Программа деятельности детского общественного объединения «Единство»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя школа»
Принята на собрании Согласовано:
ДОО «Единство» приказ директора
Протокол № 1 МАОУ «Первомайская СШ»
От 01.09.2020 г. № _____ от 01.09.2020 г.
Программа деятельности детского общественного объединения «Единство»
МАОУ «Первомайская СШ»
«Ориентир»
Возраст детей: 10 - 14 лет Срок реализации: 4 года
Автор - составитель:
Куракина Елена Вячеславовна -
педагог - организатор
г.о.г.Первомайск
Нижегородской области 2020
№ | Название раздела | Номер страницы |
1. | Пояснительная записка | -3- |
2. | Содержание программы | -7- |
3. | План реализации программы детского общественного объединения «Единство» на 2020-2021 уч.год | -11- |
4. | Содержание образовательного направления «Лидер» - | |
обучение актива | | |
-Первый год обучения -Второй год обучения | -14- -16- | |
-Третий год обучения | -17- | |
-Четвертый год обучения | -19- | |
5. | Список литературы | -20- |
- для взрослых | ||
- для детей | -22- |
Пояснительная записка
«Воспитывать – значит учить жить!»
А. С. Макаренко
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя школа" (МАОУ "Первомайская СШ") расположена на территории городского округа город Первомайск Нижегородской области. Свою историю школа начинает с 1963 года. МАОУ "Первомайская СШ" является правопреемником прав и обязанностей МОУ Первомайской основной общеобразовательной школы № 1, МОУ Петровской основной общеобразовательной школы, МАОУ Первомайская СОШ №2.
Школа успешно прошла процедуру аккредитации на срок до 2024 года, в 2015 году получила бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Учредителем школы является Отдел народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области.
В школе более 1500 учащихся и более 120 педагогов.
Целью воспитательной работы МАОУ «Первомайская средняя школа» является: создание условий в воспитательном пространстве школы, способствующих развитию личности каждого ребенка, в которых он смог бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
Основными идеями воспитательной работы являются:
Идея развития
Идея творчества:
Идея сотрудничества
Идея толерантности
Задачи воспитательной работы:
Предоставить каждому ребенку условия для творческой самореализации, личностного самоопределения и развития индивидуальности, а также развитие навыков работы в команде.
Формировать единое воспитательное пространство, обеспечивающее реализацию взаимодействия ученического самоуправления, творческих объединений дополнительного образования, внеурочной деятельности в рамках ФГОС, реализацию направлений РДШ.
Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям.
Формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины.
Формировать потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.
Развивать ученическое самоуправление, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося.
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней ребята получают первый опыт решения возникших проблем, учатся жить и работать вместе с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир.
Социальная активность воплощается в реальных действиях, поступках, в повседневном поведении.
Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играет детское общественное объединение или организация. Современные детские общественные организации выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего поколения, то в детской организации подростки реализуют свой творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни.
Детская организация – это самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующее его деятельность, нормы и правила, зафиксированные в уставе. Детская организация
является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:
наличие ценностной идеи (цели);
добровольное вступление в члены;
организационная самостоятельность, самоуправление, социальное творчество;
четко выраженная структура;
гарантированные для всех членов организации права, задачи.
Участники программы: учащиеся МАОУ «Первомайская СШ» 5 – 8 классов.
Планирование составляется ежегодно.
Нормативно – правовая база:Конвенция о правах ребёнка
Закон РФ «Об образовании»
Указ президента РФ В.В.Путина от 29 октября 2015г. «О создании Детской Общественной Организации «Российское движение школьников».
ФЗ «Об общественных объединениях»,
ФЗ «О государственной поддержке молодѐжных и детских общественных объединений».
Цель ДОО «Единство» - организация досуговой, внеурочной деятельности, направленной на формирование общественной активности членов объединения, их творческой инициативы и социальной зрелости.
Задачами организации являются:- вовлечение обучающихся в активную коллективную творческую деятельность;
- способствование созданию условий для развития коммуникативных и организаторских способностей членов объединения;
- содействие членам объединения в социальной адаптации и развитии социального опыта;
- стимулирование личностного роста и саморазвитие членов объединения, мотивация на достижение успеха в деятельности.
Цель программы: создание единой комфортной среды общения, формирование гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей и лидерского потенциала подростков для организации работы в первичном детском объединении.
Создание условий для развития гражданско- патриотического сознания, личностного роста каждого члена детского объединения через различные виды деятельности
Актуальность данной программы заключается в том, что она помогает ребятам в развитии лидерских качеств, раскрытии индивидуальных способностей, приобретении организаторских навыков, продуктивном общении членов детского общественного объединения со сверстниками и взрослыми. Обучение младших ребят – старшими способствует созданию преемственности в деятельности детского объединения.
В свете новых событий в воспитательной системы и Указа президента РФ В.В.Путина от 29 октября 2015г. «О создании Детской Общественной Организации «Российское движение школьников»» назрела необходимость выстраивать работу с детским коллективом по-новому.
В детское объединение подростки приходят добровольно. Им хочется общаться, овладеть специальными знаниями, навыками и умениями, которые могут им пригодиться в жизни, они хотят удовлетворить свои базовые потребности. Для того чтобы не погасить стремления и желания подростков, необходимо максимально разнообразить формы работы с детьми, выбрать те направления деятельности, которые интересны большинству ребят.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Педагог – организатор или вожатый в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самовыражение, самостоятельность, самосовершенствование.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.
Срок реализации программы: программа деятельности детского общественного объединения «Единство» рассчитана на 4 года.
Ожидаемый результат деятельности: сформированность у членов ДОО позитивных, социальных, нравственных и политических ценностей, обладание навыками коллективного взаимодействия.
Образовательное направление программы способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств.
Педагог – организатор или старший вожатый создает психолого-педагогические условия для удовлетворения базовых потребностей детей, оказывает разнообразную помощь в организации жизнедеятельности детского объединения, ищет пути взаимодействия с семьей, школой, использует разнообразные формы деятельности.
Программа деятельности ДОО «Ориентир» включает следующие направления:
«Гражданская активность» (культурное, социальное, событийное волонтерство, архивно-поисковая работа, изучение истории и краеведения, и т.д.);
Подростки 10-12 лет легко и охотно выполняют поручения, стремятся испытать себя в активной практической деятельности. В этот период развивается самосознание, самооценка, стремление определить свое место в жизни. Включение ребят в общественную, социально-значимую деятельность помогает им стать достойными гражданами своей страны.
Еще одним направлением выбрано – «Военно-патриотическое» (военно-патриотические клубы, созданные на базе образовательных организаций, и сопровождение уже имеющихся объединений военно-патриотической направленности).
Подростки 13-14 лет стремятся к соревновательности, самопознанию, самоутверждению. Участие в спортивных соревнованиях, туристических походах, военно-спортивной игре «Зарница», способствует укреплению физического и психического здоровья детей, помогает приобрести умения и навыки здорового образа жизни, знания по основам безопасного поведения.
Личностное развитие (творческое развитие, популяризация профессий, популяризация здорового образа жизни среди школьников) помогает воспитывать у подростков активную жизненную позицию, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту.
В связи с постоянно меняющимися интересами ребят и желанием детей самоутвердиться, проявить свои творческие способности, в программе предусмотрено «Информационно - медийное направление» (освещение деятельности организации через школьные медиа-центры, сообщества, странички в интернете, социальные сети и т.д.).
В ходе реализации программы можно выделить три основных этапа:
Подготовительный этап
На данном этапе происходит введение в программу. Ребята приобретают необходимые знания, умения, навыки. Происходит объединение единомышленников. Включение в деятельность детского объединения. Важно организовать работу по изучению детей и коллектива в целом.
Основной этап
На этом этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети учатся сами планировать, организовывать, анализировать свою деятельность. Происходит увеличение связей внутреннего и внешнего взаимодействия, повышение социальной активности членов объединения.
Итоговый этап
Выпускники школы актива включаются в проведение занятий для новичков, что способствует преемственности в деятельности детского объединения. На данном этапе проводится диагностика достижения ожидаемых результатов по программе, определяется дальнейшая перспектива деятельности объединения.
2. Содержание программыСодержание программы предусматривает 4 основные направления деятельности:
Гражданская активность и военно-патриотическое направление Центр «Я - гражданин»
В подростковый период развивается самосознание, самооценка, стремление определить свое место в жизни. Включение ребят в общественную, социально-значимую деятельность помогает им стать достойными гражданами своей страны. ДОО является самостоятельной частью школьной жизни. Настоящая организация не мыслится без настоящих лидеров, способных вести за собой.
Задачи:Формировать у школьников осознанное ценностное отношение к истории своей страны, города, района, народа;
Способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
Развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за страну.
Пробуждать и воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, Отчизне;
Проводить конкретные и практические дела милосердия, оказания действенной помощи;
Приобщать ребят к истории и культуре «малой родины», страны;
Воспитывать трудолюбие, ответственность; организовать уход за памятниками героев ВОВ, находящимися на территории гог.Первомайск;
Формировать активную жизненную позицию подростков.
Формы работы:Акции;
Встречи с героями ВОВ и труда, с ребятами из детского сада;
Выпуски газет;
Краеведческие викторины, тематические конкурсы.
Участие в подготовке и проведении КТД;
Соревнования;
Акции;
Походы, турслет;
Волонтерство;
Личностное развитиеВоспитывать у подростков активную жизненную позицию, стимулирование стремления к дальнейшему личностному росту. Здесь ребята имеют возможность продемонстрировать свои личные качества в конкурсах и мероприятиях, в различных соревнованиях и конкурсах. В совместном труде рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на признании обязательности его требований. По данному направлению работают центры:
Задачи направления «Личностное развитие»:Творческое развитие
Стимулирование творческой активности подростков;
Контроль реализации творческого развития ребят.
Популяризация здорового образа жизни
Формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни;
Формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью.
Популяризация профессий
Стимулирование и мотивация ребят к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий, движение WorldSkillsRussia и проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»;
Способность к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия
Центр «Креатив» отвечает за подготовку и проведение праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок
Центр «За здоровый образ жизни» - отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; формирование у подростков мотивации к здоровому образу жизни. Ведь только здоровый ребенок жизнелюбив, активен, общителен.
Здесь ребята имеют возможность продемонстрировать свои личные качества в конкурсах и мероприятиях, в различных соревнованиях и конкурсах. В совместном труде рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на признании обязательности его требований.
Формы работы:Военно-спортивная игра «Зарница»;
КТД;
Шествия «Мы – за здоровый образ жизни»;
Флешмобы;
Спортивные соревнования.
Подвижные переменки, эстафеты, веселые старты и др..
Информа ционно -медийное направление
Пресс-центр осуществляет оформление стендов, написание объявлений, ведет страничку ДОО «Единство» в социальной сети ВКонтакте, пишет статьи в школьную газету и другие издания, создает видеоролики и видеофильмы о школьной жизни
Поощряя и развивая детскую и подростковую прессу как средство подъема интереса детей к тому, что происходит в окружающем их мире, предоставляя возможность самовыражения, детская пресса и школьное телевидение помогает ребятам вносить собственную лепту в решении многих проблем, свойственных их возрасту, оповещать события и мероприятия в школьной среде.
Задачи:Вовлечение ДО в интересные и полезные дела;
Вооружить актив теоретическими знаниями и практически опытом работы в Пресс – центре и Школьном TV.
Формы работы:Видеоролики Школьного TV;
Выпуск школьной газеты «Ориентир»;
Конкурсы.
ПЛАН работы ДОО «Единство» МАОУ «Первомайская СШ»
на 2020 – 2021 уч.год
Месяц | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | 1. Планирование работы ДОО «Единство» на 2020-2021 уч.г.г. 2. Выборы актива. Выборы в Совет ДОО «Единство». Распределение по центрам. 3. 1сентября – День знаний! | Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» |
Октябрь | 1. Прием новых членов в ДОО «Единство». 2. Декада «Пожилого человека», операция «Пожилой человек» 3. Праздничный концерт, посвященный Дню учителя и акция «Поздравь учителя». 4. Фотоконкурс « Золотая осень». 5. Конкурс поделок из природного материала « Осенняя сказка». | Совет ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» |
Ноябрь | Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери. Творческий конкурс « Подарок маме» (5-е классы). Конкурс чтецов «Мама - главное слово…» (5-е классы) Мероприятия к Международному дню отказа от курения. Конкурс рисунков и буклетов « Мы против курения». (8-е классы) Викторины и беседы, посвященные Международному дню отказа от курения (8-е классы). | Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» |
Декабрь | 1. Декада «Право жить», посвященная Международному Дню прав человека, беседы, викторины, игры Конкурс рисунков и буклетов «Я имею право» (7-е классы) Игра « Правовой ринг» (7-е классы) 2. Всемирный день борьбы со СПИДом. Акция «Мы против СПИДа!». Конкурс рисунков, буклетов, презентаций, видеороликов (8-е классы) 3. Тематическая линейка, посвященная Дню героев Отечества. 4. Декада инвалидов – акции для детей с ОВЗ. 5. Новогодние представление у елки 6. Фотоконкурс « Зимушка зима» 7. Мастер – класс «Новогодняя игрушка» (5-е классы). | Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» |
Январь | 1. Подведение итогов работы ДОО «Единство» за I полугодие. 2.День снятия блокады Ленинграда. Тематическая линейка, просмотр видеофильмов. 3. Спортивные соревнования «Веселые старты» для 5-х классов. 4. Конкурс рисунков и коллажей « Кем я хочу быть», презентаций «Моя будущая профессия» 5. Конкурс «Ты супер!» среди 5-8 классов. | Совет ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» |
Февраль | 1. Фестиваль инсценированной патриотической песни « Пою мое Отечество», посвященный Дню защитников Отечества (5-8 классы). 2. Конкурс Чтецов «Поэзия мужества!» (6-е классы) 3. Конкурс стенгазет и презентаций« Маленькие герои большой войны» (7-е классы). | Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» |
Март | 1. Праздничный концерт для мам, бабушек, посвященный Международному женскому дню 2.Мастерская «Дыханье весны». Мастер – класс открыток, «С 8 марта» (для 5-х классов). 3. Конкурс «Ученик года» для 6-8 классов 4. Викторина по сказкам « Удивительный мир сказок», посвященный Международному дню театров (5-е классы). | Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Еднство» Совет ДОО «Еднство» |
Апрель | 1.Игры КВН среди 7-8-х классов. 2. .Всемирный день птиц – акция «Покормите птиц», «Скворечник» (5-е классы). 3.День космонавтики «Мы - дети галактики» - викторины для 7-х классов. 4. Квест - игра «В поисках сокровищ» (6-е классы). | Совет ДОО «Еднство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Еднство» |
Май | 1. «Салют! Победа!» акции: - Георгиевская лента на улицах города; - Своя игра « По страницам ВОВ» 2. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы 3. Прощание с начальной школой (театрализованное представление для начальных классов) 4. Последний звонок для выпускников школы. 5. Сбор актива ДОО «Единство». Отчетная конференция. | Совет ДОО «Еднство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Актив ДОО «Единство» Совет ДОО «Единство» |
По образовательному направлению программы занятия в школе
актива «Лидер» предусмотрены для всего актива детского объединения 1 раз в месяц. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.
Задачи:Содействие формированию активной гражданской позиции подростков;
Создание условий для получения практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального творческого проектирования;
Содействие развитию творческого, культурного, коммуникативного потенциала подростков в процессе участия в совместной общественно
– полезной деятельности;
Создание условий для овладения подростками умений навыков организаторской деятельности;
Создание условий для реализации потенциала социально активных подростков.
Формы работы:Тренинги;
Лекции;
Занятия – практикумы;
Деловые игры.
В ходе реализации деятельности члены детского объединения
взаимодействуют как с внешним, так и с внутренним социумом: МАОУ «ЦДО», МАУК «Центр культуры», системой библиотек гог.Первомайск.
Содержание образовательного направления
Центр «Лидер» - обучение актива
Первый год обучения№ | Название | Теория, практика |
1. | Вводное занятие «Круг друзей» | Теория: Знакомство с ДОО «Единство» (программа деятельности, задачи, направления, законы, перспективы деятельности) Практика: Анкетирование детей. Игры на знакомство, сплочение коллектива. Учить повязывать галстук. Торжественное посвящение. |
2. | «Карта друзей» | Теория: Знакомство с СПО-ФДО, СПО Нижегородской области, Союзом детских организаций «Блики». Разучивание гимна СПО-ФДО, гимна ДОО «Единство» и девиза. Практика: Деловая игра «Поменяйся ролями» |
3. | Символы и ритуалы | Теория: Понятия «символы», «атрибуты», «ритуалы». Государственная символика (герб, гимн, флаг). Символика СПО-ФДО, СПО НО, значение цветов. Символика ДОО «Единство». Практика: «Угадай-ка» по теме, по карточкам. Прослушивание гимна РФ. Практическое занятие: Игра: «Расшифруй символику по цвету». |
4. | Коллективная творческая деятельность | Теория: Что такое КТД? Понятие, структура, виды. 6 стадий проведения КТД (по И.П. Иванову) Практика: Организационное лото. Планирование КТД по 4 направлениям. |
5. | Игротека | Теория: Виды игр. Практика: Разучивание и проведение игр (тихие, массовые, подвижные, интеллектуальные и др.) |
6. | Игра-дело серьезное | Теория: Программа СПО-ФДО «Игра-дело серьезное». Основные принципы и структурные компоненты игровой программы. Практика: Разучивание игр по направлениям деятельности. |
7. | Программа деятельности ДОО «Единство» - «Ориентир». | Теория: Знакомство с программой деятельности ДОО «Единство» - «Ориентир». Типы и качества делового лидера, стили работы лидера. Завоевание авторитета. Практика: Тестирование «Я- лидер» (А.Н.Лутошкин). Игры - тренинги на взаимодействие, на развитие лидерских качеств. Мероприятия по направлениям деятельности ДОО «Единство» |
8. | Мастерская умельцев с родительским активом. | Теория: Изготовление игрушек – сувениров, открыток, поделок. Практика: Изготовление игрушек, открыток, поделок к акциям «Дети-детям», «Дети-Ветеранам» |
Второй год обучения
№ | Название | Теория, практика |
1. | Конвенция ОНН о правах ребенка | Теория: Знакомство с Конвенцией ООН Практика: Конвенция ООН в картинках (отгадай статью). Игра «Герои книг имеют право». Игра «Узнай, прав ли ты» |
2. | Я - гражданин | Теория: Понятие гражданин, патриот, патриотизм. 3 ступени формирования патриотизма. Правила организации акций. Практика: Викторина «лучший знаток России». Разработка и подготовка акций по группам. |
3. | Личность и коллектив | Теория: Что такое личность, коллектив, направленность и способности личности. Характер и темперамент. Практика: Тест опросник: «Мой характер», «Моя самооценка». Игры на взаимодействие. |
4. | Наука общения | Теория: Культура и этика общения. Правила общения. Стиль. Тип речи. Способность высказывать свое мнение. Практика: Упражнение на бесконфликтное общение в коллективе. Тренинги «Визитка», «Знакомство». |
5. | Толерантность | Теория: Толерантность. Практика: Игры на развитие толерантности. |
6. | Социальное проектирование | Теория: Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Практика: Разработка социального проекта по выделенной проблеме. |
7. | Орлятский круг | Теория: Знакомство с легендой об орлятском круге, историей создания песен. Практика: Разучивание и исполнение песен в орлятском кругу. |
8. | Итоговое занятие | Теория: Технология игры. Практика: Итоговый зачет. |
Третий год обучения
№ | Название | Теория, практика |
1. | Я-патриот | Теория: Беседа о Родине Практика: Викторина «Моя маленькая страна» |
2. | Основы самоуправления | Теория: Понятие самоуправления. Организационная структура общественного объединения. Практика: Деловая игра «Дом самоуправления» |
3. | Основы организаторской деятельности | Теория: Поиск и выбор цели. Виды целей, планов. Этапы разработки планов. Практика: Деловая игра «Стрелка планирования» |
4. | Организация КТД | Теория: Разработка Практика: Составление игр. |
5. | Игротехника | Теория: Методика организации и проведения игр, конкурсных программ, викторины. Практика: Разработка мини - конкурсных программ по 4 направлениям. |
6. | Волонтѐрское движение | Теория: Кто такие волонтеры? Практика: Творческие практические задания по группам. |
7. | Проектная деятельность. | Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект. Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита. |
8. | Бесконфликтное общение. | Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, возможности преодоления. Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по решению конфликтов. |
Четвертый год обучения
№ | Название | Теория, практика |
1. | Из истории детского движения | Теория: Беседа о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Пионеры – герои. Практика: Экскурсия в детскую библиотеку. |
2. | Основы самоуправления | Теория: Понятие самоуправления. Организационная структура общественного объединения. Практика: Деловая игра «Дом самоуправления» |
3. | Основы организаторской деятельности | Теория: Поиск и выбор цели. Виды целей и планов. Этапы разработки планов. Практика: Деловая игра: «Стрелка планирования». |
4. | Организация и проведение КТД | Теория: Повторение материала о КТД. Практика: Разработка и проведение КТД. |
5. | Игротехника | Теория: Методика организации и проведения игр, конкурсных программ, викторины. Практика: Разработка мини - конкурсных программ по 4 направлениям. |
6. | «Я - волонтер?!» | Теория: Встреча со специалистами, волонтерами: «Я и здоровый образ жизни» Практика: Творческие практические задания по группам. |
7. | Искусство выступления. Умение выступать перед людьми. | Теория: Теория ораторского мастерства. Практика: Убедительная речь. Навыки выступления перед публикой. |
8. | Торжественное закрытие школы актива | Практика: Игра «Лабиринт успеха» |
5.Список литературы Список литературы для взрослых
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)
Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании». -Вестник образования, №7/1996.
Федеральный закон от 20.07.2000 №102 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений з ст. 16 Закона РФ «Об образовании». - Вестник образования, № 18/2000.
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.)
Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». -Проблемы школьного воспитания, № 2/1995.
Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09,1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». - Вестник образования, №9/2000.
Приказ Министерства образования РФ от 18.06=2001 № 2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». - Внешкольник, №9/2001.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999- 2001 гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10,1999 №574). - Внешкольник, №1/2000.
Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Ушакова О.С., Юртайкина Т.М.Скажи по-другому: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. Н.Новгород, 1995. – 111с.
Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288с.
Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций/Изд, 2-ое перераб. и доп. - Москва, 1996.
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1979.-288 с.
Время выбрало нас! Книга 1. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 135с.
14 Время выбрало нас! Книга 2. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 135с.
Время выбрало нас!: в помощь организаторам педагогической поддержки детского общественного движения. Книга 3. /Сост. О.Б.Коновалова, Т.В.Баландина – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 138с.
Выбираем свой путь. /Сост. А.В. Волохов - М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. – 154с.
Гоголева И.С. Борское Отечество моѐ - Нижний Новгород: издательство Нижегородского института экономического развития, 1998.
Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» («Классный руководитель» №1/ 2001 г.)
Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Выпуск 1 – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2004 – 96с.
Глуздов В.А, Лукичева И.И., Касьян А.А. Культурология. Учебное пособие -М., «Высшая школа», 2003.
Есипова Т.М. Энциклопедия коллективных творческих дел. –М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. -№1 – 64с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. /Сост. Л.И.Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! Выпуск 2. – Н.Новгород, изд-во ООО «Пед. технологии», 2003. – 96с.
Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Пед. технологии», 2004. – 96с.
Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие./Сост. С.В.Шорина, Н.И.Волкова – М.: Собеседник,2005. –192с.
Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером! Выпуск 3. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. – 90с.
Лебедева И.А. Путешествие в Страну Игр: сюжетно-ролевая игра. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. -124с.
Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. /Сост. Л.И. Трепунова и др. – Волгоград: Учитель, 2005. -280с.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М..: Просвещение, 1986.
Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для детей и взрослых. – Чебоксары, КЛИО, 1996. - 43с.
Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. /Под ред. Е.А.Левановой - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176с.
Методические рекомендации по организации КТД детей. – Горький, 1990. – 20с.
Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Имею право! Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей. – М., 1999. – 72с.
Нещерет Л.Г. Ее величество игра! Серия «Игра – дело серьезное». – Выпуск 3. – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2002. – 106с.
Нещерет А.Г. Тебе вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2004., - 90с.
Нещерет А.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. – Н.Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2006. – 96с.
Планирование и организация КТД. / «Классный руководитель» №2 2004г.
Пушкарѐв С.Г. Обзор Русской истории -Издательство «Наука» 1991.
Рекомендации организаторам экологических игр. /Сост. О.В.Шишкина - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. -№4. – 64с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)
Сафронова Е., Финогенова О. Горнисту и барабанщику. _ М.: Молодая гвардия, 1979. – 96с. (Серия «Библиотечка пионера-активиста»)
Список литературы для детейАгеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»
Ачкасова Н.В. Я познаю мир. Животные в доме. М.: АСТ Астрель, 2005. – 397с.
3.Блохина В.Н., Медведев Ю.М., Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды. Сборник – Н.Новгород: «Русский купец», 1993. – 400с.
Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А.И.Кима, В.В.Демыкина – М.: ООО Росмен-Издат, 2000.- 333с.
Взвейтесь кострами. Повести. Рассказы. Стихи. Воспоминания./ Сост. В.Г.Волкова. – Иркутск: Вост.-Сиб. изд., 1984. – 352с.(«Пионерские горны»)
Винокурова Н.А. 5000 игр и головоломок для школьников. -М.: ООО Изд. АСТ, 2000.- 430с.
Гайдар А.П. Тимур и его команда. –М.: АСТ – Пресс, 2000.- 120с.
. Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. – Л.: Дет. лит., 1988.-144с.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей.: М., 2002, - 32 с.
10 Дитрих А.К. ,Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка - 5 изд. ,испр. и доп. –М.:Педагогика-пресс,2003. – 384с.
Добролюбова Л.М., Мужиченкова М.А. Борская Азбука – г.Бор, 2008г.
Записки краеведов. (Сост. Н.И. Куприянова, З-32 Л.И. Шиян. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. – 271с.ил., 16 л. ил.
Зигуненко С.Н. Я познаю мир. –М.: АСТ Астрель, 2006. – 381с.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет.
– М.: Просвещение,2004. – 46с.
Календарно-обрядовая поэзия русского народа / Сост. вступ. ст. В.А.Колобанова; Изд-во «Владимирская школа» при ОЦНТТУ управления образования Владимирской области./ – Владимир, 1994. – 40с.
Командные игры – испытания. Сборник игр. КИПАРИС – 8 / Автор – составитель Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.
Крючков В. Барабан бъет тревогу. –М.: Молодая гвардия, 1984. – 144с.
Лесная энциклопедия: В 2-х т., т.2/Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.-631 с., ил.
Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарина -М.: Дет. лит., 1998.-96с.
Новиков Л.К. Русичи. Легенды о любви и доблести. – Н.Новг.: Ниж. гуманит. центр, 2004.-138с.
Осипова В.Н., Терехова Л.А. Добрый человек придет, словно свету принесет. – Смоленск: СОИЦУ, 2000.-66с.
Песни «Орленка» /Сост. А.Завражнов, И. Киреев, О. Можейко- М.: Собеседник, 2005.- 183с.
Побережная Л. А. Игротека. Лидер 21 века. – Н.Новгород, ООО Пед. Технологии, 2006. – 88с.
24.Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн.- М.: 2002.
Ради жизни на земле. Повести.Рассказы.Стихи. / Сост. Е.Г. Слабковская- Иркутск: Вост.-Сиб. изд. , 1995.- 397с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г.Круглов – М.: Педагогика-пресс, 1990.- 335с.
Шангина И.И. Русские дети и их игры.- СПб., 2000.- 36с.
Унбергаун Б.О. Русские фамилии / Пер. с англ . /Общ. Ред. Б.А. Успенского.- М.: Прогресс, 1989.- 443с.
Филатов Н.Ф, Седов А.В. Нижегородский край: Факты, события, люди. Н.Новгород НГЦ, 1994.