Статья на тему «Воспитание детей»
Гой Н.И.
(Россия, г. Иркутск,
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»
i38001030@yandex.ru)
Воспитание
Тему эту мне подсказало Время, то самое время, которое работает на нас, но и требует в то же время и работы на него. Это навело меня на мысль о том, что самое главное определяющее качество у народа – это его культура и воспитание. Я, учитель со стажем, сразу вам скажу: от нас, взрослых, зависит многое, если не всё. Как говорят, как человека родители не воспитывали бы, а он вырастет, похожий на них. Стало быть, пример взрослого и есть мерило воспитания для подрастающего поколения? Выходит, что, воспитывая себя, мы воспитываем детей? Ответы на эти вопросы мы не услышим, а вот убедиться воочию – это очень как возможно.
Уроки в школе и пример учителя для детей также важны, как, впрочем, и семьи. Я работаю в школе уже 30 лет. И все эти годы я являюсь классным руководителем, и каждый раз, получая новый пятый класс, мне предоставляется возможность заново пройти с ребятами трудный путь становления личности, и не только им, но и мне тоже.
Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Включенность учащихся в активную жизнь класса – основной показатель эффективности воспитательного процесса. Какие можно использовать технологии в данном случае? Что стало главным для меня все эти годы классного руководства? Важно, чтобы дети воспитывались в тёплой и дружеской обстановке. Важно, чтобы уважали друг друга и не обижали, любили своих родителей, свою родину.
Думаю, что все методы, приёмы и технологии должны быть нацелены на развитие человека, способного нести ответственность за принятое решение и способного проявлять гражданскую активность. И это только одна сторона медали. Современный классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в своей работе. Формы её определяются, исходя из педагогической ситуации. Это дискуссии, игры, походы, экскурсии, конкурсы и т.д. Целью воспитательной деятельности мной было выбрано формирование нравственной активной позиции учащихся. Вечный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Создание комфортной психологической обстановки в классе – это первое и самое главное для всех ребят. «Хочу в школу» - это то, с чего начинается день каждого из них. «Хочу всё знать» - развитие познавательных интересов. «Мне интересно в своём коллективе и я готов общаться» - развитие коммуникативной деятельности. А формирование гражданской активной позиции – это воспитание любви к своей Родине, чувства ответственности за свои поступки, представления о важности и необходимости соблюдения общечеловеческих, нравственных законов и норм – всё это создаёт духовно богатую, нравственную личность.
Для меня каждый ученик – это личность неповторимая, уникальная. Зная это, я как классный руководитель проектирую воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий. Семья - главная ценность в жизни любого человека. С самого рождения они, родители, всегда рядом в любых ситуациях, помогают решить проблемы, дают ценные советы и делятся жизненным опытом. Научиться ценить их заботу и отвечать любовью за любовь - важная миссия в жизни ребенка, поэтому привлечение родителей в дела класса тоже имеют свои воспитательные задачи. Взаимодействуя с родителями, мы должны учитывать всё, начиная с этнокультурных условий среды вплоть до потребностей самих детей в семье. Классный руководитель изучает новинки информационных технологий. Рядом с нами дети, лучше нас знающие новые информационные технологии.
Практически все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму: диагностика, пробуждение интереса к знаниям у ребёнка, эмоциональный настрой (немаловажно), описание предметной деятельности, завещающий этап и планы на будущее.
Вспоминаю, какие впечатления дала мне «Педагогическая поэма» Антона Семёновича Макаренко. Совместная деятельность, направленная на общий успех, сделала жизнь колонистов достаточно успешной. Это и послужило точкой роста воспитания моих подопечных. Общешкольные дела, школьные и классные мероприятия только способствовали сплочению. Но это и не секрет для любого классного руководителя. Это эффективный метод воспитания и развития любого подростка, основанный на позитивной деятельности, не потерял своей актуальности и нужности. На чём основано коллективно-творческое дело? На трёх главных принципах:
-творим вместе
-добровольно участвуем
участвуем вместе – взрослые и дети
Поколение успешных людей формирует ориентированность на общечеловеческие ценности, на создание ситуации успеха. Методы, часто применяемые мной на практике: метод убеждения как способ воздействия словом и делом на сознание ребёнка, метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.
7 класс. У Данила умерла мама. После этого ребёнок просто не находил себе места. Учителя в очередь становились с докладными на Даню. И только классный коллектив смог вернуть своему однокласснику Дане, пережившего невозвратимую утрату, то потерянное чувство ощущения полноты жизни и принятия факта, что жизнь продолжается. Мы боролись за него каждый день, придумывая различные ситуации для того, чтобы отвлечь от тёмных мыслей. Это удавалось, но ненадолго. Вечером Даня оставался наедине со своими мыслями. Совместные походы в лес, долгие разговоры по вечерам «ни о чём», поездки в кино – всё это отвлекло моего подопечного. Жизнь заиграла новыми красками. Как это здорово видеть!
Вспоминается детство. Как же родители хотели видеть меня врачом! И как не хотела этого я… А классный руководитель имеет право внедряться в жизнь ребёнка и насаждать свои придуманные правила? У ребенка должно быть такое детство, какое он сам хочет прожить. Активный по жизни маленький человечек, будет участвовать везде и во всём. А за ним вы не увидите медлительного меланхолика, размышляющего о Вселенной. Надо уважать, принимать ребёнка в разных ситуациях, а самое главное – любить.
Показывая позитивный пример, мы можем многое добиться. И это неоспоримо. Но в то же время не стоит навязывать в процессе воспитания свои нравственные ценности. Они ваши и только ваши. У других они тоже свои, но другие. Непохожесть и делает нас интересными. Нестандартность даёт нам пищу к размышлению. Ты не такой, как я. Но мы друзья. Я принимаю тебя. А ты меня.Часто похвала помогает раскрыть многие качества человека. Особенно маленького. И подчас родители воспринимают процесс воспитания как ругань и оскорбления. А может сказанное вовремя слово поддержки то единственное в жизни, которое сподвигло ребёнка на хорошую учёбу и не только… Дети часто осуждают окружающих. Уметь признать свои ошибки перерастает в умение снисходительно относиться к чужим. В скором времени ваши ученики перестанут осуждать окружающих.
Меня воспитывают дети. Мои ученики. День за днём, год за годом, и я понимаю, как это сложно - Воспитать Человека, воспитать себя.