Программа по внеурочной деятельности "Эрудит"

1
0
Материал опубликован 3 August

t1722707259aa.png





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Эрудит»


на 2021 - 2022 учебный год



Составитель:

Дронова О.В.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



с. Крутиха


2021г.






















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

- Авторской программой «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.

- образовательной программой начального общего образования МБОУ «Крутихинская СОШ»,

- реализуется в рамках раздела учебного плана МБОУ «Крутихинская СОШ» «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное».

- школьным положением о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности.


Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

Общий курс рассчитан на 1 год. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет. Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и работу в парах.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятия 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 мин.

Цель программы - создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи программы:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

- подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и математике.

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Планируемые результаты:


Личностные УУД:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные УУД:

Формировать:

умение учиться и способность к организации своей деятельности;

умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

готовность к преодолению трудностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность;

учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Ожидаемые результаты:

-расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

-рост личностных достижений;

-создание атмосферы успеха;

-установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

-накопление опыта творческой деятельности;

-участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению

Содержание курса

Числа. Арифметические действия.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Геометрические узоры. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.



Тематическое планирование


Название раздела

Кол-во часов

Русский язык

11

Математика

12

Окружающий мир

11




Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата по факту

1

Действия с многозначными числами (в том числе деления с остатком)

1

03.09

2

Природные зоны России

1

10.09

3

Значение числового выражения (2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)

1

17.09

4

Профессии людей.

1

24.09

5

Учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью

1

1.10

6

Работа с текстом

1

8.10

7

Чтение, запись и сравнение основных единиц измерения величин и соотношения между ними

1

15.10

8

Определение по рисунку объектов, созданных природой.

1

22.10

9

Числа и величины.

1

29.10

10

Смена дня и ночи на Земле.

1

12.11

11

Периметр и площадь.

1

19.11

12

Работа с таблицами.

1

26.11

13

Арифметические действия.

1

03.12

14

Предметы и материалы.

1

10.12

15

Построение геометрических фигур с заданными измерениями

1

17.12

16

Определение плана действий. Восстановление последовательности действий.

1

24.12

17

Таблицы и диаграммы

1

14.01

18

Работа с картой.

1

21.01

19

Работа с текстовыми задачами.

1

28.01

20

Определение животных по рисунку. Территория обитания животных.

1

04.02

21

Решение задач на массу, время, длину, площадь, скорость

1

11.02

22

Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие.

1

18.02

23

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

1

25.02

24

Заполнение таблиц по исходным данным.

1

04.03

25

Геометрические величины.

1

11.03

26

Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы.

1

18.03

27

Решение задач в 3–4 действия. Работа с информацией.

1

08.04

28

Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме

1

15.04

29

Действия с многозначными числами.

1

22.04

30

Деление предметов на группы.

1

29.04

31

Решение уравнений

1

06.06

32

Знаки. Определение знака и правила к нему

1

13.05

33

Периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата

1

20.05

34

Природные зоны России.

1

27.05


Итого

34




Ресурсы обеспечения реализации программы

Список литературы

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2012.

2. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.

4. «Учимся играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.

5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.

6. «Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (1 – 4)» Н. И. Удодова Волгоград 2008.

7. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.

8. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.

9. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г. - М.:Илекса,-2005.

10. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" Пупышева О.Н. - М.:ВАКО,-2008.

11. «Занимательные материалы». Сухин И.Г.: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.

12. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.

13. «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая, А.О. Орг - М.: Айрис – пресс , 2008

14. «Олимпиадные задания . Математика. 2-4классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2010.

15. Интернет- ресурсы


Лист внесения изменений



в теме

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.