Программа психологического сопровождения реализации ФГОС НОО на учебный год
Согласовано: _____________ Зам. директора по УВР |
Утверждаю: ______________ Директор школы |
Программа психологического сопровождения
реализации ФГОС НОО на 2017 – 2021 гг
Разработала:
Учитель начальных классов
Власенко Марина Ивановна
2017
Пояснительная записка
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности учителя начальных классов.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность ученика и учителя, как полноценных участников образовательного процесса.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;.
· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
· изучение проблем развития личности младшего школьника;
· формулировка заключения об основных характеристиках изучающийся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
· разработка программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований .
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
· Разработка профилактических мероприятий, занятий, рекомендаций.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учащиеся и родители.
1. «Трудности адаптации»
2. «Проблемы межличностных отношений в классе»
3. «Застенчивый ребенок»
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.(совместно с психологом, если есть)
Направление работы |
Цель и задачи |
Для детей |
Для родителей |
Результат |
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа
|
Цель: выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Задачи : 1.предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; 3. психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. |
Диагностики, коррекционно-развивающие занятия |
Индивидуальные беседы на темы: «Вредные привычки», «Ребенок и компьютер» «Ребенок меня не слушает», «Наказание в семье: за и против», родительские собрания «Проблемы нашего класса», «Ребенок и школа. Проблема сотрудничества», групповые беседы, тренинги «Как помочь ребенку с проблемами в общении», «Как бороться с детской агрессией», «Проблемный ребенок». |
Отсутствие девиантного поведения в классе, становление благоприятного микроклимата в классе, отсутствие конфликтов |
Просвещение и профилактика
|
Цель: предупреждение отклонений в личностном развитии у учащихся. Задачи: Знакомить педагогов и родителей с основными |
Праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», классные часы «Наша родословная», «Вредные привычки», «О пользе чтения», тренинги «Агрессивный ребенок», «Как помочь ребенку, испытующему трудности в общении со сверстниками». |
Совместные праздники «Мама, папа, я – спортивная семь», «Осенний балл» тренинги» «Вредные привычки», «О пользе чтения», тренинги» ярмарки «Дары осени», выставки, родительские собрания «Достижения нашего класса». |
Сформированные положительные привычки, приятный микроклимат в классе, отсутствие бродяг, неуспевающих, психолого-педагогическое просвещение родителей. |
Психологическое консультирование
|
Цели: Система специальных мероприятий, направленных на 1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы, 2. сохранение, адаптация, 3. рост и развитие личности. Задачи: · психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; · содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; · формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; · содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; · психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; · профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников; · участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений; |
Индивидуальные беседы «Вредные привычки», «Мои друзья», «Нужно ли мне делать домашнее задание», психологические игры «Я люблю тебя…» «Скалолаз», «Проводник», тренинги «Барометр настроения», «Суд присяжных», «Река», игры на сплочение или урегулирования конфликтов «Рукопожатия и поклоны», «Правда или ложь», «Лабиринт», «Пожелания», «Я хочу тебе подарить». |
Индивидуальные беседы «Отстающий ребенок: как помочь?» «Друзья моего ребенка», «Вредные привычки», групповые беседы «Отстающий ребенок: как помочь?» «Друзья моего ребенка», «Вредные привычки», тренинги, присутствие на педагогических собраниях, родительские собрания «Это не простое домашнее задание», «Проблемы социализации». |
Нормализации отношений в системе «учитель – родители», создание благоприятных условия для сотрудничества школы и семьи. |
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап – поступление ребенка в школу, этап начинается и заканчивается в сентябре месяце. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
Стартовая диагностика
Показатели готовности |
Цель |
Диагностический инструментарий |
Сроки проведения |
состояние нервной системы |
Изучить состояние нервной системы ребенка на этапе адаптации к школе |
Темпинг-тест Ильиной, Методика «Краски», Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), «Социометрия». |
6.09.12. |
развитие мелкой моторики |
Определить ведущую руку и общую готовность рук к письму |
Методика определения моторной асимметрии, «Графический диктант», «Домик». Синкинезии. |
9.09.12. |
внутренняя позиция школьника -самооценка -мотивация |
Изучение сформированности мотиваций к учению Определение уровня личных притязаний |
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева). Тест на определение самооценки «Лесенка», «Градусник», «Кто я?» |
12.09.2016 |
произвольность психических процессов |
Диагностика психологической готовности к обучению в школе |
Проба на внимание Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л., Методика «Какое слово длиннее?», "Исключение лишнего", «Матрица Равена». |
15.09.2016 |
графические навыки |
Диагностика сформированности целеполагания, самоконтроля |
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») |
18.09.16 |
|
|
|
|
Тематика групповых и индивидуальных консультаций для родителей . 1.Гиперактивный ребенок 2.Ребенок и его домашнее задание 3. Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками |
Писхологопедагогическое просвещение родителей в решении актуальных проблем. |
Групповые и индивидуальные консультации |
20.09.2016 |
II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий в период адаптации «Здравствуй школа!»
Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Вид деятельности |
Цель |
Тематика |
Результат |
Изучение адаптационного периода |
Изучение уровня успешности адаптации |
Диагностики: Методика “Домики”, Методика "Градусник", Методика "Солнце, тучка, дождик" |
Уровень адаптации |
Проведение консультаций и просветительской работы с родителями |
Писхологопедагогическое просвещение родителей |
Индивидуальные беседы |
Расширение знаний о педагогике |
Организация методической работы. |
Обмен опытом в различных аспектах работы учителя |
Обмен опытом, консультации, педагогические советы, методические объединения |
Связь с педагогами |
Организация психолого-педагогической поддержки школьников |
Оказание помощи школьникам для решения психологических проблем |
Индивидуальные консультации, групповые, тренинги, посещение на дому |
Решение психологических проблем учащихся |
Организация групповой развивающей работы |
Оказание помощи группе школьников в решение психологических проблем |
Групповые консультации, тренинги |
Решение актуальной проблемы |
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
4. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Год обучения |
Виды УУД |
Характеристика УУД |
Диагностический инструментарий |
Планируемый результат |
Фиксация результатов |
1 класс |
Личностные |
Положительно отношение к школе, чувство необходимости учения, предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленное на поддержание общепринятых норм |
Методика «Беседа о школе», Рефлексивная самооценка учебной деятельности, «Опросник мотивации», «Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы», Дембо «Самооценка», Методика «Ты гражданином быть обязан», Методика «Какой я?» (модификация М. Куна), «Лесенка». |
Сформированная внутренняя позиция школьника, адекватная самооценка, мотивации, сформированность мотивов учения, знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений |
|
|
Регулятивные |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Формулировать и удерживать учебную задачу. умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; Умение контролировать выполняемые действия |
Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель», Методика «Карикатурная проба», «Найди отличия» «Построение числового эквивалента» (Ж.Пиаже, А. Шеминская). |
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять цель, заданную учителем, умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, спокойно относиться к критике |
|
|
Познавательные |
Умение выделять параметры объектов, подающихся измерению, операция установления взаимно-однозначного соответствия, умение выделять существенные признаки, классифицировать объекты, выделяя общие качества. |
Методика «Логические задачи», методика «Нахождение схем к задачам» (По А.Н. Рябинкиной), Проба на познавательную инициативу методика «Кодирование» (тест Д. Векслера). |
Научится воспринимать и анализировать сообщения и их важнейшие компоненты; использовать знаково-символические средства, моделирования. Изучат общие приемы решения задач. |
|
|
Коммуникативные |
Понимание возможности в общении со взрослыми и сверстниками; ориентация на позицию др.людей. понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; учет разных мнений. Умение договориться; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
Методика «Левая и правая стороны», Задание «Рукавички» Г.А.Цукерман, Методика «Узор под диктовку» |
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать речевое обращение другого человека. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное |
|
|
|
|
|
|
|
2 класс |
Личностные |
Сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. |
«Лесенка», Оценка школьной мотивации, «Что такое хорошо и что такое плохо», Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой, Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой) Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже) Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами). |
Адекватность понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности Сформированность учебно-познавательного интереса школьника. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме Дифференциация конвенциональных и моральных норм Решение моральной дилеммы на основе децентрации |
|
|
Регулятивные |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Формулировать и удерживать учебную задачу. умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; Умение контролировать выполняемые действия |
«Образец и правило» Методика на выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, Корректурная проба |
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять цель, заданную учителем, умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, спокойно относиться к критике |
|
|
Познавательные |
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
Методика «Кодирование»(11_й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка), Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой), Методика «Нахождение схем к задачам»(по А.Н. Рябинкиной). |
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушан ое; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях |
|
|
Коммуникативные |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
Методика «Левая и правая стороны», Задание «Рукавички» Г.А.Цукерман, Методика «Узор под диктовку» |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
|
|
|
|
|
|
|
3 класс |
Личностные |
Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы, Сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. |
Тест на определение самооценки «Лесенка», Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) Методика«Кто Я?»(М. Кун), Методика выявления характера атрибуции успеха\неуспеха (Рефлексивная оценка характера атрибуции неуспеха). |
чувство необходимости учения, адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик», формируется собственная точка зрения, предпочтение социального способа оценки своих знаний.
|
|
|
Регулятивные |
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; установка на поиск способов разрешения трудностей. Умение контролировать выполняемые действия. умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
Корректурная проба, Проба на внимание Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Формулировать и удерживать учебную задачу. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Степень развития произвольного внимания. |
|
|
Познавательные |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.), для решения проблем, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
Методика «Логические закономерности», Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой), Методика «Нахождение схем к задачам»(по А.Н. Рябинкиной). |
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. |
|
|
Коммуникативные |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное |
Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), Задание «Аквариум», Задание «Совместная сортировка», Задание «Дорога к дому» (Модифицированный вариант методика «Архитектор-строитель»). |
Приобретает умения учитывать позицию собеседника, организовывать о осуществлять сотрудничество со сверстниками, адекватно воспринимать т передавать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
4 класс |
Личностные |
Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы, Сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. |
Тест на определение самооценки «Лесенка», Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) Методика«Кто Я?»(М. Кун), Методика выявления характера атрибуции успеха\неуспеха (Рефлексивная оценка характера атрибуции неуспеха). |
чувство необходимости учения, адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик», формируется собственная точка зрения, предпочтение социального способа оценки своих знаний.
|
|
|
Регулятивные |
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей; установка на поиск способов разрешения трудностей. Умение контролировать выполняемые действия. умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
Корректурная проба, Проба на внимание Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. |
Самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Может оценить действия других учеников. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. |
|
|
Познавательные |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу |
Исследование словесно- логического мышления, «Найди отличия» (сравнение картинок), Тест «Логические закономерности». |
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
|
|
Коммуникативные |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), Задание «Аквариум», Задание «Совместная сортировка», Задание «Дорога к дому» (Модифицированный вариант методика «Архитектор-строитель»). |
Приобретает умения учитывать позицию собеседника, организовывать о осуществлять сотрудничество со сверстниками, адекватно воспринимать т передавать информацию. |
|
Фиксация результатов:
-Портфолио
-Индивидуальная карта
-Карта творческих достижений
-Карта наблюдений
-Книга личных достижений
Готовность к переходу в среднее звено школы
Сводная таблица комплексной оценки результатов образования учащихся |
Сводная таблица комплексной оценки результатов образования учащихся
в рамках внедрения ФГОС НОО
№ п/п |
Группа результатов
|
|
Сроки проведения |
Вид диагностики |
Предмет |
Фиксирование результатов
(по уровням) |
1 |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Педагогическая диагностика |
|
|
|
Оценочный лист (Персонифицированные) |
|
|
|
Оценочный лист (Персонифицированные) |
|||
|
|
|
Оценочный лист
(Персонифицированные «зачёт/незачёт») |
|||
|
Итоговая комплексная работа по окончании 1 класса.
|
Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру |
Оценочный лист
(Персонифицированные «зачёт/незачёт») |
|||
|
||||||
2 |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТы |
Мониторинг |
Сроки проведения |
Вид УУД |
Инструментарий |
Фиксирование результатов |
|
Коммуникативные УУД |
|
Оценочный лист
(Персонифицированные)
|
|||
|
Регулятивные УУД |
|
Оценочный лист
(Персонифицированные) |
|||
|
Познавательные УУД |
.
|
Оценочный лист
(Персонифицированные)
|
|||
|
|
|
Сроки проведения |
Формулировка из текста ФГОС |
Инструментарий |
Фиксирование результатов |
3 |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Диагности- ческие исследования
Достижение воспитатель- ного результата
|
|
Смыслоообразование. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
|
Не подлежат итоговой оценке
(неперсонифицированные) |
Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам лругих людей. |
|
Не подлежат итоговой оценке (неперсонифицированные) |
||||
Морально-этическая ориентация. Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
|
Не подлежат итоговой оценке
(неперсонифицированные)
Сводная характеристика достижений и положительных качеств обучающихся класса |
||||
Накопительная оценка: портфель достижений |
||||||
|
|
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. 1 раз в год в мае; |
|