12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Витальевна2375
Закончила Костромской государственный педагогический университет имени Н.А. Некрасова. Получила специальность «Педагогика и методика начального обучения» Квалификация по диплому «Учитель начальных классов и методист начального обучения»
Россия, Костромская обл., Кострома
3

Программа лагеря с дневным пребыванием Гимназии № 25 «Берендеево царство»



Управление образования
Администрации города Костромы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Гимназия № 25 города Костромы

Программа лагеря
с дневным пребыванием Гимназии № 25

г. Кострома
20__ г.

Содержание программы:

 

Общие сведения о Заявители

4

Пояснительная записка

Социально – возрастной паспорт смены

5

6

Преимущества программы

Актуальность программы

Нормативно-правовая база

6

7

8

Концепция программы

9

Принципы реализации программы

Функции работы лагеря

Сюжетная линия программы

10

10

11

Методы реализации программы

Направления реализации программы

12

12

Механизмы и сроки реализации

16

Этапы реализации программы

Организационные формы детских органов самоуправления

Система мотивации и стимулирования участников программы

21

23

24

Система контроля над реализацией программы

25

Ожидаемые результаты

Критерии результативности

26

26

Список литературы

Приложения к программе

27

28

Общие сведения о Заявителе:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 города Костромы

адрес: 156016, микрорайон Давыдовский-1, дом 32

телефон/факс: (8-494-2)-22-77-97

gmn25@yandex/ru

директор: Бердова Ольга Валентиновна, рабочий телефон 22-77-97

опыт деятельности: 13 лет.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую авторскую программу по организации детского отдыха «Летний лагерь»

название программы: «Берендеево царство»

автор – Хрипунова Надежда Витальевна

сроки реализации программы: июнь 2019 г.

место проведения: на базе МАОУ Гимназии № 25 города Костромы

участники программы: учащиеся 1-5-х классов (возраст 7 – 12 лет), воспитатели из числа учителей гимназии, заместитель начальника лагеря, педагог-организатор, художник-оформитель, музыкальный работник, тренер по физической культуре, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.

финансирование: осуществляется за счёт целевых средств из областного бюджета.

Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Современное общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе летних оздоровительных лагерях.

Микрорайон, в котором находится Гимназия № 25 по функциональному назначению – спальный микрорайон, в нём проживает примерно 50 000 человек. Муниципальный округ «Давыдовский» считается одним из наиболее молодых и быстрорастущих образований города. Он является одним из самых неблагополучных районов города в плане развития инфраструктуры для организации досуга. Практически отсутствуют учреждения культурно воспитательной направленности для детей и молодёжи. Удалённость от основных городских детских и молодёжных досуговых центров затрудняет планомерное сотрудничество с ними. Всё это заставляет большинство детей и подростков жить в условиях «социально - культурного вакуума».

Кроме того, посещая летний оздоровительный лагерь при гимназии, дети реализуют основные потребности, обусловленные их возрастными особенностями:

- потребность в приобретении опыта коллективного общения;

- стремление к гуманизации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- потребность в саморазвитии, самореализации своих способностей и возможностей.

Дети приходят в лагерь не только для того, чтобы научиться, что-то делать, приобрести новые знания и умения, их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». Пришкольный лагерь, его педагогический коллектив, постоянно повышают социальный статус и самооценку ребенка, значимость его самореализации и деятельности, позволяет ему быть самостоятельным в принятии решений, и создают перспективу интересной творческой жизни, дают возможность заниматься любимым делом (спортом, вокалом, творчеством) и в летний период.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

- необходимость упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала младших школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Основной состав лагеря – это учащиеся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназии № 25 города Костромы в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Социально – возрастной паспорт смены

1. Всего детей в лагере - ____чел., из них:

Мальчиков ____чел.

Девочек ____чел.

2. Возрастной состав детей:

7- 9 лет _____ чел.

10 - 12 лет ____ чел.

3. Социальный состав детей:

Дети из полных семей____ чел.

Дети «группы риска» всего ____ чел., из них;

Из малообеспеченных семей ____ чел.

Из неполных семей ____чел.

Из многодетных семей _____чел.

Из семей беженцев, переселенцев ____ чел.

Опекаемые дети_____ чел.

Дети – инвалиды ____ чел.

Дети, состоящие на учете (ИДН, ПДН, ВШК) ____чел.

Преимущества данной программы.

Программа создана на основе обобщения опыта лучших лагерей дневного пребывания детей города Костромы, Костромского региона и других областей.

Реализацию программы сопровождает полный пакет нормативно-правовой документации, требующейся для открытия и работы лагеря.

В реализации программы задействованы лучшие педагогические силы образовательного учреждения.

Программа рассчитана на различный возраст воспитанников лагерной смены (от 7 до 12 лет); лагерь принимает детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в других образовательных учреждениях.

Программа универсальна, содержит изменяемую часть – план воспитательной работы в лагере, который ежегодно варьируется в зависимости от требований и условий организации лагеря; план программы согласуется с мероприятиями летней занятости детей по городу.

В программе предусмотрено преимущество проведения санитарно-гигиенических и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Режим работы лагеря удобен для родителей и воспитанников.

Основной приоритет – сохранение и укрепление здоровья школьников, обеспечение их безопасности.

Актуальность программы

Создание летнего оздоровительного лагеря при гимназии помогает в решении ряда образовательных и социальных проблем: летний отдых обучающихся становится познавательным, ребята приобретают возможность получения практически ориентированных навыков, связанных с избранным ими профилем обучения в гимназии. Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, организация содержательного досуга детей и подростков - отличительные черты данной программы.

Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание спортивных турниров (под руководством квалифицированного преподавателя физической культуры) с игровыми, развлекательными и познавательными мероприятий. Особое место отведено мероприятиям, посвященным формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.

При оптимальной организации жизнедеятельности лагеря в сочетании с оздоровительным и развивающим потенциалом окружающей среды становится возможным создание условий для оздоровления, формирования и развития личности. Одним из важных направлений в реализации программы лагеря является вовлечение в его деятельность детей «группы риска» из социально – незащищенных, малообеспеченных семей.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Нормативно правовая база.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Конституцией РФ;

Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».

Закон Костромской области от 10 марта 2009 года №451-4-ЗКО «Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Костромской области;

СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (Постановление Главного государственного врача РФ от 04.10.2000);

Документация для организации работы лагеря с дневным пребыванием на базе МАОУ Гимназии № 25 города Костромы

«Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» ( письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011года № 06 – 614).

Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей ( создание авторских программ работы педагогических кадров) – Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012г. № 09 – 260).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы ( Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761).

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе ( письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013г. №ИР-352/09 «О направлении программы) и рекомендации по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы (письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 №09-897 «О направлении рекомендаций»).

Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2015года (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618 –р).

Стратегия развития воспитания детей в Российской Федерации (декабрь 2014года)

Концепция программы.

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязнённая экология, хронические заболевания и т.д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребёнка и развития в нём творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги гимназии единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Доказано, что если ребёнок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать ещё в детстве. По данным опроса многие родители ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, отдых и труд на свежем воздухе и др. По результатам анкетирования все воспитанники образовательного учреждения считают, что здоровье важно для будущего поколения.

В качестве формы организации деятельности лагеря выбрана игра – путешествие по царству царя Берендея, с помощью, которой выстраивается модель поведения, позволяющая детям попробовать разные социальные роли, проявить творчество и самостоятельность.

Учитывая всё выше сказанное, педагогический коллектив гимназии ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в каникулярное время.

Задачи:

Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей;

Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

Развивать творческий потенциал детей;

Развивать различные формы общения в разновозрастных группах;

Формировать навыки коммуникативной культуры детей, их общение со сверстниками и взрослыми;

Приобщать к духовным и художественным ценностям, национальной культуре;

Воспитывать гуманное отношение к природе, окружающей среде, любви к малой Родине.

Принципы реализации программы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия.

2. Принцип сотрудничества: отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: массовость и добровольность в предлагаемых видах и формах свободного времени; участие детей в реальном самоуправлении.

4. Принцип комплексности: единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми, взаимосвязь с семьёй и социальными институтами.

5. Принцип дифференциации: дифференциация интересов детей с учётом уровня их потребностей. Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей.

6. Принцип творческой индивидуальности: личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признание личности как социальной ценности.

7. Принцип успеха. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я – концепции личности воспитанников лагеря, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию, самостроительству своего Я.

Функции работы лагеря.

Исходя из вышеуказанных направлений реализации программы можно выделить следующие функции работы лагеря:

1. Рекреационная – в лагере создаются оптимальные, благоприятные условия для полноценного отдыха детей, сохранения и поддержания их здоровья. К этим условиям можно отнести полноценное сбалансированное витаминизированное питание, разнообразные оздоровительные и спортивные мероприятия;

2. Воспитательная – различные мероприятия патриотической и экологической направленности способствуют нравственному становлению личности ребёнка;

3. Образовательная – данная функция будет реализовываться за счёт форм работы интеллектуальной направленности;

4. Развивающая – предлагаемые мероприятия будут способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала младших школьников;

5. Компенсирующая – предусмотрена подготовительная индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (состоящими на внутришкольном учёте) и детьми из социально-незащищённых (многодетных, неполных) семей и их семьями по вопросу их обязательного пребывания в пришкольном лагере. Таким образом, пребывание этих детей в лагере компенсирует отсутствие или недостаток у них общего образования и семейного воспитания. В лагере эти дети будут обеспечены полноценным питанием, присмотром и досуговыми развлечениями.

Сюжетная линия программы

Погружение в сюжет игры - путешествия происходит через знакомство с легендой игры, во время которой лагерь превращается в «Берендеево царство». Жизнь царства основана на развитии творческих способностей каждого его жителя, проявлении их талантов, активности, спортивных достижений, укреплении здоровья. Смысл сюжета игры – путешествия это новый взгляд на свой родной город Кострому. Кострома славный город, у него богатая история, много достопримечательностей. Путешествие будет интересным, если жители царства будут активными участниками (как индивидуально, так и коллективно). Жители царства живут в 4-х губерниях – отрядные места, которые надо красочно украсить и сделать уютными. Еженедельно проводится конкурс на самую уютную, оригинальную, чистую губернию. Управляет царством царь Берендей. В управлении Берендею помогают советники бояре. Совет бояр (детский орган самоуправления), которую возглавляет царь Берендей. Активность жителей царства, их любознательность, трудолюбие, общительность, самостоятельность помогут царству стать красивым, а жизнь и отдых в Берендеевом уголке сделают веселой, яркой, полной удивительных приключений. ( легенда игры – см. Приложение №2)

Словарь терминов игры

Термины

Понятия

Берендеево царство

Лагерь

Жители царства

Дети

Царь Берендей

Командир лагеря

Совет бояр

Детский орган самоуправления

Бояре

Командиры отрядов

Губернии

Отрядные места (классные комнаты)

Терема

Результаты личных достижений жителей

Вече

Общий сбор жителей царства

Творческие мастерские

Кружковые комнаты

Методы реализации программы:

Подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных особенностей детей, коллективная творческая деятельность, основанная на свободном самоопределении ребенка и обеспечивающая широкое поле деятельности для самореализации личности ребенка.

Виды и формы деятельности:

коллективно-творческие дела;

игровые программы, игры, конкурсы, концерты, квесты;

индивидуальные и групповые беседы;

оздоровительные тренинги;

соревнования;

командная работа.

Направления реализации программы

Направление

Формы работы
(массовые, групповые, индивидуальные)

Оздоровительное

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи: а) соблюдение норм полноценного питания; б) провести витаминизацию питания;
в) соблюдение режима дня и правил техники безопасности

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, парк, река.


 

1. Контроль за здоровьем детей в лагере.
2. Ежедневное проведение утренней зарядки.
3. Ежедневный осмотр детей медицинским работником
4. Принятие солнечных и воздушных ванн.
5. Организация пешеходных экскурсий в лес, в парк и т.д.

6. Использование оздоровительной методики В.Ф. Базарного.
7. Организация здорового разнообразного питания детей.
8. Групповые беседы: «Личная гигиена школьника», «Режим дня школьника в летний период», и т.д.

9. Тематические минутки здоровья

10. Маршрутные игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», по ПДД «Азбука безопасности»

Спортивное

Цель: формирование здорового образа жизни, через массовое привлечение детей к спорту.
Задачи: а) популяризация преимуществ здорового образа жизни; б) расширение кругозора детей в области физической культуры и спорта;; в) формирование положительной мотивации к активным формам отдыха и досуга


 

1. Ежедневная утренняя гимнастика различной тематики.
2. Спортивные игры: подвижные игры на свежем воздухе, «Малые спортивные игры».
3. Маршрутные игры: «По дорогам Берендеева царства», «В дремучих лесах и топких болотах»
4. Эстафеты и соревнования.
5. Спортивные праздники: «Весёлые старты», «Кострома – город спортивных традиций»

Творческое

Цель: развитие творческого потенциала личности ребёнка.
Задачи: а) формирование творческих способностей личности к саморазвитию, самовыражению; б) практическое применение полученных умений, навыков общественной деятельности
 


 

1. Конкурсы: «Царь Берендей», актёрского мастерства «Минута славы», рисунки по сказкам А. С. Пушкина «Лукоморье», рисунков по здоровому образу жизни «Будь здоров!»
2. Выставка поделок «Очумелые ручки», «Хлам-Арт».
3. Мастер – класс «Глиняная свистулька»

Интеллектуальное

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов


 

1. Викторины: по сказкам А. С. Пушкина, по ПДД.
2. Конкурс «Кострома – малая Родина моя»
3. Маршрутные игры: «Путешествие по неведанным дорогам», «Что такое хорошо и что такое плохо»; Квест. «Сказочные герои »
4. Встречи с интересными людьми

Гражданско - патриотическое

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям.


 

1. Экскурсии: в краеведческий музей «Музей Камня», в музей «Дворянское собрание», в библиотеку «Дома Романовых», в музей «Костромская слобода», в музей «Дом губернатора» в школьный музей «Боевой славы», в Парк Победы.
2. Пешая экскурсия «Я шагаю по Костроме».
3. Просмотр кинофильма о ВО войне.
4. Конкурсы: плакатов на темы «Моя малая Родина», «Я люблю свой город!», рисунков на асфальте «Дети Костромы – за Мир!»

Экологическое

Цель: формирование у детей единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Задачи: а) прививать любовь к родной природе и краю; б) расширить представления детей о предметах и явлениях природы; в) воспитание чувств уважения к своему природному и социальному окружению.

1. Работа на пришкольном участке и по благоустройству школьного двора, спортивной площадки.
2. Трудовой десант в Парк Берендеевка
3. Групповые беседы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Вредные привычки».
4. Экологический КВН

Досуговое

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи: а) вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга; б) организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе;

отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности;
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям.


 

общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.


 


 


 


 


 


 


 



1. Выходы: в КВЦ «Губернский», в областную Филармонию, в «Терем Снегурочки»
2. Прогулка по реке Волга на теплоходе.
3. Конкурсы, викторины, праздники.
1. Прогулки, подвижные игры.

 

1. Час игры и песни
2. Посещение творческих мастерских.
1. Библиотечный час.
2. Посещение музея, театра.
3. Просмотр фильма, аудиовизуальной программы в областном Планетарии.

1. Отряд в гостях у отряда

Творческие мастерские

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Задачи: а) знакомство с новыми предметами и явлениями; б) воспитание бережного отношения к природе, любви к труду; в) реализация собственных интересов детей.
Организация творческих мастерских в лагере включает ряд этапов: 1)изучение интересов детей; 2)презентация творческих объединений на линейке в первый день смены; 3)самоопределение детей по объединениям; 4)деятельность учащихся в объединениях; 5)подведение итогов работы творческих объединений в конце смены.

1. Вокал «Хрустальный голос»
2. ИЗО студия «Цветик – Семицветик»
3. Ритмика «Музыкальная мозаика»
4. «Толмачи» иностранные языки
5. «Мастерская Самоделкина»

6. Кукольный театр

Механизмы и сроки реализации программы.

I. Развитие нормативно-правовой базы.

Мероприятия

 

Исполнитель

 

Обновить положение о пришкольном лагере с дневным пребыванием детей

Март

ЗД по ВР

 

Провести анкетирование (учёт мнений и пожеланий родителей по организации каникулярного времени в пришкольном лагере)

Март

Начальник лагеря

 

Составить письменные заявления для родителей о приёме детей в лагерь

Март, апрель

Начальник лагеря

 

Составить список учащихся социальных категорий для организации летнего отдыха

Март

Социальный педагог

 

Составить и утвердить смету лагеря совместно с руководителем структурного подразделения «Школьная столовая» отвечающим за питание детей.

Апрель, май

Начальник лагеря, руководитель структурного подразделения «Школьная столовая»

 

Составить приказ по организации лагеря

Апрель

Начальник лагеря

 

Соблюдать положения САНПИН в работе лагеря

Весь период

ЗД по ВР, начальник лагеря

 

Разработать и утвердить примерный перечень оборудования, материалов и инструментов для реализации программы лагеря

Март, апрель

Начальник лагеря

 

Разработать и утвердить порядок проведения массовых мероприятий по различным видам деятельности, определить приказом ответственных за жизнь и здоровье детей во время сопровождения

Апрель, май

Начальник лагеря

 

Разработать нормативные акты и метод. рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми

Апрель

Учителя физической культуры, занятые в организации лагеря

II. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.

Мероприятия

 

Исполнитель

 

Утвердить программу по организации лагерной смены (на совещании при директоре)

Март

ЗД по ВР

 

Определить кадровое обеспечение лагерной смены

Апрель

ЗД по УВР, ЗД по ВР

 

Определить основные направления в работе с педагогическими кадрами лагерной смены

Март

ЗД по УВР, ЗД по ВР

 

Провести собеседование с начальником лагеря по вопросам организации лагерной смены

Март

ЗД по УВР, ЗД по ВР

 

Посещение начальника лагеря городских совещаний по организации лагерной смены при гимназии

Март, апрель

ЗД по УВР, ЗД по ВР

 

Провести семинар для педагогов лагерной смены по организации деятельности детей, формированию плана воспитывающей деятельности на период лагерной смены

Апрель

ЗД по ВР

 

Провести индивидуальные консультации для работников лагерной смены по выбору содержания деятельности лагеря и механизмах его реализации (приёмы, формы, методики, технологии)

Март, апрель

ЗД по ВР

 

Провести итоговый сбор организаторов перед приёмкой лагеря

Май

ЗД по ВР

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:

заместитель директора по ВР;

начальник лагеря;

социальный педагог;

педагог-психолог;

педагог-организатор;

музыкальный работник;

медицинский работник;

инструктор по физкультуре.

Сферы деятельности педагога.

1. Работа с отрядом – обеспечение жизнедеятельности, помощи в самоопределении и самореализации каждому ребёнку; аналитическая работа.

2. Ведение творческой мастерской – демонстрация собственных способностей, реализация своего интереса, потенциала и желаний, предоставление детям возможности отдохнуть, научиться чему – то новому, совершенствовать свое мастерство, познакомиться с новыми формами организации досуга (подразумевает наличие программы занятий).

3. Работа в творческой группе, совете дела – помощь детям в организации и проведении коллективно – творческого дела, тематического дня (подразумевает наличие сценария или методической разработки по итогам работы).

4. Педагогические советы, совещания, планерки – фиксация профессионального личностного роста каждого педагога смены, способов дальнейшего развития педагогической системы.

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов гимназии);

вожатые (учащиеся пед.отряда)

III. Информационно – методическое обеспечение программы

Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:

Разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.

Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.

Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.

Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.

Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,

Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.

Разработаны планы лагерной смены.

Разработано оформление лагеря и отрядных мест

Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.

Цель всего педагогического коллектива – создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.

IV. Материально-техническое обеспечение.

Мероприятия

 

Исполнитель

1.

Подготовить предложение об обеспечении лагерной смены необходимыми помещениями:

большой спортивный зал;

малый спортивный зал;

актовый зал;

школьная библиотека;

столовая;

спортивная и игровая площадки;

кабинеты (помещения для лагерной смены);

необходимое оборудование (ТСО, художественные средства, настольные игры, канцелярские принадлежности и др.)

Апрель

Начальник лагеря

2.

Предусматривать оказание административной поддержки для обеспечения материально-технической базы лагерной смены в рамках программы лагерной смены

В течение работы лагеря

Директор гимназии, ЗД по ВР

V. Финансовое обеспечение реализации Программы.

Мероприятия

 

Исполнитель

1.

Определить смету лагеря для освоения бюджетных средств

Март, апрель

Начальник лагеря

2.

Определить смету лагеря для освоения внебюджетных поступлений

Март, апрель

Начальник лагеря

3.

Использовать возможности многоканального финансирования, в т.ч. спонсорские добровольные пожертвования

В течение лагерной смены

Директор гимназии, начальник лагеря

Этапы реализации программы

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа включает:

проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке гимназии к летнему сезону;

издание приказа по гимназии о проведении летней кампании;

анализ результатов деятельности за прошлый год;

изучение запросов детей и взрослых;

разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Берендеево царство»;

подготовка методических материалов для работников лагеря;

отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

комплектование отрядов;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

организация педагогического отряда старшеклассников.

Ожидаемые результаты этапа:

- разработка идей смены, творческих мероприятий.

- формирование команды единомышленников для реализации идей смены.

2. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей;

организация жизнедеятельности лагеря, погружение участников программы в сюжет игры – путешествия;

знакомство с легендой игры – путешествия;

постановка целей развития коллектива и личности;

сплочение отрядов, оформление отрядных мест;

презентация творческих мастерских;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, формирование законов и условий совместной работы;

экспресс – опрос, корректировка планов работы

подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

Ожидаемые результаты этапа: - организация жизнедеятельности лагеря.

- введение участников программы в сюжет смены.

- адаптация воспитанников к условиям лагеря.

- определение программы деятельности в отрядах

3. Основной этап смены включает реализацию основных положений программы.

реализация Программы, в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;

участие детей и взрослых в игре-путешествии, коллективная творческая деятельность участников Программы по подготовке и проведению отрядных и обще лагерных дел;

занятия в творческих мастерских;

ежедневное отслеживание эмоционального состояния детей, коррекционная работа по итогам диагностики.

Родители, дети, педагоги – организаторы программы:

познают, отдыхают, трудятся;

делают открытия в себе, в окружающем мире;

учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать, трудны жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

работают в творческих мастерских;

укрепляют своё здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют свой отрядный уголок в соответствии с тематикой лагеря выставку рисунков, плакатов и поделок

Ожидаемые результаты этапа:

- реализация плана смены;

- активное участие детей в жизни лагеря;

- вовлеченность детей в коллективно – творческие дела;

- личностный и командный рост участников смены;

- положительное эмоциональное состояние детей.

4. Заключительный этап смены.

подведение итогов работы творческих мастерских;

анкетирование воспитанников, родителей, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря.
5. Аналитический этап смены (август - сентябрь)

Педагогический анализ результатов.

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации; планы и программа на следующий год;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;

обработка и оформление материалов смены, фотоотчёт.

Во время лагерной смены будет работать Пресс-центр из числа учащихся 4-х классов, который будет собирать обрабатывать материал о каждом дне жизни лагеря и создать компьютерную презентацию «Берендеево царство». Презентация будет продемонстрирована всем участникам лагеря на заключительном мероприятии, посвящённом закрытию лагерной смены, и размещена на сайте гимназии.

Организационные формы детских органов самоуправления

Вече - общее собрание - высший законодательный орган самоуправления. Принимает жизненно важные решения, утверждает программы, планы, мероприятия..

Боярская Дума - совет лагеря - высший исполнительный детский орган самоуправления. В него входят царь – командир лагеря, бояре - командиры отрядов, советники царя – начальник лагеря и методист. Решает текущие вопросы, владеет информацией и осуществляет обмен информацией, руководит работой и разрабатывает задания, планирует и анализирует, заполняет мониторинг деятельности лагеря.

Боярин - командир отряда. Выбирается из числа актива отряда. Руководит делами отряда, информирует, представляет интересы отряда в Боярской думе, контролирует организационные моменты и творческие процессы в отряде.

Структура самоуправления

Вече – общее собрание

 

 

 

 

 

Советники –

Педагогический состав

Боярская Дума – Совет лагеря

 

 

 

Жители царства –

Каждый участник смены

 

 

Система мотивации и стимулирования участников программы

Результаты личных достижений жителей царства отражаются на фасаде терема каждого жителя. Домики серые, их необходимо украсить, сделать цветными, нарядными. За каждое достижение, успех, помощь и добрые дела на радость людям жители царства получают мозаику, которыми украшают стены, крышу, ставни на окнах, крыльцо своих домов, цветы, которые можно высадить около своего терема. За смену каждый житель царства должен преобразить свой терем и территорию около него. При подведении итогов смены выявляются лидеры активности в различных видах деятельности. По окончании смены каждый житель царства забирает свой разноцветный теремок и получает звание

Самый активный житель;

Самый спортивный житель;

Самый творческий житель;

Самый трудолюбивый житель;

Житель – Знайка

Лидер – организатор

Мозаика для терема разного цвета с изображениями символов. Каждая часть терема означают:

Декор окон - символ творчества;

Декор крыши – за спортивные успехи;

Декор фасада – за интеллектуальные успехи;

Декор крыльца – за лидерство и за активность в делах.

Декор территории – за помощь и трудолюбие.

Система контроля над реализацией программы

Мероприятия

 

Исполнитель

 

Анкетирование родителей (учёт мнений и пожеланий родителей, по организации каникулярного времени в пришкольном лагере)

Март

Начальник лагеря,

 

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

5.

Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.

В течение смены

Педагог-психолог.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие отрядные дневники (форма ведения дневника определяется самими детьми).

Разработан механизм обратной связи.

«Дерево откровения» – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют «дерево откровения» листочками разной цветовой гаммы (красный - отлично, зелёный – хорошо, жёлтый – удовлетворительно, чёрный – плохо), записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

«Дерево откровения» постоянно висит в каждом отряде, обновляется, сделать там запись может каждый.

Ожидаемые результаты.

1. Общее оздоровление детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

2. Развитие творческих и физических способностей.

3. Формирование адекватной самооценки личности.

4. Нравственное становление личности ребёнка.

5. Самоопределение учащихся в мире увлечений и профессий.

6. Развитие коммуникативных способностей.

7. Приобретение навыков совместной деятельности.

8. Выявление наиболее одарённых и талантливых детей через участие в мероприятиях лагеря и творческих мастерских.

9. Творческий рост педагогического коллектива.

10. Всестороннее представление о потребностях и интересах ребёнка.

Критерии результативности.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

•Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

•Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

•Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Эффективность программы определяется системой показателей, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям:

1. Повышение потребности учащихся к здоровому образу жизни.

2. Улучшение состояние здоровья: снижение заболеваемости, повышение массы тела.

3. Отсутствие правонарушений среди учащихся за летний период.

4. Положительные отзывы родителей

Список литературы.

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256с. – (Методика воспитательной работы).

2. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 128с.

3. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. – М.: 1998. – 366с.

4. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004. – 44с.

5. Практическое руководство для придумывающих каникулы. ВДЦ «Орленок». Удмуртский государственный университет, РКМЦ «Каникулы» - 2006. – 158с.

6. Картинки с сайтов:
http://www.proza.ru/pics/2017/06/04/1911.jpg
http://riotour-nn.ru/assets/images/img.png
 

.

Приложение к программе

К программе прилагаются:

1) План – сетка мероприятий лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ Гимназии №25

2) Легенда игры – путешествия

3) Программы творческих мастерских

4) Презентация программы лагеря

5) Анкеты

6) Режим дня

7) Устав лагеря

8) Гимн и эмблема лагеря

9) План работы специалистов

10) План работы педагогического отряда старшеклассников

11) Положение о работе педагогического отряда старшеклассников

12) Должностные инструкции

13) Перечень инструкций по ТБ

14) План «Минуток здоровья»

15) Положение о лагере

16) Правила пребывания в лагере

17) Путешествие по стране Берендея схема

18) Визитная карточка

19) Краткая аннотация программы

20) Документация для организации работы лагерей

21) Ресурсное обеспечение. Взаимодействие и сотрудничество

Анкета (на выходе)
DOC / 23.5 Кб

Должностная инструкция педагога-организатора
DOCX / 21.41 Кб

Должностная инструкция педагога доп. образования
DOCX / 21.06 Кб

Должностная инструкция педагога доп. образования
DOCX / 21.06 Кб

Программа творч.об. Цветик-семицветик
DOC / 61.5 Кб

Презентация
PPT / 6.92 Мб

Программа творч.об. Хрустальный голос
DOC / 50.5 Кб

Программа творч.об. Толмачи
DOC / 60 Кб

Программа творч.об. Музыкальная мозаика
DOC / 61 Кб

Программа творч.об. Мастерская Самоделкина
DOC / 74 Кб

Программа творч.об. Кукольный театр
DOC / 38.5 Кб

Краткая аннотация программы
DOC / 27 Кб

Легенда игры-путешествия
DOCX / 14.52 Кб

Перечень инструкций по ТБ
DOC / 25.5 Кб

План - сетка мероприятий в лагере
DOC / 61.5 Кб

Перечень документации
DOC / 31.5 Кб

План проведения минуток здоровья
DOC / 40 Кб

План работы вожатых
DOC / 44 Кб

Планы работы специалистов
DOC / 74 Кб

Правила пребывания в лагере
DOC / 30.5 Кб

Схема. Путешествие по царству Берендея
DOC / 130.5 Кб

Режим дня
DOC / 2.03 Мб

Ресурсное обеспечение
DOC / 34.5 Кб

Устав лагеря
DOCX / 72.25 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.