Программа работы детской организации в 1-4 классах
Руководитель: Шклярова Надежда Валентиновна
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7- 10 лет
2014-2017 год
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Перемены в общественной жизни привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. Перед нашей школой остро встала проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания. Педагогам и учащимся школы была предложена форма организации работы детского коллектива по программе «Наша планета Дружба». В ее основу положен личностно ориентированный подход. Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи в различных сферах деятельности:
Сфера познания |
Учеба, чтение, восприятие информации. |
Сфера отношений |
Познание себя и людей, взаимодействие с ними. |
Сфера практической деятельности |
Труд, умения и навыки. |
Сфера физического развития |
Занятия физкультурой и спортом. |
Сфера игры |
Развитие фантазии, развлечение, общение. |
Гуманистический принцип воспитания сочетается с воспитанием через деятельность. Нравственные и духовные качества личности формируются в деятельности. Организация этой деятельности и составляет суть работы руководителя программы «Наша планета Дружба». Весь ученический коллектив школы делится на классы- «спутники», в которых избираются командир и заместитель, распределяются поручения по желанию ребят. В течение месяца дети участвуют в различных мероприятиях школы и класса, а на линейке рапортуют о полезных делах. Еженедельно проводятся советы командиров. Ребята приучаются к ответственности, у них развиваются навыки организаторской работы, повышается активность.
Программа предлагает примерные ориентиры для определения ступеней роста младшего школьника с учетом возрастных, индивидуальных особенностей. Работа детской организации проходит в форме игры- путешествия по разным планетам.
Игра для младших школьников - это способ научиться исследовать реальный мир. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире ценностей. В игре развивается инициатива самих ребят, идет формирование личного достоинства каждого ребенка, воспитывается уважение к людям, приобретаются навыки и умения работать в коллективе. Эта форма интересна детям не только потому, что им приходится преодолевать препятствия, но и тем, какова степень их трудности. Смысл игровых ситуаций состоит в возможности, играя, решать предлагаемые задачи и свободно проявлять свои творческие способности.
В основе программы заложены следующие положения:
совмещение в жизненной практике младшего школьника образовательных и воспитательных задач;
поэтапное усложнение условий игры, участие каждого школьника в конкурсах, играх, состязаниях, развитие у детей активной позиции: от болельщика к участнику, от участника к организатору;
создание условий для проявления способностей и возможностей каждого участника;
знакомство с деятельностью других детских объединений.
Организаторы игры- путешествия руководствуются принципами:
общественная значимость;
принцип гуманизации воспитания личности;
самодеятельность и индивидуальный подход;
занимательность и развлекательность.
Путешествие может увлечь ребят только тогда, когда взрослые и дети будут действовать вместе. Организовывать и направлять развитие игры, помогать преодолевать трудности, заметить хорошие качества, исправить ошибки – все это входит в компетенцию педагогов.
Интерес к игре зависит и от того, как сформированы детские коллективы – «спутники».
Программа позволяет организовать в школе внеурочную воспитательную деятельность так, чтобы она дополняла учебный процесс.
ЦЕЛИ:
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ, ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА.
СОЗДАНИЕ НОВОГО СТИЛЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО, НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
ЗАДАЧИ:
Совершенствовать систему работы по воспитанию свободной творческой личности.
Развивать эмоциональную сферу каждого ребенка, раскрывать индивидуальные творческие способности.
Формировать навыки организаторской работы.
Воспитывать личную ответственность за поручение.
Приобщать младших школьников к трудовым делам.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ:
учащиеся 1- 4 классов.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИГРЫ:
заместитель директора по воспитательной работе,
педагог- организатор,
классные руководители,
совет командиров.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
В ходе 1года работы предусматривается проведение мероприятий ознакомительного характера, с учетом интересов детей, их возможностей и способностей. Идет работа
по выявлению актива, по формированию традиций. Ребята исследуют свою «планету», двигаясь по разным направлениям.
Направления работы |
Цели |
Задачи |
Мероприятия |
«Наш родной дом» |
Воспитание любви к Родине. |
Познакомить детей с историей нашей страны. |
Гимн России. Государственная символика. Праздники. Традиции нашего народа. |
«Учеба и труд – рядом живут» |
Развитие познавательных интересов детей. |
Сформировать у учащихся желание и умение учиться и трудиться. |
Олимпиады и конкурсы по предметам. Выставки достижений ребят. |
«Мир вокруг нас» |
Воспитание любви к природе. |
Изучать законы природы, привлекать детей к охране окружающей среды. |
Экскурсии, походы, встречи со специалистами по охране природы. |
«Спорт и здоровье» |
Укрепление здоровья. |
Развивать физические и моральные качества. |
Спортивные соревнования, дни здоровья. Занятия в секциях. |
«Мы растем» |
Формирование нравственных качеств личности. |
Воспитывать ответственность за порученное дело, самостоятельность. |
Распределение поручений на классных сборах, обучение актива, организация соревнования между «спутниками». |
«Веселые минутки» |
Организация свободного времени учащихся. |
Раскрыть творческие способности детей. |
Праздники, игры, путешествия, вечера. Занятия в кружках по интересам. |
Прогнозируемые результаты:
-
Развитие интереса к деятельности детской организации.
Стремление к активной творческой работе (класс – школа).
Наличие норм и правил поведения.
Оформление школьного стенда «Спутники соревнуются».
Схема управления детской организацией:
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Сбор детской организации
|
СОВЕТ КОМАНДИРОВ «СПУТНИКОВ» СБОР АКТИВА |
КОМАНДИР ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ПЛАНЕТА ДРУЖБА» Командиры «Спутников» |
Редколлегия |
Спортивный сектор |
Культмассовый сектор |
Сектор дисциплины и порядка |
Юные библиотекари |
Помощники фельдшера |
В течение 2-4 года работы детской организации продолжается формирование детского коллектива, изучение своей «планеты» и осуществляются «полеты на другие планеты».
Программой предложено 7 «полетов» на разные планеты:
«Осенние фантазии»
«Здоровье»
«Новогодняя»
«Армейская»
«Праздничная»
«Космическая»
«Юбилейная»
Каждое путешествие предполагает выполнение определенных заданий по маршрутному листу, участие детей в конкурсах и соревнованиях, концертах и выставках, походах и экскурсиях, классных и общешкольных мероприятиях. Путешествие включает:
конкурсы, позволяющие увидеть в каждом ребенке личность;
игры, которые развивают детей;
праздники, на которых ребята раскрывают свои способности и таланты;
встречи, на которых учащиеся знакомятся с интересными людьми;
соревнования, где определяются физические возможности младших школьников;
экскурсии и походы, в ходе которых формируется дружный коллектив, закаляется характер, улучшается дисциплина.
Путешествуя по разным «планетам» младшие школьники организуют:
1) Трудовые дела.
Цель: воспитание трудолюбия, стремление каждого ученика вносить свой вклад в улучшение действительности, работать самостоятельно, творчески.
2) Познавательные дела.
Цель: формирование знаний, умений и навыков, организация внеклассных мероприятий по предметам, воспитание любви к книге, стремление к поиску.
3) Творческие дела.
Цель: развитие художественно- эстетического вкуса детей, привлечение к организации и проведению общешкольных праздников, концертов, конкурсов.
4) Мероприятия по укреплению здоровья.
Цель: формирование у детей таких качеств, как быстрота и ловкость, сила и выносливость, смелость и находчивость, коллективизм и дисциплина.
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» (сентябрь – октябрь)
1) организация и проведение походов в лес, экскурсий в парк;
выставка рисунков «Мы любим свой край»;
классные часы «Этот удивительный мир»;
викторины «Вам знаком зверек такой?»;
ребусы и кроссворды «В мире животных»;
школьный праздник «В осеннем царстве»;
конкурс стихов «Наедине с осенью», конкурс песен «Осенние нотки»,
«Мастерская осени» - выставка поделок из природных материалов.
Выпуск стенгазеты «Школьные новости» №1 «Осенние мотивы»;
Участие в декаде естествознания.
Линейка детской организации.
ПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ «ЗДОРОВЬЯ»:
Встречи с медицинскими работниками. Беседы о здоровье.
Рейды по проверке готовности учащихся к урокам физкультуры.
Классные часы «Олимпийские игры»
Конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье!» (3-4 классы)
Конкурс рисунков «Спорт и здоровье» (1-2 классы).
Поле чудес «Виды спорта».
Спортивные соревнования для учащихся 3-4 классов «Перестрелка».
Конкурс «Силачи» для мальчиков 2-4 классов.
Шахматно-шашечный турнир для учащихся 3-4 классов.
Конкурс костюмов «Спортивный сезон».
День здоровья: Игры на площадке и в парке, « Веселые старты» на лыжной базе.
Линейка детской организации (по параллелям).
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ «НОВОГОДНЯЯ» (декабрь- январь)
Мастерская «Зимушка- Зима» по изготовлению игрушек на поселковую елку.
Работа танцевального зала « Зимние ритмы».
Конкурс песен «Белая вьюга».
Литературная гостиная «Зимний вечер».
Развлекательно- игровая программа «Веселый снеговик».
Выставка рисунков «Украсим елочку игрушками».
Экскурсия в музей. Выставка картин художника Рязанцева Д.Л.
Участие в открытии снежного городка.
Классные часы «Как отмечают новый год в других странах».
Организация «веселых перемен».
Утренники для учащихся:
«Новогодний переполох» – 1-2 классы,
«Новогодняя дискотека» – 3-4 классы.
Линейка детской организации.
Выпуск стенгазеты «Школьные новости» №2.
Участие в декаде математики:
беседы работника музея «Счетные машины и приборы»
олимпиада для учащихся 3-4 классов;
ребусы и головоломки; конкурс «Веселые задачи»,
рейд на уроки математики,
классные часы «Царица наук - математика»,
игра «Что? Где? Когда?».
ПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ «АРМЕЙСКАЯ»
Экскурсии в музей по теме: «Воины наших дней».
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
Выпуск стенгазеты «Школьные новости» №3.
Выставка плакатов – открыток «Поздравляем с Днем защитников Отечества!»
Праздник для учащихся 2-4 классов «Супер - мальчики».
Участие в декаде физкультуры:
«Веселые старты» - для учащихся 2 классов;
«Спортивный калейдоскоп» - для учащихся 4 классов;
«Поле чудес» - для учащихся 3 классов.
Участие в правовой декаде:
конкурс агитбригад (4 классы);
игра «Веселый светофор» (3 классы);
спортивные соревнования «мы с папой все можем» (2 классы);
встречи с работниками милиции;
спектакль театрального кружка «Изучайте правила дорожного движения»
для учащихся 1 классов.
Конкурс «Лучший пассажир».
Линейка детской организации.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ «ПРАЗДНИЧНАЯ»
Конкурс «Мастерица».
Выставка рисунков «Праздничный букет».
Классные часы «Наши мамы лучше всех».
Развлекательно – игровая программа « Мы с мамой можем все!»
Праздник «Золушка» - для учащихся 3-4 классов,
«Дюймовочка » - для учащихся 1-2 классов.
Неделя детской книги: викторины, конкурсы стихов и рисунков, литературная гостиная, беседы.
Участие в декаде чтения.
Выпуск стенгазеты «Школьные новости» №4.
Линейка детской организации.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СТАНЦИЮ «КОСМИЧЕСКАЯ»:
Классные часы « 12 апреля – День космонавтики».
Просмотр видеофильма «Первооткрыватели космического пространства».
Конкурс фантазеров «Я тоже был на Марсе».
Выставка рисунков «НЛО».
Конкурсный показ моделей «Самый смешной костюм» (1 апреля).
Участие в декаде русского языка:
классные часы «Мой любимый предмет»;
конкурс сочинений «Когда природа просыпается»;
развлекательно – игровая программа «Приключения Незнайки».
Концерт «Весенние нотки».
Участие в районных конкурсах «Радуга талантов» и «Забавный кадр».
Линейка детской организации.
ПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ «ЮБИЛЕЙНАЯ»:
1) Беседы на тему «Была война».
2) Конкурс стихов «Ради жизни на земле».
3) Экскурсии в музей «Дорогами войны».
4) Выставка рисунков – открыток «С ДНЕМ ПОБЕДЫ!».
5) Выпуск школьной стенгазеты «Праздничный салют».
6) Шефская помощь ветеранам.
7) Линейка детской организации по подведению итогов игры – путешествия.
Награждение лучшего класса – «спутника».
Детская организация помогает ребятам стать самостоятельнее, найти настоящих друзей, пополнить свои знания. Игровая форма привлекает младших школьников тем, что она соответствует их интересам, развивает фантазию, воспитывает и обучает. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что для младших школьников является основой усвоения нравственных норм.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Наличие у детей устойчивого познавательного интереса;
стремление к успеху;
наличие норм и правил поведения, умение противостоять отрицательному влиянию;
укрепление здоровья;
желание трудиться;
способность находить творческие решения учебных и воспитательных задач;
умение организовать полезное дело;
оформление школьной фото- летописи и классных альбомов.
НАШИ ЗАКОНЫ:
Точность.
Вежливость.
Уважение.
Активность.
Закон правой руки.
НАША ПЕСНЯ:
«Все люди на большой планете должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети и в мирном мире жить»
СИМВОЛИКА:
«Глобус» и его «спутники».
НАГРАЖДЕНИЕ:
«Звезды» - награда за участие в мероприятиях класса и школы, за другие полезные дела – вручаются ежемесячно на линейке детской организации.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Обучение педагогов и учащихся.
Организация совместной деятельности педагогов и учащихся.
Совместное планирование и проведение мероприятий.
Опросы учащихся.
Выпуск школьной стенгазеты, информирующей о деятельности детской организации.
Анализ результатов деятельности.
Скрипникова Валентина Михайловна