные парки |
2 |
1 |
1 |
|
Культура Поволжья – 12 ч |
|||||
Практическая работа. Экскурсия в музей под открытым небом «Древний мир» на мастер-класс «Гончарное производство». Мини – проект «Заочное путешествие в музей». Инсценирование песни военных лет. Конкурс сочинений. Литературно-музыкальный праздник. Эссе «Я патриот своей страны» |
|||||
13 |
Центры народных промыслов |
3 |
1 |
2 |
|
14 |
Заочные путешествия в музеи, расположенные на территории соседних городов, областей. |
3 |
1 |
2 |
|
15 |
Наш край и православие. |
1 |
1 |
||
16 |
Помнить. Хранить. Беречь |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Волжские просторы |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
Я патриот своей страны |
1 |
1 |
||
Итого |
34 |
Для определения уровня достижения результатов использовались диагностические методики и оценка портфолио учеников.
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 |
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми |
4 |
3 |
2 |
|
2 |
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду |
4 |
3 |
2 |
|
3 |
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми |
4 |
3 |
2 |
|
4 |
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку |
4 |
3 |
2 |
|
5 |
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей |
4 |
3 |
2 |
|
6 |
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес |
4 |
3 |
2 |
|
7 |
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню |
4 |
3 |
2 |
|
8 |
Мне приятно доставлять людям радость |
4 |
3 |
2 |
|
9 |
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки |
4 |
3 |
2 |
|
10 |
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы |
4 |
3 |
2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п |
Список желаний |
№ ответов |
1. |
Быть человеком, которого любят. |
|
2. |
Иметь много денег. |
|
3. |
Иметь самый современный компьютер. |
|
4. |
Иметь верного друга. |
|
5. |
Мне важно здоровье родителей. |
|
6. |
Иметь возможность многими командовать. |
|
7. |
Иметь много слуг и ими распоряжаться. |
|
8. |
Иметь доброе сердце. |
|
9. |
Уметь сочувствовать и помогать другим людям. |
|
10. |
Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Дидактическое обеспечение:
картографический материал (карты, схемы );
плакаты;
наглядный иллюстративный материал;
дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
таблицы по краеведению;
игровой материал (кубики, карточки, кроссворды, конверты с заданиями );
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) |
Средства технического оснащения |
кабинет |
Мультимедийный проектор Документ – камера Оборудование PROLOG |
Список литературы
Для учителя
Воронин В.В., Гавриленкова В.А. География Самарской области. –Самара, 2010.
Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
Григорьев Д.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2012
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. Самарская губерния – край родной. Т.1. Самара: «Самарское книжное издательство», 2007
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А.Самарская губерния – край родной. Т.2. Самара: Издательство «Книга», 2008.
Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования. Внешкольник, 2011. №3. с15-18.
История Самары и Самарского края от первоначального заселения до современности. Авторский коллектив: А.И. Репинецкий, К.М. Макитрин, С.А. Репинецкий. Под. Ред.: С.А. Репинецкого. 2010
Кабытов П.С., Дубман Э.Л. - Классика Самарского краеведения: Антология, 2011
Коган Е.А., Дмитриева Э.Я., и др. Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Издание второе. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн»,1998.
Кривова О.М. Обзорный атлас окружающей среды Самарской области. ООО «Самвид» г. Самара. 2007.
Путешествие в прошлое. Страницы истории Самарского края. Самарское книжное издательство, 1991.
Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.- 670 с.
Самароведение учебное пособие по самарскому краеведению Ч. 1.—Самара: Культурное наследие, 2012.
Самароведение учебное пособие по самарскому краеведению Ч. 2 — Самара: Культурное наследие : 2011.
Самароведение учебное пособие по самарскому краеведению Ч. 3 —Самара: Культурное наследие, 2013.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К. Селевко В 2-х т. – М.: Народное образование, 2011.
Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение., Самара, 2007.
Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с.
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении.//Лучшие страницы педагогической прессы. М. – 2011
Дополнительная литература
Моя родословная: Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2012
Фрункин Л.К. Мой город. – Самара.: Аркт, 2012
Для учащихся
В.Н.Бондаренко Сказки дедушки Матвея. Ульяновск, 1955;
В.Н.Бондаренко Три веселых зайца. Повесть-сказка. Куйбышев, 1974;
Цифровые образовательные ресурсы
http://mirkart.ru/ Мир карт Карты городов и регионов России
http://www.mojgorod.ru/kemerovsk_obl/museum.html - Народная энциклопедия городов и регионов России
http://www.russa.narod.ru/ - Интернет-альманах "Соборная сторона" - просветительское, образовательное и информационное издание, активно участвующее в возрождении культуры.
http://kraevedenie.chat.ru/ - Вопросы краеведения. Сетевой альманах Ю.С. Самохина. Теоретические и методологические материалы, связанные с краеведческой информацией в образовании, культуре, науке и политике.
http://www.civnet.samara.ru/infcent/mirror/proekt/ - Народы России на территории Самарской области. История региона, религиозная карта области, Интернет - журнал "Этническая среда многонациональной области".
http://www.samara.ru/content/204/48941/ - Самарский край - история.