Программа предшкольной подготовки «По дороге в школу»

2
0
Материал опубликован 20 October 2017

Пояснительная записка

Программа предшкольной подготовки «По дороге в школу» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Направленность образовательной программы. Данная программа имеет познавательно – речевую направленность и ориентирована на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей, а также сохранение здоровья дошкольников.

Актуальность образовательной программы. Подготовка к школе многогранный, последовательный и долгий процесс педагогического воздействия на ребёнка. Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Таким образом, главное в предшкольной подготовке – это не специализированные занятия по загрузке детей школьными знаниями, а сочетание физиологической, умственной и психологической готовности детей. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе. На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.

Таким образом, актуаль­ность дополнительной образовательной программы обусловлена общественным запросом со стороны государства (увеличение процента охвата детей, не посещающих ДОУ, со стороны педагогов (создание условий для установления преемственности дошкольного и начального образования). со стороны родителей (обеспечение доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп).

 

Цель программы: выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

 

Задачи программы:

способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира.

формирование положительной учебной мотивации;

развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

развитие умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами;

развитие элементарных математических представлений;

развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;

развитие мелкой моторики;

развитие творчески активной личности.

 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения (168 часов).

 

Организация работы групп предшкольной подготовки

Предшкольная подготовка в центре организуется с 1 октября по 1мая (28 учебных недель). Приём детей в группы по предшкольной подготовке осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Количество детей в группах – по 10 человек.

 

Особенности образовательного процесса в группах предшкольной подготовки.

Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки направлен на сохранение самоценности дошкольного детства Основной формой организации образовательного процесса является занятие. В ходе занятий организовывается продуктивно-игровая деятельность детей. Занятия ведутся специально подготовленным педагогом, при необходимости также к работе может привлекаться психолог и логопед.

 

 

                                                      Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. В день проводится по 3 занятия. Каждое занятие длится не более 30 минут, перерывы между занятиями - 10 минут Занятия проводятся в специально подготовленном кабинете с организованной предметно-образовательной средой. Занятия проводятся с использованием здоровье сберегающих технологий и учётом индивидуальных особенностей детей. В ходе занятия обязательны физкультурные паузы.

Учебный план

 

Раздел программы

Количество часов

1

Формирование элементарных математических представлений «Посчитаем – поиграем»

                      56

2

Познавательно – речевое развитие на основе подготовки детей к чтению и письму «Грамотейка»

                       56

3

Развитие представлений об окружающем мире «Мир вокруг нас»   

                       56


 

Задачи и содержание разделов программы предшкольной подготовки.

 

1. Формирование элементарных математических представлений «Посчитаем – поиграем»

Основная задача: помочь в развитии у детей старшего дошкольного возраста умений и способностей, связанных с формированием у них количественных, временных, пространственных представлений.

Содержание раздела программы.

Количество .Общие представления о множестве: формирование множества по заданным основаниям; составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; объединение, дополнение множеств, удаление из множества части, а также целого множества на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Количественный и порядковый счет в пределах 10. Прямой и обратный счёт в пределах 10.Числа второго десятка.

Отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Состав чисел от 0 до 10.

Составление и решение простых арифметических задач на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); использование знаков действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Сравнение предметов по величине (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе), используя различные способы сравнения предметов («на глаз», «наложением», «приложением»). Формирование первоначальных измерительных умений. Измерение длины, ширины, высоты предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.

Сравнение предметов по весу (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.

Зависимость результата измерения от величины условной меры.

Деление предмета на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др), соотношение целого и части, размера частей.

Форма. Плоские геометрических фигуры: круг, овал, многоугольники (квадрат, прямоугольник, треугольник). Их элементы (вершины, углы, стороны).

Распознавание фигур независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделирование геометрических фигур; составление из нескольких треугольников одного многоугольника, из нескольких маленьких квадратов — одного большого прямоугольника; из нескольких частей круга — круга и т.д.; конструирование фигур по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составление тематических композиций из фигур по собственному замыслу.

Анализ формы предметов в целом и отдельных их частей.

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Ориентировка на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); расположение предметов и их изображения в указанном направлении, отражение в речи их пространственного расположения (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта.

Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.

Ориентировка во времени. Элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности и названиях частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

Применение терминов: вчера, сегодня, завтра; сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

 

 

2. Познавательно – речевое развитие на основе подготовки детей к чтению и письму «Грамотейка»

Основная задача: развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи), практическое овладение нормами речи,формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка,

Содержание раздела программы.

Обогащение словарного запаса детей.

Развитие диалогической и монологической формы речи. Составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог». Деление предложения на слова, слов на слоги. Определение количества слов в предложении, слогов в слове.

Знакомство с понятием «ударение». Определение ударения в разных словах (двухсложных, трёхсложных). Ударный слог.

Знакомство с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук». Определение места звука в слове. Составление слов и слогов с заданным звуком.

Знакомство с буквами русского алфавита. Различение понятия «звук» и «буква».


 

3. Развитие представлений об окружающем мире «Мир вокруг нас»

Основная задача: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, пробуждение интереса к объектам окружающей среды.

Содержание раздела программы.

Образ Я. Представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать представления о себе как об активном члене коллектива.

Семья. Представления детей об истории своей семьи. Знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий.

Родная страна. Представление о родной стране, крае, станице. Знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Знание о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Знакомство с некоторыми государственными праздниками.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Наша планета. Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Ознакомление с природой. Представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Представление о представителях животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые; домашние и дикие животные).

Времена года, их характерные признаки.


 

Планируемые результаты усвоения программы.

1. Формирование элементарных математических представлений «Поиграем - посчитаем»

Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.

Считает до 20 (количественный, порядковый счет).

Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).

Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

Различает, называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольники (прямоугольник, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.

Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен.

Умеет работать в тетради в клетку


 

2. Познавательно – речевое развитие на основе подготовки детей к чтению и письму «Грамотейка»

Умеет делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова.

Осуществляет звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове).

Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Определяет место звука в слове.

Даёт характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), Различает понятия «звук», и «буква»

Знает все буквы русского алфавита, умеет передавать их графически на доске и тетради.

Правильно и плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.

Умеет работать в тетради в наклонную линию, соблюдая все требования письма.

Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей

Замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их.

Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов.

Придумывает предложения с заданным количеством слов, делит предложение на слова, называя их по порядку, определяет интонационно предложение и завершает его знаками (. ! ?)

Правильно согласовывает слова в предложении


 

3. Развитие представлений об окружающем мире «Мир вокруг нас»

Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Знает герб, флаг, гимн, столицу России, Краснодарского края.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

Имеет представления о школе.

Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

Практически различает деревья, кустарники, травянистые растения; знает растения луга, сада, леса.

Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Имеет представление о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Знает правила безопасного поведения в быту, на дороге, в транспорте и соблюдает их.


 

Правовая основа организации групп предшкольной подготовки.

1. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.

2. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001, ст.52 и ст.86 ГК РФ.

3. Методическое письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» № 990 /14-15 от 22.07.1997.

4. Устав ЧОУ ДОД «Чудо – Чадо»

5. Договор об оказании платных услуг

 

Список литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

2. Гербова В.В.Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

3. Дыбина О.Б.Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.