Рабочая программа индивидуального сопровождения учеников 3 класса по русскому языку
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ПМПк МОУ СШ № Директор МОУ СШ №
______________ Приказ №____________
______сентября 20---г
Рабочая программа
индивидуального сопровождения
учеников 3 «б»
Предмет: русский язык
Срок реализации программы _____________.г
С программой ознакомлен и согласен родитель (законный представитель)
__________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Русский язык, 3 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к планируемым результатами освоения обучающимися ООП НОО по предмету «Русский язык».
на основе раздела 2.5 программы коррекционной работы ООП НОО МОУ СШ №24, утвержденной приказом по МОУ СШ № … №134/4 от 01.09 2015года с изменениями и дополнениями от 01.09.2016г приказ №123/2
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.07. 1998г. № 124-ФЗ
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 -ФЗ;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
- Приказ №1015 от 30.07.2014 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
Реализуется средствами УМК «Перспектива»: Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» 3 класс, М.«Просвещение», 2015.
Пояснительная запискаАктуальность программы
Начальное образование – это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. Первый уровень общего образования нацелен на обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся, их общественное и гражданское самоопределению. Начальная школа призвана сформировать первоначальных учебные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ученика, дать знания основ наук, активизировать интерес к художественному и техническому творчеству, приобщать к общекультурным ценностям человечества. Учитывать индивидуальное развитие школьника важно на всех ступенях обучения, но особенно в начальных классах, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом. Практика показывает, что обучение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации данной категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, инклюзивное обучение при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательногопроцесса. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по адаптированной образовательной программе.
Такая программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных и индивидуальных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты
Цели с учетом специфики предмета «Русский язык»:
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников, в том числе обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Цель программы: Содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русского языка и литературного чтения»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Коррекционно-развивающие задачи предмета
В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
– формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
– уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
– развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
– формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
– усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).
При обучении русскому языку учащихся с задержкой психического развития необходимо придерживаться следующих правил:
новый материал следует преподносить предельно развёрнуто;
значительное место отводить практической деятельности учащихся;
систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира;
выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3 «б» классас ОВЗ
Обучающиеся класса имеют низкий уровень развития познавательных процессов. Наблюдаются серьёзные нарушения памяти, внимания. Для этих детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. У учеников ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Логическое мышление развито слабо. Преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Очень низкий словарный запас. У Вики и Стаса устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Дети с трудом запоминают правила, словарные слова. Дети нуждаются в направляющей и организующей помощи. Существенное значение на уроках русского языка надо придавать развитию связной речи обучающихся в её устной и письменной форме. Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создастдейственную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса в учебном плане
Курс «Русский язык» в начальной школе рассчитан на 560 ч.
В 1 классе на изучение русского языка отводится 50 ч (5 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты освоения учебного предмета «Русский язык», планируемые результаты
К концу 3 класса учащиеся с ОВЗ научатся:
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
проводить звукобуквенный анализ слов;
определять ударение в словах;
делить слова на слоги и на части для переноса;
находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
правильно писать «не» с глаголами;
использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
выделять в слове основу и окончание;
составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
определять число имён существительных;
определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
определять времена глаголов;
образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
определять число глаголов;
верно писать частицу «не» с глаголами;
писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
определять связь имени прилагательного с именем существительным;
верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
объяснять роль имён прилагательных в речи;
использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
составлять словосочетания по заданным моделям;
находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
отличать текст от простого набора предложений;
устанавливать связь между предложениями в тексте;
определять тему и основную мысль текста;
озаглавливать текст;
выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
составлять план текста;
распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать художественные и научные тексты;
составлять тексты разных типов.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым
Коррекционно-развивающая работа с детьми:
Цель работы: создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Усиление практической направленности изучаемого материала;
Выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
Опора на жизненный опыт ребенка;
Опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
Соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
Введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Для закрепления требуются многократные указания и упражнения.
На уроке оказывается индивидуальная помощь. Обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР служат приёмы мнемотехники, в связи с тем, что у таких детей память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:
|
обязательные этапы на уроке: - проверка усвоения пройденного; - объяснение нового материала; - закрепление полученных знаний; - домашние задания |
Технологии активных форм и методов:
|
виды уроков: - уроки - путешествия; - уроки-сказки; - игра по станциям; - путешествие |
Авторские педагогические технологии: |
- технологии индивидуального и дифференцированного подхода
|
Технологии организации внеучебной деятельности: |
- коллективно-творческие дела
|
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий в соответствии с критерии и нормами оценки знаний.
Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Направление |
Цель |
Форма |
Содержание |
Предполагаемый результат |
||
Педагогическая коррекция |
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения |
уроки и внеурочные занятия |
Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Перспектива» Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ. |
Освоение обучающимися Образовательной программы |
Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) |
||||
1 |
Создание коррекционно развивающей среды в школе, в классе и дома |
Классный руководитель, социальный педагог |
Педагоги, родители учащихся. |
Постоянно |
2 |
Консультации для родителей |
Классный руководитель, специалисты |
Родители учащихся |
В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации |
3 |
Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся |
Медицинский работник, классный руководитель |
Учащиеся с ОВЗ |
В течение года |
4 |
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей |
Классный руководитель, педагог дополнительного образования |
Учащиеся с ОВЗ |
В течение года в соответствии с планом воспитательной работы |
5 |
Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) |
Классный руководитель |
Родители, дети |
В течение года |
Регулятивно-корректировочная деятельность |
||||
1 |
Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. |
Учитель, классный руководитель, специалисты. |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
2 |
Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся |
учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
3 |
Срезовые контрольные работы и их анализ |
Учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
4 |
Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей |
Учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
5 |
Составление подробных характеристик |
учитель, специалисты, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
6 |
Обсуждение результатов работы за год на школьном психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). |
учитель, специа-листы, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
7 |
Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. |
учитель, специалисты, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
Программа по русскому языку содержит следующие разделы:
Раздел 1. «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» (16 часов)
Раздел 2. «Язык – главный помощник в общении» (38 час)
Раздел 3. «Состав слова» (34 часа)
Раздел 4. «Части речи» (84час)
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во |
||
«Мир общения. Повторяем – узнаём новое» (16 часов) |
||||
1. |
Собеседники. Диалог. |
4 |
||
2. |
Культура устной и письменной речи |
2 |
||
3. |
Текст. Общее представление о тексте и его особенностях |
1 |
||
4. |
Входная контрольная работа (40 мин) |
1 |
||
5. |
Анализ контрольной работы (20 мин). Текст. Виды текстов |
1 |
||
6. |
Части текста. Опорные слова |
1 |
||
7. |
План текста |
1 |
||
8. |
Обучающее изложение текста |
1 |
||
9. |
Научные и художественные тексты |
1 |
||
10. |
Составление научных и художественных текстов |
1 |
||
11. |
Контрольный диктант по теме "Речевое общение" (40 мин) |
1 |
||
12. |
Анализ контрольной работы (15 мин.). Рубрика "Проверь себя" |
1 |
||
«Язык – главный помощник в общении» (38 час) |
||||
1. |
Язык - главный помощник в общении |
1 |
||
2. |
Звуки и буквы |
2 |
||
3. |
Слог.Ударение |
2 |
||
4. |
Девять правил орфографии |
1 |
||
5. |
Собственные имена |
1 |
||
6. |
Безударные гласные в корне слова |
1 |
||
7. |
Парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и середине слова |
1 |
||
8. |
Непроизносимые согласные |
1 |
||
9. |
Разделительный твёрдый и мягкий знаки |
1 |
||
10. |
Развитие речи.Обучающее изложение |
1 |
||
11. |
Удвоенные согласные |
1 |
||
12. |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу |
1 |
||
13. |
Буквосочетания чк, чн |
1 |
||
14. |
Перенос слов |
1 |
||
15. |
Слово и его значение |
2 |
||
16. |
Синонимы |
2 |
||
17. |
Употребление синонимов в тексте |
1 |
||
18. |
Антонимы |
2 |
||
19. |
Омонимы |
1 |
||
20. |
Многозначные слова |
1 |
||
21. |
Слово и его значение |
1 |
||
22. |
Слова с обобщающим значением |
1 |
||
23. |
Обучающее сочинение "В магазине" |
1 |
||
24. |
Словосочетание |
2 |
||
25. |
Предложение |
1 |
||
26. |
Главные члены предложения |
3 |
||
27. |
Предложения с однородными членами |
2 |
||
28. |
Контрольный диктант по теме "Язык - главный помощник в общении" (40 мин) |
1 |
||
29. |
Анализ контрольной работы (40 мин) |
1 |
||
«Состав слова» (34 часа) |
||||
1. |
Повторение значимых частей слова |
1 |
||
2. |
Корень слова |
1 |
||
3. |
Корень слова. Однокоренные слова |
1 |
||
4. |
Корневые орфограммы |
2 |
||
5. |
Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста |
1 |
||
6. |
Приставка |
2 |
||
7. |
Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака |
1 |
||
8. |
Состав слова. Суффикс |
1 |
||
9. |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
1 |
||
10. |
Окончание |
2 |
||
11. |
Как образуются слова |
2 |
||
12. |
Сложные слова |
1 |
||
13. |
Контрольный диктант за 1 полугодие (40 мин) |
1 |
||
14. |
Анализ контрольной работы. Рубрика "Проверь себя |
1 |
||
«Части речи» (84 час) |
||||
1. |
Группы слов - части речи |
1 |
||
2. |
Определение частей речи с помощью вопросов |
1 |
||
3. |
Определение частей речи |
1 |
||
4. |
Роль слов разных частей речи в тексте |
2 |
||
5. |
Имя существительное. Повторяем, что знаем |
1 |
||
6. |
Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
||
7. |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
1 |
||
8. |
Развитие речи. Обучающее изложение |
1 |
||
9. |
Работа над ошибками. Число имени существительного |
1 |
||
10. |
Изменение имён существительных по числам |
1 |
||
11. |
Число имени существительного |
1 |
||
12. |
Род имён существительных |
1 |
||
13. |
Употребление имён существительных разных родов |
2 |
||
14. |
Обозначение рода имён существительных |
1 |
||
15. |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
1 |
||
16. |
Разные функции мягкого знака |
1 |
||
17. |
Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода |
1 |
||
18. |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) |
1 |
||
19. |
Склонение имён существительных |
1 |
||
20. |
Именительный падеж |
1 |
||
21. |
Родительный падеж |
1 |
||
22. |
Дательный падеж |
1 |
||
23. |
Винительный падеж |
1 |
||
24. |
Творительный падеж |
1 |
||
25. |
Предложный падеж |
1 |
||
26. |
Формирование умения определять падеж имён существительных |
3 |
||
27. |
Морфологический разбор имени существительного |
2 |
||
28. |
Контрольный диктант по теме "Имя существительное" (40 мин.) |
1 |
||
29. |
Анализ контрольной работы (40 мин) |
1 |
||
30. |
Местоимение |
1 |
||
31. |
Личные местоимения |
1 |
||
32. |
Роль местоимений в предложении |
1 |
||
33. |
Глагол как часть речи |
1 |
||
34. |
Роль глаголов в речи |
1 |
||
35. |
Изменение глаголов по временам |
1 |
||
36. |
Упражнения в определении времени глагола |
1 |
||
37. |
Глаголы настоящего времени |
1 |
||
38. |
Глаголы прошедшего времени |
1 |
||
39. |
Употребление глаголов в прошедшем времени |
1 |
||
40. |
Глаголы будущего времени |
1 |
||
41. |
Употребление глаголов в будущем времени |
1 |
||
42. |
Неопределённая форма глагола |
1 |
||
43. |
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме |
1 |
||
44. |
Суффиксы глаголов неопределённой формы |
1 |
||
45. |
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола |
1 |
||
46. |
Изменение глаголов по числам |
1 |
||
47. |
Упражнение в изменении глаголов по числам |
1 |
||
48. |
Творческая переменка. Работа с текстом |
1 |
||
49. |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени |
1 |
||
50. |
Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
1 |
||
51. |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени ед.ч. |
1 |
||
52. |
"Не" с глаголами |
1 |
||
53. |
Роль частицы "не" и правила её написания с глаголами |
1 |
||
54. |
Развитие речи. Сочинение |
1 |
||
55. |
Морфологический разбор глагола |
2 |
||
56. |
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
||
57. |
Итоговый контрольный диктант (40 мин) |
1 |
||
58. |
Работа над ошибками (15 мин). Рубрика "Проверь себя" |
1 |
||
59. |
Имя прилагательное |
1 |
||
60. |
Роль имён прилагательных в речи |
1 |
||
61. |
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов |
1 |
||
62. |
Имена прилагательные близкие и противоположные по значению |
1 |
||
63. |
Изменение имён прилагательных по родам и числам |
1 |
||
64. |
Зависимость имени прилагательного от имени существительного. Упражнение в определение рода имени прилагательного |
1 |
||
65. |
Изменение имён прилагательных по числам |
2 |
||
66. |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам |
1 |
||
67. |
Итоговая контрольная работа (40 мин) |
1 |
||
68. |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам |
1 |
||
69. |
Развитие речи. Сочинение-описание |
1 |
||
70. |
Написание безударных окончаний имён прилагательных |
1 |
||
71. |
Упражнение в определении рода, числа и падежа имени прилагательного |
1 |
||
72. |
Морфологический разбор имени прилагательного |
2 |
||
73. |
Закрепление по теме "Имя прилагательное" |
1 |
||
74. |
Изложение текста по самостоятельно составленному плану |
1 |
||
75. |
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" (40 мин.) |
1 |
||
76. |
Работа над ошибками. (15 мин.). Рубрика "Проверь себя» |
1 |
||
77 |
Праздничный день |
1 |
||
Повторение 8ч (резерв) |
||||
1. |
Слова. Предложения. Текст |
1 |
||
2. |
Слова с обобщающим значением |
1 |
||
3. |
Научные и художественные тексты |
1 |
||
4. |
Части речи |
2 |
||
5. |
Правила орфографии |
1 |
||
6. |
Морфологический разбор частей речи |
1 |
||
7. |
Фразеологизмы |
1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; дидактические материалы коррекционно-развивающего обучения:
Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2015.
Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2015.
Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2013.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
Образовательные результаты:
1.Повышение качества обучения у детей с ОВЗ;
2.Формирование различных образовательных компетентностей;
3.Положительная динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития учащихся;
4.Активная позиция учащихся в образовательном процессе (участие в школьных мероприятиях, общественных акциях и т.д.);
Социальные результаты:
1. Вовлеченность детей в социум;
2.Удовлетворенность родителей выполнением МОУ СШ №24 образовательного заказа.
3. Сохранение и улучшение здоровья, коррекция недостатков психофизического развития учащихся;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся с ОВЗ
Диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3-4 классах возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 - 4 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфографических ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 - 4 кл.).
Словарный диктант
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 3 – 4 ошибки;
«2» – 5 – 7 ошибок;
«1» – более 7 ошибок.