Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Эрудит»
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Лицей «Эрудит»
________Н.Т. Иванова
Приказ № ______
«____»_____2014 г
Рабочая программа
по предшкольной подготовке
начального общего образования
на 2014-2015учебный год.
Ташкинова Е.А.
Рассмотрена
на заседании МО учителей начальных классов
«____»____________ 2014г.
протокол № ___
руководитель МО _____________В.Ф.Убогова
Принята
на заседании научно-методического совета
протокол № _____
от «___»____________2014г.
Председатель НМС _____________ Е.В.Денисенко
г. Рубцовск, 2014г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на базе программы «Ступеньки детства» под редакцией Н. М. Конышевой (доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования МГПУ), рекомендованной Ученым советом Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5–6,5 лет). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними.
Программа «Ступеньки детства» является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.
В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
Соответственно этому предлагаемая нами система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);
- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);
- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);
- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Важной частью дошкольного воспитания является развитие духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой его психического здоровья. В современных условиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многом именно его правильное решение определяет сохранение человека не только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит от психического здоровья каждого отдельного человека. А последнее, в свою очередь, представляет собой твердую систему высших нравственных ценностей (идей): идеи совести, долга, чести, жизни. В дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, данная программа предлагаем решать эту задачу через организацию жизни и деятельности детей и за счет определённой расстановки акцентов в содержании занятий.
Принципы программы
Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.
Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.
Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений
и навыков.
Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.
Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях.
Цель программы: создание условий для развития ребёнка, обеспечение ему успешного обучения в лицее.
Основные задачи программы
-Укреплять психофизиологическое здоровье детей, создать предпосылки к духовно-нравственному саморазвитию личности.
- Развивать любознательность, стремление к расширению знаний.
- Развивать инициативность, самостоятельность, активность.
- Формировать и развивать основные познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.).
- Формировать приемы учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
- Формировать коммуникативные умения, произвольность поведения, доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
Организация учебно-воспитательного процесса
Программа «Ступеньки детства» и учебно-дидактические материалы, созданные на ее основе, рассчитаны на определенную систему работы с детьми в течение года продолжительность занятий –33 недели. Занятия в течение недели распределены на 3 дня, по 3 занятия продолжительностью 30 минут с внутренним перерывом 10 минут.
Занятия распределяются следующим образом:
- подготовка к чтению и письму – 2 часа в неделю
- математическая подготовка – 2 часа в неделю
- художественно-конструкторская деятельность – 1 час в неделю
- знакомство с окружающим миром (включая валеологическое образование) – 2 часа в неделю
ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
Пояснительная записка
Курс «Подготовка к чтению и письму» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Основное содержание курса
1. Чтение.
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного курса направленно на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:
– развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта;
– развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;
– знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
– обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.
Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой – мягких и твёрдых согласных фонем.
2. Письмо.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:
– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
– совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;
– умение ориентироваться в пространстве листа;
– укрепление руки;
– улучшение координации движений;
– знакомство с гигиеническими правилами письма;
– формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов);
3. Общее развитие детей.
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:
– развитие познавательных процессов;
– умение работать по инструкции;
– умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
– умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
– развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
– развитие логического мышления;
– развитие любознательности.
4. Формирование представлений:
– виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);
– алфавит;
– гласные и согласные звуки;
– ударение;
– правила речи;
– гигиенические правила письма;
– ребус;
– рифма.
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
*правильно произносить все звуки;
* выделять из слов звуки;
*отчетливо и ясно произносить слова;
* выделять слова и предложения из речи;
* соблюдать орфоэпические нормы произношения;
* раскрывать смысл несложных слов;
* давать описания знакомого предмета;
* пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
* составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
* работать на листе бумаги сверху слева направо.
Календарно тематическое планирование
Чтение и письмо
66 часов (2 часа в неделю)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
1-2 |
Расширение представлений о видах речи: говорение, слушание, чтение, письмо, а также о правилах речевого поведения. |
2 |
|
3-4 |
Различение звуков природы и звуков человеческой речи. Обозначение звука в слове схемой . Знакомство с гласными звуками и возможное их запоминание при помощи артикулирования. Обозначение гласного звука в схеме слова (произносится свободно, без преград). Умение на слух определять место гласного звука в слове (в схеме). |
2 |
|
5-6 |
Знакомство с согласными звуками: мягкими и твёрдыми. Обозначение согласного звука в схеме слова: твёрдый согласный, мягкий согласный (появляется преграда при произнесении звука). |
2 |
|
7-8 |
Знакомство со слогом как минимальной произносительной единицей. Обозначение слога схемой: (дуга). Деление несложных слов на слоги. Использование приёма «Провокационные действия». |
2 |
|
9-10 |
Знакомство с фонетическим понятием, как ударение (ударение – это выделение голосом одного слога в слове). В русском языке ударение выполняет смыслоразличительную функцию (за2мок–замо2к). Знакомство со знаком ударения . |
2 |
|
11-12 |
Слово – основная единица речи. |
2 |
|
13-14 |
Упражнения на закрепление основных трёх умений: 1) умения работать со звучащим зловом (обозначать звуки – гласные, согласные: твёрдые и мягкие – в схеме слова); 2) умения делить слова на слоги (используя приёмы слогоделения); 3) умения выделить голосом ударный слог и поставить знак ударения . |
2 |
|
15-16 |
Гласный звук [a], буквы Аа, Яя |
2 |
|
17-18 |
Гласный звук [о], буквы Оо, Ёё |
2 |
|
19-20 |
Гласный звук [у], буквы Уу, Юю |
2 |
|
21-22 |
Гласный звук [э ], буквы Ээ, Ее |
2 |
|
23-24 |
Гласные звуки [и], [ы], буквы Ии, ы |
2 |
|
25-26 |
Гласные звуки и буквы гласных. Обобщение |
2 |
|
27-28 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ м], [н ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
29-30 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ р], [л ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
31-32 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ г], [к ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
33-36 |
Игры со словами, направленные на развитие и закрепление полученных знаний |
4 |
|
37-38 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ з], [с] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
39-40 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ д], [т ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
41-42 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ б], [п ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
43-44 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ в], [ф ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
45-46 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ ж], [ш ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
47-48 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ ц], [ч ] Чтение прямых слогов. |
2 |
|
49-50 |
Буквы, обозначающие согласные звуки [ щ], [х ], [ й]. Чтение прямых слогов. |
2 |
|
51-52 |
Ь знак и его роль на письме. |
2 |
|
53-54 |
Ъ знак и его роль на письме. |
2 |
|
55-58 |
Игры, направленные на развитие интереса к чтению. Закрепление. Чтение прямых слогов. |
4 |
|
59-66 |
Чтение коротких слов. Логические игры со словами. |
8 |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработка форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себе его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Основное содержание курса
Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.
1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые – разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).
Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец) Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них». Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.
2. Представление о количестве.
Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!).
Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше», «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями. Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счете. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками. Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
3. Геометрические фигуры.
Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения).
4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).
5. Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?).
В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Количество и счет.
Дети должны знать:
*состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
*состав чисел из двух меньших.
Дети должны уметь:
*называть числа в прямом и обратном порядке;
*соотносить цифру и число предметов;
*правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
*сравнивать числа в пределах 10;
*устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
*уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
Величина.
Дети должны уметь:
*сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте0;
*выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
*сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
*измерять длину предметов с помощью условной единицы.
Ориентировка в пространстве.
Дети должны уметь:
*выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам;
*уметь ориентироваться на листе бумаги.
Время.
Дети должны:
*различать и называть части суток, их последовательность;
*понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;
*знать дни недели, их последовательность;
*уметь называть месяцы года.
Календарно-тематическое планирование
66 часов
№ п/п |
Тематика занятий |
Кол- во часов |
Дата |
1 |
Различие предметов по размеру и форме |
3 |
|
Геометрические фигуры |
1 |
||
Сравнение предметов по форме, цвету и величине |
2 |
||
2 |
Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». |
4 |
|
Справа, слева. |
1 |
||
Сколько? Сравнение количества предметов. |
1 |
||
Какой?. Который по счёту? |
2 |
||
3 |
Направления движения. |
2 |
|
4 |
Временные представления. |
2 |
|
5 |
Сравнение группы предметов. |
4 |
|
Столько же. |
2 |
||
Больше, меньше, столько же |
2 |
||
6 |
Знакомство с цифрами от 0 до 10. |
10 |
|
Число 1, цифра1 |
1 |
||
Число 2, цифра2 |
1 |
||
Число 3, цифра3 |
1 |
||
Число 4, цифра4 |
1 |
||
Число 5, цифра5 |
1 |
||
Число 6, цифра6 |
1 |
||
Число 7, цифра7 |
1 |
||
Число 8, цифра8 |
1 |
||
Число 9, цифра9 |
1 |
||
Число 0, цифра0 |
1 |
||
7 |
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. |
5 |
|
Последовательность чисел от 1 до 10. |
2 |
||
Обратный счёт от 10 до 1 |
3 |
||
8 |
Счет предметов в прямом и обратном порядке. |
5 |
|
9 |
Сравнение чисел. |
5 |
|
10 |
Развитие преставлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами. |
5 |
|
Каждое следующее число на 1 больше предыдущего. |
2 |
||
Каждое предыдущее число на 1 меньше последующего. |
1 |
||
Счёт по числовому ряду. |
2 |
||
11 |
Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1,2,5.10 рублей. Набор и размен монет. |
2 |
|
12 |
Название действий и их обозначение. Знаки «=», «- «, «+», «≠», > , < |
5 |
|
Сложение. Знак «плюс» |
1 |
||
Вычитание. Знаки «минус» и «равно» |
1 |
||
Сравнение чисел. Больше, меньше, равно. |
3 |
||
13 |
Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. |
5 |
|
Квадрат и прямоугольник. |
2 |
||
Треугольник и четырёхугольник. |
2 |
||
Круг и овал |
1 |
||
14 |
Понятие об углах. |
4 |
|
Острый угол. |
1 |
||
Прямой угол. |
1 |
||
Тупой угол. Обобщение. |
2 |
||
15 |
Логические задачи. |
5 |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем оно и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно – научным дисциплинам методам познания, следя которым, нужно как можно больше «увидеть своими глазами», «сделать своими руками». Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно – научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену. Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Основное содержание курса
Развитие, воспитание, образование – вот три линии, которые лежат в основе формирования у дошкольников представлений об окружающей их природе, предметном мире, социальном окружении.
Основными задачами воспитателя при этом становятся:
– организация восприятия детьми окружающего мира и сбор разнообразной информации через непосредственное наблюдение (внешний вид, строение тела, среда обитания, образ жизни, питание и др.);
– помощь детям в создании образного представления о наблюдаемом объекте через выделение признаков, свойств, назначения, функционирования и т. д.;
– подведение к обобщающему понятию (растение, гриб, животное и т. д.);
В процессе познания дети начинают осваивать и простое экспериментирование, которое тоже становится источником информации. С его помощью дети узнают свойства предметов и веществ
(плавает, тонет, притягивается, пластичное, прозрачное, твёрдое, сыпучее).
При формировании образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.
Основные представления, формируемые у дошкольников:
– о телах живой и неживой природы, о небесных телах, формах суши, водоёмах;
– о пространственно-временных отношениях в окружающем мире, о закономерности повторяемости явлений природы (смена дня и ночи, времён года);
– о погодных явлениях и сезонных изменениях, их влиянии на рост и развитие растений, животных, на человека;
– о сезонных явлениях в неживой и живой природе (положение Солнца, температура воздуха, состояние воды, изменение окраски, листопад, линька, спячка);
– о влиянии внешних условий на состояние и свойства веществ (сыпучесть сухого песка, пластичность мокрой глины, таяние льда и пр.);
– о красоте и многообразии растений, грибов, животных, об их росте, развитии и размножении, о взаимодействии живых существ в экосистемах;
– о своеобразии, неповторимости каждого живого существа, об условиях, необходимых для его существования (тепло, свет, влага, питание), о его образе жизни и приспособляемости к условиям среды обитания;
– о человеке как части живой природы, о его разумной деятельности по сохранению её красоты и гармонии, о возможных негативных последствиях его безответственной деятельности и не рациональном использовании её богатств;
– о разнообразии профессий людей, об экономике семьи, о доходах и расходах, о потребностях и желаниях, о необходимостях и излишествах;
– о гигиенических требованиях (правила ухода за телом и одеждой, инструментами и бытовой техникой и пр.);
– о здоровье человека и роли природных факторов для его сохранения, о здоровом образе жизни;
– об изделиях человека, их назначении, функционировании, правилах обращения;
– об уходе за растениями, животными, территорией жизни (комната, двор, участок, столовая и пр.);
– о безопасном и экологически грамотном, нравственном взаимодействии с окружающим миром природы и людей.
Развиваем при этом способности видеть красоту окружающей природы, её взаимосвязи, ранимость от природных стихий и деятельности человека. Воспитываем бережное и ответственное от-
ношение к окружающему, объясняя безопасное, экологически грамотное и нравственное поведение в нём. Обогащая представления о предметном мире, мире природы и людей, развиваем умения наблюдать и выделять отличительные признаки предметов и явлений, из взаимосвязи и зависимости. При этом формируются и развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании образных представлений об окружающем, следующие:
- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними, с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;
– простое экспериментирование по исследованию свойств предметов и веществ;
– моделирование предметов и явлений окружающего мира, связей в живой и неживой природе;
– последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;
– прогнозирование экологического неблагополучия в результате действия природных факторов и деятельности человека (засуха, гроза, загрязнение, осушение, свалка отходов);
– прогнозирование опасностей при несоблюдении правил поведения в природной и социальной среде;
– представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
Выявление причин и следствий на основе наблюдений, попытка найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и
обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности. Длительные наблюдения (например, за ростом и развитием растения) позволяют формировать представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях тех или иных предметов и явлений.
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Неживая природа
Дети должны:
*иметь представление о сезонных изменениях в природе;
* определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
* уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа
Дети должны иметь представление:
*о домашних животных;
*о перелетных и зимующих птицах;
* о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир.
Дети должны иметь представление:
*об условиях, необходимых для роста растений;
* о лесных ягодах и грибах;
* об овощах и фруктах;
* о деревьях и кустарниках, цветах.
Дети должны уметь:
* различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Я и общество.
Дети должны знать:
*название нашей страны и еѐ столицы;
*флаг, герб России;
*название родного села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
*о всенародных праздниках;
*о труде людей в городе и сельской местности;
*дети должны уметь рассказать о своей семье.
Темы.
Наша страна.
Наш флаг.
Наш герб.
Наша столица.
Наша национальная валюта.
Малая Родина.
Моя семья.
Труд взрослых.
Предметный мир.
Дети должны уметь:
*сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
*понимать значение обобщающих слов.
Календарно-тематическое планирование
2 часа в неделю, всего 66 часов
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
«Неживая природа осенью» |
5 |
||
1 |
Формирование представлений о времени суток (утро, день, вечер, ночь). |
1 |
|
2 |
Развитие наблюдательности, расширение словарного запаса, обучение связной речи, формирование представлений о сезонных изменениях в природе. |
1 |
|
3 |
Времена года. Осень. Осенние месяцы. |
1 |
|
4-5 |
Изменения в неживой природе осенью |
2 |
|
«Растительный мир осенью» |
6 |
||
6 |
Растения, которые нас окружают |
1 |
|
7 |
Группы растений. Деревья, кусты, трава |
1 |
|
8 |
Растения нашего города |
1 |
|
9-11 |
Изменения в жизни растений осенью |
3 |
|
«Животный мир осенью» |
7 |
||
12 |
Животные. Разные виды животных. |
1 |
|
13-14 |
Кто как осень встречает. Насекомые |
2 |
|
15 |
Птицы осенью. |
1 |
|
16-17 |
Дикие звери осенью. |
2 |
|
18 |
Домашние животные осенью |
1 |
|
«Человек и природа» |
11 |
||
19 |
Осенние работы в поле |
1 |
|
20 |
Осенние работы в огороде |
1 |
|
21 |
Осенние работы в саду |
1 |
|
22-23 |
Осень в городе |
2 |
|
24-25 |
Дары природы. Ягоды |
2 |
|
26-27 |
Дары природы. Грибы. |
2 |
|
28-29 |
Лекарственные растения |
2 |
|
«Экосистема – лес» |
4 |
||
30-31 |
Прогулка по лесу |
2 |
|
32 |
Правила поведения в лесу |
1 |
|
33 |
Лес – наше богатство. |
1 |
|
«Неживая природа зимой» |
4 |
||
34 |
Времена года. Зима |
1 |
|
35 |
Зимние месяцы |
1 |
|
36-37 |
Изменения в неживой природе. |
2 |
|
«Растения зимой» |
3 |
||
38-39 |
Жизнь растений зимой |
2 |
|
40 |
Снежная шуба |
1 |
|
«Животный мир зимой» |
6 |
||
41-42 |
Птицы зимой |
2 |
|
43-44 |
Звери зимой |
2 |
|
45-46 |
Домашние животные зимой |
2 |
|
«Неживая природа весной» |
5 |
||
47 |
Времена года. Весна |
1 |
|
48 |
Весенние месяцы |
1 |
|
49-50 |
Пробуждение природы. |
2 |
|
51 |
Ледоход. |
1 |
|
«Растения весной» |
5 |
||
52 |
Пробуждение деревьев и кустарников |
1 |
|
53-54 |
Цветущий май |
2 |
|
55-56 |
Весенние работы в саду и огороде |
2 |
|
«Животный мир весной» |
5 |
||
57 |
Прилёт птиц |
1 |
|
58 |
Пробуждение насекомых |
1 |
|
59-60 |
Звери весной |
2 |
|
61 |
Домашние животные весной |
1 |
|
«Труд взрослых» |
5 |
||
62 |
Моя Родина. Моя малая родина |
1 |
|
63 |
Все профессии важны |
1 |
|
64-65 |
Занятия людей в сельской местности |
2 |
|
66 |
Занятия людей в городе |
1 |
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Основные задачи занятий по художественному конструированию:
1) расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира;
2) развитие основных психических процессов и приемов познавательной деятельности (умственной и практической);
3) развитие моторики и зрительно-моторных координаций;
4) формирование осознанности и произвольности поведения и деятельности;
5) развитие изобретательности, инициативности, любознательности, формирование положительной мотивации учения.
Все эти задачи обеспечиваются как содержанием заданий, так и методикой организации работы детей, которая моделируется нашими материалами. Занятия строятся прежде всего с учетом запросов, интересов и функциональных возможностей ребенка.
Содержание курса
Лепка- 9часов
Аппликация – 9 часов
Ручной труд- 15часов
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
*уметь пользоваться глиной, пластилином;
*лепить предметы, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;
*использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
*уметь украшать изделия каленым и углубленным рельефом;
*лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека).
*правильно держать ножницы и пользоваться ими;
*приемам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;
*сочетать приемы вырезания ножницами с приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа;
*составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;
*изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания.
* складывать лист пополам, совмещая углы и стороны;
*надрезать бумагу полосками, отрезать ненужную деталь;
*изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания;
* уметь пользоваться ножницами;
* складывать бумагу в разных направлениях;
* создавать поделку по чертежу;
*работать с природным материалом;
* вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить швом «вперед иголку»;
* работать ножницами и клеем;
*вырезать самостоятельно, без шаблона.
Календарно-тематическое планирование
33 часа (1 час в неделю)
№ п\п |
Тема занятия |
Изделие |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Простые конструкции из пластилина и семян |
Цветы из пластилина и семян |
1 |
|
2 |
Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка (склеивание) конструкции из отдельных элементов |
Цветы и бабочки из бумаги. Коллективная композиция |
1 |
|
3-4 |
Приемы нанесения пластилина на готовую форму и декорирования ее поверхности |
Декоративная рыбка |
2 |
|
5-6 |
Простые приемы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка) |
Декоративные пластины «Яблоко», «Лимон», «Цветы», «Земляника» |
2 |
|
7-8 |
Лепка, композиция в объеме |
Объемная композиция «Грибы» |
2 |
|
9 |
Конструирование изделий из бумаги. Приемы сгибания |
Пакетик для семян |
1 |
|
10-11 |
Конструирование изделий из бумаги. Повторение и закрепление приемов сгибания |
Складной стаканчик-игрушка Собачка |
2 |
|
12-13 |
Конструирование изделий из бумаги. Новые приемы сгибания. Приемы работы с ножницами |
Елка из квадратов. Новогодняя композиция |
2 |
|
14-15 |
Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и склеивание бумаги |
Флажки. Елочная гирлянда |
2 |
|
16 |
Работа с фольгой. Конструиро- вание форм из трубочек |
Бусы для елки |
1 |
|
17-18 |
Рисование пластилином: новые приемы, барельеф |
Декоративные пластины «Кораблики», «Жук», «Грибы в лесу», «Домик» |
2 |
|
19 |
Конструирование из бумаги. Сгибание и складывание |
Самолет. Композиция к Дню защитника Отечества |
1 |
|
20 |
Декоративная композиция. Аппликация |
Открытка для мамы |
1 |
|
21-22 |
Модульное конструирование на Плоскости. Аппликация из Геометрических фигур |
«Птичка» или «Домик» |
2 |
|
23 |
Аппликация из треугольников |
«Рыбка» |
1 |
|
24 |
Природа и фантазия. Прием вырезания и декорирования симметричных форм. Аппликация |
«Большая рыба». |
1 |
|
25-26 |
Природа и фантазия. Прием вырезания и декорирования симметричных форм. Аппликация |
Композиция «Чудо- дерево». |
2 |
|
28-27 |
Ритм элементов в узоре. Аппликация |
Узоры в полосе. |
2 |
|
29-30 |
Модульное конструирование на плоскости. Складываем узор |
Узоры из бумаги |
2 |
|
31-32 |
Работа с простейшим трехмерным чертежом. Чертим и строим дома |
Выполнение эскизов, упражнения по эскизам |
2 |
|
33 |
Объёмные фигуры из бумаги. |
Бабочки |
1 |
Научно-теоретическая и методическая литература
1. Амосов Н.М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. М. ООО Изд-во АСТ, 2003.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1984.
3. Венгер А.Л., Иллеш Е.Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988. С.4-22.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб.: Союз, 1997.
6. Запорожец А.В. Психология действия. М.: Психологосоциальный институт. НПО «Модек», 2000.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //Начальная школа. 2002. № 4. С. 4-19.
8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 19-31.
9. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Мин-во просвещения РСФСР. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 191 с.
11. Программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство». Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. /Под ред. Т.И. Бабаевой и др., 2-е изд. перераб. С-Пб.: Акцидент, 1997.
12. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей 5–6 лет в детском саду. «Радуга». /Сост. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И.Гризик и др., 2-е изд. М.: Просвещение, 1977.
СТУПЕНЬКИ
Учебно-дидактические пособия для детей,
1. Бадулина О. И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста
2. Зверева М. В. Сохрани своё здоровье сам. Дидактические материалы для детей старшего дошкольного возраста
3. Истомина Н. Б. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста
4. Конышева Н. М. Художественно-конструкторская деятельность детей старшего дошкольного возраста
5. Кубасова О. В. Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста
6. Поглазова О. Т. Вместе со сказкой «Дюймовочка»
7. Поглазова О. Т. Вместе со сказкой «Как муравьишка домой спешил»
8. Поглазова О. Т. Вместе со сказкой «Гадкий утёнок»
9. Поглазова О. Т. Вместе со сказкой «Великий морской змей»
10. Бадулина О. И., Конышева Н. М. Организация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в театральных играх и импровизациях