Программа внеурочного курса по математике «Занимательная математика» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; составлять более простой план учебно- научного текста.
Коммуникативные УУД:
Доводить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии соответствующих аргументов.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с партнерами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
познакомиться со способами и методами решения различных математических задач;
освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
приобрести опыт презентации собственного продукта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Формы проведения |
|
|
|
|||
1 |
Нулевой цикл. Знакомство |
1 |
Беседа |
|
2 |
Задачи, решаемые с конца |
1 |
Обсуждение практикум |
|
3 |
Геометрия. Задачи на разрезание |
1 |
Исследовательская работа |
|
4 |
Четность |
2 |
Практикум соревнование |
|
5 |
Целые числа |
2 |
Обсуждение практикум |
|
6 |
Примеры и конструкции «можно – нельзя» |
1 |
Обсуждение моделирование |
|
7 |
Повторение. Математическое соревнование |
1 |
Игра |
|
8 |
Четность |
1 |
Обсуждение практикум |
|
9 |
Взвешивание. Поиск предмета. |
1 |
Исследовательская работа |
|
10 |
Принцип Дирихле |
2 |
Беседа практикум |
|
11 |
Логические задачи |
1 |
Исследовательская работа |
|
12 |
Графы |
2 |
Обсуждение практикум |
|
13 |
Элементы комбинаторики |
2 |
Исследовательская работа |
|
14 |
Повторение. Математическое соревнование |
1 |
Игра |
|
15 |
Комбинаторная геометрия |
1 |
Исследовательская работа |
|
16 |
Принцип Дирихле |
2 |
Обсуждение конструирование |
|
17 |
Игры |
2 |
Исследовательская работа |
|
18 |
Элементы комбинаторики |
1 |
Обсуждение практикум |
|
19 |
Инвариант |
2 |
Беседа практикум |
|
20 |
Целые числа |
1 |
Обсуждение проектная работа |
|
21 |
Неравенства |
1 |
Беседа практикум |
|
22 |
Принцип крайнего |
1 |
Беседа практикум |
|
23 |
Повторение |
1 |
Практикум обсуждение |
|
24 |
Итоговая олимпиада |
2 |
Олимпиада |
|
25 |
Заключительное занятие |
1 |
Игра обсуждение |
|
|
Итого: |
34 |
|
|