Программа сопровождения каникулярного отдыха «Творческие каникулы» (3–5 класс)
Программа сопровождения каникулярного отдыха
«Творческие каникулы»
1.Пояснительная записка
Программа разработана в рамках реализации приоритетного краевого проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В течение учебного года учреждением был реализован проект «Шаг навстречу», удостоенный гранта Министерства образования и науки Пермского края, в рамках которого была обеспечена доступность дополнительного образования для детей и подростков на территории Менделеевского поселения. Данный опыт получил положительный отзыв среди детей и родителей данной территории.
Программа «Творческие каникулы» (далее по тексту Программа) разработана как продолжение данного проекта и предполагает вовлечение детей и подростков, проживающих на территориях, отдаленных от районного центра, в специфику программ дополнительного образования Дома детского творчества в каникулярный период.
2. Основная идея программы
Цель программы: организация творческого досуга детей через использование квест-технологий в каникулярный период.
Задачи:
1).Разработать и апробировать серию квестов, отражающую специфику общеобразовательных программ Дома детского творчества.
2).Организовать сетевое сотрудничество с образовательными учреждениями, отдаленными от районного центра.
3).Апробировать механизм реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в каникулярный период.
Актуальность. Программа предусматривает вовлечение детей, проживающих на отдаленных территориях от районного центра.
Новизна. Программа предусматривает презентацию части общеобразовательных программ, реализуемых в учреждении. Презентация программ будет представлена в виде творческих мастерских, объединенных в квест – игру. Квест – это современная интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде, сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и игровой по определенному сюжету. Квесты приобретают все большую популярность благодаря тому, что цель этой игровой технологии в большей степени согласуется с практическими потребностями обучающихся получить знания через увлекательную деятельность, вызывающую положительные эмоции, и максимально проявить свои личные качества.
Программа реализуется в рамках Плана мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею дополнительного образования.
Участники программы: участники летних лагерей с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. Общее количество – 400 человек.
Сетевые партнеры:
- МБОУ «Менделеевская СОШ»
- МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
- МБОУ «Яринская СОШ»
- МБОУ «Сюзьвяковская СОШ»
- МБОУ «Карагайская СОШ №1»
Деятельность с сетевыми партнерами будет осуществляться на основании договора о взаимодействии в каникулярный период.
Квесты будут проводиться на территории образовательных учреждений, за исключением МБОУ «Карагайская СОШ №1». Для обучающихся данной школы квест организуется на территории Дома детского творчества.
В основу квестовых заданий лягут творческие задания, отражающие специфику программ, реализуемых в Доме детского творчества.
3.Целевая группа. Участниками программы являются дети разного возраста от 8 до 14 лет и разных социальных категорий.
4. Прогнозируемые результаты
1.Программой будут охвачены обучающиеся не менее 5 образовательных учреждений района.
2. Охвачено не менее 400 обучающихся района.
2.Обучающиеся, участвующие в реализации программы, в предстоящем учебном году изъявят желание записаться на обучение по общеобразовательным программам.
3.Образовательные учреждения, участвующие в Программе, продолжат сотрудничество с Домом детского творчества в течение учебного года (при условии получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в данном учреждении).
4.Апробирована новая форма организации каникулярного отдыха.
5.Педагогами отработан механизм разработки и проведения квеста. Будет разработана серия квестов, отражающих специфику программ Дома детского творчества.
6.Разработанные сценарии квестов будут отправлены на VI Всероссийский конкурс программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей.
7.Опыт работы по программе будет представлен в рамках конкурсов профессионального мастерства, конференций.
5. Критерии и способы оценки реализации программы
1.Уровень достижения заявленных в программе результатов (анализ работы по программе).
2.Уровень удовлетворенности детей от участия в программе (анкетирование, опрос, рефлексия).
6.Материально-техническое обеспечение программы
Фотоаппарат, ноутбук, канцелярские принадлежности, аудиотехника.
Кабинеты, спортзал, актовый зал в случае дождя (МБУ ДО «Дом детского творчества», образовательные учреждения).
Приложение 1
Квест «Солнечный город детства»
Квест проводится в образовательных учреждениях района в рамках программы сопровождения каникулярного отдыха «Творческие каникулы».
Реквизиты: компас, маршрутные листы, листы со словами девиза
Перед мероприятием все дети собираются в зале, где звучит веселая музыка. Появляются герои Н.Носова - Знайка, Тюбик (художник), профессор Звездочкин, Шпунтик.
(Герои появляются на сцене, не обращая внимания на ребят)
Тюбик: Фу ты, ну ты! И куда же это мы прилетели!
Знайка: Согласно моим подсчетам (смотрит на компас) мы находимся в Солнечном городе детства!
Шпунтик: Ух ты! Всегда мечтал побывать в теплых краях, где много солнца, моря и вечный праздник!
Пр–р Звездочкин: Ну не знаю как море, а раз это Солнечный город детства, то здесь обязательно должны быть добрые и веселые ребята! Да вот же они, вот! Я их вижу!
(Герои смотрят на ребят и приветливо машут руками)
Шпунтик: Ой! (удивленно) И правда! Какие интересные человечки!
Знайка: Ну что ты, Шпунтик, так удивляешься! Это жители Солнечного города! Я очень долго готовился перед нашей экспедицией и всё-всё про них узнал!
Пр–р Звездочкин: Как-то не видно, что нам тут рады.
Знайка: Профессор Звездочкин, дети этого города очень нам рады. Просто они уже давно разучились улыбаться.
Тюбик: Как так?! Почему?
Знайка: Давным-давно, люди Солнечного города умели делать всё: и веселиться, и придумывать разные игры, мероприятия, интересно и с пользой проводить время. Но однажды на город обрушилась сильная гроза и девиз города, который висел на центральной площади, раскололся и разлетелся по далеким улочкам города. Сколько бы его не искали, но так и не нашли. И жители города стали со временем забывать, как веселиться и с пользой проводить время. Знания были утрачены, а город превратился в руины.
Тюбик: Так это мы очень вовремя прилетели! Мы вам поможем отыскать девиз и восстановить город!
Шпунтик: Конечно! Мы и не такие задачки решали!
Пр–р Звездочкин: Только чтобы получить кусочки потерянного девиза, вы должны выполнить наши задания.
Знайка: Я слышал, что жители Солнечного города детства очень дружные и находчивые ребята, поэтому без труда с ними справятся.
Шпунтик: Пора отправляться на поиски потерянного девиза. Ребята, вы готовы найти потерянный девиз Солнечного города? (Дети отвечают).
Тюбик: Я чувствую, что сегодня вместе с детьми мы сможем восстановить девиз Солнечного города. А для начала давайте немного подвигаемся! (Игра молекулы, чтобы поделиться на команды) От Знайки я узнал, что все вещества на планете состоят из атомов и молекул. Представьте, что вы, маленькие атомы, по моей команде вы будете двигаться в пространстве. Когда я скажу «молекула» и назову цифру, в такое количество человек вам и надо объединиться. Начали!
(Формируется 4 команд, по _ человек)
Шпунтик: Теперь в таком составе команд отправляемся на поиски потерянного девиза. Передвигаться нужно медленно, не спеша, держась за руки. Путеводителем для вас будет служить карта (раздаются маршрутные листы). Ваша задача собрать слова потерянного девиза. После того, как вы выполните все задания, возвращайтесь сюда, на главную площадь. Будьте внимательны и слушайте друг друга! Удачи!
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по интерактивным площадкам, где выполняют задания и получают слова девиза: Солнечный город лучше всех! Солнечный город ждёт успех!
Знайка: Жители Солнечного города! Поздравляю вас с успешным выполнением заданий! Благодаря вашей сплоченности и смекалке, мы, наконец, нашли утраченный девиз нашего города! Давайте соберем его вместе! (Дети склеивают части и прикрепляют девиз на стенд). Теперь по моей команде громко и четко его прочитаем! Три-четыре! «Солнечный город лучше всех! Солнечный город ждёт успех!».
Пр–р Звездочкин: Замечательно! Теперь этот девиз будет сопутствовать вам на протяжении всего нашего долгого пребывания в этом городе.