12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Петровна19518
Я - учитель маленькой сельской школы.
Россия, Воронежская обл., х. Хвощеватое
Материал размещён в группе «Традиции воспитания»

Воспитание

(К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения, 1953)

Рассказ для внеклассного чтения и обсуждения с детьми младшего школьного возраста или классного часа «О доброте, нравственности и милосердии».

Цель: знакомство с нравственными понятиями «доброта», «милосердие»,

 «добрые дела».

Задачи:

- формировать у обучающихся потребность в доброжелательном отношении к окружающим,

- развивать навыки проявления сострадания и сочувствия;

- создавать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания и взаимопомощи.

Ребенок видел, как отец посадил в своем саду дикую лесную яблоньку.

- Зачем ты это делаешь, - спросил он отца, - вот уж такому негодному деревцу я бы не дал места в саду.

- А почему ты знаешь, что это деревцо никуда не годится? - спросил отец.

- Это видно с первого взгляда, - отвечал мальчик.

- Да, оно, конечно, мало и незавидно, но в нем скрывается большая сила, и со временем оно может вырасти и приносить плоды.

Через несколько времени мальчик опять увидел, что отец его заботливо возится около новой яблоньки: ставит колья, привязывает к ним одни ветки, а другие срезывает.

«Зачем ты не даешь деревцу расти свободно?» - спросил мальчик.

- Затем, чтобы ветер его не сломал, и чтобы оно могло расти прямо и стройно.

Потом отец вскопал землю около корня и окружил деревцо кольями, чтобы скот не мог его сломать.

- Посмотри, - сказал он сыну, - как я люблю это молодое деревцо, а люблю я его за ту жизненную силу, которая в нем скрыта, и о ней-то я хлопочу и забочусь.

На следующую весну отец пришел к деревцу с отростком, срезанным с другой, хорошей яблони, и с ножом в руках: он разом срезал всю верхушку молодого деревца.

«Что ты делаешь? - вскричал мальчик в испуге, - теперь все труды твои пропали даром».

Но отец улыбнулся, расколол немного ствол деревца и, всадив в него принесенную им веточку, заклеил разрез замазкой и тщательно обвязал тряпкой.

- Вот видишь ли, - сказал он сыну, когда работа была кончена, - если б дерево осталось в лесу, оно было бы и криво и сучковато, и приносило бы со временем такую кислицу, которой есть было бы невозможно. Но я позаботился, чтобы оно росло прямо, а теперь, при наступлении весны, дал скрытым в нем силам новое, лучшее направление, прищепив к нему веточку от хорошего дерева, плоды которого уже известны.

Скоро молодое деревцо выросло, пустило новые ветви и покрылось почками и цветами, а к осени ветки его уже гнулись под тяжестью больших румяных яблок.

- Ну, что скажешь теперь? - спросил отец сына.

«Ах, - отвечал тот, - какое это прекрасное, благородное дерево, труды твои не пропали даром».

- Дай бог, - продолжал отец, - чтобы ты так же отблагодарил меня за заботы о твоем воспитании.

Опубликовано в группе «Традиции воспитания»


Комментарии (4)

Медведева Татьяна Петровна, 06.07.17 в 14:28 2Ответить Пожаловаться
Прочитала этот рассказ внучке Лерочке, 9 лет, побеседовали после чтения. Очень удивил вывод, прозвучавший из уст ребёнка: "Бабушка, эта яблонька, как гадкий утёнок из сказки, но чтобы произошло это прекрасное превращение, человек много трудился.". А ведь она права...
Карине Рафаеловна, 13.07.17 в 12:02 2Ответить Пожаловаться
Молодчина внучка!Правильное суждение.
Маликова Любовь Анатольевна, 18.07.17 в 11:42 0Ответить Пожаловаться
Как точно подмечена основная мысль ребенком. А, ведь в жизни таких примеров очень много. Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.