Азбуковедение
Пояснительная записка
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
пальчиковая гимнастика;
веселые подвижные игры (речь + движения);
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
обводки по трафарету или шаблону;
печатание букв, слогов, слов, цифр.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
— формирование общих представлений о слове и предложении;
— формирование действий звукового анализа;
— формирование навыка письма;
— развитие речи.
Основные требования к уровню подготовки уч-ся.
К концу обучения учащиеся должны
знать/ понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;
уметь:
— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Тип занятия |
УУД |
Дата |
1 |
Урок-знакомство |
-умение слушать читателя |
||
2 |
Звуки: гласные и согласные. Раз линейка, два линейка. |
Урок-игра |
- умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение ориентироваться в тетради |
|
3 |
Звук и буква А,а. Разлинейка тетради. |
- умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение ориентироваться в тетради |
||
4 |
Звук и буква У,у. Пишем наклонные линии. |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать короткие слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
||
5 |
Звук и буква О,о. Читаем в строчку и в столбик. Пишем овал. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать в строчку, в столбик; - умение читать короткие слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
6 |
Читаем буквы М,м. Веселые крючки. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать короткие слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. - умение писать наклонные линии с закруглением внизу. |
|
7 |
Модель слова. Читаем буквы С,с. Полуовал. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать короткие слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. - умение составлять модель слова. |
|
8 |
Читаем буквы, читаем слоги. Узоры. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
9 |
Учимся соединять буквы. Узоры. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
10 |
Читаем слитно. Печатаем слитно. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
11 |
Читаем буквы Х,х. два полуовала. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
12 |
Читаем и печатаем буквыР,р. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
13 |
Читаем и печатаем буквы Ш,ш. Веселые крючки. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
14 |
Звуки друзья: с-ш. Узоры. |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |
|
15 |
Читаем и пишем ы. Крючки и палочки |
Урок-игра |
- - умение обозначать звуки буквами; - умение печатать буквы; - умение читать слоги, короткие слова; - умение анализировать слова; - умение выделять звуки в слове; - умение «слушать» звук, давать ему характеристику : гласный, согласный. - умение работать в тетради в узкую линию. |