Программа пришкольного лагеря "Содружество", смена "СЕМьЯ"
Пояснительная записка
В современной России воспитание подрастающего поколения находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения, разделяющего духовно- нравственные ценности российского общества, является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). В школьном возрасте ребенок не только осваивает новые социальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в обществе. «Знание школьником социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений».
Смена в пришкольном лагере является логическим завершением участия школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул. В рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их участия в годовом цикле Программы «Орлята России».
Актуальность
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- потребностью в развитии у учащихся таких качеств личности как ответственность за себя и свои поступки, чувства гордости за свою страну;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
Игровая модель и основные события смены направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе. Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является благоприятным для становления личности школьника и формирования детского коллектива благодаря следующим факторам:
интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявить свои индивидуальные особенности;
эмоциональной насыщенности деятельности;
комфортно организованному взаимодействию в уже сложившемся коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;
возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
Цель: развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народа Российской Федерации. Развитие чувства патриотизма и умений коллективной деятельности путем активного включения в реализацию программы «Орлята России»
Задачи:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
4. Способствовать формированию таких качеств личности как ответственность и патриотизм.
5. Сформировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся «Орлята России» и проектах Российского движения школьников.
6. Воспитывать чувство товарищества, дружбы.
7. Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Содружество» опирается на следующие принципы:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания и форм деятельности;
-принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;
- принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
- принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
Лагерь для ребёнка – новое жизненное пространство, новая социальная среда, где царит любовь, уважение, творчество, право выбора, где ребёнок получает опыт самоопределения. Смена в пришкольном лагере для обучающихся становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
В деятельности лагеря по программе можно выделить основные этапы:
1.подготовительный
2.организационный
3.основной
4.итоговый
Время подготовительного этапа отводится на март-май. Во время данного этапа проводится анкетирование родителей, выбор направлений программы лагеря. Подготовка программы, совместно с воспитателями лагеря и учащимися школы.
В организационном этапе основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 3 дней и заканчивается открытием лагеря. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями игры и ее идей.
Основной этап занимают большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все постоянные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела. В конце каждого дня проводится рефлексия. Во время данного этапа проводится повторное анкетирование родителей, с целью выбора дальнейшего направления деятельности смены. Реализация основной идеи смены – знакомство с миром кино.
В итоговый этап изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа отрядов. Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений по деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
сбор отчетного материала;
выбор лучшего отряда.
Основным событием итогового периода становится закрытие летнего лагеря.
Инвариантной составляющей содержания программы является работа с Государственными символами Российской Федерации и ценностными ориентирами – Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Данная работа происходит за счёт реализации ключевых дел смены, разговора с детьми и собственного примера педагогического коллектива лагеря.
Описание игровой модели смены
Основная направленность работы лагеря ежегодно меняется. В 2024 году в основе игровой модели программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей называется «СемьЯ». Это тематическая смена, которая направлена на раскрытие творческого потенциала и способности каждого ребенка через организацию тематических дел программы смены на уровне «отряд -лагерь».
Символ смены
–радуга, цвета которой обозначают семь направлений работы лагеря, соответствующие содержанию работы в течение дня.
Красный
–гражданско- патриотическое направление
Оранжевый-семейное
Желтый –лидерское направление
Зеленый–экологическое направление
Голубой –интеллектуальное направление
Синий –спортивно-оздоровительное направление
Фиолетовый –художественно –эстетическое направление
Продолжиельность смены –18 день, 3 «радужные недели». Дела каждого цвета
радуги усложняются от недели к неделе.
Логика развития смены.
Главная задача развития смены –адаптировать детей к условиям лагеря, максимально показать его возможности для реализации творческого потенциала детей, создание условий, решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена каждого коллектива, личностного роста детей. Все участники смены делятся на отряды по возрастным критериям.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями лагеря «Содружество»
Основная задача основного периода –раскрасить радугу своей семьи.В основной период проходят ключевые дела по всем направлениям деятельности лагеря.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения.
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
добровольность;
включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
приоритет развивающего начала для ребёнка;
повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений,касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее – ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
В программу работы школьного лагеря заложены 4 направления деятельности.
Творческое направление – формирование у детей чувства прекрасного. Творческая активность помогает ребенку стать практически деятельной личностью.
творческие мастерские;
оформление отрядного уголка;
выпуск стенгазет, плакатов.
Спортивно – оздоровительное направлено на оздоровление и совершенствование всех функций организма, на снятие психоэмоционального стресса, накопленного за учебный год, включает в себя:
-витаминизация через витаминизированные продукты питания и непосредственно использование витаминов;
-формирование у детей понятия о необходимости соблюдения режима дня через профилактическую деятельность медицинской сестры и проведение отрядных мероприятий по данной тематике.
Гражданско-патриотическое - работа по данному направлению необходима в любом коллективе, а особенно в детском. У каждого человека должно быть чётко сформированы такие понятия, как: «семья», «коллектив», «страна», «культура», «гражданин», «толерантность», «патриот».
Беседы в отряде, на которых обсуждаются такие понятия как «патриот, страна, человек, культура.
знакомство с традициями, символами, государственными деятелями нашей страны.
.Краеведческое направление – работа по формированию культуры страны, расширению знаний и ведению практической деятельности в этой области.
-игры на местности;
-познавательно-развлекательные игры и викторины, КВН
Виды КТД в рамках программы:
организация коммуникативного взаимодействия (беседы, диспуты, дискуссии, «огоньки», встречи с интересными людьми и т.д.);
игровая деятельность (игровые программы, деловые игры и т.д.);
целенаправленное восприятие (экскурсии, прогулки на природу и т.д.);
познавательная деятельность (интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов и т.д.);
предметно-практическая деятельность (конкурсы, творческие мастерские);
спортивно-оздоровительная деятельность (веселые старты, спартакиады, олимпийские игры и т.д.);
комплексные формы работы, включающие в себя любые предыдущие (праздники открытия и закрытия смены, фестивали, концерты, шоу и т.д.).
Для осуществления систематической работы, в лагере созданы творческие мастерские:
-«ЮИД»- Медведева О.И..;
-«Школьный музей»-Фоминых И.Л.
План – график реализации программы
Этап | Сроки | Действия | Ожидаемый результат | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Аналити-ческий | май | 1. Анкетирование родителей 2.Утверждение программы работы пришкольного лагеря. 2. Комплектование участников реализации программы. 3. Создание условий для реализации программы. | Утверждение программы, подготовка документации для работы пришкольного лагеря. | Зам. директора по ВР, начальник лагеря |
Практи-ческий | июль | 1. Диагностика творческого потенциала ребят. 2. Вовлечение в коллективно-творческие дела, спортивно-оздоровительную деятельность. 3. Работа творческих мастерских. 4. Мониторинговая деятельность. | Выявление задатков и способностей на основе диагностики, развитие творческого потенциала ребят. Оздоровление учащихся, поддержание спортивных успехов. | Зам. директора по ВР, начальник лагеря, воспитатели. |
Обобща-ющий | июль | 1. Анализ работы пришкольного лагеря «Содружество» 2.Анкетирование родителей и воспитанников 3. Определение направления работы пришкольного лагеря на следующий год. | Оценивание работы пришкольного лагеря «Содружество». Определение перспективы развития пришкольного лагеря. | Зам. директора по ВР, начальник лагеря |
Организационно-педагогические условия
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив лагеря «Содружество» формирует администрация и педагоги школы. Начальник лагеря - определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной и хозяйственной работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Заместитель директора по ВР осуществляет работу лагерной смены, руководит методической работой лагеря, проводит межотрядные мероприятия.
Воспитатели - проводят воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря.
Педагоги дополнительного образования- организуют кружковую работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, отвечают за содержание деятельности своих объединений.
Инструктор по физическому воспитанию – проводит ежедневную зарядку, спортивные соревнования, инструктажи по ТБ во время соревнований, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Педагог-психолог – следит за психологическим состоянием детей в лагере.
Социальный педагог – контролирует соблюдение взрослыми прав детей.
Материально –техническое обеспечение
- Финансирование за счет средств местного бюджета.
- Спортивный зал.
-Школьная библиотека.
-Столовая.
-Игровая площадка.
-Компьютерный класс, игровые комнаты.
-Компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, плазменная панель.
Ресурсное обеспечение
- Наличие необходимой документации, программы, плана работы.
- Коллективные творческие дела.
- Спортивно-оздоровительные мероприятия
- Творческие мастерские.
- Индивидуальная работа.
- Самоуправление в отряде и в лагере.
Методическое обеспечение
Для оказания помощи воспитателям и вожатым, в лагере создана библиотека методической литературы. Где собрана дополнительная литература, рекомендации по организации отдыха детей, сценарии проведения мероприятий в отряде.
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
- удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации игровой модели смены, а также своим и результатами, полученными в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- овладел простейшими приемами театрального творчества;
- получил опыт межличностного и командного взаимодействия, способствующего формированию социально-значимых ценностных установок;
-узнал историю своей страны;
- усвоил правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.
На уровне педагогических работников:
- создана безопасная образовательно-воспитательная среда пребывания детей в лагере;
- организовано социально-педагогическое сопровождение работы по раскрытию творческих способностей учащихся лагерной смены.
На уровне социальных заказчиков:
-удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития детей в каникулярное время.
Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации.
О деятельности лагеря и его достижениях, воспитанниках сообщается на школьном сайте, в группе ВК МКОУ Сокурская СОШ
Система информирования общественности, в т.ч. детей и общественности; взаимодействие со СМИ:
- информация о деятельности лагеря распространяется через школьный сайт, группу в ВК и родительские собрания.
- за активное участие дети получают грамоты, благодарности, и призы.
Система контроля и оценки результативности
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Экран соревнований по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Экран настроения |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий пазл « Вместе мы отряд» Беседы в отрядах Гора достижений |
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Экран настроения – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Система лечебно-профилактической работы
Оздоровительная среда представляет собой составляющую из нескольких компонентов: режим дня, витаминизированное питание, закаливание, комплекс оздоровительной гимнастики, прогулки и игры на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Попадая в лагерь, ребёнок обязан соблюдать режим дня – первый компонент здорового образа жизни.
В лагере дети получают 2-х разовое сбалансированное витаминизированное питание в одно и то же время ежедневно, что позволяет организму ребёнка привыкнуть к правильной организации питания.
Ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе благоприятно сказываются на работе сердечно – сосудистой системы.
В лагере многие ребята привыкают к ежедневному выполнению комплекса оздоровительной гимнастики. Здесь существуют условия для закаливания организма.
Педагоги на личном примере показывают необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм.
В лагере ведется спортивно-оздоровительная работа. Утром организатор спортивной работы проводит воздушное закаливание детей с помощью упражнений утренней гимнастики.
Все спортивные объекты, снаряжение, оборудование соответствует предъявляемым требованиям типового перечня снаряжения и оборудования образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ
Психологическое сопровождение
Психологическое сопровождение – система профессиональной деятельности всех педагогов, психолога, ориентированная на создание условий для успешного психофизического развития ребёнка в период отдыха в летнем пришкольном лагере.
Компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: диагностический, консультативный, прогностический, практический.
Функции психолого- педагогического сопровождения ребёнка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде.
Компенсационная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка.
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Этапы работы
Начало смены:
Для диагностики детей применяются следующие методики:
Игры на знакомство:
«Золотая коллекция»
«Снежный ком»
Анкетирование :
Анкета № 1. «Изучение ожиданий от отдыха»
Методики:
- «Человек под дождем»
- «Несуществующее животное»
- «Лесенка»
- «Кругосветное путешествие»
Середина смены:
Анкета № 2. «Изучение интересов детей»
Цикл визуализаций:
Индивидуальные беседы
Окончание смены:
Тренинговая игровая деятельность:
«Я и моя команда»
«Чудо-дерево»
Заключительное анкетирование
Индивидуальные беседы
Цикл визуализаций «Гора достижений»
Организация питания
Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован плитами, духовым шкафом, резервуарами для воды, холодильными камерами. Приготовлением пищи занимается повар. Контроль за качеством привозимых продуктов, условиями их хранения и приготовлением пищи осуществляет начальник лагеря. При формировании ежедневного меню должны учитываться следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.
План сетка лагеря «Содружество»
Список литературы
1. Бурмистрова, Е. В. Методика организации досуговых мероприятий: учебное пособие / Е. В. Бурмистрова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., Юрайт, 2018 – 150 с.
2.Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. И доп. – М., Юрайт, 2017 – 160 с.
3. Гончарова, Е.И. Школьный летний лагерь: методическое пособие / Е. И. Гончарова, Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко. – М., ВАКО, 2019.– 159 с.
4. Дударчик, С. В. Нескучный досуг: сборник сценариев / С. В. Дударчик. – Минск, МГДДиМ УО "Минский государственный дворец детей и молодежи", 2014 – 50 с.
5. Летний детский отдых: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / автор-составитель: Г. Л. Шереш. – 10-е изд. – Мозырь, Содействие, 2017 – 226 с.
6. Савельев, Д. А. Мастер-класс для вожатых: пособие для педагогов дополнительного образования: методическое пособие / Д. А. Савельев. – М., ВЛАДОС, 2015 – 128 с.
7.Титов, С. В. Здравствуй, лето: в помощь организаторам летнего отдыха детей: методическое пособие / С. В. Титов. – Волгоград, Учитель, 2017.– 127 с.
8..Эффективная программа детского отдыха: пособие по созданию шедевра: учебно-методическое пособие / авторы-составители: Н.В. Вервинская, А.А. Данилков, А.В. Саморуков. – Новосибирск, ГАУК НСО НГОНБ, 2020 – 72 с.