Программа профильного отряда «КОМПЬЮТЕРиЯ» пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
МБОУ «Средняя школа № 1 г. Грязовца»
Программа профильного отряда
«КОМПЬЮТЕРиЯ»
пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Составитель: Грязнова Е.В.
воспитатель профильного отряда
Грязовец, 2022 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа профильного отряда «КОМПЬЮТЕРиЯ» пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей |
Организация | |
Цель программы | создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуально-креативных способностей; способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по информатике и ИКТ, изобразительному искусству, умений креативной деятельности. |
Задачи программы: | организация каникулярного времени учащихся; вовлечение учащихся в работу с использованием информационных технологий; повышение общего уровня компьютеризации образования в школе; развитие логического мышления детей и их творческих способностей; эффективное использование имеющейся компьютерной техники; привить навыки исследовательской работы через сбор информации, общение с интересными людьми; научиться работать с цифровой техникой (фотоаппарат, цифровая камера, сканер, микрофон и т.д.); |
Основные направления программы | просветительская работа, интеллектуально-познавательная деятельность; физкультурно-оздоровительная; экскурсионная; художественно-эстетическая; культурно - досуговая и игровая деятельность; |
Сроки реализации программы | 21 день |
Участники программы | Учащиеся 5-8 классы, имеющие высокую мотивацию к изучению информатики и ИКТ, изобразительного искусства, а также умение рисовать на бумаге. |
Краткое содержание программы | Каждый день для учащихся -это путешествие по сказочной Вселенной, открытие новой планеты, на которой ребята узнают много нового и интересного. Каждый день ребята создают новые проекты, учатся работать с различными источниками информации (СМИ, словари, учебники, ИНТЕРНЕТ). За день для учащихся проводится два занятия продолжительностью 40 мин., из которых 15-20 мин учащиеся занимаются за компьютером. В остальное время учащиеся посещают кинотеатры, музеи, выставки, участвуют в спортивных мероприятиях вместе с остальными отрядами. |
Ожидаемые результаты | приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, расширение и углубление знаний по предметам, умение исследовать, укрепление физических и психологических сил детей и подростков; узнают много нового и интересного об истории Грязовецкого района и спорта, повысят свой культурный уровень в области искусства и живописи, а также культуре общения; научатся работать в текстовом редакторе (создавать, редактировать и форматировать текст), графическом редакторе (выполнять операции копирования, группировки, поворота над рисунками); научаться создавать презентации, буклеты и работать с фотографиями; научаться находить нужную информацию в Интернете и обрабатывать ее в Word и PowerPoint, а также находить информацию из других источников. |
Программные средства | Графические редакторы: Paint, GIMP Программы для создания презентаций: Power Point Программы для создания коллажей: Photoshop, digiKam. Текстовый редактор Microsoft Office Word Программа для созданий публикаций: Рublisher |
Система контроля | Анкетирования, опросы детей, педагогов, родителей, используя методику мониторинга. |
Пояснительная записка
Каникулы – это время и отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственности личности. Конструктивно помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности через ИКТ, научить понимать себя и других – вот основные задачи, которые мы будем решать при проведении профильной смены по информатике в рамках школьного лагеря.
Летняя профильная смена по информатике – это отряд лагеря, который состоит из детей, проявляющих интерес к компьютерным технологиям и рисованию. Для тех, кто не представляет своей жизни без компьютера у нас специальная смена!
Ежедневно проводится по 2-3 занятия.
По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены, построена с учетом возрастных особенностей индивидуальных способностей детей.
В основе деятельности отряда – принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования, а также комплекса спортивных, творческих и культурных мероприятий.
Программа предназначена для детей 5-8 классов.
Актуальность
Актуальность проблемы: активное управление, взаимодействие с учебным материалом, трансформация звука, изображения превращают компьютер в эффективное и интересное в использовании образовательное средство.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области информационных технологий и проектной деятельности.
В свете вышеизложенного, компьютерный лагерь сегодня – это возможность «оторвать ребенка» от каждодневных игр, погрузить в среду единомышленников, дать возможность отдохнуть и заняться творческой деятельностью с применением того же самого компьютера, который он использует только «с одной стороны». Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Компьютерный лагерь сегодня – это современный вид детского отдыха, сочетающий в себе пребывание на природе с активным отдыхом и учебной программой в области информационных технологий. В отличие от прежних времен, когда целью лагеря было показать ребенку компьютер как технику будущего, сегодняшняя задача лагеря – научить детей использовать уже пришедший «в дома» компьютер не как игровую приставку, а как важнейший инструмент для повседневной деятельности и будущей профессии.
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
Под руководством воспитателей ребята самостоятельно решают достаточно масштабные задачи в различных областях знаний. Большинство детей успешно справляются со своими проектами, получают осязаемый результат. Интерес всякого цивилизованного общества к родному краю – непременный закон развития. Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые живут на ней. Исходя из этого были выбраны данные проекты.
Профильная смена по информатике - это место, где удается совмещать плодотворные занятия и активный отдых. В результате занятий школьникам удается значительно повысить уровень своих знаний по ИТ, создать портфель творческих работ, а также создать базу для дальнейших факультативных или самостоятельных занятий в течение учебного года. Организация летней смены лагеря по профилю информатика – интересный и реальный проект для реализации в рамках городского лагеря школы или центра дополнительного образования детей, которые снабжены хотя бы одним компьютерным классом.
Основные направления деятельности лагеря:
просветительская работа, интеллектуально-познавательная деятельность;
физкультурно-оздоровительная;
экскурсионная;
художественно-эстетическая;
культурно - досуговая и игровая деятельность.
Формы работы:
развивающие занятия, практикумы, творческие лаборатории и мастерские;
совместная творческая деятельность;
проведение культпоходов, экскурсий, туристических поездок, прогулок;
посещение детского сада и математические игры с воспитанниками;
организация встреч, праздников, игр, конкурсов, спортивных и интеллектуальных соревнований.
В основе программы лежат следующие принципы:
массовый, общедоступный, добровольный характер участия детей в реализации проектов, имеющих образовательную, общественно-полезную направленность;
развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий;
дифференцированный подход в развитии творческой индивидуальности; сотрудничество и самореализация в ходе реализации социальных проектов на основе индивидуального темпа овладения умениями и навыками;
взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, деятелями культуры.
Цели:
организация каникулярного времени учащихся;
создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни.
углубление знаний в области информатики и информационно - коммуникационных технологий;
целенаправленный поиск интеллектуально одарённых детей и развитие их способностей;
повышение общего уровня компьютеризации образования;
научить работать с цифровой техникой (фотоаппарат, Web-камера, сканер, микрофон);
эффективное использование имеющейся компьютерной техники;
формирование и закрепление специальных образовательных компетенций у школьников, ориентированных на изучение основ работы с компьютерной графикой;
воспитание и развитие у учащихся навыков здорового образа жизни, общения с природой.
Задачи:
Организация активного летнего отдыха детей, целесообразной занятости учащихся в каникулярное время.
Снятие психологического напряжения у детей, формирование положительных эмоций в процессе разнообразия форм досуговой деятельности.
Развивать физические способности, укрепить здоровье; развивать творческие способности и фантазию.
Создать условия для самовыражения и самореализации детей в творческой деятельности.
Содействие развитию компьютерной грамотности, творческого потенциала и общей культуры детей.
Познакомить с информационными технологиями, способствующими повышению уровня компьютерной грамотности учащихся.
Раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе потребностей.
Содержание программы
Остановимся подробнее на разных сторонах организации профильной смены по информатике, как развитой личностно-ориентированной информационной среды.
Программа смены рассчитана на 21 день. Каждый вид работы предполагает активацию внутренних резервов ребёнка и формирования определенного стиля мышления всех участников, связанные преимущественно с активным использованием вычислительной техники. Данный подход является современным и актуальным и провоцирует мотивацию учеников к самостоятельному опережающему обучению, способствует социальной декларации мобильности ребенка.
За день для учащихся проводится два занятия продолжительностью 40 мин., из которых 15-20 мин учащиеся занимаются за компьютером. В остальное время учащиеся посещают кинотеатры, музеи, выставки, участвуют в спортивных мероприятиях вместе с остальными отрядами.
Формы занятий:
Занятие-исследование
Занятие-практикум
Занятие-беседа
Индивидуальные практические работы-мини-проекты.
Каждый день для учащихся -это путешествие по сказочной Вселенной, открытие новой планеты, на которой ребята узнают много нового и интересного.
Каждый день ребята создают новые проекты, учатся работать с различными источниками информации (СМИ, словари, учебники, ИНТЕРНЕТ).
Проект предусматривает работу по нескольким направлениям:
1. «Зеленая планета» (экологическое воспитание) Природа Грязовецкого района, ее растительный и животном мир. Посещение музея. Изучение PowerPoint, создание презентаций по природе Грязовецкого района «Сбережем природу!». Работа с разными источниками информации.
2. «Планета здорового питания» (пропаганта ЗОЖ) Кухня разных народов. Здоровая и полезная пища. Быстрый и полезный завтрак. Создание буклетов «Польза витаминов» в Publisher.
3. «Информационная планета» (интеллектуальное развитие) Поиск и подбор информации в Интернете. Общение через электронную почту. Создание почтового ящика, отправка текстовых и графических файлов.
4. «Безопасная планета» Правила дорожного движения. Рисование знаков ПДД в Paint. Безопасное общение в Интернете. Выпуск газеты и буклетов по безопасному интернету.
5. «Планета живописи» (Художественное воспитание) Знакомство с известными картинами русских художников. Создание сообщений об известных художниках Хабаровского края средствами текстового редактора Word.
6. «Планета умелых рук» (эстетическое воспитание) История возникновения витражей. Техника создания витражей из бумаги. Создание рисунка в Paint, викторин, кроссвордов и т.п. для проведения мероприятий в других отрядах.
7.«Спортивная планета» (физическое воспитание) Веселые старты. История возникновения Олимпийских игр. Спортсмены Вологодской области. Создание презентации «Олимпийские виды спорта»
8. «Историческая планета» История города Грязовца. Памятники Вологды и Грязовца. Знаменитые люди Вологодской области. Подготовка сообщений, презентаций по памятникам Вологды и Грязовца. Викторина «Мой родной Грязовец».
9.«Планета умников и умниц» (интеллектуальное развитие) Подведение итогов. Игра «Умники и умницы» по информатике. Вручение сертификатов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовка помещения
Для организации работы профильного отряда предлагается использовать кабинет - компьютерный класс для проведения мастер - классов. Каждое рабочее место включает ПК и рабочий портфель учащегося (папка), которая выполняет накопительную функцию: миниброшюры по мастер-классу, наклейки - смайлы (награждение за активную работу).
Награждение
Награждение идёт за лучший проект, выполненный в мастер-классе и активное участие в жизни лагеря. Форма награждения – наклейка - смайл, которая прикрепляется к рабочему портфелю учащегося. В конце смены учащемуся, который набрал максимальное количество наклеек, вручается специальный приз.
Техническое оснащение
Компьютерный класс с локальной сетью;
Подключение к Интернет;
Сканер;
Цифровой фотоаппарат;
Принтер;
Интерактивная доска;
Проектор.
Дополнительно: маркеры, краски, ватман, мячи, скакалки, цветной мел, театральный реквизит, цветная бумага для печати формата А4, пачка белой бумаги, картон, бумага на клейкой основе, бумага для оригами.
СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛАГЕРЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
экскурсии;
конкурсы;
праздники (открытие и закрытие смены);
интеллектуальные игры;
развлекательные программы;
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ежедневная утренняя гимнастика;
спортивные мероприятия;
посещение бассейна;
прогулки на свежем воздухе;
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ:
работа с текстовым редактором Microsoft Office Word;
работа с графическим редактором Paint;
работа с программой Microsoft Office PowerPoint (для создания презентаций);
работа с программой Microsoft Office Publisher (для создания буклетов);
работа с программой Adobe Photoshop (для работы с фотографиями);
работа с цифровым фотоаппаратом (фото-съёмка );
работа с Web-камерой;
запись звука через микрофон.
Ожидаемые результаты:
По окончанию лагеря учащиеся:
приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, расширение и углубление знаний по предметам, умение исследовать, укрепление физических и психологических сил детей и подростков;
узнают много нового и интересного об истории Грязовецкого района и спорта, повысят свой культурный уровень в области искусства и живописи, а также культуре общения;
научатся работать в текстовом редакторе (создавать, редактировать и форматировать текст), графическом редакторе (выполнять операции копирования, группировки, поворота над рисунками); научаться создавать презентации, буклеты и работать с фотографиями; научаться находить нужную информацию в Интернете и обрабатывать ее в Word и PowerPoint, а также находить информацию из других источников.
ПЛАН – СЕТКА РАБОТЫ ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДА
Название профильного отряда – «КОМПЬЮТЕРиЯ»
День | Мероприятия | Приложение | |
Творческое коллективное дело | Работа в компьютерном классе | ||
1 день | «Здравствуй лагерь» | ||
1. Открытие лагеря
| «Вредные советы» (ТБ в компьютерном классе» | | |
2 день | «Каким я представляю компьютерный лагерь» | Графические редакторы: Paint, GIMP | |
1. Час дискуссии «Каким я представляю компьютерный лагерь» 2.Работа над проектом «Эмблема отряда» | Проект «Эмблема отряда» | ||
3 день | «Путешествие по улицам нашего города » | Программы для создания коллажей: Photoshop, Цифровой фотоаппарат | |
1. «Хочу все знать» (рекомендации по инструкции в работе цифрового фотоаппарата) 2. История города Грязовца. Памятники Вологды и Грязовца | Проект «Историческая планета» Создание коллажа по памятникам Вологды и Грязовца. | ||
4 день | «Знаменитые люди Вологодской области » | Программы для создания презентаций: Power Point, цифровая камера, наушники. | |
1. Знакомство с интересными людьми Вологодской области 2. Работа над проектом. | Создание презентации «Знаменитые люди Вологодской области» | ||
5 день | «Зеленая планета» | Программа для созданий публикаций: Рublisher | |
1. Знакомство с природой Грязовецкого района, ее растительным и животным миром. 2.Посещение музея. 3. Работа над проектом | Создание публикации «Сбережем природу!». | ||
6 день | «Информационная планета» | Использование браузера Opera | |
1. Знакомство с всемирной паутиной. 2.Поиск и подбор информации в Интернете. 3.Общение через электронную почту. | Создание почтового ящика, отправка текстовых и графических файлов. | ||
7 день | «Безопасная планета» | Программа для создания буклетов и публикаций: Рublisher | |
1. Лекция о безопасном общении в Интернете. 2. Работа над проектом | Выпуск газеты и буклетов по безопасному интернету. | ||
8 день | «В стране дорожных знаков» | Графические редакторы:Paint,GIMP | |
1. Лекция «Правила дорожного движения». | Рисование знаков ПДД в Paint. | ||
9 день | «Планета живописи» | Текстовый редактор Microsoft Office Word | |
1. Знакомство с известными картинами русских художников. 2.Работа с разными источниками информации. | Создание сообщений об известных художниках Вологодской области | ||
10 день | «Планета здорового питания» | Программа для создания буклетов: Рublisher | |
1. Кухня разных народов. 2.Лекция «Здоровая и полезная пища. Быстрый и полезный завтрак.» | Создание буклетов «Польза витаминов» | ||
11 день 12 день 13 день | «Планета умелых рук» | Графические редакторы:Paint, GIMP, 3D принтер | |
1. История возникновения витражей. 2.Техника создания витражей из бумаги. 3. Создание рисунка в Paint, викторин, кроссвордов и т.п. для проведения мероприятий в других отрядах. | Создание рисунка в Paint, викторин, кроссвордов и т.п. для проведения мероприятий в других отрядах. Работа 3D принтер | ||
14 день | «Спортивная планета» | Программы для создания презентаций: Power Point | |
1. История возникновения Олимпийских игр. 2. Веселые старты. 3. Работа над проектом | Создание презентации «Олимпийские виды спорта» | ||
15 день | « Спортсмены Хабаровского края » | Использование браузера Opera, Текстовый редактор Microsoft Office Word | |
1.Лекция о спортсменах Вологодской области 2.Посещение бассейна | Подготовка сообщений о спортсменах Вологодской области | ||
16 день 17 день | «Мой родной Грязовец» | Программа для создания буклетов и публикаций: Рublisher; Цифровой фотоаппарат | |
1.Выезд в краеведческий музей. 2. Викторина «Мой родной Грязовец». | Фильм «Мой родной Грязовец». | ||
18 день | «Планета умников и умниц» | Графические редакторы:Paint,GIMP | |
Лекция «Правила дорожного движения». | Рисование знаков ПДД в Paint. | ||
19 день | «Планета живописи» | Текстовый редактор Microsoft Office Word | |
1. Знакомство с известными картинами русских художников. 2.Работа с разными источниками информации. | Создание сообщений об известных художниках Вологодской области, Грязовца. | ||
20 день | «Планета здорового питания» | Программа для создания буклетов: Рublisher | |
1. Кухня разных народов. 2.Лекция «Здоровая и полезная пища. Быстрый и полезный завтрак.» | Создание буклетов «Польза витаминов» | ||
21 день | «До свидания лагерь!» | | |
Закрытие лагеря | |
Девиз:
Энергия, скорость, свобода движенья…
компьютерия - форсаж моего поколенья