Программа для психологического сопровождения воспитанников «Путь в счастливую жизнь»

2
0
Материал опубликован 17 May 2019 в группе

ПРИНЯТО

решением методического объединения

Протокол №_____ от «____»_______________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ АО «Онежский детский дом»

__________________Т.А.Лысцова

«_____»__________________ 20__г.

 

 

ПРОГРАММА

подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной (семейной) жизни

«ПУТЬ В СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ»

 

Педагог-психолог: Ожигина М.А.


 

Пояснительная записка.

Исследования педагогов и психологов, проведенные с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, свидетельствуют о том, что данная категория детей испытывает трудности в адаптации к обществу и выстраивании самостоятельной семейной жизни. Толстых Н.Н. и Прихожан А.М. в своих работах описывают неумение детей-сирот выстраивать межличностные взаимоотношения, высокую агрессию или тревожность в общении, неумение контролировать свои эмоции, неадекватную самооценку, негативное отношение к жизни, к будущему, отсутствие (или наличие отрицательных) представлений о семье, несформированность модели поведения мальчика (девочки), трудности профессионального самоопределения.

На сегодняшний день в Онежском детском доме воспитываются дети, поступившие из учреждений для детей-сирот, не имеющие опыта проживания в семье – 40,6%, поступившие из учреждений, но имеющие опыт жизни в кровной семье – 15,6%, из замещающих семей – 18,8% и дети, поступившие из кровных семей – 8%.

По результатам анализа программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «У нас будет семья» за 2013-2016 гг., 72% воспитанников усвоили её на высоком уровне, 28% - на среднем.

Подгрупповые занятия, активные методы и приёмы работы педагога-психолога способствуют эмоциональному развитию воспитанников, формированию умений самоконтроля, навыков конструктивного общения, формированию представлений о семье, функциях и ролях членов семьи, способности к профессиональному самоопределению. Всё выше описанное подчеркивает актуальность разработки и реализации программы.

 

Цель: создание условий для формирования позитивного образа будущей самостоятельной семейной и профессиональной жизни.

 

Задачи (для воспитанников младшего школьного возраста):

Знакомить с основными эмоциями (радость, печаль, гнев, обида, страх), учить распознавать их у себя и окружающих;

Обучать способам саморегуляции, навыкам конструктивного выражения эмоций;

Обучать способам эффективного общения, приёмам выхода из конфликта;

Содействовать сплочению детского коллектива;

Способствовать формированию образцов семьи (роли, функции);

Содействовать формированию модели поведения мальчик – девочка;

Содействовать профессиональному самоопредлению.

 

Задачи (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста):

Актуализировать знания об основных эмоциях;

Знакомить с эмоциями (волнение, тревожность, обида, стресс), учить осознавать их у себя, определять у окружающих;

Знакомить с понятием стресс, способы борьбы с ним;

Продолжать обучать способам саморегуляции, навыкам конструктивного выражения эмоций;

Продолжать обучать способам эффективного общения, приёмам выхода из конфликта;

Содействовать сплочению детского коллектива;

Продолжать способствовать формированию образцов семьи (роли, функции);

Содействовать формированию модели поведения юноша– девушка;

Содействовать профессиональному самоопределению.

 

Период реализации программы: 2016-2019 гг.

 

Занятия проводятся в подгрупповой форме, 1 раз в неделю с, воспитаннками в детского дома.

 

Методы и приемы:

Упражнения.

Игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры-драматизации, психогимнастика).

Просмотр и анализ видеоматериала.

Элементы техник сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, пескотерапии.

Дискуссии, анализ проблемных ситуаций.

Рефлексивные техники.

 

Материально-техническое обеспечение:

Стол и стулья по количеству участников.

Диван, два кресла.

Стол для работы с песком.

Музыкальное обеспечение.

Настольно-печатные игры.

Предметные игрушки.

Мольберт, флип-чарт.

Изоматериалы (цветные мелки, краски, карандаши, фломастеры, писчая и цветная бумага).

Зеркало.

 

Тематическое планирование

Младший школьный возраст

 

2016-2017гг период

реализации

2017-2018гг период реализации

2018-2019гг период реализации

тема

 

тема

тема

I четверть

 

 

1

Я рада вас видеть (Вводное).

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

(Вводное).

Я рада вас видеть (Вводное).

2

Я- мальчик, я- девочка.

Я сегодня.

Рисуем свой портрет.

3

Мой Мир.

Я и Мир вокруг меня.

Путешествие в страну Я.

4

Понимать друг друга важно.

Страна понимания.

Мы вместе.

II четверть

 

 

5

Радость.

Причины радости.

Как определить радостного человека.

6

Способы выражения радости.

Как поднять себе настроение?

Как можно поделиться своей радостью?

7

Грусть.

Учимся распознавать грусть.

Способы преодоления грусти.

8

Как помочь грустному человеку.

Как правильно вести себя с грустным человеком?

Что чувствует грустный человек?

9

Страх.

Как справиться со страхом?

Учимся преодолевать страх.

10

Обида.

Как можно распознать обиду?

Способы преодоления обиды.

11

Гнев.

Как можно распознать гнев?

Способы преодоления гнева.

12

Последствия гнева.

Как справиться с чувством гнева?

Учимся преодолевать гнев.

III четверть

 

 

13

Я и мои взаимоотношения с окружающими.

Я и мои взаимоотношения с ребятами в детском доме.

Я и мои взаимоотношения с воспитателями.

14

Я и мои взаимоотношения в школе.

Я и мои взаимоотношения с ребятами на улице.

Общение по телефону.

 

15

Я и компьютер.

Правила использования умной машины.

Осторожно – интернет!

16

Дружба.

Правила дружбы.

Важность дружбы.

17

Лучший друг.

Может ли взрослый стать другом?

Дружба между мальчиками и девочками.

18

Давайте никогда не ссориться?!

Причины конфликтов.

Как правильно противостоять конфликтам?

19

Способы разрешения конфликтов.

Учимся взаимодействовать.

Учимся взаимодействовать.

20

Непростые ситуации

(моделирование, проигрывание ситуаций).

Непростые ситуации (моделирование, проигрывание ситуаций).

Непростые ситуации (моделирование, проигрывание ситуаций).

VI четверть

 

 

21

Что такое семья?

Для чего семья нужна?

Кто может быть членом семьи?

22

Что такое труд. Каким он бывает?

Труд человека.

Важность труда.

23

Что такое профессия?

Виды профессий.

Важность профессии.

24

Заключительное.

Заключительное.

Заключительное.

 

Средний, старший школьный возраст.

 

2016-2017гг период

реализации

2017-2018гг период

реализации

2018-2019гг период

реализации

тема

 

тема

тема

1

Я рада вас видеть (Вводное).

Я рада вас видеть (Вводное).

Я рада вас видеть (Вводное

2

Я подросток. Какой Я?

Я сегодня.

Я сегодня.

3

Мои «сильные», «слабые» стороны.

Мои достоинства, мои недостатки.

Мои «сильные», «слабые» стороны.

4

Я глазами других.

Я знаю о себе…..

Зеркало.

5

Мой внутренний мир.

Мои мечты, мои надежды.

Мои радости и переживания.

6

Обида.

Способы преодоления обиды.

Как распознать обиду?

7

Гнев.

Причины гнева.

Способы преодоления гнева.

8

Как поднять себе настроение?

Правильные способы подънятия настроения.

Как можно развеселить окружающих?

9

Стресс.

Причины стресса.

Способы борьбы со стрессом.

10

Тревожность.

Причины тревожности.

Пути преодоления тревожности.

11

Причины неуправляемого поведения.

Способы управления собой.

Учимся управлять собой.

12

Ценность жизни.

Жизненная прямая.

Жизнь прекрасна.

13

Важность дружбы.

Учимся дружить.

Лучший друг – как его узнать?

14

Значение взаимопомощи.

Способы поддержки.

Учимся помогать друг другу.

15

Дружба между юношей и девушкой.

Правила дружбы между юношей и девушкой.

Непростые ситуации.

16

Конфликты и как им противостоять

Чувства, возникающие при конфликтных ситуациях.

Способы предотвращения конфликтов.

17

Компьютер. Правила использования.

Вред и польза умной машины.

Компьютер в моей жизни.

18

Виртуальный мир.

Значение интернет сети.

Виртуальные опасности.

19

Я и мои взаимоотношения с окружающими.

Я и мои взаимоотношения с воспитателями.

Я и мои взаимоотношения с младшими ребятами.

20

Правила общения.

Об этом важно помнить.

Добрые слова всегда со мной.

21

Семья. Зачем нужна семья?

Члены семьи.

Для чего нужна семья?

22

Счастливая семья.

Моя будущая семья.

Семейные традиции.

23

В мире профессий.

Качества, необходимые для моей профессии.

Виртуальное путешествие в мир профессий.

24

Важность профессии.

Важность профессии.

Все в моих руках.

 

Предполагаемый результат реализации программы

Младший школьный возраст:

Распознают эмоции радости, грусти, страха, злости, обиды.

Имеют представление о причинах возникновения этих чувств.

Осознают их у себя и у окружающих.

Знают о нормах и правилах общения.

Способны называть причины конфликтов и знают как можно их избежать.

Владеют информацией о правилах использования компьютера и опасностях, которые могут существовать в интернете.

Знают о ролях, функциях членов семьи.

Знакомы с некоторыми видами профессий человека.

Знают о модели поведения девочки и мальчика.

 

Средний, старший школьный возраст:

Распознают эмоциональное состояние свое и других.

Знакомы со способами управления своими отрицательными эмоциями

Знают позитивные и негативные эмоции человека.

Распознают собственные личностные качества и качества окружающих.

Владеют информацией о правилах использования компьютера и опасностях, которые могут существовать в интернете

Знают как избежать конфликтов и ссор.

Знают о модели поведения девушки и юноши.

Знают о важности семьи для человека.

Знают о ролях и функциях членов семьи.

Знают для чего нужна профессия человеку

 

Результативность программы проверяется с помощью диагностического обследования, направленного на изучение особенностей эмоционально – личностной сферы и беседы с воспитанниками, получение обратной связи по итогам занятий.

 

 

Литература:

Агарков С. Интимный мир молодой семьи // Воспитание школьников, 1995, №1, с. 38-41.

Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 31-34.

Басюк В. С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 132 с.

Н.А.Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» род ред.Л.М.Шипицыной.-2008

Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963. – 192 с.

Вардугин В. О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 34-35.

Е.Лютова, Г.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-2011

М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, консультирование, занятия, тренинги».-2009

Вильчанская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальную послешкольную жизнь) // Классный руководитель, 2001, №6, с. 40-81.

Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. – М.: ТОО “СИМС”, 1996. – 32 с.

Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.

Е.Л. Набокина «Сказки и игры с «особым» ребенком».-2006

Л.В.Пасечник «Реабилитация депрессивного состояния у детей».-2007

Е.Е.Смирнова «Познаю себя и учусь управлять собой»(программа уроков психологии для младших подростков 10-12 лет.-2007

Ю.В.Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.-2002

Г. С. Чеснокова и др. В помощь школьному психологу «Воспитание лидера» (тренинги с подростками).-2009

Г.А.Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».-2005

Журналы «Школьный психолог»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации