Программа работы классного руководителя с коллективом класса «Эхо сердец»
Программа
работы классного руководителя с коллективом класса
«Эхо сердец»
Автор: Бускина А.П.
классный руководитель 5 «А» класса
СОДЕРЖАНИЕ
1 . Пояснительная записка.
2. Основные программные мероприятия.
3. План – график реализации Программы.
4. Промежуточные результаты.
5. Методическое обеспечение Программы
6. Ресурсное обеспечение Программы.
6. Список используемой литературы.
7. Приложения:
Приложение 1. План воспитательной работы.
Приложение 2 Методика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций».
Приложение 3.Определение уровня воспитанности. Методика Капустиной Н.П.
Приложение 4. Методика А.И.Григорьевой. «Детский коллектив как условие развития личности школьников.
Приложение 5. Методика «Социометрия положительного выбора».
Приложение 6. Опросник социализированности личности М.И. Рожкова,
Приложение 7. Сценарии классных часов.
Пояснительная записка
Я сердце детям отдаю и твёрдо знаю:
Отдав его, я больше обретаю.
Счастливым человек тогда быть может,
Когда он душу за других положит.
В.А.Сухомлинский.
Современный мир может быть представлен бегущими стрелками часов, символизирующими стремительные изменения в обществе. Такие перемены коснулись и образовательного пространства, которое стало рассматриваться как социально активное. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, воплощать идеи, реализовывать социально значимые инициативы.
В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социума. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов второго поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России.
Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, отмечается, что важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении».
Меня заинтересовала проблема успешной социализации личности через его включение в волонтерскую деятельность. К тому же, диагностические исследования, доверенного мне 5 класса в 2018 году, показали отсутствие инициативы, желания брать на себя ответственность, недостаточность отзывчивости, доброты к окружающим, на первый план у многих выходят не нравственные ценности, а потребительские. Чтобы изменить ситуацию и направить свою деятельность как классного руководителя на достижение конкретного результата, я решила найти такие приемы организации деятельности детей, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Понимание того, что только в случае его добровольного и посильного включения в решение проблем социума, ребенок способен приобрести опыт, необходимый для усвоения им общепринятых норм, привело меня к созданию программы «Эхо сердец».
Программа «Эхо сердец» даёт возможность осуществления «своих собственных надежд и мечтаний», движения по восходящей лестнице личностного развития и социализации ребёнка.
Направленность программы.
Программа является практико-ориентированной и призвана помочь детям в приобретении позитивного опыта социального взаимодействия.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в ознакомлении обучающихся с волонтёрством, как видом общественной деятельности, в получении первого социального опыта. Приоритетным в программе является развитие (через волонтерское движение) таких качеств личности, которые будут способствовать самоопределению, самореализации и социализации подростков.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные формы деятельности, а именно в волонтерское движение. С одной стороны, содержание программы направлено на формирование в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, с другой стороны – содержание мероприятий, входящих в содержание программы, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех обучающихся, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Цель программы: развитие социальной активности детей посредством участия в волонтерском движении, выявление, поддержка и развитие социальных инициатив обучающихся.
Задачи программы:
формирование позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности;
развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям;
развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя и окружающих людей;
воспитание умения сопереживать, помогать другим людям;
воспитание стремления к самосовершенствованию через развитие необходимых личностных качеств и способностей.
Отличительными особенностями программы является то, что она отражает современные идеи и актуальные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность.
Вид программы:
Комплексная, долгосрочная.
Срок реализации: 5 лет.
Возраст детей: 11-16 лет
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы:
1. Методика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций».
2. Методика Капустина «Уровень воспитанности»;
3. Методика А.И. Григорьевой.
«Детский коллектив как условие развития личности школьников».
4. Методика изучения социализированности личности по М.И. Рожкову.
5. Диагностика отношения к жизненным позициям
Сроки реализации программы:
I этап -«В классе друзья живут без «я» - 5 класс (2018-2019 учебный год)
II этап - «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо» -
6, 7, 8 классы (2019-2022 учебные года)
III этап - «Делать хорошее людям – хорошеть самому» - 9 класс (2022-2023
уч. год)
Формы и методы работы:
классные собрания
родительские собрания
классные часы
КТД
беседы
встречи
экскурсии
наблюдения
походы
трудовые дела
акции
тренинги
дискуссии
квесты
игровые программы
флешмобы
диагностико - аналитическая деятельность.
Ожидаемые результаты от реализации программы «Эхо сердец»:
1. У обучающихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
2. У большинства детей сформированы умения сопереживать другим и желание оказывать посильную помощь;
3. Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью.
Способы определения результатов:
беседы с воспитанниками
беседы с родителями
беседы с учителями
наблюдение
анкетирование
тестирование
ранжирование.
Формы подведения итогов:
классные и родительские собрания
круглые столы
конференции
выставки
фестивали
соревнования
учебно-исследовательские конференции
Основные программные мероприятия:
1. «В классе друзья живут без «я», всем на удивление одно местоимение – «мы»!».
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств,
организаторских способностей;
- воспитание уважительного отношения к членам коллектива;
- формирование стремления к активной социальной деятельности.
Раздел включает в себя:
- диагностические исследования по изучению индивидуальных особенностей личности обучающихся и межличностных отношений в коллективе,
- развитие ученического самоуправления по комплектованию групп по интересам, распределению социальных ролей, по расстановке приоритетов деятельности каждого члена коллектива,
- работу с родителями по формированию активной жизненной позиции,
- внеурочную деятельность по сплочению классного коллектива (классные часы, акции, экскурсии, походы).
Ожидаемые результаты:
- сплочение воспитанников на основе общей цели, общей деятельности и общей организации;
- повышение ответственности друг за друга и друг перед другом;
- получение опыта самостоятельного общественного действия.
2. «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо».
Задачи:
- формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов;
- формирование потребности в оказании помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие навыков социальной инициативы, делового общения, работы в
команде.
Раздел включает в себя:
- разнообразную деятельность с обучающимися и родителями, направленную на достижение положительных результатов (благотворительные акции, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, спонсорская помощь, рекламная деятельность);
- взаимодействие с различными структурами (МДОУ д\с «Колосок», КУ «Специализированный Дом ребенка "Малютка", ТОС «Северо-Западный», ОАО «Бумажная фабрика»);
- анализ и самоанализ проделанной работы.
Ожидаемые результаты:
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- формирование умения сопереживать другим и желания оказывать посильную помощь.
3. «Делать хорошее людям – хорошеть самому!».
Задачи:
- формирование потребности в самореализации;
- воспитание стремления к самосовершенствованию через развитие необходимых личностных качеств и способностей.
Раздел включает в себя:
- деятельность, направленную на самореализацию обучающихся через использование таких форм работы, как шефская помощь, информационно-просветительская деятельность;
- работу по самосовершенствованию через изучение дополнительной литературы, просмотр видеоматериалов, участие в общественной жизни;
- диагностические исследования по степени развития социальной активности подростков.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития личностных качеств и способностей;
- достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью.
План-график реализации программы
1 этап - «В классе друзья живут без «я» - 5 класс
№ | Направления деятельности | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент | Ответственный |
1. | Социальное (воспитание социальной ответственности, правовое воспитание) | Кл. час: «Как мы относимся друг к другу?» | сентябрь | Обучающиеся | классный руководитель. |
| | «Поздравляем наших именинников!» (творческое поздравление) | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Вырабатываем законы и кодекс чести класса» (классное собрание) | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Конкурс новогоднего плаката. Праздничное мероприятие у новогодней ёлки «Новогодний круиз» | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Праздничная программа «Слово о маме» | март | Обучающиеся, родители | Классный руководитель, |
| Изучение личности ребёнка | Диагностика: а) изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося: - общие сведения; - способности; - тип личности в общении; - самооценка; - успешность в деятельности; - уровень воспитанности; б) изучение межличностных отношений: - социометрия; - социально-психологический климат в классе. Формы диагностики: - анкетирование; - тестирование; - наблюдения; - беседы. | Сентябрь- май | обучающиеся | Классный руководитель, Педагог-психолог |
2. | Гражданско-патриотическое (гражданско-патриотическое, экологическое воспитание) | Урок памяти «Трагедия Беслана -боль России»(тематический классный час) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | « Старшим – почёт и уважение» (классный час) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «9 декабря - День Героев Отечества» (беседа) | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Конкурс стихов о Родине, войне, мире | январь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «День защитника Отечества» «России верные сыны». Классный час | февраль | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «День Победы» Конкурс рисунков | май | обучающиеся | Классный руководитель |
3. | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, этического сознания) | -Кл. час: «Я горжусь!» | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Психологическая игра «Добрым быть полезней и приятней, чем злым, завистливым и жадным» | март | обучающиеся | Классный руководитель. |
| | Классный час «Кому нужна моя помощь?» | апрель | обучающиеся | Классный руководитель |
4. | Спортивно-оздоровительное (физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание, безопасность жизнедеятельности) | День здоровья. Спортивные соревнования | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | Классный час «Влияние табака на детский организм» | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель, медицинский работник школы |
| | «Сдай макулатуру – спаси дерево!» | ноябрь | Обучающиеся, родители | Классный руководитель, |
| | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | февраль | Родители и обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | Беседа с показом презентации «Осторожно, весенний лед!» | март | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Впереди летние каникулы!». Классный час | май | обучающиеся | Классный руководитель |
5. | Работа с родителями | Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников к школе» | сентябрь | родители | Классный руководитель, педагог- психолог. |
| | Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей | декабрь | родители | Классный руководитель |
| | «Поздравляем наших мам!», праздник, посвящённый Международному женскому Дню 8 марта | март | обучающиеся родители | Классный руководитель, |
| | Родительское собрание «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с коллективом» | май | родители | Классный руководитель. |
2 этап - «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо» - 6 класс
№ | Направления деятельности | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент | Ответственный | |||
1. | Социальное (воспитание социальной ответственности, правовое воспитание) | Просмотр и обсуждение фильма «Тимур и его команда» | сентябрь | Обучающиеся | классный руководитель. | |||
| | Кл. час: «Поступки – проступки – ответственность – наказание» | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Классный час «Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций». | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Рождественские сказки для МДОУ д/с «Колосок» | январь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Акция милосердия | апрель | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | «Поздравляем наших именинников!» (творческое поздравление) | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель | |||
2. | Гражданско-патриотическое | Урок Победы 2020 объявлен Годом памяти и славы. | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | «9 декабря - День Героев Отечества» (классный час) | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Конкурс сочинений «Моя семья в годы ВОВ» | январь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | «Солдаты России» Классный час | февраль | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Неделя школьной библиотеки -Акция «Важно – хоть и бумажно!» | апрель | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Урок памяти Акция «Георгиевская ленточка» | май | обучающиеся | Классный руководитель | |||
3. | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, этического сознания) | Тренинг: «Учимся строить отношения» | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | -Кл. час: «Мои земляки». | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Классный час «Россия- моя Родина» | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Экскурсия в библиотеку | январь | обучающиеся | Классный руководитель школьный библиотекарь | |||
| | "Культура поведения в школе и школьный этикет" (классный час) | апрель | обучающиеся | Классный руководитель | |||
4. | Спортивно-оздоровительное (физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание, безопасность жизнедеятельности) | День здоровья. Спортивные соревнования | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры | |||
| | Акция «БУНТ» (Большая Уборка Нашей Территории) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | Зимние забавы (катание с горы). | январь | обучающиеся | Классный руководитель, | |||
| | Встреча с представителями ФАП, беседа о правильном питании | апрель | обучающиеся | Классный руководитель | |||
| | «Чтобы компьютер был другом» (беседа) | май | обучающиеся | Классный руководитель | |||
5. | Работа с родителями | Родительское собрание «Законы жизни семьи, законы жизни класса» | сентябрь | родители | Классный руководитель, педагог- психолог. | |||
| | «Дело было вечером, делать было нечего…» или «Как нам организовать досуг ребенка?» | март | обучающиеся родители | Классный руководитель, | |||
| | Квест «В поисках сокровищ» (выезд на природу) | май | обучающиеся родители | Классный руководитель. |
2 этап - «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо» - 7 класс
№ | Направления деятельности | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент | Ответственный |
1. | Социальное (воспитание социальной ответственности, правовое воспитание) | «Как учиться, чтобы учиться хорошо» (классный час) | сентябрь | Обучающиеся и родители | классный руководитель. |
| | Коллективное творческое дело «Мамин день» | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Интерактивная игра для младших школьников «Права и обязанности» | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Акция Участие в благотворительной акции «Сюрприз под новый год» | декабрь | обучающиеся и родители | Классный руководитель |
| | «Мы такие разные» (Практическая игра) | январь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Классный час - игровой тренинг «Путешествие в мир профессий» | март | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Поздравляем наших именинников!» (творческое поздравление) | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель |
| Изучение развития классного коллектива | Диагностические исследования по изучению удовлетворённости учащихся школьной жизнью и выявлению степени доверия родителям и классному руководителю. Социометрия Методика определения уровня воспитанности Капустина Н.П. Методика Рожкова | Сентябрь- май | обучающиеся | Классный руководитель, Педагог-психолог |
2. | Гражданско-патриотическое | Урок памяти «Трагедия Беслана -боль России»(тематический классный час) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Символы России» (классный час) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «День героев Отечества». (классный час) | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Я гражданин России» (беседа) | январь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Памяти вывода войск из Афганца посвящается…» Классный час | февраль | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Подготовка материалов для социального проекта «Бессмертный полк» | апрель | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Никто не забыт, ничто не забыто»(классный час) | май | обучающиеся | Классный руководитель |
3. | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, этического сознания) | «Очей очарованье…» Осень в произведениях поэтов, художников, композиторов. Конкурс стихов и рисунков об осени. | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Акция «Милосердие» «Подари цветок школе». | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Уроки толерантности «Все мы разные» | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель. |
| | Просветительский рейд «Телефон доверия» | февраль | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Честность –прежде всего»(классный час) | апрель | обучающиеся | Классный руководитель |
4. | Спортивно-оздоровительное (физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание, безопасность жизнедеятельности) | Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам» | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | «Правила дорожные знать каждому положено» Безопасная дорога: дом – школа –дом. Познавательная игра. (Презентация) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Зимние забавы (катание на коньках). | январь | Обучающиеся, родители | Классный руководитель, |
| | Акция «Цвети, Земля, цвети!» (экологический десант по благоустройству и озеленению школьного двора) | апрель | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Классный час «Если хочешь быть здоров» | май | обучающиеся | Классный руководитель |
5. | Работа с родителями | Участие в благотворительной акции «Детская жизнь не мелочь» | сентябрь | родители | Классный руководитель, педагог- психолог. |
| | «Как уберечь детей от беды. Что такое здоровый образ жизни и как он формируется?» | март | родители | Классный руководитель, |
| | «Как воспитать настоящего человека» (о духовно - нравственном воспитании школьника) | май | родители | Классный руководитель. |
2этап - «Делай так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо» - 8 класс
№ | Направления деятельности | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент | Ответственный |
1. | Социальное (воспитание социальной ответственности, правовое воспитание) | Классный час: «ЧП в дружеских отношениях или что мешает дружбе?» | сентябрь | Обучающиеся | классный руководитель. |
| | Встреча с работниками МЧС. | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель, сотрудники МЧС |
| | Операция «Чистый класс» | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Помощь в проведении праздничных мероприятий у новогодней ёлки в д/с «Колосок» | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Правила общения с окружающими» (классный час с обыгрыванием ситуаций) | март | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1 раз в четверть | обучающиеся | Классный руководитель |
2. | Гражданско-патриотическое | Урок памяти «Трагедия Беслана - боль России»(тематический классный час) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Классный час «Наша сила – в единстве» | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Герои нашего времени». (классный час-беседа) | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Подготовка материалов для школьного музея | январь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать» | февраль | обучающиеся | Классный руководитель |
3. | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, этического сознания) | «Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Акция «Милосердие» «Подари цветок школе». | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Классный час «Вежливость и хамство на уроках и переменах». | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель. |
| | «Этика общения и этикет». Классный час | февраль | обучающиеся | Классный руководитель |
| | «Права и обязанности ребёнка» Классный час | апрель | обучающиеся | Классный руководитель |
4. | Спортивно-оздоровительное (физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание, безопасность жизнедеятельности) | День здоровья. Спортивные соревнования | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | «Я выбираю спорт»(беседа) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель |
| | Беседа «Снюс и его влияние на организм человека» | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | Зимние забавы (поход в лес). | январь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | «Здоровому жить здорово» классный час | март | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры |
| | «Тропой огня» (Спортивно-развлекательная игра для детей и родителей). | апрель | Обучающиеся родители | Классный руководитель |
5. | Работа с родителями | Родительское собрание «Как научить ребёнка жить в мире людей» | сентябрь | родители | Классный руководитель, педагог- психолог. |
| | О чем может рассказать школьный дневник. | декабрь | родители | Классный руководитель |
| | Нравственные уроки (беседа) | март | родители | Классный руководитель, |
| | Выбор дальнейшего пути: «за» и «против». | май | родители | Классный руководитель. |
3 этап – «Делать хорошее людям – хорошеть самому!» - 9 класс
№ | Направления деятельности | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент | Ответственный | |
1. | Социальное (воспитание социальной ответственности, правовое воспитание) | Проведение бесед по профилактике правонарушений: «Правовые и моральные последствия правонарушений». | сентябрь | Обучающиеся | классный руководитель. | |
| | Профилактические беседы на тему: «Как бороться со сквернословием. Современный школьный этикет»;. | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель, | |
| | Операция «Чистый класс - чистый город – чистая планета» | 2 раза в год | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Конкурс «Слепим мы снеговика». Праздничные мероприятия у новогодней ёлки. | декабрь | обучающиеся и родители | Классный руководитель | |
| | «Правила общения с окружающими» (классный час с обыгрыванием ситуаций) | март | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Праздник окончания начальной школы: «Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим «До новой встречи!» | Май | обучающиеся | Классный руководитель | |
| Изучение развития классного коллектива | Диагностические исследования по изучению: Социометрия Методика определения уровня воспитанности Рожкова Н.М. | Сентябрь - май | обучающиеся | Классный руководитель, Педагог-психолог | |
2. | Гражданско-патриотическое | Урок памяти «Трагедия Беслана - боль России»(тематический классный час) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Классный час «Наша сила – в единстве» | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | «День героев Отечества». (классный час-беседа) | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Экскурсия в музей | январь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Классный час «Герои России» ко Дню защитников Отечества | февраль | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Классный час «Есть такая профессия | май | обучающиеся | Классный руководитель | |
3. | Духовно-нравственное (воспитание нравственных чувств, этического сознания) | «Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций) | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Тематические классные часы по нравственной тематике: «Золотое правило нравственности». | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Акция «Милосердие» «Краски - детям». | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Классный час «Вежливость и хамство на уроках и переменах». | декабрь | обучающиеся | Классный руководитель. | |
| | «Этика общения и этикет». Классный час | февраль | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Акция «Весенняя Неделя Добра» | апрель | обучающиеся | Классный руководитель | |
4. | Спортивно-оздоровительное (физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание, безопасность жизнедеятельности) | День здоровья. Спортивные соревнования | сентябрь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры | |
| | «Я выбираю спорт»(беседа) | октябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Акция против курения «Жизнь без никотина» | ноябрь | обучающиеся | Классный руководитель | |
| | Зимние забавы (для МДОУ д/с «Колосок»). | январь | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры | |
| | Классный час: «Здоровому жить здорово!» | март | обучающиеся | Классный руководитель, учитель физической культуры | |
5. | Работа с родителями | Родительское собрание «Социальные нормы и асоциальное поведение»» | сентябрь | родители | Классный руководитель, педагог- психолог. | |
| | О чем может рассказать школьный дневник. | декабрь | родители | Классный руководитель | |
| | Беседа «Нравственные уроки. Что это такое?» | март | родители | Классный руководитель, | |
| | Выбор дальнейшего пути: «за» и «против». | май | родители | Классный руководитель. |
Промежуточные результаты
Работа с классным коллективом была начата с диагностических исследований по изучению особенностей класса, социальной среды, в которой проживают обучающиеся, взаимоотношений в классе, уровня воспитанности, особенностей индивидуального развития каждого ребёнка.
Для изучения личностных, интеллектуальных и творческих особенностей обучающихся на первом, и втором этапах педагогом-психологом школы Ляпуновой И.Н. была проведена диагностика на саморегуляцию, тревожность, мотивацию, самооценку и статусное положение в классе. В ходе исследования была выявлена положительная динамика в развитии, поведенческой саморегуляции детей, в межличностном отношении к школе, одноклассникам:
- на первом и втором этапах тревожность остаётся в норме,
- самооценка: на I этапе: на II этапе:
адекватная – 8 чел. 14 чел.
завышенная – 1 чел. 2 чел.
заниженная – 10 чел. 3 чел.
- положение в классе: на I этапе: на II этапе:
лидеров – 4 чел. 4 чел.
предпочитаемых – 10 чел. 12 чел.
пренебрегаемых - 5 чел. 3 чел.
изолированных - 0 чел. 0 чел.
По результатам проведенного психологического теста «Самооценка уверенности в себе» в 5 классе, были получены следующие результаты:
- высокая степень уверенности в себе (17 - 20 баллов) – 0 человек.
- средняя степень уверенности в себе (11 - 16 баллов) – 15 человек. Такие дети испытывают потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.
- низкая степень уверенности в себе (1 - 10 баллов) – 3 человека. Такие дети неуверенные в своих силах, у них явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.
.
Кроме того, были проведены дополнительные тестирования детей по рисункам, вопросам, вопросам, анкетам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала - на момент исследования коллектив сформирован не в полной мере, дети скованны, не проявляют инициативы в делах класса, безразличны к проблемам друг друга.
Для повышения статуса обучающихся, формирования классного коллектива были проведены мероприятия, как с детьми, так и с родителями: беседа «Как мы относимся друг к другу?», классные собрания: «Вырабатываем законы и кодекс чести класса», «Я и мы», интерактивные мероприятия «Нам вместе весело», родительские собрания: «Трудности адаптации пятиклассников школе», «Воспитание на положительном примере» и т.д.
Для воспитания морально - нравственной стороны взаимоотношений обучающихся были проведены следующие мероприятия: психологическая игра «Добрым быть полезней и приятней, чем злым, завистливым и жадным», беседы «Твори добро», «Кто, если не я?» и др.
Следующим этапом стала работа по формированию органов ученического самоуправления в классе.
В органы ученического самоуправления путём открытого голосования были избраны ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициаторами, повести за собой и получить результат, которому будут рады, но и которые способны к сопереживанию. Затем мы сформировали направления, которые объединили в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений. Таким образом, было сформировано классное самоуправление. Наряду с постоянными, в классе действуют и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.)
Высшим органом самоуправления, на котором решаются важные вопросы жизни коллектива, проблемы, возникающие в организации деятельности обучающихся класса, является классное собрание. Оно обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса и строится на принципах гуманности, гласности демократии и проводится один раз в месяц. Тематические собрания организовывались в соответствии с потребностями коллектива. Актуальными темами были «Трудности взаимоотношения», «Как научиться быть ответственным за свои поступки?». Результатом работы собраний являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На собраниях обучающиеся учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Структура самоуправления представлена следующим образом:
Спортивный клуб
Комиссия по престижу класса
Классное собрание
Страна Волонтерия
Совет класса
Досуговый сектор
Учебная коллекия
Лидер класса
Бюро проката
Информационный центр
Лидер класса
Отвечает за рейтинг класса и содействует его росту.
Координирует деятельность активистов класса.
Помогает классному руководителю.
Сотрудничает с другими классами.
Организует общественно полезные и трудовые дела в классе.
Комиссия по престижу класса
Следит за посещаемостью учеников
Отвечает за дежурство по классу
Помогает классному руководителю следить за соблюдением правил
внутреннего распорядка.
Учебная коллегия
Организует участие в конкурсах, конференциях, проектной деятельности.
Анализирует итоги посещаемости и успеваемости.
Проводит рейды по проверке сохранности учебников.
Информационный центр
Оформляет уголок классного самоуправления.
Осуществляет освещение классных мероприятий.
Занимается оформлением классного кабинета.
Готовит фотосюжеты о проведенных мероприятиях.
Спортивный клуб
Организовывает и проводит спортивные мероприятия с участием класса
Досуговый сектор
Помогает классному руководителю в подготовке общешкольных творческих номеров класса.
Организовывает и провидит:
коллективно-творческие дела
игры
классные праздники.
Бюро проката
человек, в распоряжении которого находятся необходимые письменные принадлежности, которые ребята часто забывают дома.
Страна Волонтерия
добровольная помощь отстающим в учебе.
Практическая помощь пожилым людям
Забота о своей школе (уборка территории, благоустройство).
Организация проведения акций: «От сердца к сердцу».
Задача всех органов самоуправления под руководством Совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё - для ученика и всё, что делается,- исходит от ученика. По инициативе ребят мы совместно выработали заповеди и кодекс чести класса.
Заповеди нашего класса
1. Нас много, и все мы разные - учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет.
3. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя не попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
6. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
7. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Кодекс чести
1. Забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
С целью определения отношения обучающихся к жизненным позициям, ребятам была предложена возможность представить себя владельцем волшебной палочки и списка из десяти желаний, выбрать из которых можно только пять.
Желание |
Быть человеком, которого любят. |
Иметь много денег. |
Иметь самый современный компьютер. |
Иметь верного друга. |
Мне важно здоровье родителей. |
Иметь возможность многими командовать. |
Иметь много сил и ими распоряжаться. |
Иметь доброе сердце. |
Уметь сочувствовать и помогать другим людям. |
Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Анализ диагностики показал:
Высокий уровень отношения к жизненным позициям – 5 чел.
Средний уровень отношения к жизненным позициям – 10 чел.
Низкий уровень отношения к жизненным позициям – 4 чел.
Для формирования жизненно-важных установок были проведены беседы, тренинги, ролевые игры: «Будьте милосердными», «Солнце человечности», «Проект помощи», «Оазис милосердия и др.
Следующим этапом стала работа по выявлению желающих заниматься волонтерской деятельностью. Проведённые беседы: «Что такое волонтерство?», «Чем могу помочь?», анкетирование показали, что большинство ребят испытывают желание заниматься добровольческой деятельностью. Своё желание они аргументируют:
– желанием помогать и быть полезным;
– стремлением быть значимым и сделать мир лучше;
– стремлением проявить свои личностные способности и возможности;
– желанием научиться общению с разными возрастными категориями;
Свои первые шаги мы сделали в сторону организации веселых перемен для младших школьников, акции «Письмо маме» ко Дню матери. Большой интерес у ребят вызвало участие в экологических акциях: «БУНТ» (Большая Уборка Нашей Территории), «Сделай добро — подари птицам дом!», «Сдай макулатуру - спаси дерево!», когда мы собрали 417 кг. макулатуры и заняли первое место по школе. Кроме того, по результатам участия в КТД, конкурсах и соревнованиях мои пятиклассники стали победителями школьного конкурса «Класс года», проявив активную жизненную позицию и сплочённость. Однако первостепенной задачей для них было желание победить, сделать всё, чтобы их заметили и отметили. Поэтому для дальнейшего формирования личностных качеств и коллектива я провожу беседы, тренинги, внеклассные мероприятия. Продолжается работа по развитию ученического самоуправления, нацеленная на создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах и формирование умений действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы). С целью активизации волонтёрского движения в классе проводятся подготовительные («нацеливающие») занятия, позволяющие увидеть проблему, сформулировать перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели. А цель у нас одна - делать так, чтобы людям, которые нас окружают, было хорошо. Большую роль здесь играет воспитание на положительном примере в форме просмотра и обсуждения фильма «Тимур и его команда», знакомство с деятельностью людей, занимающихся благотворительной деятельностью.
Благодаря проведённой работе с большим успехом прошли благотворительные акции «Помощь детям» (сбор канцелярских принадлежностей для КУ "Специализированный Дом ребенка "Малютка") и сбор материалов и экспонатов для музея боевой славы МДОУ № 6 «Колосок» (рисунки, макеты танка и самолетов, фотографии участников ВОВ, проживавших в микрорайоне «Северо-Западный»), акции «Мы за здоровый образ жизни», «Спешим на помощь!» (адресная помощь пожилым людям).
Шестиклассники продолжают активно участвовать в праздниках, конкурсах и спортивных состязаниях и занимать лидирующие позиции:
Конкурсно-развлекательная программа «Праздничный круиз» -1 место
Конкурс на лучшее новогоднее оформление класса -3 место
Квест-игра «Здоровому всё здорово», посвящённая акции «Молодёжь за
здоровый образ жизни» - 2 место
спортивное состязание «Мяч-бол», посвященное Месячнику оборонно-массовой
и спортивной работы – 1 место
Конкурсно-игровая программа «Богатырские потешки», посвящённая Дню
Защитника Отечества -1место
Программа «Эхо сердец» уже сейчас имеет положительные результаты. Она
помогает ребятам меняться внутренне и даже внешне. Взгляд из равнодушного постепенно превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. Об этом свидетельствуют и недавно проведённые исследования. Методика Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» показала
Социальная адаптированность:
высокая – 6 чел.(35 %);
средняя – 10 чел.(59 %);
низкая – 1 чел.(6 %).
Автономность:
высокая – 6 чел.(35 %);
средняя – 9 чел.(53 %);
низкая – 2 чел.(12 %).
Социальная активность:
высокая – 6 чел.(35 %);
средняя – 11 чел.(65 %).
Нравственность:
высокая – 8 чел.(47 %);
средняя – 8 чел.(47 %);
низкая – 1 чел.(6 %).
Анкетирование «Мотивы волонтерской деятельности школьников» выявило возросший уровень морального удовлетворения детей от сделанного дела, желания помогать и быть полезным.
Май 2019, % Февраль 2020, %
Моральное удовлетворение от сделанного дела 34 78
Проявление личностного потенциала 54 77
Развитие коммуникативных навыков 62 57
Расширение круга общения 57 44
Чувство нужности и социальной значимости 27 44
Желание помогать и быть полезным 15 34
Потребность в самоутверждении и самовыражении 19 27
Надеюсь, в дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В последствии, продолжится работа по формированию качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности и доброте.
Мне хотелось бы, что подростки пропустили идею волонтёрства через себя и узнали, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.
Куликова Ирина Геннадьевна