Программа профильной смены Движения Первых для разновозрастных отрядов лагерей с дневным пребыванием.

1
0
Материал опубликован 13 May



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Ташлинская средняя общеобразовательная школа”












Программа профильной смены Движения Первых
для разновозрастных отрядов лагерей
с дневным пребыванием
«Смены первых: Первооткрыватели лета»












Составитель: Шонина Анастасия Андреевна,

заместитель директора по воспитательной работе









Ташла, 2025 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6

ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ И УНИКАЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛАГЕРЕ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ 8

УЧАСТНИКИ СМЕНЫ

(ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ И/ИЛИ БОЛЬШИХ ГРУПП) 9

ОПИСАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

И КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ 12

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СМЕНЫ 18

ЛОГИКА И МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ 19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ 23

ПЛАН - СЕТКА СМЕНЫ 26


УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ 28


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ СМЕНЫ 30

ПАМЯТКА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ 40

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 41

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 41

ФАКТОРЫ РИСКА 42

СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 43

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 45




ВВЕДЕНИЕ

Профильная смена «Смена Первых: Первооткрыватели лета» Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» (далее - Движение Первых, Движение) направлена на формирование здоровой гармонично развитой личности, воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Данная программа является комплексной. В ее рамках реализуются следующие приоритетные направления:

оздоровление;

развитие личности (формирование и развитие эмоционально-волевых качеств);

освоение коллективной творческой и социально значимой деятельности;

воспитание патриотизма и гражданственности.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ключевые смыслы программы:

«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, развитие уважения к символам государства (Герб, флаг, Гимн Российской Федерации), к историческим символам и памятникам Отечества.

«Мы - оДна команДа». Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Разновозрастный коллектив позволяет сформировать преемственность в ценностях, знания, действиях и поступках.

«Россия - страна возможностей». Окружающая социальная среда формирует взгляды, убеждения, привычки ребенка. Важно создавать

















воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.

«Вливайся в Движение Первых». Принимая участие в событиях Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», воспитанники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);










Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Программа воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых». - М., 2023 г.


ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Цель профильной смены «Смена Первых: Первооткрыватели лета»: создать воспитательную систему деятельности разновозрастных отрядов лагерей с дневным пребыванием, способствующую воспитанию гармонично развитой, патриотичной и социально активной личности, направленную на реализацию детьми инициативы, самостоятельности и ответственности в деятельности Движения Первых.

Данная цель будет реализована через следующие задачи:

создать условия для присвоения традиционных российских духовно-нравственных ценностей в совместной созидательной деятельности;

вовлечь участников смены в работу по направлениям деятельности Движения Первых;

формировать у детей опыт командной работы;

проводить работу по привитию навыков ЗОЖ, оздоровлению детей, по профилактике заболеваний и по профилактике детской безнадзорности в каникулярное время;

способствовать сотрудничеству детей и взрослых;

укреплять взаимосвязи между школой, семьей, жителями населённого пункта, организациями дополнительного образования, учреждениями культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей.

Воспитательная деятельность в лагере с дневным пребыванием основывается на следующих принципах:

принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;


принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их возраста, физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему деятельности.

Данные принципы реализуются в укладе лагеря, становясь базой для организации совместной деятельности в нем.

Особенностями лагеря с дневным пребыванием для разновозрастных объединений детей являются чаще всего небольшие по численности лагеря, расположенные в сельской местности. В летний каникулярный период они становятся местом притяжения большинства детей населенного пункта. В составе участников лагеря много братьев, сестер, соседей, близких друзей. Интерес к деятельности лагеря и желание оказывать лагерю помощь проявляют родители, бабушки и дедушки участников.

Ожидаемые результаты реализации профильной смены:

На личностном уровне

общее оздоровление участников смены, приобретение ими положительных эмоций;

умение строить конструктивное общение друг

с другом в разновозрастной группе;

расширение кругозора и социального опыта детей;

сформированное осознанное отношение к себе как части социума;

активное включение в деятельность Движения Первых.

На уровне организации

организация занятости участников смены в летний период;

вовлечение в систему деятельности Движения Первых;


совершенствование системы воспитательной работы образовательной организации;

увеличение доли оздоровленных детей и подростков.

На уровне региона

организация летней оздоровительной кампании;

освоение новых форматов и технологий организации летнего отдыха детей и подростков (особенно в сельской местности);

развитие сети первичных отделений Движения Первых в регионе.



ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ И УНИКАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛАГЕРЕ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

Лагерь с дневным пребыванием имеет свои особенности.

Его участниками становятся дети и подростки одного населенного пункта, обычно до 100 чел. Дети находятся там только в дневное время, а вечером уходят домой в семьи. Важно учитывать это при составлении плана-сетки событий и распорядка дня.

Лагерь с дневным пребыванием часто открывается на базе школы, поэтому важно создать для детей среду, не похожую на учебную, позволяющую эффективно организовывать взаимодействие детей и взрослых. Для этого рекомендуется использовать большие школьные площадки (спортивный стадион, актовый зал, спортивный зал, рекреацию). Важно создать особую воспитывающую среду и в учебном кабинете. Для этого можно переставить парты (поставить в круг или отодвинуть к стенам, освободив место для творчества), убрать на время лишнюю мебель, сделать уголок отряда (плакаты или стенды на стенах), оформить дверь и т.д.

Лагеря с дневным пребыванием, расположенные в сельской местности, часто становятся центром культурной жизни поселка/села/деревни. На ключевые события смены приходят семьи и родственники участников. Также лагерь бывает тесно включен в повседневную жизнь населенного пункта, поэтому важными в программе становятся волонтерские акции, тимуровское и юннатское движение, общественно-полезный труд (например, мелкие посильные ремонтные работы вокруг мемориалов героям Великой отечественной войны и труженикам тыла), традиционные праздники населенного пункта.

Воспитателями в лагере с дневным пребыванием часто становятся учителя школы. Важно это учитывать и выстраивать особый тип взаимодействия между детьми и взрослыми. Дети должны почувствовать, что учитель в лагере находится в другой роли. Этому способствует коллективная творческая деятельность, решение общих творческих задач. Решить данный вопрос помогает привлечение старшеклассников к работе в лагере с дневным пребыванием в качестве помощников вожатых. Ими могут стать члены первичного отделения Движения Первых, ученики психолого-педагогических классов, волонтерских отрядов. Часто именно они становятся связующим звеном между педагогами и детьми.

Несмотря на особенности, обусловленные организацией деятельности детей в лагере с дневным пребыванием, проведение лагерной смены строится в соответствии с основным периодами, традиционными делами летних лагерей.


УЧАСТНИКИ СМЕНЫ

(ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ И/ИЛИ БОЛЬШИХ ГРУПП)

Участниками смены являются дети младшего школьного возраста (1-4 классы) и подросткового возраста (5-7 классы), являющиеся участниками первичных отделений Движения Первых, а также обучающиеся, не являющиеся участниками Движения, но заинтересованные в деятельности в рамках профильной смены в лагере с дневным пребыванием.

Особенности Детей 7-11 лет. В данном возрасте происходит заметное развитие физических, когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. У детей 7-11 лет активно развивается словесно логическое мышление. В этом возрасте дети могут проявлять широкий спектр эмоций, могут быть энергичными, любопытными, но иногда непослушными. Ребята начинают развивать социальные навыки, такие как умение общаться с другими, решать конфликты, сотрудничать в группе и проявлять эмпатию. Они могут создавать близкие дружеские отношения и начинают понимать и осознавать социальные нормы и правила. В данный возрастной период дети всё ещё очень любят играть. Они могут участвовать в различных играх, творческих занятиях, строить конструкции, рисовать и заниматься другими видами творчества, могут активно участвовать в спортивных играх, физических упражнениях и других активностях. Развивается и познавательная сфера: дети начинают проявлять интерес к различным предметам и областям знаний, они могут быть увлечены чтением книг, изучением наук, исследованием природы и др.

Особенности детей 12-14 лет. В подростковом возрасте у детей особенно развито желание лидерства и самоутверждения. Это опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание негативизма (не хочу, не буду). В этом возрасте детям необходима система мотивации участия во всем, например, рейтинговая система (дети очень любят соревноваться - кто больше, лучше, быстрее).

Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты с взрослыми разворачиваются на новом уровне. Детям важ


но отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию педагогу. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и играх. Они уже не такие маленькие, чтобы не понять правил игры, но еще не обременены подростковыми комплексами, не сформированы окончательно, легко поддаются воспитанию. Этим детям очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно в этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле, развито «стадное» чувство.

В программе профильной смены предусмотрено объединение участников в разновозрастные отряды, ориентировочно 2-3 отряда по 20 чел. Максимальное количество участников профильной смены - 100 чел. Цели объединения в разновозрастные отряды (РВО) - научить способам совместной деятельности представителей разных возрастных групп, показать ценность любого возраста, как определенного жизненного этапа. Успешность взаимодействия между разными возрастными группами влияет на эмоциональное состояние членов коллектива, психологический климат, устойчивую социальную позицию членов коллектива, успешность деятельности. Важным аспектом в таком объединение является развития у каждого ребенка навыка вести конструктивный диалог, быть понятым и принятым в коллективе. Каждый член отряда должен видеть перспективу собственного роста и продвижения. Младшие должны стремиться к тому, чтобы выполнять функции старших. Старшие, осваивая новые функции, роли, передают свои полномочия младшим. Для такого коллектива важно создавать ситуацию психологической и педагогической поддержки и помощи, и взаимопомощи.

Разновозрастный отряд как группа обладают большим воспитательным потенциалом. Организация эффективного взаимодействия между старшими и младшими ребятами позволяет приобрести им опыт совместной деятельности, заботы друг о друге (И.П. Иванов), позволяет формировать в каждом ребенке социально значимые качества.

Следует также учесть, что участниками смены могут стать дети и подростки с разным уровнем физической подготовки и разными группами здоровья. Для тех, у кого есть ограничения в участии в спортивных состязаниях, предусмотрены дела общекультурной и общеразвивающей направленности.


ОПИСАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

И КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Концепция и уникальность профильной смены. «Смена Первых: Первооткрыватели лета» представляет собой профильную смену Движения Первых, во время которой вся деятельность участников смены направлена на знакомство с деятельностью Движения по утвержденным направлениям.

При разработке игровой модели смены авторы ориентировались на особенность Движения Первых - работу на цифровой платформе - и на один из трендов учебно-воспитательного процесса - игрофикацию, то есть применение элементов и принципов игрового дизайна и игры. Это подход, при котором материал и учебно-воспитательный процесс представляются в виде игры или содержат игровые элементы, такие как задачи, достижения, награды и соревнования. Общие принципы игрофикации: достижение целей, получение наград и достижений, создание вызовов и задач, использование рейтингов, здоровое соперничество, возможность выбора при принятии решений. Игрофикация помогает сделать воспитательный процесс более привлекательным, мотивирующим и интерактивным.

Именно поэтому тематикой профильной смены «Смена Первых: Первооткрыватели лета» является мир компьютерной игры. Такая тематика привлекательна для ребят младшего школьного и подросткового возрастов по ряду причин:

для многих детей компьютерные игры являются основным источником развлечений, поэтому лагерь, организованный в стиле компьютерной игры, может быть для них увлекательным и захватывающим опытом, примером того, как виртуальный мир может быть организован в реальной жизни;

игровая тематика способствует развитию креативности и воображения у детей, они могут создавать истории, ролевые сюжеты, а также разрабатывать свои игровые миры и персонажей;

игры могут быть более запоминающимися и эмоционально насыщенными, что помогает обучающимся лучше запоминать и при-


менять новые знания;

игры часто требуют участия в коллективных задачах, что позволяет развивать навыки командной работы и сотрудничества;

игровая тематика предполагает множество разнообразных развлечений, дел и активностей, что сделает время пребывания в лагере увлекательным и запоминающимся.

Игровая модель. Лагерь представляет собой компьютерную игру, в которой участникам - персонажам игры - предстоит пройти несколько Миссий на открытых территориях. Помогают персонажам в этом опытные наставники - ведущие и главный ведущий игры. Цель персонажей - проходить Миссии Движения Первых. Каждый день в игре посвящён выполнению очередной Миссии. Ежедневно на Открытии ребята получают информацию о новой Миссии, после ее выполнения они могут открыть новую территорию в игре. Миссия считается выполненной, если успешно про- ведены утреннее и дневное дела. Для успешного выполнения Миссий персонажами ведущие игры проводят занятия в рамках программы обучения детей в лагере (мастер-классы, развивающие занятия, практикумы).


Направление

Движения Первых и девиз

Игровая Миссия

Дипломатия и международные отношения «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!»

Миссия «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!» События дня направлены на формирование коммуникативных навыков и опыта эффективного взаимодействия участников смены.

Образование и знания «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»

Миссия «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!» События дня направлены на развитие познавательной активности участников.

Наука и технологии «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»

Миссия «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!» События дня направлены на популяризацию научной деятельности среди детей.

Труд, профессия и своё дело «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!»

Миссия «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!» События дня предоставляют возможности ранней профориентации участников и знакомства с миром современных профессий.


Направление

Движения Первых и девиз

Игровая Миссия

Культура и искусство «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»

Миссия «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» События дня способствуют проявлению творческих способностей в актерской деятельности, музыке, писательстве и других видах искусства.

Волонтёрство и добровольчество «БЛАГО ТВОРИ!»

Миссия «БЛАГО ТВОРИ!» События дня направлены на формирование у участников смены представлений о волонтерской деятельности и опыта её осуществления.

Патриотизм и историческая память «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»

Миссия «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!» События дня направлены на формирование активной гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма у участников смены.

Спорт

«ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!»

Миссия «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!» События дня направлены на развитие у участников интереса и готовности к занятиям физической культурой и спортом.

Здоровый образ жизни «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Миссия «БУДЬ ЗДОРОВ!» События дня направлены на формирование у участников смены ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Медиа и коммуникации «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!»

Миссия «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!» События дня направлены на развитие интереса к медиапространству Движения Первых.

Экология и охрана природы «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!»

Миссия «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!» События дня направлены на формирование у участников смены экологической культуры.

Туризм и путешествия «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!»

Миссия «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!» События дня направлены на формирование у участников смены интереса к своей Родины.

Миссия Движения «БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ»

«День Первых»

События дня направлены на формирование у участников смены представления о назначении Движения Первых и вовлечения в его деятельность.

Миссия Движения «БЫТЬ С РОССИЕЙ»

Миссия «БУДЬ С РОССИЕЙ» События дня направлены на формирование у участников смены традиционных российских духовно-нравственных ценностей, изучение истории России и родного края, формирование чувства гордости за страну.

16


Направление

Движения Первых и девиз

Игровая Миссия

Миссия Движения «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Миссия «БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ» События дня направлены на формирование активной гражданской позиции участников смены.

Миссия Движения «БЫТЬ ВМЕСТЕ»

Миссия «БУДЬТЕ ВМЕСТЕ» События дня направлены на формирование навыка осуществления коллективной социально значимой деятельности, формирование отношения к коллективу как к ценности.

Миссия Движения «БЫТЬ ПЕРВЫМИ»

Миссия «БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ» События дня направлены на формирование лидерских качеств и навыков организаторской деятельности у участников смены.


Несмотря на то, что игровая модель предложена по одной из актуальных для детей тем (компьютерная игра), общий замысел смены предполагает живое общение детей друг с другом и с взрослыми. Опыт непосредственного взаимодействия в творческой, а не школьной среде обладает большим потенциалом и для детей, и для педагогов. В подобной среде складывается теплый дружеский климат, атмосфера содействия, сотворчества, общей заботы друг о друге. Всё это позволяет ребенку не просто знакомиться с ценностями Движения Первых, а успешно присваивать их себе.

Основные ценности Движения Первых, заложенные в концепцию профильной смены:

Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь ценят жизнь каждого человека. Берегут чувство собственного достоинства и заботятся о сохранении достоинства окружающих.

Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину - Россию. Любовь к стране проявляется в делах и поступках.

Служение Отечеству. Участники Движения объединены с Отечеством одной судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к служению Отечеству и ответственности за его будущее.

Историческая память. Участники Движения изучают, знают и защищают историю России, противостоят любым попыткам ее искажения и очернения. Берегут память о защитниках Отечества.


Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми поколениями многонационального и многоконфессионального народа России, уважают культуру, традиции, обычаи и верования друг друга. Это уникальное достояние нашей страны: народов много, Родина - одна.

Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом приносит пользу: создает новое качество своих знаний, умений и навыков, применяет их во благо своей семьи, Движения и всей страны.

Дружба. Движение - источник дружбы для всех его участников. Вступая в Движение, каждый может найти себе друзей, близких по убеждениям, увлечениям, интересам и возрасту. В Движении друзья всегда рядом.

Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют как единый коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии таланта каждого. Плечом к плечу преодолевают трудности. Уважают особенности каждого участника Движения, создавая пространство равных возможностей.

Добро и справедливость. Участники Движения действуют по справедливости, распространяют добро, считают доброту качеством сильных людей.

Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в жизнь. Смелые мечты открывают человеку новые возможности, а человечеству - неизведанные горизонты.

Крепкая семья. Участники Движения разделяют традиционные семейные ценности. Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся в семье о бабушках и дедушках.

Основные принципы Движения Первых, заложенные в основу профильной смены:

Связь с жизнью. Движение делает понятным и близким для детей и молодежи цели развития страны, побуждает в них стремление принимать посильное участие в труде, активно участвовать в общественной жизни, приносить пользу окружающим людям. Реальная практика действий активизирует целеустремленность участников Движения.

Самодеятельный характер. Движение - значительное явление в жизни всей страны. Оно воспитывает в участниках творческое, активное отношение к жизни, прививает им навыки самостоятельности, развивает инициативу и самодеятельность. Дети мотивируют друг друга, родители (законные представители) поддерживают намерения детей, а

учителя, педагоги, воспитатели и наставники помогают в реализации намерений детей. Участники самостоятельно и творчески проектируют деятельность Движения.

Коллективизм. Совместная общественно значимая деятельность, достижение единых целей коллектива, совместные переживания и заботы друг о друге, игры, проекты - все это формирует у участников Движения способности к дружбе, товариществу, ответственности за общее дело.

Самоуправление. Ключевым способом взаимодействия детей и взрослых в Движении, обеспечивающим развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения коллективных целей, является самоуправление - демократическая форма организации деятельности объединения детей и молодежи.

Соавторство. Основными соавторами воспитательного пространства как сети взаимосвязанных воспитательных событий Движения выступают дети, молодежь и другие участники Движения, а также семья и школа; общество и государство; социальные партнеры.

Учет возрастных особенностей участников движения. В Движение входят дети разных возрастов. Учитывать во всей многогранной и разносторонней воспитательной работе особенности каждой возрастной группы, ее интересы и возможности - ведущий ориентир деятельности Движения. Движение чутко прислушивается к запросам детей и молодежи, к их психологическим особенностям, отбирая содержание, формы коллективной деятельности, воспитательных событий в соответствии с возрастом. Важнейшей чертой детско-юношеского восприятия является потребность в игре, соревновании, в романтике. Участники Движения готовы к обязательствам и ответственности перед собой, своими младшими и старшими товарищами, перед семьей и всей страной.

Труд. Долгое время в нашей стране труд считался делом чести, славы, доблести и геройства, поэтому и в воспитательной работе Движения труд становится ведущим ориентиром. Воспитание трудовых качеств человека предопределяет уровень его жизни и благосостояния в будущем. Труд создает общественное богатство и способствует повышению общей культуры общества. Труд наполняет жизнь человека смыслом, является основной формой проявления его личности и таланта. Участие детей и молодежи в посильной трудовой деятельности даст незаменимый жизненный опыт и станет основой профессиональной ориентации.


Непрерывность деятельности Движения. У Движения нет каникул, нет праздничных и выходных дней. Это лучшие дни для проведения общественно полезного совместного труда, спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад, праздников, флагманских проектов.

На протяжении смены реализуется система деятельности, обеспечивающая безопасность детей и профилактику девиантного поведения, включающая в себя разработку и внедрение правил и норм поведения для детей, просветительские и профилактические мероприятия, направленные на развитие навыков коммуникации, эмоционального интеллекта, управления конфликтами, принятия решений и других навыков, которые помогут ребятам справляться с трудностями и преодолевать возникающие проблемы в общении (практикумы, вечерние огоньки, игры и др.), непрерывный мониторинг и оценку ситуации в лагере с целью своевременного выявления проблемных ситуаций и принятия мер по их решению, демонстрацию положительных ролевых моделей со стороны взрослых в лагере, оказание консультационной поддержки участникам смены со стороны вожатых, сотрудничество с родителями.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СМЕНЫ

Участники смены, если их общее количество небольшое могут быть объединены в один разновозрастный отряд. Если детей больше 25 человек, то участники делятся на отряды, численность которых не превышает 25.

Реализация программы требует наличия квалифицированного педагогического коллектива, способного обеспечить эффективную реализацию программы профильной смены. Организаторами программы смены являются педагоги образовательной организации, на базе которой организован лагерь с дневным пребыванием. Также в качестве вожатых могут быть привлечены студенты педагогических направлений подготовки в рамках прохождения производственной практики.

Педагогический состав, принимающий участие в реализации программы, формируется из расчета 1 педагог на 10 детей. В помощь могут быть привлечены старшеклассники - активисты первичного отделения Движения Первых, обучающиеся психолого-педагогических классов, но нужно помнить, что юридической ответственности за детей в отряде они не несут.

Во время подготовки к реализации программы и для педагогического коллектива, и в особенности для привлекаемых старшеклассников могут проводиться занятия по организации игровой, коллективно-творческой деятельности с детьми младшего школьного и подросткового возраста, мастер-классы по оформлению отрядного места, изготовлению «визиток», проведению событий и дел различной направленности.


ЛОГИКА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Основные этапы смены

Процесс раскрытия содержания программы смены представляет собой последовательность следующих этапов.

Этап 1. Первый, второй, третий дни смены - организационный период.

Задачи этапа: создание и сплочение коллектива; выявление лидеров и отстающих, актива; формирование структуры отряда; определение правил создания творческих и инициативных групп; выявление интересов и склонностей ребят; планирование совместной деятельности; создание позитивного эмоционального настроя на смену и активное участие в событиях отряда и лагеря; выявление и расширение представлений участников смены о Движении; презентация структуры смены для реализации потенциала участников.

В первый день смены каждый участник получает Дневник впечатлений (см. стр. 71), который наполнен данными о проектах и направлениях деятельности Движения, а также содержит страницы, которые помогут участнику провести индивидуальную рефлексию, оценить прошедший день, записать появившиеся мысли и идеи. Знакомство с Дневником происходит на первом сборе отряда, а индивидуальная работа продолжается все последующие дни по вечерам после отрядного анализа дня.

Начиная со второго дня смены, отряды заводят традицию Доброго дела первых, направленного на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности. Ежедневно после утреннего организационного сбора отряд совместно с вожатыми определяет направления, в которых можно реализовать социально полезные инициативы (экологический субботник, помощь в благоустройстве территории поселения, проведение дел, направленных на популяризацию здорового образа жизни, проведение игровых занятий с местными жителями и т.д.).

Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, выявление лидеров; огонёк знакомства; маршрутная игра; линейка открытия; вечер знакомства.


Этап 2. С четвёртого по девятнадцатый день смены - основной период.

Задачи этапа: активная деятельность творческих и инициативных групп по подготовке дел; реализация коллективно-творческих дел и участие в них; участие в образовательной программе смены; интенсивное погружение в деятельность Движения Первых.

Каждый день начинается с Открытия дня «Первым приготовиться!», задающего эмоциональный настрой, знакомящегося с программой дня, с флагманскими проектами Движения.

Ежедневно вожатые проводят занятия по образовательной программе: «Что нужно, чтобы стать Первым?». Занятия посвящены развитию мягких навыков, коммуникативных способностей, навыков командной работы, управление временем и т.п.

Каждый день ребята принимают участие в делах лагеря и отряда.

Формы работы: игры на взаимодействие, выявление лидеров; маршрутная игра; конкурсная программа; интеллектуальная игра; викторина; аукцион; спартакиада; занятие; мастер-класс; встреча; коллективно-творческое дело; малая форма работы; игра по станциям; анализ дня; сбор; парад и др.

Этап 3. С двадцатого по двадцать первый день смены - заключительный период.

Задачи этапа: подведение итогов деятельности и построение перспектив использования полученного опыта за пределами лагеря - в деятельности Движения; организация групповой и индивидуальной рефлексии участников смены; создание позитивного настроя на новые встречи и совместные проекты уже в рядах Движения.

Формы работы: прощальный огонёк; линейка закрытия; конкурс «Лидер»; музыкальный вечер.

Игровая модель (описание модели, системы стимулирования)

Игровая оболочка смены. Если мы готовим тематическую смену, то тематическим должно быть не только содержание. Важной составляющей является игровая оболочка, позволяющая в полной мере раскрыть тематику смены через изменения названий, наименование ролей, присвоение новых названий объекта на территории лагеря, различные приёмы визуализации - тематические оформление дел, костюмы и т.п.


Вариант оболочки для тематической смены:

Лагерь - компьютерная игра;

Отряды - персонажи игры с уникальными наборами навыков, опыта;

Вожатые/Воспитатели - ведущие игры;

Методисты - разработчики игры;

Руководитель смены - главный ведущий игры.

Система стимулирования: В определенном месте располагается первый элемент карты - мира компьютерной игры, этот мир будет расширяться, так как с выполнением очередной миссии отряду (командам одного отряда или отрядам) будет доступна новая территория. Миссии - это дела и события, непосредственно связанные с деятельностью Движения Первых, так как каждая миссия отражает направление деятельности Движения. За успешное прохождение миссии персонажи получают доступ к новой территории. Территории - это элементы карты (можно оформить в виде вымышленной географической карты). Новая территория обязательно открывается в новом игровом дне. На карте могут появляться дополнительные отметки (например, элементы рельефа, такие как Пик Достижений, или Гора Успеха) за особые достижения отряда. Кроме того, каждый отряд (команда отряда) имеет собственный экран состояния, на котором отмечается, сколько игровых жизней доступны персонажам. Игровые жизни можно зарабатывать, например, за победы в конкурсных состязаниях (количество жизней, которые персонажи отряды/команды получают за достижения, определяются организаторами). Чем успешнее пройдена миссия, тем больше жизней получает отряд (команда отряда), максимум устанавливается самостоятельно руководителем смены. За ряд нарушений (например, дисциплинарных) персонажи могут лишаться игровых жизней.

Вариант игровой карты может быть следующим.


t1747134315aa.jpgt1747134315ab.jpg

t1747134315ac.jpg

Можно также графически изобразить экран для отрядов (команд). Это могут быть батарейки, в которых отображен уровень энергии.

Отряд:

t1747134315ad.jpg

Игровые жизни

Цель персонажей - проходить миссии Движения Первых. Первый, второй, третий, двадцатый и двадцать первый дни не учитываем, так как в эти дни мы запускаем/завершаем игровую часть (названия миссий по дням есть, но территории не открываются, игровые жизни не зарабатываются). Каждый день в игре посвящён выполнению очередной миссии. Далее список миссий по дням, при необходимости их можно менять между собой:

День 1 Миссия «Знакомься с лагерем!»

День 2

Миссия «Узнавай новое!»

День 3

Миссия «Открывай смену!»

День 4

Миссия «День Первых»

День 5

Миссия «Будь здоров!»

День 6 Миссия «Умей дружить!»

День 7 Миссия «Дерзай и открывай!

День 8 Миссия «Найди призвание!»

День 9 Миссия «Создавай и вдохновляй!»

День 10 Миссия «Создавай и вдохновляй!»

День 11 Миссия «Будь с Россией!»

День 12

Миссия «Благо твори!»

День 13

Миссия «Благо твори!»

День 14 Миссия «Достигай и побеждай!»

День 15 Миссия «Расскажи о главном!»

День 16 Миссия «Открывай страну!»

День 17 Миссия «Береги планету!»

День 18 Миссия «Учись и познавай!»

День 19 Миссия «Служи Отечеству!»

День 20 Миссия «Быть человеком!», «Быть первым!», «Быть вместе!»

День 21 Миссия «До скорых встреч!»





Образовательная программа лагеря

Структура творческого занятия

(продолжительность занятия - 30 минут):

Программа обучения «Что нужно, чтобы быть Первым?» реализуется ежедневно в основной период смены. Ее проведение организуют воспитатели и вожатые разновозрастных отрядов. На творческих занятиях участники осваивают мягкие навыки, так необходимые в современном мире. Важной особенностью в организации занятий является учет разных возможностей ребят. Поэтому рекомендуется все задания

представлять в двух вариантах - для младших школьников и для подростков. При этом старшие дети могут иногда выполнять роли наставников для младших. Структура каждого занятия представляет собой последовательность: знакомство с темой, поиск элементов темы в жизненном опыте ребят, разминка, основное упражнение, подведение итогов, резюме, настрой ребят на применение полученных знаний в событиях дня.

Мягкий навык дня

Цель занятия

День 2

Воображение

Развитие у участников профильной смены творческого мышления, воображения и креативности через разнообразные упражнения, игры и творческие задания.

День 3

Креативное мышление

Развитие у участников профильной смены способности мыслить творчески, генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и применять инновационные подходы к решению вопросов.

День 4

Работа в команде

Развитие у участников профильной смены навыков эффективной работы в команде, включая умение слушать и понимать других, эффективно общаться, совместно принимать решения и достигать общих целей.

День 5

Коммуникативные

навыки

Развитие у участников профильной смены коммуникативной компетентности, включая улучшение навыков активного слушания, ясного и убедительного выражения мыслей.


Мягкий навык дня

Цель занятия

День 6

Умение решать конфликты

Развитие у участников профильной смены навыков эффективного урегулирования конфликтов, включая развитие навыков анализа ситуации, поиска конструктивных решений, умения слушать и понимать точку зрения других сторон.

День 7

Управление временем

Развитие у участников профильной смены навыков планирования, организации задач, осознанного распределения времени для достижения задач.

День 8

Эмоциональный интеллект

Развитие у участников профильной смены навыков осознания эмоций, управляемости собственными эмоциями и эмпатии.

День 9

Навык публичных выступлений

Развитие у участников профильной смены уверенности, ясности и эмоциональной выразительности при выступлениях перед аудиторией, помочь освоить техники эффективного публичного выступления.

День 10

Взаимопонимание

Развитие у участников профильной смены навыков эмпатии и умения вступать в эффективный диалог, чтобы улучшить взаимопонимание в отряде.

День 11

Решительность

Развитие у участников профильной смены навыков принятия решений, уверенности в своих действиях и способности действовать решительно в различных ситуациях.

День 12

Невербальное общение

Развитие у участников профильной смены навыков невербального общения, таких как жесты, мимика, тон голоса и др., для улучшения коммуникации, установления доверительных отношений.

День 13

Лидерские качества

Развитие у участников профильной смены ключевых лидерских навыков, таких как мотивация команды, эффективное общение, стратегическое мышление.

День 14

Доверие

Развитие у участников профильной смены осознания важности доверия в отношениях, навыков для развития доверия.

День 15

Внимание и концентрация

Развитие у участников профильной смены навыков улучшения внимания и концентрации, повышения продуктивности.

День 16

Критическое мышление

Развитие у участников профильной смены навыков анализа, оценки и формулирования собственных мыслей и идей для принятия осознанных решений.

День 17 Логика

Развитие у участников профильной смены навыкам логического мышления, анализа и решения проблем.

День 18

Творческое мышление

Развитие у участников профильной смены творческого потенциала, обучение приемам генерации идей.


Мягкий навык дня

Цель занятия

День 19

Самоорганизация

Развитие у участников профильной смены навыков эффективного управления временем, приоритизации задач, планирования и организации различных процессов.

День 20

Обратная связь и самоанализ

Развитие у участников профильной смены навыков анализа собственных действий, мыслей и эмоций с целью дальнейшего саморазвития.


Диагностика личных достижений и коллективообразования

Диагностик личностных достижений и особенностей коллективо- образования является важной частью общего анализа воспитательного процесса в лагере с дневным пребыванием. Для количественного анализа могут быть использованы следующие методики:

методика «Уровень воспитанности» (для обучающихся);

Морено Ж. «Социометрия»;

«Мой класс (мой отряд)»;

самоанализ деятельности воспитателя.

Данные методики позволяют определить особенности коллективообразования в отряде и увидеть личностные особенности каждого участника смены.

Методику «Уровень воспитанности» имеет смысл проводить один раз в смену.

Методики «Социометрия» (Ж. Морено) и «Мой класс (мой отряд)» следует проводить три раза за смену (3-4 день, середина смены, 1921 день), для того чтобы увидеть динамику развития детского коллектива.

Кроме предлагаемого диагностического инструментария можно воспользоваться методами самодиагностики детским коллективом особенностей своего развития. Примером может быть методика А.Н. Лутошкина «Самоаттестация». Коллективная самоаттестация - это разговор в отряде, во время которого отряд определяет, на какой ступени находится как коллектив, решает, на какую ступеньку он может подняться в ближайшее время, намечает, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Эту методику также следует использовать трижды за смену.


План-сетка смены «Смена Первых: Первооткрыватели Лета»

План смены представляет собой конструктор. Дни смены (кроме организационного и заключительного периодов) можно менять местами в зависимости от потребностей и условий лагеря. Количество дней тоже может быть разным. Далее представлены примерные планы-сетки смен на 21, 14, 10 дней.


План-сетка смены «Смена Первых: Первооткрыватели Лета»
на 21 день

День 1

Миссия «ЗНАКОМЬСЯ С ЛАГЕРЕМ!»

Утро: Игры на знакомство, хозяйственный сбор День: Маршрутная игра «Первые открытия», огонёк знакомства

День 2

Миссия«УЗНАВАЙ НОВОЕ!»

Утро: Организационный сбор, знакомство с образовательной программой

День: Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!»

День 3

Миссия

«ОТКРЫВАЙ СМЕНУ!»

Утро: Линейка открытия смены

День:Вечер «Здравствуйте», дискотека

День 4

ДЕНЬ ПЕРВЫХ Утро: Торжественная линейка Первых, классная встреча, проектная сессия «Открывая горизонты»

День: КТД «Быть в Движении», посвящение в Первые

День 5

Миссия «БУДЬ ЗДОРОВ!» Утро: конкурс творческих выступлений «Время здоровья!» День: Веревочный курс

День 6

Миссия «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!» Утро: Клуб дипломатов (дискуссионная площадка) День: Конкурс архитекторов (КТД)

День 7

Миссия«ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!

Утро: Занятие «Занимательные опыты»

День: Космическая гонка «Вперёд к звёздам!»

День 8

Миссия «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!» Утро: Профессиональная проба «Вожатый» День: Экономическая игра «В мире бизнеса»

День 9

Миссия «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» Утро: Викторина «Кинохиты» День: Музыкальная игровая программа «Вы в танцах!»


День 10 Миссия «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» Утро: Малая форма работы «Пришёл, увидел, сочинил!» День: Мастер-класс «Коллективная картина»

День 11

Миссия

«БУДЬ С РОССИЕЙ!» Утро: ПЧП «О главном», акция «Письмо другу», классная встреча

День:

Ярмарка «Многообразие в единстве», концерт «Россия - мой дом»

День 12 Миссия «БЛАГО ТВОРИ!» Утро: Интерактивное занятие «Кто такой волонтёр?» День: конкурс проектов «Благо твори!»

День 13 Миссия «БЛАГО ТВОРИ!» Утро: Мастер-класс «Правила организаторской работы» День: Игра «Герой нашего времени»

День 14 Миссия «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!» Утро: Турнир по городкам

День: Спортивная эстафета «Вызов первых»

День 15 Миссия «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!» Утро: Занятие «Медиаграмотность - это круто!»

День: Конкурс буктрей- леров «Читай! Думай! Твори!»

День 16 Миссия «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!» Утро: Фотокросс «Открывай страну» Вечер: Фестиваль народных игр

День 17

Миссия

«БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!» Утро: Конкурс плакатов «Береги планету!» День: Экологическая тропа

День 18

Миссия

«УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!» Утро: Малая форма работы «Король Артур и рыцари круглого стола»

День: Ярмарка «Немного об истории России»

День 19

Миссия

«СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!» Утро: Интеллектуальная игра «Морской бой»

День: Игра на местности «Юные разведчики»

День 20 Миссия «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!», «БЫТЬ ПЕРВЫМ!», «БЫТЬ ВМЕСТЕ!» Утро: КТД «Книга рекордов отряда» День: Конкурс «Лидер»

День 21

Миссия

«ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ!» Утро: КТД «День сюрпризов»

День: Линейка закрытия смены


УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Организационные условия

Четкое понимание цели и задач смены педагогическим коллективом: каждый педагог должен знать и понимать ожидаемые результаты программы, для этого на установочном совещании до начала смены проводится презентация программы (цель, задачи, ожидаемые результаты, категория участников, ключевые события смены), на которую может быть приглашён представитель регионального отделения Движения Первых.

Безопасная среда: организация должна обеспечивать высокие стандарты безопасности для участников программы (медицинское обслуживание, контроль за состоянием объектов инфраструктуры лагеря, безопасность проводимых дел и т.д.).

Наличие системы обратной связи: наличие системы обратной связи для участников, родителей и педагогического коллектива поможет оценить эффективность программы, определить положительные и отрицательные моменты, спрогнозировать возможности для развития программы.

Информационная насыщенность: у педагогического коллектива должны быть разработаны сценарии или планы-конспекты ключевых дел смен, система диагностики отряда, памятки по действию в различных ситуациях, в том числе чрезвычайного характера, должен быть доступ к электронной библиотеке или картотеке (игр, дел, событий, мастер-классов).

Кадровое обеспечение профильной смены

Для реализации профильной смены требуются следующие специалисты:

1 руководитель смены (наличие опыта руководства профильной сменой, сменой в лагере с дневным пребыванием, высшее образование);

1 педагог дополнительного образования (наличие опыта методической работы, высшее (неоконченное) высшее образование);


1 методист (наличие опыта методической работы, высшее (неоконченное), высшее образование);

1 педагог-психолог (наличие опыта работы в должности психолога, педагога-психолога, высшее (неоконченное), высшее образование);

воспитатели (вожатые): в расчёте 1 вожатый на 10 детей (наличие опыта работы в лагере с дневным пребыванием, высшее (неоконченное), высшее образование);

помощники вожатых: количество определяется необходимостью при проведении конкретного события (старшеклассники - активисты первичного отделения Движения Первых, обучающиеся психолого-педагогических классов).

Материально-техническое обеспечение профильной смены

Лагерь с дневным пребыванием должен обладать необходимой инфраструктурой и оборудованием для реализации профильной смены, включая специализированное оборудование для проведения различных дел.

Помещения: помещения для отрядной и общелагерной деятельности с возможностью размещения и оформления отрядных уголков и стендов, актовый и спортивный залы, открытые площадки (стадион, спортивная площадка, сцена или летняя эстрада), библиотека, кабинет психолога, медицинский кабинет, вожатская (штаб для педагогического отряда), столовая, помещения для личной гигиены.

Мебель: столы и стулья по количеству участников смены, шкафчики для хранения личных вещей, вешалки и обувницы, скамейки.

Комплект мультимедиа оборудования: проектор, экран, ноутбук, звуковые колонки на стойках, звуковой пульт, цветное МФУ, флеш-карта.

Канцелярские товары: белая бумага А4 для печати, цветная бумага А4 для печати, набор маркеров 4 цвета, набор фломастеров 18 цветов, ножницы, кнопки канцелярские, скрепки канцелярские, иголки канцелярские, скотч, двусторонний скотч, малярный скотч, клей-карандаш, клей ПВА, ватманы А1, бумага цветная 36 листов, картон цветной 12 цветов, набор печаток, папки-конверты, файлы.

Спортивный и игровой инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли и др..

Дополнительно: лента атласная разноцветная, ткань подкладочная разноцветная, костюмы, декорации (для проведения общелагерных дел).


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ СМЕНЫ

Методическое сопровождение отрядной работы

Содержание отрядной работы должно соответствовать общему содержанию смены. Отрядное время можно посвящать более детальному знакомству с направлениями деятельности Движения Первых. Также важно использовать это время для формирования и развития детского коллектива, создания благоприятного психологического климата в нём. Поскольку смена насыщена делами и событиями, воспитатель (вожатый) сопровождает отряд и каждого ребенка в процессе участия в этих делах. Для более глубокой подготовки к работе с отрядом можно воспользоваться списком рекомендованной литературы.

Проведение творческих занятий

Содержание творческих занятий

(продолжительность занятия - 30 минут):

Мягкий навык дня

Варианты упражнений для занятия

День 2

Воображение

Задание 1: возьмите лист бумаги и поставьте на нём несколько точек фломастером, затем, не отрывая руки, одной линией соедините все точки. Что у вас получилось, на что это похоже? Назовите не менее трёх вариантов.

Задание 2: оглянитесь вокруг и определите для себя 10 различных предметов (можно записать их, можно запомнить), а затем назовите ассоциацию, связанную с каждым из выбранных предметов (событие, история, человек и т.п.). Задание 3: вспомните описание любимого персонажа книги, попробуйте нарисовать его портрет, ориентируясь только на это описание, а затем добавьте детали, которые вам кажутся наиболее подходящими к его образу.

День 3 Креативное мышление

Задание 1: решите графическую головоломку - сколько вы увидите разных предметов в данном изображении, дорисуйте либо дорисуйте то, что вы видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.


Мягкий навык дня

Варианты упражнений для занятия


Задание 2: представьте, что у вас сегодня образовалось очень много свободного времени, придумайте 50-70 занятий, которыми вы можете заполнить свободное время.

Задание 3: Представьте такую картину: Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?

День 4 Работа в команде

Задание 1: закройте глаза, перемещайтесь по кругу, издавая звуки гудения, чтобы избежать разговоров. По сигналу остановитесь и попробуйте выстроиться в круг, не открывая глаз. Задание 2: вы все являетесь деталями гоночного болида, ваша задача выиграть гонку, первыми прийти к финишу. Чтобы облегчить вес болида необходимо избавиться от одной лишней «детали». Какую «деталь» вы исключите из механизма болида? (правильное решение - лишних деталей нет).

Задание 3: разделитесь на три команды, задача каждого участника команды записать и сообщить остальным участникам 5 своих сильных и 5 слабых сторон. Внимание, если недостаток одного компенсируется достоинством другого, то этот недостаток вычёркивается. Если команда сможет сформулировать достоинства и недостатки всей команды, то их тоже следует записать.

День 5 Коммуникативные навыки

Задание 1: разбейтесь на пары. Один участник из пары закрывает глаза, второй участник становится ведущим, глазами. Задача ведущего продумать маршрут, по которому он должен провести напарника. Задача ведомого, выполняя команды и не отрывая глаз, пройти задуманный маршрут. Задание 2: вы все - детали функционального дома, ваша задача определить, кем или чем вы является в доме, занять своё место. Как только дом построен, ведущий спрашивает у каждого участника, какой деталью тот является и какую функцию выполняет.

Задание 3: разделитесь на три команды, выстройтесь в колонну. Задача последнего человека в колонне нарисовать на спине впереди стоящего какой-то рисунок, задача следующего человека рисовать его на спине впереди стоящего и т.д. Первый человек в колонне переносит полученный спиной рисунок на лист бумаги.


Мягкий навык дня

Варианты упражнений для занятия

День 6

Умение решать конфликты

Задание 1: объединитесь в группы и попробуйте вспомнить конфликты, свидетелями или участниками которых вам пришлось являться. Выберите один конфликт на группу, а затем попробуйте представить, что этот конфликт видят марсианские учёные, которые ничего не знают про поведение землян. Проанализируйте конфликт с их точки зрения и ответьте на вопросы: что именно разглядели марсиане в свой телескоп? Что их в наибольшей степени удивило? Как они могли бы объяснить для себя причину происходящего? Какие выводы были бы сделаны марсианскими учеными на основе этих наблюдений о людях: каковы их поведенческие особенности, уровень интеллекта?

Задание 2: дается краткое описание какой-либо конфликтной ситуации: например, девочка-подросток хочет пойти поздним вечером на дискотеку, а мама ее туда не отпускает. На роль первого из участников конфликта приглашается один человек, а на роль второго - сразу два. Тот, кто играет роль единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто вдвоем - высказываются пословно: кто-то из них говорит одно слово, другой - следующее и т.д. При этом у них должен получиться связный, логически целостный разговор. Задание 3: разделитесь на пары, каждой паре выдаётся карточка с описанием конфликтной ситуации. Задача пары без слов, только жестами и мимикой разыграть данную конфликтную ситуацию так, чтобы остальные участники догадались.

День 7 Управление временем

Задания могут выполняться группой

Задание 1: давайте проверим, как каждый из нас чувству- ет время. Закройте глаза и, не считая про себя, попробуйте определить, когда пройдёт ровно 1 минута времени от моего сигнала. Как только вам покажется, что минута прошла, открывайте глаза и поднимите руку, но не говорите ничего до тех пор, пока все не завершат задание.

Задание 2: каждый индивидуально запишите свой список дел на сегодня и попробуйте распределить его в таблицу «срочное - важное», «срочное - не важное», «не срочное - важное», «не срочное - не важное». Определите, что вы будете делать в первую очередь, во вторую, а что можно не делать вовсе.

Задание 3: выберите одно важное и срочное дело, изобразите его в виде пиццы, разделённой на кусочки, а затем подпишите каждый кусочек таким образом, чтобы определить результат - как можно понять, что кусок съеден, а дело - сде-


Мягкий

Варианты упражнений для занятия

навык дня

День 8 Эмоциональный интеллект

Задание 1: разделитесь на команды и представьте, пожалуйста, общее имя вашей группы. Для этого нужно подумать над именем каждого участника: что оно означает, как было выбрано, почему участника назвали именно так.

Задание 2: объединитесь в пары (желательно не явным друзьям) и в течение 5 минут внимательно смотрите друг другу в глаза. Ответьте на вопросы: какие чувства (эмоции) у вас возникали в ходе выполнения упражнения? По какой причине возникал смех, улыбка, смущение и т.д. (если члены отряда говорят о них)? Какие мысли приходили к вам в голову во время выполнения упражнения? Снова внимательно смотрите друг на друга, и ничего не говорите, но теперь постарайтесь понаблюдать за возникающими мыслями и переживаниями.

Задание 3: определите, какие эмоции испытывают люди, изображенные на картинках, и запишите их. Обсудим наши предположения и выявим правильно определенные эмоции, ошибки и их причины.

День 9

Навык публичных выступлений

Задание 1: перемещайтесь с разными скоростями по команде (3 - обычная скорость, 4 - чуть быстрее, 5 - самая быстрая, 2 - чуть медленнее обычной, 1 - самая медленная скорость). На какой скорости было комфортнее всего перемещаться? Как вы думаете, какая скорость нужна во время публичного выступления?

Задание 2: вам выдана карточка с очень странным предметом-изобретением, придумайте в группах рекламу этого товара. Один из участников команды рекламирует предмет, пробуя продать его аудитории.

Задание 3: необходимо выступить с подготовленным текстом, выданным вожатым, с заданной жеребьёвкой эмоцией.

День 10 Взаимопонимание

Задание 1: все участники стоят в кругу и по команде ведущего начинают выполнять несложное физическое упражнение, затем по команде начинают выполнять то движение, которое делал сосед слева и т.д. Круг завершается, когда к каждому вернётся его движение (вероятно, в очень искажённом виде).

Задание 2: отряд делится на группы и каждой группе вручается пачка бумаги. Задача групп построить самую высокую башню без использования каких-либо скрепляющих материалов.


Мягкий навык дня

Варианты упражнений для занятия


Задание 3: участники делятся на мини-группы из трех человек каждая. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из деталей «конструктора», включающее порядка 10-15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один комплект таких же деталей, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. Внутри каждой мини-группы между участниками распределяются следующие роли: «глаза» - способны видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и сами совершать какие- либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.; «рты» - способны говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется; «руки» - слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат от «рта».

Задача каждой из троек - работая при таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 минут).

День 11

Решительность

Задание 1: участник выбирает эмоцию или психологическое состояние, его задача так пройтись перед отрядом, чтобы ребята смогли определить изображаемую эмоцию или состояние.

Задание 2: отряд распределяется по помещению, им необходимо перемещаться, соблюдая ряд правил: никто не может двигаться одновременно (если хотя бы 2 человека движутся одновременно, задание считается невыполненным); каждый человек может двигаться не более 5 секунд, после чего нужно остановиться; моменты, когда не двигается никто, не могут длиться более 5 секунд; отряду нужно продержаться таким образом минимум 2 минуты.

Задание 3: отряд делится на несколько групп по 5-8 человек, каждой группе выдаются 5 надутых воздушных шарика. Задача групп - как можно дольше удерживать шарики в воздухе, причём зажимать их телами и головами нельзя, трогать руками также запрещается.


Мягкий

Варианты упражнений для занятия

навык дня

День 12 Невербальное общение

Задание 1: участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Если ребят меньше количества букв в алфавите, то каждому достается несколько букв. Вожатый диктует фразы, остальные участники «печатают» их - когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши.

Задание 2: участники сидят в кругу. Доброволец, желающий начать упражнение, изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его только своему ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников. Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно не пройдет полный круг. Участник, находящийся непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого упражнение началось.

Задание 3: участники встают в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии примерно 3м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу вожатого одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места, и роли стоящих в шеренгах меняются - двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны.

День 13

Лидерские качества

Задание 1: Поздоровайтесь со всеми в группе как: человек, самый счастливый, получивший хорошее известие; человек, только что проигравший важнейшее в жизни соревнование; человек, который ощущает себя лидером.

Задание 2: участники встают парами спиной друг к другу по кругу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь не пролить воду.

Задание 3: две группы получают разные утверждения о лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего результата», «Лидер должен быть в своей команде самым умным». Задача ребят - доказать или опровергнуть данное утверждение, используя убедительные аргументы.


Мягкий

Варианты упражнений для занятия

навык дня

День 14

Доверие

Задание 1: участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего - пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е., не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Задание 2: участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает, выпрямившись, свободно падать вперед или назад на руки одного из двух. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый.

Задание 3: участник забирается на возвышение (это может быть подоконник, предметы мебели и т.п.), становится спиной к его краю и падает на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники находятся лицом друг к другу на расстоянии 60-70 см), а один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий не ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперед, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и после команды ведущего «Готово» - свободно упасть на спину. При желании участников можно произвести модификации упражнения: падать лицом вперед или вдвоем, обнявшись.

День 15 Внимание и концентрация

Задание 1: отряд разбивается на пары, ведущий в паре показывает движения, их нужно повторять так, как это делало бы зеркало, например, ведущий машет правой рукой, а зеркало соответственно машет левой. С течением времени задания усложняются (начинаем с простых - машем рукой, а затем придумываем всё более сложные и сложные, например, скрещивание рук и ног).


Мягкий навык дня

Варианты упражнений для занятия


Задание 2: отряд делится на две половины, получившиеся группы встают лицом друг к другу в две шеренги, затем одна из групп отворачивается, а вторая меняется предметами одежды, аксессуарами, местами и т.п. Задача отворачивавшейся команды найти все изменения, затем команды меняются ролями.

Задание 3: ведущий чертит квадрат из девяти клеток 3х3, в середину квадрата «садится муха» (ставится точка), задача отряда говорить слова «вправо, влево, вниз и вверх» так, чтобы муха «не выползла за пределы квадрата» и, конечно, внимательно следить за тем, в какой она в данный момент клетке. В любую секунду у любого участника ведущий может спросить: «Где муха?»

День 16

Критическое

мышление

Задание 1: ведущий показывает 1 предмет, например, кружку, а задача каждого из участников назвать 1 предмет, который они считают противоположным, объяснив свой выбор (например, кружка и доска: кружка - выпуклая, а доска - плоская).

Задание 2: каждый участник сообщает о себе 2 правдивых факта и 1 ложный, задача остальных - определить недостоверную информацию.

Задание 3: первый участник начинает предложение, например, «Люди едят много фруктов и это хорошо, потому что... они получают витамины». Следующий участник продолжает: «Люди получают витамины, и это плохо, потому что. не все витамины усваиваются организмом». Далее «Не все витамины усваиваются организмом, и это хорошо, потому что.» Задача участников - придумывать логичные аргументы на каждый факт.

День 17

Логика

Задание 1: решать головоломки с примерами со спичками/ карандашами.

Задание 2: разгадывать ребусы.

Задание 3: отрядом нужно досчитать до 33, при этом называть числа, делящиеся на три или содержащие в своей записи цифру 3, нельзя. Вместо этого нужно хлопать (называть своё имя, называть имя соседа справа/слева и т.п.).


Мягкий

Варианты упражнений для занятия

навык дня

День 18

Творческое мышление

Задание 1: на любое слово, предложенное ведущим, участники называют прямую ассоциацию (прямые ассоциации). Затем на слово ведущего ассоциацию называет 1 участник, а второй участник называет ассоциацию на слово первого и т.д. (круговые ассоциации).

Задание 2: выбирается 1 простое слово, например, «будильник», к которому можно добавить любые приставки, объяснив смысл получившегося слова (перебудильник - это..., за- будильник - это., сверхбудильник - это. и т.д.).

Задание 3: каждый участник вытягивает одну карточку с рисунком, например, кота. Задача участника рассказать, каким бы он был котом.

День 19 Самоорганизация

Задание 1: напишите не менее 10 положительных фраз- установок, например, «Я умный», «Я сильный» и т.п. Эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Задание 2: выпишите в столбик свои слабости и для каждой из них найдите минимум одну положительную интерпретацию (например, пунктуального человека кто-то считает примером для подражания, а кто-то занудой - то, что для одного человека является слабостью, для другого может быть сильной чертой).

Задание 3: ребятам предлагается конструктор с достаточно большим количеством деталей. Группа делится на наблюдателей и строителей, которые со временем меняются. Предлагается задание: «Соберите дом своей мечты». Задание считается окоченным только тогда, когда все участники довольны результатом и согласны с окончанием строительства.

День 20 Подведение итогов и самоанализ

Задание 1: участникам предлагается нарисовать себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Задание 2: каждому участнику выдается по три карточки, на которых нужно написать три варианта своего имени (например, как называют родственники, друзья, учитель и т.д.). После чего каждый участник представляется, используя эти имена, и пробует объяснить, что в его характере, поведении и т.д. могло послужить причиной возникновения данного имени.

Задание 3: участникам нужно на листочке обвести свою ладонь и на каждом пальце написать качества, свойственные только ему, т.е. ответить на вопрос: «Какой я?».


После выполнения заданий вожатый вместе с отрядом обсуждает, зачем они выполняли данные задания, сложно или легко им было, описывают ощущения и изменения, определяют, необходимы ли Первым данные личностные качества и зачем.

Выводы, сделанные на занятии, ребенку предлагается зафиксировать в Дневнике впечатлений, который он заполняет в течение смены (строки: сегодня я узнал..., сегодня я научился...).


ПАМЯТКА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Примерная структурная модель ведения документации лагеря:

постановление местных органов управления образованием по организации летнего отдыха учащихся (решение исполнительного комитета и (или) приказы управления (отдела образования);

документы об открытии лагеря (включая приказ с приложением списка детей, зачисленных в лагерь, акт приемки, разрешение на открытие лагеря СЭС);

заявления родителей о зачислении в лагерь (с резолюцией руководителя учреждения образования о зачислении);

список работников лагеря с результатами медицинского заключения; санитарные книжки;

график работы воспитателей лагеря;

режим дня лагеря;

табель учета посещаемости детей;

социальный паспорт лагеря;

программа деятельности и план работы лагеря на смену;

правила внутреннего распорядка для детей;

документация по технике безопасности;

должностные инструкции работников лагеря.Программа деятельности лагерной смены - основной документ, который регламентирует учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в рамках смены.

Форма составления программы:

Пояснительная записка. В данном разделе формулируется цель и задачи программы. Далее раскрываются актуальность и необходимость проведения запланированной смены, научно-педагогическая концепция программы. Указываются сроки проведения программы, условия её реализации, возраст детей, прописываются особенности базы проведения смены, определяются организационные основы.

Содержание программы. В этом разделе прописывается всё, что касается учебного и воспитательного процесса, реализуемого программой. Также прописываются формы досуговой деятельности, основные направления, формы и методы реализации поставленных задач. Указываются органы самоуправления в лагере. Описывается система и сроки формирования органов самоуправления.

Кадровое обеспечение. Указывается, кто из педагогов принимает участие в реализации программы. Прописывается профиль работы, которую выполняют педагоги в течение лагерной смены.

Участники программы. «Этот пункт указывается только в тех случаях, если смена профильная или есть особенности отбора детей, участвующих в смене».

Ожидаемый результат. Он должен быть диагностируемым и перекликаться с поставленной целью.


Кадровое обеспечение программы


Реализация осуществляется за счет штатных педагогических работников образовательного учреждения. Необходимо учесть, что число воспитателей и вожатых устанавливается из расчета две должности воспитателя и одна должность вожатого на каждый отряд школьников в возрасте от 10 до 14 лет (не более 30 человека) и каждую группу школьников в возрасте от 6 до 9 лет ( не более 25 человек). На каждые два - три отряда (группы) устанавливается одна должность подменного воспитателя (вожатого).


Кадровый состав:

Начальник лагеря - осуществляет подбор кадров, комплектует смену, несет полную ответственность за выполнение программы лагеря. Осуществляет общее руководство, координирует деятельность структурных элементов лагеря, взаимоотношения с организациями, обеспечивающими программу лагеря. Отвечает за хозяйственную и финансовую деятельность, за организацию питания детей;

Подменный воспитатель - координирует деятельность отрядов в лагере, отвечает за соблюдение режима дня, организацию досуга, культурных мероприятий, индивидуальных работ. Контроль выполнения качества программы;

Воспитатели, вожатые - ведение документации отряда, организуют работу по проведению учебно - тренировочных занятий, культурных мероприятий, индивидуальных работ, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников;

Тренер физической культуры - организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физическое развитие детей и т. д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий;

Повара - отвечают за качественное приготовление пищи, за санитарное состояние пищеблока;

Уборщица - отвечает за санитарное состояние классных комнат, коридоров, спортивного зала, туалетных комнат.



Информационно - методическое обеспечение


Программа профильной смены;

Сценарий проведения тематических мероприятий;

Диагностический материал и др.







Факторы риска



Факторы риска

Меры профилактики

Травмы

- проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма

Неблагоприятные погодные условия

- планирование деятельности с учетом погодных условий, корректировка программного содержания ( перестановка тем и разделов программы)

Клещи

- противоклещевая обработка территории лагеря;

- проведение цикла бесед о мерах профилактики;

- ежедневный осмотр детей

Низкая активность детей в процессе реализации программы

- повышение мотивации к творческой, познавательной и социально - значимой, деятельности посредством применения игровых технологий и технологий проектной деятельности.

Конфликтные ситуации во временных детских коллективах

- работа психолого - педагогической службы лагеря (тематические занятия, консультации, тренинги);

- организация отрядных мероприятий с целью сплочения коллектива.

Несоответствие сюжета смены возрастным особенностям участников смены

- корректировка программы смен;

- использование методик, стимулирующие развитие самодеятельности.


Система обратной связи



Сайт МБОУ “Ташлинская СОШ”


https://sh-tashlinskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/


Социальные сети:


https://vk.com/club196713241?from=search


https://ok.ru/group/58627324837888



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Афанасьев С.П. Сто отрядных дел / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. - Кострома: МЦ «Вариант», 2000. - 112 с.

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: МЦ «Вариант», 2001 г. - 224 с.

Байбородова Л.В. Использование субъектно-ориентированной технологии воспитания в проектной деятельности / Л.В. Байбородова // Воспитание школьников. - 2017. - № 4. - С. 3-10.

Гугни В. Настольная книга вожатого / В. Гугнин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 297 с.

Детское движение. Словарь-справочник / сост. и ред. Т.В. Трухаче- ва, А.Г. Кирпичник. - М., 2005. - 544 с.

Куприянов Б.В. Технология и методика работы вожатого в лагере: учебное пособие / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская - Кострома: Издательство «Авантитул», 2024. - 220 с.

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные смыслы личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - M., 1997. - С. 156-176.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., Просвещение, 1981.

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Питер (Сер. Мастера психологии), 2021. - 400 с.

Немов Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.

Областной лагерь актива молодёжи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: Школа лидера (цикл учебно-развивающих занятий областного лагеря актива молодёжи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» / Автор-составитель А.И. Тимонин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 84 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М., 2006. - 460 с.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., Владос, 2002. - 169с.

Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 330 с.

Тихомирова Е.В. Современные технологии воспитания: опорные точки дискуссии / Е.В. Тихомирова, А.Г. Самохвалова, А.Г. Кирпичник, Д.А. Долотова // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 6. -

С. 7-17.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160с


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.