Программа развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СПО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от аудиторной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум» используется программа «Воспитательной деятельности техникума по формированию здоровье сберегающего образовательного пространства» (срок реализации 2015-2020 гг.) – это нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, определяет мероприятия для обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности техникуме.
В своей деятельности СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум» ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации.
Программа развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в группе по направлению 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» составлена согласно Плана воспитательной работы СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум»
II. ЦЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает их социокультурные потребности, составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с особенностями освоения основной профессиональной образовательной программы.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности обучающихся, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности подростков, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, для осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей и интересов.
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического обеспечения используемого в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Внеурочная деятельность направляется на формирование у подростков потребности в достижении успеха
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в разнообразных областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности.
Задачи внеурочной деятельности:
1) расширение общекультурного кругозора;
2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5) участие в общественно значимых делах;
6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности
(художественной, спортивной, технической и др.);
7) создание пространства для межличностного общения.
III. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научно-проектные деятельности, общественно
полезный труд и т.д.
Внеурочная деятельность может быть организована по видам:
- игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность, проблемно - ценностное общение;
- художественное творчество;
- техническое творчество, общественно-полезная и трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. «Вяземский железнодорожный техникум» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общее интеллектуальное;
- общекультурное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление в СОГБПОУ «Вяземский железнодорожный техникум» реализуется программами внеурочной деятельности руководителя физической культуры и педагога-организатора ОБЖ . По итогам работы проводятся конкурсы, спортивные соревнования, военно-полевые сборы, Дни здоровья.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цель направлений - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на овладения среднего профессионального образования, в формировании социальных, коммуникативных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование общечеловеческих ценностей;
- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям своей Родины;
- сохранение национальных ценностей российского общества;
- последовательное расширение, становление и укрепление личности;
- формирование психологической культуры для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование профессиональных компетенций.
По итогам внеурочной деятельности проводятся встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, социальные проекты.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целью социализации обучающихся на ступени среднего профессионального образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
На ступени среднего профессионального образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
Основными задачами являются:
- формирование нравственного смысла профессионально ориентированной и общественно полезной деятельности;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у обучающихся профессиональных компетенций, осознание нравственного значения будущей профессии;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
ОБЩЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.
Основными задачами являются:
– формирование навыков научно-практической деятельности;
– развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
– формирование навыков и опыта практической деятельности;
– овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени
среднего профессионального образования.
Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Предметные недели» по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, кружки технического творчества.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, викторины, часы мастера, выставки технического творчества, защита проектов.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание способности к духовному развитию, патриотическому, нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, патриотической, эстетической, физической, трудовой и экологической культуры.
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: встречи с интересными людьми, экскурсии посещение музеев, выставок, семинаров.
Результатами работы становятся конкурсы, выставки, защита проектов и пр.
Программа развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Таким образом, программа развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПЛАН РАБОТЫ С РАЗБИВКОЙ ПО ГОДАМ.
Учебный год | Направление работы | Формы работы | Время реализации |
2016-2017 учебный год | Спортивно-оздоровительное | - конкурсы, - спортивные соревнования, - военно-полевые сборы, - Дни здоровья. | По плану внеурочной деятельности руководителя физкультуры и педагога-организатора ОБЖ |
Духовно-нравственное | - встречи с интересными людьми, - конкурсы, - выставки | По плану воспитательной работы - систематически | |
Социальное | - встречи с представителями общественных организаций патриотической и гражданской направленности, - встречи с представителями детско-юношеских движений, организаций, сообществ, - экскурсии, встречи и беседы с работодателями – социальными партнерами, - участие в социальных проектах и мероприятиях | По плану воспитательной работы - ежеквартально | |
Общее интеллектуальное | - студенческие научные кружки; - конкурсы, - викторины, - семинары, - мастер-классы | По плану воспитательной работы - систематически | |
Общекультурное | - встречи с интересными людьми, - экскурсии - посещение музеев, выставок, семинаров | Ежеквартально | |
2017-2018 учебный год | Спортивно-оздоровительное | - конкурсы, - спортивные соревнования, - военно-полевые сборы, - Дни здоровья. | По плану внеурочной деятельности руководителя физкультуры и педагога-организатора ОБЖ |
Духовно-нравственное | - встречи с интересными людьми, - конкурсы, - выставки | По плану воспитательной работы - систематически | |
Социальное | - встречи с представителями общественных организаций патриотической и гражданской направленности, - встречи с представителями детско-юношеских движений, организаций, сообществ, - экскурсии, встречи и беседы с работодателями – социальными партнерами, - участие в социальных проектах и мероприятиях | По плану воспитательной работы - ежеквартально | |
Общее интеллектуальное | - студенческие научные кружки; - конкурсы, - викторины, - семинары, - мастер-классы | По плану воспитательной работы - систематически | |
Общекультурное | - встречи с интересными людьми, - экскурсии - посещение музеев, выставок, семинаров | Ежеквартально | |
2018-2019 учебный год | Спортивно-оздоровительное | - конкурсы, - спортивные соревнования, - военно-полевые сборы, - Дни здоровья. | По плану внеурочной деятельности руководителя физкультуры и педагога-организатора ОБЖ |
Духовно-нравственное | - встречи с интересными людьми, - конкурсы, - выставки | По плану воспитательной работы - систематически | |
Социальное | - встречи с представителями общественных организаций патриотической и гражданской направленности, - встречи с представителями детско-юношеских движений, организаций, сообществ, - экскурсии, встречи и беседы с работодателями – социальными партнерами, - участие в социальных проектах и мероприятиях | По плану воспитательной работы - ежеквартально | |
Общее интеллектуальное | - студенческие научные кружки; - конкурсы, - викторины, - семинары, - мастер-классы | По плану воспитательной работы - систематически | |
Общекультурное | - встречи с интересными людьми, - экскурсии - посещение музеев, выставок, семинаров | Ежеквартально | |
2019-2020 учебный год | Спортивно-оздоровительное | - конкурсы, - спортивные соревнования, - военно-полевые сборы, - Дни здоровья. | По плану внеурочной деятельности руководителя физкультуры и педагога-организатора ОБЖ |
Духовно-нравственное | - встречи с интересными людьми, - конкурсы, - выставки | По плану воспитательной работы - систематически | |
Социальное | - встречи с представителями общественных организаций патриотической и гражданской направленности, - встречи с представителями детско-юношеских движений, организаций, сообществ, - экскурсии, встречи и беседы с работодателями – социальными партнерами, - участие в социальных проектах и мероприятиях | По плану воспитательной работы - ежеквартально | |
Общее интеллектуальное | - студенческие научные кружки; - конкурсы, - викторины, - семинары, - мастер-классы | По плану воспитательной работы - систематически | |
Общекультурное | - встречи с интересными людьми, - экскурсии - посещение музеев, выставок, семинаров | Ежеквартально |
IV. Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность предусматривает учет наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе осуществляется дифференцированный подход с учетом всех этапов подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.