Программа по внеурочной деятельности «Казачий фольклор» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 1
ст. Багаевская Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 1
Приказ от__________.2016 № ___
_____________/О.А. Калинина/
место печати
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по курсу «Казачий фольклор» начального общего образования
1 «В» класса
Количество часов: 32
Программа разработана на основе программы «Край родной» Авторы - составители: Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. издательство «Баро-Пресс», 2013.
Учитель Корецкая Наталия Сергеевна
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметные:
1. Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
- воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.
-развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;
-формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности; --- воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;
-мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;
-обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;
-формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;
-совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;
-знакомство с произведениями устного народного творчества.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;
-обогащение словарного запаса;
-обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности, --учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;
-участие в коллективных творческих делах.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.
Сказки
Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан», «Лиса и рак», «Две козы», «Свадебный каравай», «Кот и лиса», «Одноногий журавль», «Глубец и жеребец».
Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».
Казачьи песни.
Походные песни: «Поехал казак на чужбину далеку», «Ой да, разродимая моя сторонка», «За лесом солнце воссияло», «Трава моя, травка».
Семейные песни: «Посею лебеду на берегу», «Посидите, гости, побеседуйте», «Сею, вею беленький леночек», «Я по садику ходила», «На улице дождь, дождь», «Ой, да, какой же я наделала беды».
Народные песни.
«Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка».
Бытовые песни. Обрядовые песни.
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.
А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод».
Казачьи игры и забавы. «Удочка», «Камешки», «Меткий бросок», «А ну-ка, отзовись!», «Угадай кто», и другие.
Народный театр. Рождественский вертеп.
Праздники. Покровская ярмарка на Дону, Святки, Масленица, Казачьи посиделки.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся:
Знают традиции песенной культуры казачества.
Каждый участник умеет правильно интонировать мелодию песни.
Исполняют фольклорные тексты, песни.
Умеют сочетать виды исполнительского мастерства.
Умеют реконструировать фрагментов обрядов.
Участвуют в смотрах, конкурсах, концертах, праздниках.
Место внеурочной деятельности в учебном плане:
Согласно плану МБОУ БСОШ № 1 для образовательных учреждений Ростовской области на 2016-2017 учебный год для внеурочной деятельности по программе «Казачий фольклор» в 1 классе отводится 33 часа, в расчете 1 час в неделю. Темазанятия, выпавшая на праздничный день (23.02.2017) будет дан за счет уплотнения учебного материала, программа будет пройдена за 32 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Оборудование |
1 |
1.09. |
Вводное занятие. Кто такие казаки? |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
2 |
8.09. |
Как одевались казаки? |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
3-4 |
15.09-22.09. |
.Казачий дом. |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
5 |
29.09. |
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
6 |
6.10. |
Праздник «Покровская ярмарка на Дону» |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
7-8-9 |
13.10.-20.10.-27.10. |
Быт казаков |
3 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
10-11-12 |
10.11.-17.11.-24.11. |
Основные занятия казаков. |
3 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
13-14-15 |
1.12.-8.12.-15.12. |
Народные сказки Донского края. Проект |
3 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
16-17-18 |
22.12.-12.01.-19.01. |
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. |
3 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
19-20 |
26.01.-2.02. |
Народные сказки Донского края. Проект. |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
21-22 |
16.02.-2.03.- |
Казачьи потешки, небывальщины, загадки. Создание книжки-малышки |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
23 |
9.03. |
В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут». |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
24 |
16.03. |
Главная песня казаков. |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
25-26 |
30.03.-6.04. |
Воспитание казачат. |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
27-28 |
13.04.-20.04. |
Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
29-30 |
27.04.-4.05. |
Казачьи игры и забавы |
2 |
Коллективная, индивидуальная, групповая Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
31 |
11.05. |
Казачья семья. |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |
32 |
18.05. |
Казачьи песни (семейные, бытовые, обрядовые). |
1 |
Коллективная, индивидуальная, групповая |
Тетрадь, презентация/наглядное пособие. |