12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина43 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа для психологического сопровождения воспитанников «Путь в счастливую жизнь»
ПРИНЯТО решением методического объединения Протокол №_____ от «____»_______________ 20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ АО «Онежский детский дом» __________________Т.А.Лысцова «_____»__________________ 20__г.
|
ПРОГРАММА
подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной (семейной) жизни
«ПУТЬ В СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ»
Педагог-психолог: Ожигина М.А.
Пояснительная записка.
Исследования педагогов и психологов, проведенные с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, свидетельствуют о том, что данная категория детей испытывает трудности в адаптации к обществу и выстраивании самостоятельной семейной жизни. Толстых Н.Н. и Прихожан А.М. в своих работах описывают неумение детей-сирот выстраивать межличностные взаимоотношения, высокую агрессию или тревожность в общении, неумение контролировать свои эмоции, неадекватную самооценку, негативное отношение к жизни, к будущему, отсутствие (или наличие отрицательных) представлений о семье, несформированность модели поведения мальчика (девочки), трудности профессионального самоопределения.
На сегодняшний день в Онежском детском доме воспитываются дети, поступившие из учреждений для детей-сирот, не имеющие опыта проживания в семье – 40,6%, поступившие из учреждений, но имеющие опыт жизни в кровной семье – 15,6%, из замещающих семей – 18,8% и дети, поступившие из кровных семей – 8%.
По результатам анализа программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «У нас будет семья» за 2013-2016 гг., 72% воспитанников усвоили её на высоком уровне, 28% - на среднем.
Подгрупповые занятия, активные методы и приёмы работы педагога-психолога способствуют эмоциональному развитию воспитанников, формированию умений самоконтроля, навыков конструктивного общения, формированию представлений о семье, функциях и ролях членов семьи, способности к профессиональному самоопределению. Всё выше описанное подчеркивает актуальность разработки и реализации программы.
Цель: создание условий для формирования позитивного образа будущей самостоятельной семейной и профессиональной жизни.
Задачи (для воспитанников младшего школьного возраста):
Знакомить с основными эмоциями (радость, печаль, гнев, обида, страх), учить распознавать их у себя и окружающих;
Обучать способам саморегуляции, навыкам конструктивного выражения эмоций;
Обучать способам эффективного общения, приёмам выхода из конфликта;
Содействовать сплочению детского коллектива;
Способствовать формированию образцов семьи (роли, функции);
Содействовать формированию модели поведения мальчик – девочка;
Содействовать профессиональному самоопредлению.
Задачи (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста):
Актуализировать знания об основных эмоциях;
Знакомить с эмоциями (волнение, тревожность, обида, стресс), учить осознавать их у себя, определять у окружающих;
Знакомить с понятием стресс, способы борьбы с ним;
Продолжать обучать способам саморегуляции, навыкам конструктивного выражения эмоций;
Продолжать обучать способам эффективного общения, приёмам выхода из конфликта;
Содействовать сплочению детского коллектива;
Продолжать способствовать формированию образцов семьи (роли, функции);
Содействовать формированию модели поведения юноша– девушка;
Содействовать профессиональному самоопределению.
Период реализации программы: 2016-2019 гг.
Занятия проводятся в подгрупповой форме, 1 раз в неделю с, воспитаннками в детского дома.
Методы и приемы:
Упражнения.
Игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры-драматизации, психогимнастика).
Просмотр и анализ видеоматериала.
Элементы техник сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, пескотерапии.
Дискуссии, анализ проблемных ситуаций.
Рефлексивные техники.
Материально-техническое обеспечение:
Стол и стулья по количеству участников.
Диван, два кресла.
Стол для работы с песком.
Музыкальное обеспечение.
Настольно-печатные игры.
Предметные игрушки.
Мольберт, флип-чарт.
Изоматериалы (цветные мелки, краски, карандаши, фломастеры, писчая и цветная бумага).
Зеркало.
Тематическое планирование
Младший школьный возраст
| 2016-2017гг период реализации | 2017-2018гг период реализации | 2018-2019гг период реализации |
№ | тема
| тема | тема |
I четверть |
|
| |
1 | Я рада вас видеть (Вводное). | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (Вводное). | Я рада вас видеть (Вводное). |
2 | Я- мальчик, я- девочка. | Я сегодня. | Рисуем свой портрет. |
3 | Мой Мир. | Я и Мир вокруг меня. | Путешествие в страну Я. |
4 | Понимать друг друга важно. | Страна понимания. | Мы вместе. |
II четверть |
|
| |
5 | Радость. | Причины радости. | Как определить радостного человека. |
6 | Способы выражения радости. | Как поднять себе настроение? | Как можно поделиться своей радостью? |
7 | Грусть. | Учимся распознавать грусть. | Способы преодоления грусти. |
8 | Как помочь грустному человеку. | Как правильно вести себя с грустным человеком? | Что чувствует грустный человек? |
9 | Страх. | Как справиться со страхом? | Учимся преодолевать страх. |
10 | Обида. | Как можно распознать обиду? | Способы преодоления обиды. |
11 | Гнев. | Как можно распознать гнев? | Способы преодоления гнева. |
12 | Последствия гнева. | Как справиться с чувством гнева? | Учимся преодолевать гнев. |
III четверть |
|
| |
13 | Я и мои взаимоотношения с окружающими. | Я и мои взаимоотношения с ребятами в детском доме. | Я и мои взаимоотношения с воспитателями. |
14 | Я и мои взаимоотношения в школе. | Я и мои взаимоотношения с ребятами на улице. | Общение по телефону.
|
15 | Я и компьютер. | Правила использования умной машины. | Осторожно – интернет! |
16 | Дружба. | Правила дружбы. | Важность дружбы. |
17 | Лучший друг. | Может ли взрослый стать другом? | Дружба между мальчиками и девочками. |
18 | Давайте никогда не ссориться?! | Причины конфликтов. | Как правильно противостоять конфликтам? |
19 | Способы разрешения конфликтов. | Учимся взаимодействовать. | Учимся взаимодействовать. |
20 | Непростые ситуации (моделирование, проигрывание ситуаций). | Непростые ситуации (моделирование, проигрывание ситуаций). | Непростые ситуации (моделирование, проигрывание ситуаций). |
VI четверть |
|
| |
21 | Что такое семья? | Для чего семья нужна? | Кто может быть членом семьи? |
22 | Что такое труд. Каким он бывает? | Труд человека. | Важность труда. |
23 | Что такое профессия? | Виды профессий. | Важность профессии. |
24 | Заключительное. | Заключительное. | Заключительное. |
Средний, старший школьный возраст.
| 2016-2017гг период реализации | 2017-2018гг период реализации | 2018-2019гг период реализации |
№ | тема
| тема | тема |
1 | Я рада вас видеть (Вводное). | Я рада вас видеть (Вводное). | Я рада вас видеть (Вводное |
2 | Я подросток. Какой Я? | Я сегодня. | Я сегодня. |
3 | Мои «сильные», «слабые» стороны. | Мои достоинства, мои недостатки. | Мои «сильные», «слабые» стороны. |
4 | Я глазами других. | Я знаю о себе….. | Зеркало. |
5 | Мой внутренний мир. | Мои мечты, мои надежды. | Мои радости и переживания. |
6 | Обида. | Способы преодоления обиды. | Как распознать обиду? |
7 | Гнев. | Причины гнева. | Способы преодоления гнева. |
8 | Как поднять себе настроение? | Правильные способы подънятия настроения. | Как можно развеселить окружающих? |
9 | Стресс. | Причины стресса. | Способы борьбы со стрессом. |
10 | Тревожность. | Причины тревожности. | Пути преодоления тревожности. |
11 | Причины неуправляемого поведения. | Способы управления собой. | Учимся управлять собой. |
12 | Ценность жизни. | Жизненная прямая. | Жизнь прекрасна. |
13 | Важность дружбы. | Учимся дружить. | Лучший друг – как его узнать? |
14 | Значение взаимопомощи. | Способы поддержки. | Учимся помогать друг другу. |
15 | Дружба между юношей и девушкой. | Правила дружбы между юношей и девушкой. | Непростые ситуации. |
16 | Конфликты и как им противостоять | Чувства, возникающие при конфликтных ситуациях. | Способы предотвращения конфликтов. |
17 | Компьютер. Правила использования. | Вред и польза умной машины. | Компьютер в моей жизни. |
18 | Виртуальный мир. | Значение интернет сети. | Виртуальные опасности. |
19 | Я и мои взаимоотношения с окружающими. | Я и мои взаимоотношения с воспитателями. | Я и мои взаимоотношения с младшими ребятами. |
20 | Правила общения. | Об этом важно помнить. | Добрые слова всегда со мной. |
21 | Семья. Зачем нужна семья? | Члены семьи. | Для чего нужна семья? |
22 | Счастливая семья. | Моя будущая семья. | Семейные традиции. |
23 | В мире профессий. | Качества, необходимые для моей профессии. | Виртуальное путешествие в мир профессий. |
24 | Важность профессии. | Важность профессии. | Все в моих руках. |
Предполагаемый результат реализации программы
Младший школьный возраст:
Распознают эмоции радости, грусти, страха, злости, обиды.
Имеют представление о причинах возникновения этих чувств.
Осознают их у себя и у окружающих.
Знают о нормах и правилах общения.
Способны называть причины конфликтов и знают как можно их избежать.
Владеют информацией о правилах использования компьютера и опасностях, которые могут существовать в интернете.
Знают о ролях, функциях членов семьи.
Знакомы с некоторыми видами профессий человека.
Знают о модели поведения девочки и мальчика.
Средний, старший школьный возраст:
Распознают эмоциональное состояние свое и других.
Знакомы со способами управления своими отрицательными эмоциями
Знают позитивные и негативные эмоции человека.
Распознают собственные личностные качества и качества окружающих.
Владеют информацией о правилах использования компьютера и опасностях, которые могут существовать в интернете
Знают как избежать конфликтов и ссор.
Знают о модели поведения девушки и юноши.
Знают о важности семьи для человека.
Знают о ролях и функциях членов семьи.
Знают для чего нужна профессия человеку
Результативность программы проверяется с помощью диагностического обследования, направленного на изучение особенностей эмоционально – личностной сферы и беседы с воспитанниками, получение обратной связи по итогам занятий.
Литература:
Агарков С. Интимный мир молодой семьи // Воспитание школьников, 1995, №1, с. 38-41.
Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 31-34.
Басюк В. С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 132 с.
Н.А.Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» род ред.Л.М.Шипицыной.-2008
Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963. – 192 с.
Вардугин В. О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 34-35.
Е.Лютова, Г.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-2011
М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, консультирование, занятия, тренинги».-2009
Вильчанская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальную послешкольную жизнь) // Классный руководитель, 2001, №6, с. 40-81.
Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. – М.: ТОО “СИМС”, 1996. – 32 с.
Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
Е.Л. Набокина «Сказки и игры с «особым» ребенком».-2006
Л.В.Пасечник «Реабилитация депрессивного состояния у детей».-2007
Е.Е.Смирнова «Познаю себя и учусь управлять собой»(программа уроков психологии для младших подростков 10-12 лет.-2007
Ю.В.Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.-2002
Г. С. Чеснокова и др. В помощь школьному психологу «Воспитание лидера» (тренинги с подростками).-2009
Г.А.Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».-2005
Журналы «Школьный психолог»