12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходченко Людмила Александровна42
Россия, Воронежская обл., город Калач
2

Программа по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"

Рассмотрено

на заседании методического объединения

классных руководителей


___________ Трофимова Е.Л.

Протокол № 1 от 29.08. 2018 г.


Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ Калачеевская СОШ № 6



Протокол №1 от 30.08. 2018 г.


Утверждено

Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 6


______________ Кузнецова Г.П.

Приказ по школе ОД – №201 от 31.08.2018 г.





Программа

по внеурочной деятельности

«За страницами учебника математики»

в 7"Б" классе

Приходченко Людмилы Александровны





Возраст обучающихся- 12-13 лет







МБОУ Калачеевская СОШ №6

2018-2019 учебный год.



I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» составлена на основании следующих нормативно правовых документов:

    Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

    Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

    Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

    Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.

    Авторской программы Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия», 5-7 классы

    Авторской программы И.М. Смирновой, В.А. Смирнова «Наглядная геометрия», 5-7 классы

    Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).

    Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).


Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.Программа внеурочной деятельности  рассчитана на обучающихся 7 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир  школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.  Программа даёт возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности , приобрести уверенность в себе. . Это может быть объединение дополнительного образования детей «За страницами учебника математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Применение робототехники Lego Wedu

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Место курса в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ Калачеевская СОШ №6 на 2018-2019 учебный год на изучение курса (внеурочной деятельности) «За страницами учебника математики» отводится 35 ч. из расчета 1 ч. в неделю, в том числе 4 занятия по использованию робототехники Lego Wedu.



Цель и задачи курса.

Цель - развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции  обучающихся.   

Задачи:

    овладение способами мыслительной и творческой деятельности;

      ознакомление со способами организации и поиска информации;

      создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

      развитие мелкой моторики рук; Применение робототехники Lego Wedu

      развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

      практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

    Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

    Программа «За страницами учебника математики» учитывает возрастные особенности  школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Применение робототехники Lego Wedu. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

       Обучающийся  получит возможность :

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

 -научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

- использовать догадку, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

 - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;

 - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.     

Личностные результаты:

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.

Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализ правил игры.

Действие в соответствии с заданными правилами.

Включение в групповую работу. Применение робототехники Lego Wedu

Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Сопоставление полученного результата с заданным условием. Контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.

Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.

Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации. Применение робототехники Lego Wedu

Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи.

Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.

Конструирование несложных задач.

Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.

Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. 

Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.

Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.

Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии. Применение робототехники Lego Wedu

Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.

Моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.

Предметные результаты:

Создание фундамента для математического развития,

Формирование  механизмов  мышления, характерных для математической деятельности.

   

     В результате освоения программы «За страницами учебника математики» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО 2-го поколения:

 Личностные

      Сформируются познавательные интересы,

     Повысится мотивация,

    Повысится профессиональное, жизненное самоопределение

    Воспитается чувство справедливости, ответственности

    Сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления

Регулятивные   

Будут сформированы:

     целеустремленность и настойчивость в достижении целей

     готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

    обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу,

    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,

     вносить необходимые коррективы в действие

    получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

 Познавательные 

Научатся: 

    ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  

    анализировать объекты  с целью выделения признаков;

     выдвигать гипотезы и их обосновывать, 

    самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера. 

Коммуникативные 

Научатся:

      распределять начальные  действия и операции;

     обмениваться способами действии;

     работать в коллективе;

     ставить правильно вопросы.

   Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях ”, “Успешно освоил программу”, “Посещал занятия ”.  Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

    Домашние задания выполняются по желанию учащихся.Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ. Применение робототехники Lego Wedu

   Формы подведения итогов

    Участие в олимпиадах;

    Участие в предметных неделях;

    Участие в проектной деятельности;

    Участие в выставке творческих работ.

III. Содержание программы.

Из истории математики(6ч).

Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Системы счисления. Числа - великаны и числа- малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта. Математика у народов нашей Родины. Арифметика Магницкого. Как измеряли в древности. Измерение длины. Измерение площади. Измерение объёма. Вычисление длины, площади и объёма. Старинные русские меры. Метрическая система мер.

Занимательные задачи(6ч).

Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов. Математические фокусы. Математические фокусы с “угадыванием чисел”.  Примеры математических фокусов. Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Задачи – шутки. Решение  шуточных задач в форме загадок. Старинные задачи. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

Логические задачи(6ч).

Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых  задач методом “с конца”.Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Простейшие графы. Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы. Текстовые задачи на переливания и взвешивания. Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь. Отрицание – “не”, конъюнкция – “и”, дизъюнкция – “или”. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Комбинаторные задачи, решаемые перебором. Применение робототехники Lego Wedu

Занимательная геометрия(8ч)

Геометрия сквозь века. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование из Т. Оригами. Веселая симметрия. Задачи со спичками. Геометрические головоломки. Геометрические иллюзии. Топологические опыты. Лист Мебиуса. Геометрический тренинг. Зашифрованная переписка. Применение робототехники Lego Wedu

Задачи на проценты(2ч).

Понятие процента; задачи на пропорции; процентное отношение; нахождение числа по его процентам; формула сложных процентов; простой и сложный процентный рост; задачи, связанные с изменением цены; процентные вычисления в жизненных ситуациях. Применение робототехники Lego Wedu



Введение в вероятность(2ч).

Решение простейших комбинаторных задач.

Проекты(4ч).

Выбор тем и выполнение проектных работ.

Резерв(1ч).

Резервные уроки. Применение робототехники Lego Wedu

IV. Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Из истории математики

6

Измерение длины. Измерение площади. Измерение объёма. Вычисление длины, площади и объёма. Старинные русские меры. Метрическая система мер.

Занимательные задачи

6

Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов. Математические фокусы. Математические фокусы с “угадыванием чисел”. 

Логические задачи. Применение робототехники Lego Wedu

6

Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых  задач методом “с конца”.Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Занимательная геометрия. Применение робототехники Lego Wedu

8

Конструирование из Т. Оригами. Веселая симметрия. Задачи со спичками. Геометрические головоломки

Задачи на проценты. Применение робототехники Lego Wedu

2

Понятие процента; задачи на пропорции; процентное отношение; нахождение числа по его процентам; формула сложных процентов

Введение в вероятность

2

Решение простейших комбинаторных задач.

Проекты

4

Выбор тем и выполнение проектных работ

Резерв. Применение робототехники Lego Wedu

1





ИТОГО:

35 ч.

























Рассмотрено

на заседании методического объединения

классных руководителей


___________ Трофимова Е.Л.

Протокол № 1 от 29.08. 2018 г.


Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ Калачеевская СОШ № 6



Протокол №1 от 30.08. 2018 г.


Утверждено

Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 6


______________ Кузнецова Г.П.

Приказ по школе ОД – №201 от 31.08.2018 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«За страницами учебника математики»

в 7 "Б" классе

Приходченко Людмилы Александровны

Возраст обучающихся- 12-13 лет.





МБОУ Калачеевская СОШ №6

2018-2019 учебный год




Приложение к рабочей программе

по внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»

в 7Б классе



Календарно-тематическое планирование



по внеурочной деятельности

Приходченко Людмилы Александровны



Возраст обучающихся – 12-13 лет







МБОУ Калачеевская СОШ № 6

2018 - 2019 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Наименование раздела,

темы занятия

Кол-во часов




план

факт

Т

П




Из истории математики 6




1.

05.09


Как люди научились считать

Запись цифр и чисел у других народов. Системы счисления.

1

-




2.

12.09


Числа - великаны и

Числа- малютки

-

1




3.

19.09


Приёмы  быстрого счёта

1

-




4.

26.09


Математика у народов нашей Родины

1

-




5.

03.10


Как измеряли в древности.

Вычисление длины, площади и объёма c применением робототехники Lego Wedu

-

1




6.

10.10


Старинные русские меры

Метрическая система мер.

-

1







Занимательные задачи 6


-




7.

17.10


Магические квадраты.

1





8.

24.10


Математические фокусы.

1

-




9.

2 чет.

07.11.


Математические ребусы. Софизмы с применением робототехники Lego Wedu.





Математические ребусы. Софизмы с применением робототехники Lego Wedu

10.

14.11


Задачи с числами

-

1




11.

21.11


Задачи шутки

-

1




12.

28.11


Старинные задачи

1

-







Логические задачи 6

-

1




13.

05.12


Задачи, решаемые с конца






14.

12.12


Круги Эйлера

1

-




15.

19.12


Простейшие графы

-

1




16.

26.12


Задачи на переливания

1





17.

16.01

3 чет.

Задачи на взвешивания


1







Задачи на движение

18.

23.01


Задачи на движение.

1








Занимательная геометрия 8






19.

30.01


Геометрия сквозь века.

Пространство и размерность


1




20.

06.02


Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

-




21.

13.02


Конструирование .

1

-




22.

20.02


Оригами.

1

-




23.

27.02


Задачи со спичками.

Геометрические головоломки.

-

1




24.

06.03


Веселая симметрия

-

1




25.

13.03


Геометрические иллюзии.

Топологические опыты. Лист Мебиуса

-

1




26.

20.03


Зашифрованная переписка

1

-





ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ 2




27.

03.04

4 чет.

Понятие процента

Нахождение процента от числа

Нахождение числа по его процентам

Процентное отношение

-

1




28.

10.04


Процентные вычисления в жизненных ситуациях с применением робототехники Lego Wedu

1

-







Введение в вероятность 2






29.

17.04


Решение комбинаторных задач

-

1




30.

24.04


Решение комбинаторных задач

1

-







Проекты 4






31.

30.04


Подготовка проекта

1

-




32.

08.05


Подготовка проекта

1

-




33.

15.05


Подготовка проекта

-

1




34.

22.05


Защита проекта «Удивительная математика»

1

-




35.

29.05


Применение робототехники Lego Wedu

-

1









-




Итого:

35 ч.

19

16








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.