Программа внеурочной деятельности по ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобучающая программа «Цветные ладошки» составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)\
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
4. Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа объединения «Цветные ладошки» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической;, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (2 года обучения), по форме организации групповой
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа объединения «Цветные ладошки» предназначена для младших школьников.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность предлагаемой образовательной программы
определяется запросом со стороны детей и их родителей на
программы художественно-эстетического развития младших школьников.
Актуальность программы также обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
Обучающие:
— обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;
— научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
— знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей.
Развивающие:
— формировать нравственно-эмоциональную культуру;
— учить дарить радость творчества, быть счастливыми человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
Воспитательные:
— эстетически воспитывать учащихся, формировать и духовную культуру, и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
— воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7 лет. Состав группы – постоянный. Набор - свободный
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
•ознакомительный – 1 полугодие обучения для учащихся 6–7лет;
•развивающий – 2 полугодие обучения
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первом полугодии обучения дети выполняют творческие задания, во втором – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
•занятия в свободное время;
•обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
•обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
•допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
-групповая;
-индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий:
-практическое занятие;
-выставка;
-открытое занятие;
-презентация творческих работ.
Приемы и методы:
-словесные: рассказ, беседа, информирование, объяснение, инструктаж – направлены на формирование теоретических и практических знаний;
-наглядные: видео, иллюстрации живописи и графики, фотографии – направлены на развитие наблюдательности, стимуляция внимания к изучаемым вопросам, яркой воздействие на эмоциональную сферу;
-репродуктивные – формирование знаний, умений, навыков;
-практические: практическая деятельность – направлена на развитие умения применять на практике полученные знания, усовершенствовать некоторые навыки;
-творческие методы – направлены на развитие воображения, эмоций, творческого подхода к делу; расширение сферы восприятия;
-методы самостоятельной работы – направлены на развитие самостоятельной деятельности.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 ак.час равен 30минутам) с 10 минутным перерывом, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце первого года обучения:
Ученик может знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик может уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы:
-беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Формы проведения занятий: сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- промежуточная аттестация;
- в конце года готовится итоговая выставка работ (итоговая аттестация).
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов и тем |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
Практика |
|
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
|
2 |
Чем работает художник |
24 |
6 |
18 |
|
3 |
Наблюдаем и изображаем природу |
32 |
2 |
30
|
|
4 |
Изображаем мир наших увлечений |
34 |
2 |
32 |
|
5 |
Ты изображаешь, украшаешь |
22 |
2 |
20 |
|
6 |
О чем говорит искусство |
11 |
1 |
10 |
|
7 |
Какого цвета весна |
6 |
1 |
5 |
|
8 |
Воспитательная работа и массовые мероприятия |
14 |
14 |
|
|
|
|
144 |
29 |
115 |
|
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ (1ч)
Тема 2. «Чем и как работает художник» (всего-24ч, теория -6ч, практика -18 ч)
Теоретические занятия. Хроматическая и ахроматическая гамма красок. Теплые и холодные тона. Контрастные цвета. Блик. Тень. Полутень.
Практические занятия. Разноцветные зонтики. Натюрморт «Осенний». «Лес, точно терем расписной…» Коллективная работа. Осенний букет. Наша школа. Работа простым карандашом. Эскиз. Наша школа. Завершение работы
Мой край родной! Композиция. Портрет мамы. Рисунки из геометрических фигур. Кот.
Тема 3. «Наблюдаем и изображаем природу» (всего-32ч, теория -2ч, практика-30ч)
Теоретические занятия. Пейзаж. Художники – пейзажисты: Шишкин Иван Иванович, Левитан Исаак Ильич.
Практические занятия. Получение составных цветов из основных. Какого цвета осенняя листва (три основных цвета) — (живопись, гуашь). Праздник красок (коллективное панно с использованием живописи и аппликации). Как живут деревья (изображение «голых» деревьев, графика — карандаш). Какого цвета дождик (живопись — акварель). Какого цвета снег (живопись, акварель). Первый снег, деревья (графика, тушь). Зимующие птицы. Звери зимой: лиса. Звери зимой: волк. Царство Деда Мороза. Снегурочка. Фантастические деревья, сказочный вечерний лес (живопись, гуашь). Итоговое занятие: рисунок с натуры — пленэр (карандаш)
Тема4. «Изображаем мир наших увлечений» (всего-34ч, теория -2ч, практика-32 ч)
Теоретические занятия. Игра «Знатоки искусства». Понятие о пропорции.
Практические занятия. Зимние забавы (живопись, акварель, колонковые кисти). Узоры на картоне (прикладное искусство, изонить). Готовимся к Новому году (сувениры, поделки — картон бумага). Праздник зимы (живопись, акварель).
Итоговое занятие: «Фабрика Деда Мороза» (изготовление елочных украшений, гирлянд, украшение кабинета, елки). Труд и спорт зимой (композиция, карандаш, гуашь, ватман, щетинная кисть). Подарки ко Дню защитника Отечества (аппликация). Подарок мамам (аппликация). Лепим животных (лепка, глина, стеки).
Рисуем школьный праздник: композиция (гуашь). В цирке (театре) (композиция, коллаж, художественное использование различных материалов). Итоговое занятие: выполнение индивидуальных работ, при сложении которых получается коллективное панно — «Наши развлечения» Промежуточная аттестация
Тема5. «Ты изображаешь, украшаешь» (всего-22ч, теория -2ч, практика-20ч)
Теоретические занятия. Иллюстрации. И.Билибин.
Практические занятия. «Превращения красок» (получение различных оттенков из основных и составных цветов, живопись — гуашь, аппликация, лепка, композиция).
«Сказочный лес». Практическая работа — изображение задних и ближних планов. игра «Палитра». Морской пейзаж (гуашь). Увлекательный космос. Жар-птица. Портрет мамы. Подводное царство. Мои фантазии.
Итоговое занятие: «Мир гномов» — сказочные дворцы, причудливые деревья, забавные человечки (живопись — гуашь).
Тема 6. «О чем говорит искусство» (всего-11ч, теория -1ч, практика-10ч)
Теоретические занятия. Пейзажист. Анималист. Портретист. Маринист.
Практические занятия. Деревья проснулись (рисунок — уголь (графика); живопись — акварель). Изображение животных (рисунок — графика: карандаш — тушь). Сказочный герой. Образ человека и его характер, композиция (гуашь). Итоговое занятие: игра «Знатоки искусства», выставка работ учащихся «Художники и зрители».
Тема 7. «Какого цвета весна» (всего-6 ч, теория -1ч, практика-5ч)
Теоретические занятия. Изображение природы в разных состояниях.
Практические занятия. Какого цвета небо (живопись — акварель). Весенние цветы (оригами). Коллективное декоративное панно (аппликация, оригами, живопись). Экскурсия: «Мечта о лете» (коллективный рисунок на асфальте);
Итоговое занятие: выставка лучших работ учащихся, которые готовились в течение года: «Ты и искусство». Итоговая аттестация.
Тема 8. «Воспитательная работа и массовые мероприятия» (всего-14ч)
Теоретические занятия. Беседа об искусстве и знакомство с произведениями искусства. Устный журнал «Мир глазами искусства».
Праздник «Учителям дарю букет». Конкурс рисунков «Мой край родной!». Развлечение «Новый год у ворот!». Игровая программа «Рыцарский турнир». Концерт «Нашим мамам посвящается»
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Методы организации учебного процесса:
-словесные: рассказ, беседа, информирование, объяснение, инструктаж – направлены на формирование теоретических и практических знаний;
-наглядные: видео, иллюстрации живописи и графики, фотографии – направлены на развитие наблюдательности, стимуляция внимания к изучаемым вопросам, яркой воздействие на эмоциональную сферу;
-репродуктивные – формирование знаний, умений, навыков;
-практические: практическая деятельность – направлена на развитие умения применять на практике полученные знания, усовершенствовать некоторые навыки;
-творческие методы – направлены на развитие воображения, эмоций, творческого подхода к делу; расширение сферы восприятия;
-методы самостоятельной работы – направлены на развитие самостоятельной деятельности.
Материально-технические условия
Музыкальный центр
Компьютер
Фотоаппарат
Репродукции картин известных художников.
CD-диски с записью классической музыки
Список литературы
Литература для учащихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2012.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2012.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.