Программа по воспитательной работе «Воспитание творчеством»
Программа по воспитательной работе
учителя начальных классов - Славинской Оксаны Михайловны
«ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ»
Пояснительная записка.
Программа разработана в рамках реализации ФГОС, в соответствии с Планом воспитательной работы лицея.
Программа является важным условием формирования и развития личности учащихся, т.к. современные образовательные стандарты диктуют новые требования к модели выпускника школы.
Актуальность программы в том, что школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного заинтересованного, ценностного отношения к окружающему социуму, собственному личностному развитию.
Воспитание во все времена, у вех народов само нуждается в определенных "ориентирах". Особенно очевидно это в наше время, в условиях реализации ФГОС. И нашей первостепенной задачей является воспитание творческой, активной личности.
Проблема: стремительно развивающееся современное общество предъявляет к выпускникам школ требования, требующие наличия высокой компетентности личности – конкурентоспособности, талантливости и т.д.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
2. Цель программы: создание дружественной социальной среды, способствующей нравственному, социальному и профессиональному самоопределению личности учащегося, его творческой самореализации на пользу себе и обществу; сплочение коллектива, повышение культурной стороны класса в целом и каждого из его участников в отдельности, формирование чувства товарищества, сопереживания и взаимопомощи.
Задачи:
1. Сформировать активную Я-позицию обучающихся в реальном и будущем жизненном самоопределении; классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе.
2. Содействовать формированию в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика.
3. Расширить творческий потенциал обучающихся.
4. Изучить личность обучающихся, их интересы, стремления и способности.
5. Развить навыки самоуправления обучающихся, предоставлять им реальные возможности участия в Сенате класса.
6. Создать систему мониторинга развития воспитательной работы в классе.
7. Развивать сотрудничество класса и семьи, привлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации.
8. Создать условия для духовно-нравственного развития личности обучающихся.
9. Сформировать чувство гражданственности, патриотизма.
3. Основные направления воспитательной работы программы:
-Ценности и традиции класса;
-Я и общество;
-Если крепок и здоров - к делам серьезным ты готов;
-Мир прекрасного;
-Каникулы;
-Семья.
В каждом направлении перед учителем ставится своя цель. В разделе "Ценности и традиции класса", целью является - создание, развитие и поддержка ценностной системы и лучших традиций в учебно-воспитательной работе. Здесь могут проводиться мероприятия: "День Знаний", "Внимание дети"(ПДД), "Милым учителям...", "Любовью матери согреты", "Волшебная пора" и т.п. Целью второго раздела будет создание педагогических условий для формирования сторон личности обучающегося, от которых в последствии будет зависеть успешность его социальной практики. В разделе "Я и общество" могут проводиться мероприятия посвященные: культуре общения и поведения, дню семейного общения, дню народного единства, культуре мира, труду и т.п. Формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни реализуются в программе раздела "Если крепок и здоров - к делам серьезным ты готов". В "Мире прекрасного" преобладает художественное, эстетическое и нравственное воспитания учащихся в процессе творческой деятельности. И заключительный раздел "Семья" данной программы преследуется цель - вовлечение родителей в совместную деятельность для достижения цели воспитания и развития здоровой личности ребенка. Реализации этой цели способствуют: родительские собрания в нетрадиционной форме, активное привлечение к организации и участии в мероприятиях, организация экскурсий и т.п.
4. Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом программы «Воспитание творчеством» является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам и активно участвовать в жизни класса и школы.
5. Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце года данная работа позволит проследить:
- динамику формирования личностных качеств каждого ребенка;
- степень развития отношений в коллективе;
- отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, мотивации успешности в детском коллективе;
- изучение межличностных отношений;
- наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
6. Технические средства обучения:
Оборудование для мультемедийных демонстраций:
компьютер;
медиапроетор;
DVD-проектор.
7. Приложения
Для реализации программы «Воспитание творчеством» в помочь учителю разработан Дневник классного руководителя.
Деятельность классного руководителя – это постоянный процесс, направленный на достижение воспитательных целей в соответствии с действующими нормативными документами, который разворачивается в реальных условиях, определяемых возрастной спецификой и интеллектуальным потенциалом класса, социокультурным, этническим, экономическим и другими аспектами. Достижение конечной цели в процессе работы классного руководителя обеспечивается эффективным сочетанием всех областей его деятельности.
Настоящий дневник является дидактической опорой для ориентации и систематизации деятельности классного руководителя как главного воспитательного агента и создателя педагогического партнерства (семья-школа-общество) на уровне первичного коллектива.
Дневник включает: цели и задачи на учебный год, проект (план работы) деятельности классного руководителя, менеджмент класса, диагностика коллектива класса и координирование и ориентирование воспитательных усилий семьи.
Содержание разделов дневника носит вспомогательный характер и может корректироваться классным руководителем по своему усмотрению в соответствии с поставленными задачами, особенностями класса.