Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы
МОУ "Средняя школа №34 г.Макеевки"
Индивидуальный план
самообразования учителя
русского языка и литературы
Пековой Светланы Александровны
на 2017-2019 учебные годы
Сентябрь-2017г
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше
Будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить
за ходом мыслиученика, тем легче будет учитьсяученику...
Л.Н.Толстой.
Проблема образовательной организации:" Совершенствование качества образования в условиях перехода на Государственные образовательные стандарты "
Индивидуальная тема самообразования: "Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения на уроках русского языка и литературы"
Актуальность темы:
Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков.
Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость образования. Открытость инновациям, технологиям, другим системам, передовому опыту способствует соединению состояния функционирования с развитием, совершенствованием системы за счет внешних источников. Принцип открытости предусматривает включение в учебно-воспитательный процесс таких внешних факторов как природная, социально-культурная, образовательная и информационная среда. В свою очередь должна быть достаточно обеспечена и вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Основу вариативности должна составлять ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей обучающихся, учет их интересов. Учет индивидуальных потребностей обучаемых в процессе изучения русского языка и литературы позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
Использование технологии смешанного обучения связывается в настоящее время с решением проблем индивидуализации обучения, его интенсификации и оптимизации. Способность Интернета индивидуализировать обучение иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на возможности применения смешанного обучения в образовательном процессе.
4 принципа смешанного обучения
По мотивам научно-популярных статей Натальи Андреевой
Персонализация
ученик сам выбирает (по крайней мере отчасти) где, как и чему он будет учиться;
Обучение, основанное на мастерстве
до перехода к новому материалу дети полностью овладевают нужными для этого знаниями;
Среда высоких достижений
у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели;
Личная ответственность
дети понимают, что они сами отвечают за выбор способа обучения и полученные результаты
Цель:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Теоретически обосновать и практически подтвердить развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы;
3. Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
4. Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
5. Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ;
6. Проанализировать эффективность индивидуализации учебной и внеклассной работы;
7. Обобщить опыт по идивидуализации процесса обучения детей, мотивированных на изучение русского языка и литературы.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
разработка и апробирование тестов, дидактических материалов, конспектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
повышение педагогического и методического уровня;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в семинарах и конференциях,
отчет о проделанной работе.
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет;
- медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы.
План реализации темы
Основные вопросы, намечаемые для изучения |
Этапы проработки материала |
На I этапе определяется теоретическая база исследования: формулируется гипотеза, задачи исследования; изучается и обобщается педагогический опыт по индивидуальному подходу в воспитании школьника; выделяются основные концептуальные идеи, базовые понятия исследования; изучается и анализируется философская литература по проблеме исследования; реализуется пробный этап эксперимента и осуществляется анализ его эффективности. | 2017 -2018 г. |
На II этапе отрабатываются и проверяются научно-педагогические технологии образовательного процесса, способствующего индивидуальному подходу в воспитании школьника, уточняется гипотеза, проводится формирующий эксперимент, анализируются его результаты. | 2018 - 2019 г. |
На III этапе осуществляется работа по организации заключительного этапа эксперимента: проверяются основные положения гипотезы исследования, конкретизируются социально - педагогические условия индивидуального подхода в воспитании школьника обобщаются результаты и оформляется текст работы. | 2018 - 2019 г. |
Изучить педагогическую и методическую литературу:
1. Г.М. Краснова «Использование возможностей MSPowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе».
2. О.В. Крючкова «Комплексная информатизация образования».
3. С.В. Степанов «Ключевые компетенции в современной школе и новые требования к содержанию образования и педагогу».1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика – 1998.-№1.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1986
4. Баранова И.В. Проблемы педагогической инновации // Вестник НПЦ. – М.,1993.- С.9-12
5. Баринова Е.А. Методика русского языка. - М., «Просвещение», 1974.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М., 1995.
7. Громов Е.С. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Психолого-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки повышения квалификации. Проблемы, поиски, опыт. – СПб., 1992
8. Ербулатова А.К. Особенности творческого развития школьников // Образование. – Алматы, 2008
9. Жусупова Д.Ж. Развитие творческих способностей будущих учителей // Образование. – Алматы, 2007.-№6
10. Занкова Л.В. Обучение и развитие. – М.: Педагогика, 1990
11. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Методические рекомендации по уроку как основной форме обучения в школе. – М., 1998.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1988.
13. Ситаров В.А. Дидактика. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. 32.Скаткин М.Н. Педагогика. М.: Просвещение, 2001. – С.1
14. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.// Собр. Соч. – М., 1984г. – Т 2.
15. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 2009.
16.Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014. – No8. – С. 8 -13
Способы демонстрации результата проделанной работы:
1.Систематизировать материалы. Создать электронный вариант.
2.Разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий по собственным технологиям.
3. Создание педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
4. Обобщить работу.