Программа воспитательной работы «Вместе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талицкая СОШ»
Программа воспитательной работы «Вместе»
Классный руководитель 10-11 классов
Киселева Н.В.
1. Характеристика 10 -11классов
2. Анализ воспитательной работы
Свою работу каждый классный руководитель обязательно оценивает, анализирует, делает выводы о том, что удалось достичь, а над чем ещё надо работать. Для меня основными критериями оценки эффективности работы по программе являются следующие:
Основные критерии оценки эффективности работы по программе |
Достижение результатов |
Итоги ежегодного медицинского обследования. Посещаемость.
Участие в спортивных мероприятиях. Уровень успеваемости. Результаты мониторинга общественной активности. Поведение на уроках, в перемены, на мероприятиях, в общественных местах.
Отношение родителей к школе.
Комфортность детей в школе. Уровень воспитанности |
Дети здоровы Хорошая Пропуски по н/у причинам практически отсутствуют Все участвуют Средний, успевают все Самая активная -Соня( организатор) Все приняли участие во всех мероприятиях Удовлетворительное Положительное , как показывают результаты анкетирования Чувствуют себя хорошо Положительная динамика |
ВЫВОД следует продолжать воспитательную работу по данной программе.
Пояснительная записка
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.
Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным.
В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.
При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни.
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.
Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели и задачи для воплощения основных ориентиров в деятельности учителя и классного руководителя при работе с учащимися 10-11 класса.
Цель программы: способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности ребенка и его самореализации.
Проводить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива, воспитанию культуры человеческого общения.
Организовать досуг детей.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Способствовать развитию гражданской активности.
Работать над развитием ученического самоуправления.
Проводить работу по профессиональной ориентации.
Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместного досуга.
Ожидаемые результаты
Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.
Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а также с окружающей природой.
Формирование у детей установки на ЗОЖ.
Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.
Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.
Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:
- беседы и лекции;
- разнообразные классные часы;
- совместные с родителями мероприятия;
- деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- занятия-практикумы;
- тестирование, анкетирование;
- психологические тренинги;
- КТД.
Содержание и механизм реализации программы
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это походы в театр, кино, на экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрфессиональную;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Концептуальные основы программы
Программа работы с учащимися 10-11 класса основывается на концепции воспитания и развития, созданной не только Л. В. Занковым и Ш. А. Амонашвили, но и В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой. В этих концепциях воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.
Главное – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основополагающее место в педагогической деятельности занимает и методика коллективных творческих дел И.П. Иванова.
Основополагающими принципами программы являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.
Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.
Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.
Что касается системы Занкова, то её можно назвать системой раннего интенсифицирующего всестороннего развития личности. Занков ставил такую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. Развитие детей в такой системе понимается как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли, чувств. В центре внимания – растущая и развивающаяся личность школьника. Методика Занкова предполагает вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Использовать в преподавании и воспитании дидактические игры, дискуссии, методы обучения и воспитания, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Идея оптимистического и опережающего педагогического процесса легла в основу гуманно-личностной технологии Шалвы Амонашвили.
Свою педагогическую позицию Амонашвили определяет как личностно-гуманную. Он говорит о том, что совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Амонашвили пишет, что для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - " знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь".
Амонашвили уверен, что у учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель.
И вот теперь о принципах педагогической деятельности, принципах жизнеутверждающей педагогики, которая, по мнению Амонашвили, родилась давно и развивалась в творческом труде многих учителей. Эти принципы очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими и строить на них свою деятельность.
Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно, только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Слова великого Учителя - Шалвы Амонашвили - должны стать основой педагогической деятельности каждого из нас: "Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке".
Ведь итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)
Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)
Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Устав МБОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа».
Ожидаемые результаты
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
И как конечный результат воспитание личности
мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
любящей свою малую и большую Родину.
Срок реализации программы – 2 года, ориентирована она на старшеклассников 10, 11 классов и включает в себя 7 направлений.
I. Семейное воспитание
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
|
1. |
«Все мы – дружная семья» |
Оформление уголка класса, фотоальбома, монтаж видеоролика о жизни класса |
10,11 |
Актив класса, классный руководитель |
В течение года |
2. |
«Семья.Семейные ценности» |
Классный час-игра |
10 |
Классный руководитель |
сентябрь |
3. |
«Что я думаю о своем классе». |
Круглый стол |
10 |
Классный руководитель |
октябрь |
4. |
День матери |
Концерт, ярмарка |
10, 11 |
Весь класс |
ноябрь |
5. |
«Мамы разные важны, мамы разные нужны» |
Классный час, встречи с мамами разных профессий |
10 |
Родительский актив, классный руководитель |
В течение года |
6. |
«Малолетние мамы» |
Беседа с медсестрой |
10 |
Классный руководитель, фельдшер |
ноябрь |
7. |
Дети и родители, узнать себя хотите вы? |
Собрание детей и родителей |
11 |
Родительский актив, классный руководитель |
декабрь |
8. |
«Новый год – семейный праздник» |
праздник |
10, 11 |
Родительский актив |
декабрь |
9. |
«Мы встречаем Рождество» |
праздник |
10, 11 |
Весь класс |
январь |
10. |
«Семейные проблемы. Как их решать». |
Ток-шоу |
10 |
Классный руководитель |
январь |
11. |
«23 февраля», «8 марта» |
праздники |
10, 11 |
Актив класса, классный руководитель |
Февраль, март |
12. |
Индивидуальные встречи с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому. |
беседы |
10, 11 |
Классный руководитель, родительский актив |
В течение года |
13. |
«Трудовое воспитание в семье» |
Практикум |
11 |
Классный руководитель, родительский актив |
апрель |
14. |
«Вот и стали мы на год взрослее» |
Итоговое родительское собрание |
10, 11 |
Классный руководитель |
май |
II. Труд и призвание. Профориентационное обучение
Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
Формирование мотивов труда.
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Развитие культуры труда.
Предполагаемый результат: успешное окончаний школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
1 |
«Азбука выживания» |
беседа |
10,11 |
Администрация школы, преподаватель ОБЖ |
сентябрь |
2 2 |
«Тепло в школе» |
КТД – утепление окон в школе |
10, 11 |
Весь класс |
Октябрь |
33 |
«День труда» |
КТД |
10, 11 |
Весь класс |
В течение года |
44 |
«Чистый кабинет» |
Ежедневная уборка в кабинете |
10, 11 |
Весь класс |
В течение года |
55 |
«Я выбираю профессию» |
заочные экскурсии в учебные заведения |
11 |
Классный руководитель |
В течение года |
66 |
«Куда пойти учиться» |
Встречи с выпускниками школы |
11 |
Классный руководитель |
Февраль |
77 |
«Куда пойти учиться» |
Встречи представителями учебных заведений |
10, 11 |
Классный руководитель |
В течение года |
88 |
«Мои успехи в школе» |
Круглый стол |
10, 11 |
Классный руководитель |
В течение года |
99 |
«Об образовании» |
Классное собрание – ознакомление родителей и детей с Положением о государственной итоговой аттестации |
11 |
Классный руководитель |
апрель |
110 |
Индивидуальные беседы классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе со слабоуспевающими учениками и их родителями |
Беседы |
10, 11 |
Классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
В течение года |
111 |
Олимпиада |
Участие в предметных олимпиадах |
10, 11 |
Преподаватели, классный руководитель |
ноябрь-январь |
112 |
«Лето» |
Участие в работе летних трудовых бригад |
10 |
Классный руководитель |
лето |
III. Здоровье
Единственная красота, которую я знаю, это здоровье
Генрих Гейне
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
11 |
«Профилактика и способы лечения простудных заболеваний» |
Беседа |
10, 11 |
Классный руководитель, медсестра |
Осень, весна |
22 |
День здоровья |
осенний кросс |
10, 11 |
Классный руководитель, преподаватели физкультуры |
сентябрь |
33 |
«Для мальчиков» |
Откровенный разговор медсестры |
10 |
Классный руководитель, медсестра |
октябрь |
44 |
«Для девочек» |
Откровенный разговор медсестры |
10 |
Классный руководитель, медсестра |
октябрь |
55 |
«Нет безвредного табака» |
Круглый стол |
11 |
Классный руководитель, актив класса |
ноябрь |
66 |
«Здоровый образ жизни» |
Конкурс агитбригад |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
декабрь |
77 |
Что делает человека здоровым и счастливым? |
Тестирование, ролевая игра |
10 |
Классный руководитель, школьный психолог |
январь |
88 |
«Три ступени, ведущие вниз» |
Классный час в форме круглого стола |
11 |
Классный руководитель |
февраль |
99 |
«Имя беды - наркотики» |
Пресс-конференция |
11 |
Классный руководитель, актив класса |
март |
110 |
«Здоровье и моя профессия» |
Классный час в форме ролевой игры |
11 |
Классный руководитель, актив класса |
март |
111 |
« Сколько стоит твое здоровье» |
Классный час в форме деловой игры |
10 |
Классный руководитель, актив класса |
апрель |
112 |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» |
Походы в лес, на речку |
10, 11 |
Весь класса |
осень, лето |
IV. Гражданско-патриотическое воспитание.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
11 |
«Никто не забыт, ничто не забыто» |
заочная встреча с ветеранами Великой Отечественной войны |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
В течение года |
«Я и закон. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» |
Классный час в форме игры |
11 |
Классный руководитель |
2 четверть |
|
55 |
«Кто я? Какой Я?», «Мое хобби» |
Беседы, тестирование |
11 |
Классный руководитель |
3 четверть |
66 |
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение) |
Тест |
11 |
Школьный психолог |
3 четверть |
87 |
Свеча Памяти |
Акция |
10, 11 |
Весь класс |
май |
98 |
«Салют, Победа!» |
Праздник |
10, 11 |
Весь класс |
май |
19 |
«День Победы» |
Участие в конкурсах и концертах |
10, 11 |
Актив класса |
май |
111 |
«Ветеран» |
Поздравительная открытка для ветерана |
10, 11 |
Актив класса |
май |
V. Досуг
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
11 |
День самоуправления |
Ролевая игра |
10, 11 |
Заместитель директора по ВР |
Октябрь |
22 |
Поздравительная открытка ко Дню Учителя, 23 февраля, 8 марта |
поздравление |
10, 11 |
Актив класса |
Октябрь, февраль, март |
33 |
Новогодний бал |
праздник |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
декабрь |
44 |
«Мы встречаем Рождество» |
Классный огонек |
10 |
Классный руководитель, актив класса |
январь |
55 |
Классный огонек «А ну-ка, мальчики» |
праздник |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
февраль |
66 |
Встреча с выпускниками класса |
Вечер-встреча |
10 |
Классный руководитель, актив класса |
февраль |
77 |
Огонек «А ну-ка, девочки» |
праздник |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
март |
88 |
«Мир человеческих чувств» |
Классный час |
10 |
Классный руководитель |
март |
99 |
День смеха и шуток. Праздник «Хорошее настроение» |
праздник |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
апрель |
110 |
Последний звонок |
праздник |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса |
Работа по профилактике нарушений ПДД.
«На тропе доверия»
(работа с «трудными» подростками)
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.
Цель работы: воспитание чувства ответственности, порядочности, доброты у подростков, нравственное развитие учащихся.
Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков бесконфликтного поведения.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
11 |
Посещение подростков на дому, индивидуальные встречи с родителями |
Беседа |
10, 11 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
В течение года |
22 |
Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия |
Беседы, тесты, конкурсы, концерты |
10, 11 |
Классный руководитель, актив класса, заместитель директора по ВР |
В течение года |
33 |
Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом) |
Анкетирование. Тестирование |
10, 11 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
В течение года |
44 |
Определение уровня тревожности подростков |
Анкетирование |
10, 11 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
В течение года |
55 |
Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков |
Тренинг |
10, 11 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
В течение года |
66 |
Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут). |
Беседы, анкетирование, индивидуальные занятия, помощь успевающих отстающим |
10, 11 |
Классный руководитель, педагоги, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
В течение года |
77 |
«Учимся разрешать конфликты» |
Практикум по культуре общения |
11 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
2 четверть |
88 |
Внеклассная деятельность |
Вовлечение «трудных» подростков в кружки, секции |
10, 11 |
Классный руководитель, заместитель директора по ВР |
в течение года |
99 |
«Лето» |
Участие в работе летних трудовых бригад |
10 |
Классный руководитель, родительский комитет, соцпедагог |
лето |
Основные направления работы
Учебно-познавательная деятельность
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для совершенствования условий развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении. |
Задачи |
определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования |
Виды деятельности |
1.сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося 2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся 3. Владение основными видами публичных выступлений : высказывание, монолог, дискуссия, полемика. 4. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы -конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления - интеллектуальные бои, ринги, дебаты - научно- исследовательские конференции - факультативы, индивидуальные занятия - участие в предметных неделях - участие в школьных и районных олимпиадах - еженедельная проверка дневников |
Ожидаемые результаты |
Иметь базовые знания по всем предметам Уметь совершенствовать свои интеллектуальные возможности Поддерживать устойчивый интерес к знаниям Уметь работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях |
2. Нравственное и патриотическое воспитание
Цель работы |
Помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила. |
Задачи |
1. Формировать у учащихся понятия: жизненные ценности и правила. 2. Формировать у учащихся понятия об этике. 3. Формирование знаний о нравственных качествах личности современного человека. |
Виды деятельности |
1. Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. 2. Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования. 3. Формирование позитивного отношения к традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы - тренинги нравственного самосовершенствования - дискуссии по нравственной тематике - поисковая работа - организация цикла нравственных бесед |
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать: Жизненные ценности и правила. Этическое поведение. 3. Нравственные качества личности современного человека. |
Формирование здорового образа жизни
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. |
Задачи |
1. Формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя, табака. 2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 3. Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. |
Виды деятельности |
1. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями - предметниками. 2. Сотрудничество с психологом школы для изучения психического и физического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья. 3. Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. 4. Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы - тренинги физического самосовершенствования - встречи с медицинскими работниками - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме - организация цикла бесед и дискуссий - участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, марафонах |
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать: 1. Последствия наркотической, алкогольной и табачной зависимости. 2. Культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 3. Опыт и традиции предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. |
4. Профессиональная ориентация и трудовое воспитание.
Цель работы |
Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их профессионального выбора, умения определять свои способности к тому или иному виду деятельности. |
Задачи |
1. Формирование самостоятельности, самоопределения, самоуправления. 2. Формирование у учащихся знаний о разных типах характера и темперамента. 3. Знакомство учащихся с разными видами профессий. |
Виды деятельности |
1. Сотрудничество с родителями учащихся. 2. Сотрудничество с психологом школы для изучения индивидуальных особенностей учащихся, их способностей. 3. Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме выбора своей профессии. 4. Организация внеклассных мероприятий, направленных на выявление способностей каждого ученика. |
Формы внеклассной работы |
- тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Профессия» - тренинги физического самосовершенствования - организация экскурсий на различные предприятия - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме - организация цикла бесед и дискуссий - тематические и индивидуальные консультации |
Ожидаемые результаты |
Учащиеся должны знать и уметь: 1. Оценивать свои способности к тому или иному виду деятельности. 2. Ориентироваться в выборе профессий. 3. Типы личностей, их характеристики. 4. Быть самостоятельным, целеустремленным. |
Методики, применяемые в работе
Методика 1.«Мое представление о нравственных качествах».
Цель: выявить представления учащихся о таких качествах как: исполнительность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, честность, бережливость, аккуратность, любовь к Родине.
Ход выполнения.
Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.
Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»
Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.
Аккуратный человек – это ________________________
Бережливый человек – это ________________________
Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?
Обработка результатов.
Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:
- низкий уровень (неправильное представление о качестве)
- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)
- высокий уровень (правильное представление)
Методика 2.Этикометрия
(для учащихся 10-11 классов, автор В.М. Шепель)
Цель: получить более полный банк данных об учащихся.
Ход выполнения: этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.
Мои основные ценности – это __________________________
___________________, потому, что _____________________.
Наиболее устойчивыми моими целями являются __________,
Потому, что _________________________________________.
Мои повседневные привычки __________________________,
___________________, потому, что _____________________.
Я могу написать о своих родителях _____________________
__________________, ласковых слов, потому, что _________.
Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека_____________________________________________
потому, что _________________________________________.
Методика 3.«Памятные даты моей жизни».
Цель: данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Ход выполнения: учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:
Дата |
Событие |
Методика 4.Социометрия.
Цель: получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.
Ход выполнения:
Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.
У меня __________ друзей потому, что ________________.
У одноклассников я вызываю ________________________
___________(симпатию, антипатию) потому, что ________.
Ко мне обращаются за помощью и советом _____________
___________(часто, редко) потому, что ________________.
Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что
__________________________________________________.
При виде плачущего человека я _______________________
_______________, потому, что ________________________.
Методика 5. «Социометрия»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Ход выполнения:
Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок?
Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть трое. Кого ты предпочтешь?
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Методика 6. Анкета «Наркотики и подросток»
Много ли у тебя свободного времени?
- да;
- нет.
2.Как ты учишься?
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- плохо.
3. Чем занимаешься в свободное время?
- читаю;
- занимаюсь в спортивной секции;
- занимаюсь в кружке, изостудии;
- смотрю телевизор;
- слушаю музыку;
- собираемся со сверстниками на улице, у кого- нибудь дома;
- что-то другое ( указать что).
4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?
- да
-нет
- затрудняюсь ответить.
5. Предлагали ли тебе когда – нибудь наркотики?
-да
-нет.
6. Если предлагали, то кто?
-приятель
- одноклассник
-родственник
- незнакомый человек
- знакомый, сам употребляющий наркотики
7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?
-да
- нет
8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?
-да
-нет
- знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики
- знаю, но со мной этого не случится
9.Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков7
- достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления
- осознанием гибельности пути употребления наркотиков
- запретом со стороны родителей и взрослых
-ужесточением законов
- другое ( что именно)
- затрудняюсь ответить
10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?
- друзьям
- людям, испытавшим на себе действие наркотиков
- знакомым
- работникам правоохранительных органов
-родителям, родственникам
- одноклассникам
- учителям
-средствам массовой информации
- другое ( укажи)
11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?
- вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков
- вызывает желание попробовать
- не влияет на мое отношение к наркотикам
- затрудняюсь ответить
12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?
-да; - нет.
13. Где бы ты хотел получить эту информацию?
- в школе
- от родителей
- из телепередач
- из специальной литературы
- другое ( укажи)
14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?
- сообщил бы родителям
- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер
- сообщил бы классному руководителю
- поговорил бы с другом и предложил свою помощь
- ничего бы не сделал, это личное дело
- другое ( укажи).
Методика 7. Анкета для учащихся
Допустимы ответы: да, нет, иногда
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по личным делам?
интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным учебным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?
Знают ли родители ваши друзей?
Участвуете ли в хозяйственных делах вместе с родителями?
Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
Участвуйте ли вы в подготовке семейных праздников?
Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрослых?
Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
Обсуждаете ли вы в семье с вашим участием телевизионные передачи, к/ фильмы?
Бываете ли вы с родителями в кино, СДК?
Совершаете ли вы вместе с родителями прогулки, выезд на рыбалку?
нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?
Методика 8. Анкета для родителей.
Допустимы ответы: да, нет, иногда
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуете ли дети в хозяйственных делах вместе с вами?
Проверяете ли вы, как они приготовили уроки?
Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на детских праздниках, или предпочитают проводить свои праздники без взрослых?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи, к/ фильмы?
Бываете ли вы с детьми в кино, СДК?
Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, выезд на рыбалку?
Стремитесь ли вы проводить отпускное время вместе с детьми
Оцените результаты, за каждое «да» - 2 балл, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
Список литературы
- Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Гребенкина Л.К. Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2006.
- Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
- Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.