Программа саморазвития воспитателя
МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»
Программа саморазвития
воспитателя
Боровковой Светланы Геннадьевны
на 2016-2019 годы
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Знакомиться с докладами передового педагогического опыта.
4. Разработать научно – практические методы внедрения.
5. Внедрить эффективных формы и методы работы с детьми по вопросу нравственно - патриотического воспитания.
6. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
7. Создание предметно – развивающей среды, способствующей
нравственно- патриотическому воспитанию.
8. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
Основные направления реализации программы.
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
5. Участие в конкурсах, районных методических объединениях.
6. Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
7. Самостоятельный поиск педагогической информации по банкам, в системе Интернет.
8. Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение собственной творческой самооценки.
3. Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
4.Повышение квалификации.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
План индивидуальной самообразовательной работы.
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. В. Виноградовой, Р. С. Буре и других. Весомый вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, Е.И.Радина, А.П.Усова и др.. Авторы подчёркивают, что начала патриотизма формируются у детей уже дошкольного возраста.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и Гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 17 октября 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по Федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к
своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и е будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель: Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины.
Задачи:
1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
2. Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Развивать творческие способности детей.
3. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Этапы реализации Программы:
№ |
Мероприятия |
Сроки |
|
Организационно – ознакомительный 2016 – 2017 гг: |
|||
1. |
Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей |
В течение года |
|
2. |
Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала. |
Ноябрь Декабрь |
|
3. |
Подбор дидактического и игрового материала для игровой и познавательной деятельности. |
В течение учебного года |
|
4. |
Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе. |
В течение учебного года |
|
5. |
Составление перспективного плана работы |
Октябрь |
|
6. |
Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей |
Октябрь Апрель |
|
7. |
Составление программы взаимодействия с социумом: посещение театров, музеев, библиотек. |
Сентябрь |
|
Основной этап 2017 – 2018 гг |
|||
1. |
Диагностика детей по выбранной теме. |
Сентябрь |
|
2. |
Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей |
сентябрь |
|
3. |
Реализация проекта «Наш родной город Семенов», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине |
В течение года |
|
4. |
Проведение родительских собраний, круглых столов |
Октябрь Февраль Май |
|
5. |
Работа с социумом: посещение музеев, библиотек, кинотеатра, |
В течение года |
|
6. |
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей |
В течение года |
|
7. |
Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах |
В течение года |
|
8. |
Обобщение опыта работы «Использование широкого спектра форм и методов в работе со старшими дошкольниками в процессе их ознакомления с архитектурным обликом родного города» на уровне МДОУ |
В течение года |
|
3. Заключительный этап 2018-2019 гг. |
|||
1. |
Обобщение и систематизация материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников |
Сентябрь - ноябрь |
|
2. |
Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет. |
Сентябрь - ноябрь |
|
3. |
Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях |
Сентябрь - ноябрь |
|
4. |
Повышение квалификационной категории |
Декабрь |
Литература:
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Антонов Ю.Е, Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003
Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание 2014, №10, С. 10
Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 №1. С. 4
Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Управление ДОУ, 2006
Жирякова И.В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»: Управление ДОУ, 2008
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»: М., 2004
Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Зверева О.Л. «Социальное развитие ребенка» - М.: А.П.О. 1994
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009
Кобзева Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т.Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
Коротовский Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»: Управление ДОУ, 2006
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: Управление ДОУ, 2005
Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Сфера, 2011г.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»: Управление ДОУ, 2006