26
Рассмотрена Рекомендована Утверждена
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря
«Радуга»
Бежецкий район
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Радуга» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровление обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Спортивно-оздоровительное , духовно-нравственное, патриотическое, познавательное и трудовое. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Автор программы | учитель начальных классов, педагог-организатор |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа» города Бежецк – 5 Тверской области |
7 | Адрес, телефон | Тверская область, Бежецкий район, п. Дорохово Тел. 2-25 - 73 |
8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Радуга» |
9 | Количество, возраст учащихся | 29 обучающихся, 6,5 лет – 14 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен | Июнь 2025 года, 1 смена |
Содержание программы:
Пояснительная записка…………………………………………………………………………… .4
Цель и задачи программы………………………………………………………………………..….6
Сроки реализации
Участники программы
Содержание программы
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…6
Направления и виды деятельности………………………………………………………………7
Механизм реализации программы………………………………………………………………30
Организация взаимодействия лагеря с социумом……………………………………32
Условия реализации программы…………………………………………………………………33
Диагностика……………………………………………………………………………………………..37
Материальное обеспечение программы
Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………….…...38
Список используемой литературы……………………………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………………………………..40
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Дети отправляются в детские загородные лагеря, санатории, отдыхают в пришкольных лагерях. Пришкольный лагерь – одна из наиболее востребованных форм отдыха детей школьного возраста. Отдых детей в летних пришкольных лагерях пришкольного оздоровительно-образовательных лагерях уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Здесь дети могут получить дополнительные знания, поправить здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие патриотической личности и формирование навыков здорового образа жизни. Летний оздоровительный лагерь на сегодняшний день располагает наиболее доступным способом оздоровления ребенка и воспитание у него ценностного отношения к своему здоровью.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас неизведанными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В летний период, предоставленные сами себе дети, подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Разработка программы «Цветик-семицветик" была вызвана повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Программа «Цветик-семицветик" - это проект призванный сформировать у подрастающего поколения мотивацию к здоровому образу жизни, а также направленного на духовное, патриотическое, интеллектуальное, эстетическое и экологическое обогащение детей. Название программы и форма-путешествие были выбраны неслучайно: дети этого возраста любят играть, фантазировать, исследовать. Все вместе они совершают спортивные подвиги, делают экологические открытия, отправляются в поход, узнают новое неизведанное, находят креативные решения любых проблем.
Цель и задачи программы
Цель - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития коммуникабельной личности, умеющей креативно мыслить, стремящейся к победам и здоровой конкуренции, умеющей отстаивать свою точку зрения, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей;
Увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в летний период;
Организация отдыха и занятости детей «социально незащищенных категорий»;
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, город, в котором родился и живешь.
Организация разнообразной досуговой деятельности, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Развитие творческого мышления, памяти, внимания через игры, конкурсы, праздники.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Сроки реализации
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Лагерная смена длится 20 календарных дней, с 1 июня по 29 июня 2025 г. и за это время, через различные мероприятия, коллективно-творческие дела ребята будут вовлечены в увлекательные приключения.
Участники программы
В лагере 29 ребят, будущие первоклассники, обучающиеся 1-6 классов школы, 13 ребят из малообеспеченных и многодетных семей.
Содержание программы
Программа лагеря построена в форме путешествия с помощью цветика-семицветика.
Пройдемся по маршруту путешествия:
Страна «Спортландия» (спортивно-оздоровительное направление). Здоровье детей, в последнее время, резко падает, поэтому здоровьесберегающая деятельность формирует у детей ответственность за развитие самих себя, учит культуре здоровья. Здоровьесбережение является неотъемлемой частью физкультуры и спорта, поэтому здесь ребят ждет знакомство с олимпийскими видами спорта , соревнования, эстафеты, веселые старты, Малые олимпийские игры, футбол, пионербол, другие игры и мероприятия о здоровом образе жизни.
Страна «Моё Отечество» (патриотическое направление). Знакомство с достопримечательностями, знаменитыми людьми родного города (Гумилев, Ахматова, Андреев, Шишков), юбилейными датами России .
Страна «Эврика» (познавательно – досуговое направление). Развитие познавательных потребностей, культурного общения, посещение детской библиотеки, кинотеатра, ДДиЮ, пожарной части, мероприятий, связанных с эстетическим развитием, дискотеки.
Страна «Зеленая планета» (экологическое направление). Очень важным является вопрос экологии. Без чистого воздуха, воды и красивой природы невозможно жить на планете. Мы видим гражданина будущего здоровым, крепким, коммуникабельным, умеющим креативно мыслить, стремящимся к победам и здоровой конкуренции, умеющим отстаивать свою точку зрения, интеллигентно аргументируя её. Все эти качества мы будем развивать через различные мероприятия экологического характера: наблюдения, экскурсии, поход, проекты, исследования и др.
Страна «Город мастеров» (художественно-творческое и трудовое направление). Оно способствует творческому развитию детей и их инициативе. Создаются все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер: концерты, инсценировки, танцы, конкурсы рисунков, плакатов, уборка территории и отрядов и др.
Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).
Символ дня
1 Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.
2 Особый Оранжевый цвет – экологические мероприятия
3 Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
4 Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия
5 Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6 Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
7 Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение.
Красный цвет – классный день!
Желтый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
голубой – скучный день.
Принципы, используемые при проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип личностного подхода.
Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка.
Принцип природосообразности.
Обязательный учет половозрастных особенностей детей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Спортивно – оздоровительный модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Оздоровление участников смены. Вовлечение детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы. Выработка и укрепление гигиенических навыков; Обеспечение активного отдыха. | Утренняя гимнастика (зарядка) Прогулки Спортивные игры. Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты, спортивные мероприятия Беседы, лекции «Твое здоровье- дело твоих рук» (с использованием ИКТ) | Приложение 1 |
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Патриотический модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Формирование нравственного отношения к окружающим. Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; Воспитание любви к родной школе и отчему дому, формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Приобщение к духовным ценностям российской истории. | Беседы, презентации, экскурсии. Посещение музея; библиотеки. Конкурс «Законы воспитанного человека» Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом». Час памяти, пресс-конференция. Встреча с ветеранами, возложение цветов. | Приложение 2 |
Познавательный модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Развитие логического мышления, внимания Формирование интеллектуального потенциала детей. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | Поездки, экскурсии; Интеллектуальные игры. Беседы, викторины, игры, конкурсы. Наблюдения | Приложение 3. |
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Досуговый модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Пробуждать в детях чувство прекрасного; Формировать навыки культурного поведения и общения; Прививать детям эстетический вкус. | Посещение библиотеки, кинотеатра, музея; Конкурс «Законы воспитанного человека». Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом» | Приложение 4. |
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Экологический модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Развитие потребности в общении с природой; Формирование навыков культуры обращения с природой; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Воспитание любви к родному краю. | Экскурсии; Наблюдения, Поход, Проекты, исследования. Праздники, сценки | Приложение 5. |
Художественно-творческий модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Развитие творческих способностей детей. Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. | Изобразительная деятельность: оформление отряда, конкурс стенгазет и рисунков «Вот оно какое наше лето»; Конкурсные программы; Творческие конкурсы Игровые творческие программы Концерты Кружки Выставки, ярмарки | Приложение 6. |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Трудовой модуль
Задачи | Формы работы | Методическое сопровождение |
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, Расширение содержания трудовой деятельности. Воспитание у детей личностных качеств: привычки к труду, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда | Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду) Общественно значимый труд. | Приложение 7. |
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – май
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного летнего оздоровительного лагеря;
разработка программы;
составление списков воспитанников лагеря;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
сбор необходимой документации для деятельности лагеря;
подготовка материально-технической базы.
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, деление на отряды, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
оформление уголков отрядов.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» с социумом
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка, ООН.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Устав МОУ «Дороховская СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы отдела образования администрации Бежецкого района.
Должностные инструкции работников.
СанПины.
Заявления родителей.
Акт приемки лагеря.
Материально-технические условия предусматривают:
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели. |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия, наблюдения, подвижные игры, спортивные игры | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Рекреация | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, общелагерные мероприятия | Материальная база школы | Воспитатели, педагог-организатор |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Буфет | Завтрак, обед, полдник | Фонд социального страхования | Буфетчица |
Штаб | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, педагога-организатора | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, педагог-организатор |
Комнаты гигиены | Туалеты, сушилки для рук, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря,
педагог-организатор.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа актива школы)
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
диагностика
Диагностика
Входящая диагностика | Входящая диагностика проводится с целью определения ожиданий ребят и родителей от пребывания в лагере, и педагогов, начинающих работу на смене: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. |
Диагностика развития детей | Диагностика развития детей направлена на выявление состояния здоровья и включает в себя: - рост -вес - обхват грудной клетки |
Текущая диагностика | Текущая диагностика направлена на выявление эмоционального фона настроений в течение деятельности пришкольного лагеря. В каждом отряде функционирует «Радуга настроения», на которой ребята ежедневно отмечают своё эмоциональное состояние по следующим параметрам: Красный цвет – классный день! Желтый – очень хороший день! Зеленый – день как день. Голубой – скучный день. |
Итоговая диагностика | Итоговая диагностика проводится с целью определения уровня удовлетворенности пребывания в лагере и соответствия заявленных ожиданий реальности. - анкетирование - творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд») - беседы в отрядах - цветопись |
Материальное обеспечение программы
Для реализации программы необходимо использование следующей материальной базы: методическая литература, компьютеры, интерактивная доска, мультимедиапроектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофоны, музыкальный центр, DVD , фотоаппарат, видеокамера, спортивный инвентарь, настольные игры, мячи, скакалки, обручи, канцелярские товары и т.д.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Список используемой литературы:
Афанасьев С.П. Коморин С.В. «Что делать с детьми в загородном лагере»
М.: 2019 г.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. «Сто отрядных дел», 2020
Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником».
Волгоград: Учитель, 2017
«Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере.», С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2017 г.
Журнал «Народное образование» № 5 2021 г.
С.А. Кувватов «Активный отдых на свежем воздухе», Ростов – на –Дону,
2023 г.
В.Я.Лысова и др. «Спортивные праздники и развлечения», АРКТИ, 2021г.
Журнал «Затейник».
Журналы «ПедСовет», 2019,2021, 2022 г.