Программа по внеурочной деятельности "Эрудит"
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Эрудит»
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Дронова О.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Крутиха
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
- Авторской программой «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.
- образовательной программой начального общего образования МБОУ «Крутихинская СОШ»,
- реализуется в рамках раздела учебного плана МБОУ «Крутихинская СОШ» «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное».
- школьным положением о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.
Общий курс рассчитан на 1 год. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет. Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и работу в парах.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятия 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 мин.
Цель программы - создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и математике.
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Регулятивные УУД:
Формировать:
умение учиться и способность к организации своей деятельности;
умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
готовность к преодолению трудностей;
умение адекватно оценивать свою деятельность;
учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Ожидаемые результаты:
-расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
-рост личностных достижений;
-создание атмосферы успеха;
-установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;
-накопление опыта творческой деятельности;
-участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению
Содержание курса
Числа. Арифметические действия.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Геометрические узоры. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тематическое планирование
Название раздела | Кол-во часов |
Русский язык | 11 |
Математика | 12 |
Окружающий мир | 11 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата по факту |
1 | Действия с многозначными числами (в том числе деления с остатком) | 1 | 03.09 |
2 | Природные зоны России | 1 | 10.09 |
3 | Значение числового выражения (2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | 1 | 17.09 |
4 | Профессии людей. | 1 | 24.09 |
5 | Учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | 1 | 1.10 |
6 | Работа с текстом | 1 | 8.10 |
7 | Чтение, запись и сравнение основных единиц измерения величин и соотношения между ними | 1 | 15.10 |
8 | Определение по рисунку объектов, созданных природой. | 1 | 22.10 |
9 | Числа и величины. | 1 | 29.10 |
10 | Смена дня и ночи на Земле. | 1 | 12.11 |
11 | Периметр и площадь. | 1 | 19.11 |
12 | Работа с таблицами. | 1 | 26.11 |
13 | Арифметические действия. | 1 | 03.12 |
14 | Предметы и материалы. | 1 | 10.12 |
15 | Построение геометрических фигур с заданными измерениями | 1 | 17.12 |
16 | Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. | 1 | 24.12 |
17 | Таблицы и диаграммы | 1 | 14.01 |
18 | Работа с картой. | 1 | 21.01 |
19 | Работа с текстовыми задачами. | 1 | 28.01 |
20 | Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. | 1 | 04.02 |
21 | Решение задач на массу, время, длину, площадь, скорость | 1 | 11.02 |
22 | Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие. | 1 | 18.02 |
23 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 1 | 25.02 |
24 | Заполнение таблиц по исходным данным. | 1 | 04.03 |
25 | Геометрические величины. | 1 | 11.03 |
26 | Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. | 1 | 18.03 |
27 | Решение задач в 3–4 действия. Работа с информацией. | 1 | 08.04 |
28 | Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме | 1 | 15.04 |
29 | Действия с многозначными числами. | 1 | 22.04 |
30 | Деление предметов на группы. | 1 | 29.04 |
31 | Решение уравнений | 1 | 06.06 |
32 | Знаки. Определение знака и правила к нему | 1 | 13.05 |
33 | Периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата | 1 | 20.05 |
34 | Природные зоны России. | 1 | 27.05 |
| Итого | 34 | |
Ресурсы обеспечения реализации программы
Список литературы
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2012.
2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.
3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.
4. «Учимся играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.
5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.
6. «Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (1 – 4)» Н. И. Удодова Волгоград 2008.
7. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.
8. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.
9. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г. - М.:Илекса,-2005.
10. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" Пупышева О.Н. - М.:ВАКО,-2008.
11. «Занимательные материалы». Сухин И.Г.: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
12. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
13. «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая, А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008
14. «Олимпиадные задания . Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
15. Интернет- ресурсы
Лист внесения изменений
№ в теме | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |