Программа индивидуально-группового сопровождения учащихся первого класса

9
0
Материал опубликован 17 August 2017 в группе


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

Заседание ПМПК

МБОУ

«Киикская средняя школа»

Протокол № ___ от

«___»_______________20___г

«Согласовано»

Председатель ПМПК

МБОУ

«Киикская средняя школа»

Макеева В.Н.

«___»_____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ

Киикская средняя школа»

Карабаева Т.В.

«___»________________20___г


Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

2015-2016

УЧЕБНЫЙ ГОД


 

На основе диагностики выявлены следующие проблемы, осложняющие ход нормального возрастного развития ребенка, адаптацию в школе, успешность школьной жизни:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

86% (19) детей показали недостаточный уровень развития познавательных процессов:

- когнитивных умений, интеллектуальных способностей,

- логического мышления, аналитико-синтетической деятельности,

- умения исключать лишние понятия, предметы, выявлять закономерности,

- понимания количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями,

- умения сравнивать понятия, проводить аналогию между предметами,

- математических способностей, сообразительности,

- пространственного мышления,

- умения выполнять простейшие математические действия.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

У 73% (16) учащихся

выявилась недостаточность формирования «внутренней» позиции школьника:

- снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения,

- определено неприятие нового социального статуса и роли ученика,

- незрелость школьной мотивации;

сформирован недостаточный уровень произвольности деятельности, саморегуляция,

- снижены регуляторные способности,

- умение работать не отвлекаясь;

определилось проявление тревожности, напряженности, неуверенность в себе

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

95% (21) - испытывают трудности в общении:

- построении контактов с другими учениками,

- во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.

4. РЕЧЕВАЯ СФЕРА

У %18 (4) детей нарушение речи, звукопроизношения:

- недостаточное развитие фонематического анализа и синтеза;

- слабое формирование и развитие грамматически правильной речи;

- ограничение словарного запаса;

- недоразвитие связной речи

ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ – обеспечение оптимальных условий для успешного развития первоклассников.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения к школе;

2. Развивать познавательную сферу учащихся, содействовать повышению уровня интеллектуальных способностей;

3. Формировать и развивать эмоционально-волевую сферу, осуществлять профилактику психо-эмоциональных нарушений с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

4. Корректировать нарушения речи;

5. Проводить социально-адаптационную работу с детьми, испытывающими проблемы в сфере общения.

Эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЛЕНОВ ПМПК ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Ф.И.О.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК

УЧИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

 

 

Повышение уровня познавательной сферы:

- когнитивных умений, интеллектуальных способностей,

- логического мышления,

- аналитико-синтетической деятельности

ВНИМАНИЕ

Разбивать урок на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности.
Для привлечения непроизвольного внимания активнее применять наглядные средства обучения.

Для развития произвольного внимания использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, чертежи, таблицы, составляя по возможности совместно с учащимся непосредственно на занятии.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Учить пересказывать с использованием опорных ключевых слов.

Уделять внимание повторению материала в начале каждого урока для закрепления изученной информации.

РЕЧЬ

Развивать речевое общение (грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями).

Подбирать синонимы, обучать использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Вести словарь понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

Акцентировать внимание учащихся на рубрике «Словарь» в материале урока.

Придерживаться определенных правил при работе с текстом:

-анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения, необходимо составить перечень вопросов по содержанию, следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения;

МЫШЛЕНИЕ

Развивать активный словарный запас, подбирать иллюстрации, синонимы.

Обучать анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).

Обучать установлению причинно-следственных связей при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?».

Формировать пространственные и временные представления на основе программного материала

Принимайте своего ребенка таким какой он есть.

Активно слушайте его переживания

Как можно больше проводите с ним время (читайте, играйте, разговаривайте).

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Найдите в ребенке что-нибудь достойное похвалы.

Не ругайте, а учите!

Оцените сильные стороны своих детей.

Развивайте в ребенке уверенность в себе.

Научите своего ребенка расслабляться.

Напоминайте ребенку о его успехах.

Идите к цели постепенно.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, подумайте, все ли вы сами делаете правильно.

В случае неприятностей в школе поговорите с учителем. Поверьте, он всегда пойдет вам на встречу.

Следите, чтобы ребенок высыпался.

Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его успехами в школе

Если вы хотите чтобы ваш ребенок любил читать – читайте как можно больше сами.

Принимайте участие в жизни класса. Ребенку будет приятно, что школа стала частью вашей жизни.

Поддерживайте ребенка, он не должен потерять веру в свои силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 


 


 


 


 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Ф.И.О.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК

ПСИХОЛОГ

СОЦ. ПЕДАГОГОГ

УЧИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

1

 

Снижение внутреннего напряжения, школьной тревожности;

Формирование

устойчивой учебной мотивации, «внутренней» позиции школьника;

Повышение уровня саморегуляции.

Групповые занятия по программе

«Шаги к успеху»;

Диагностика динамики развития.

Знакомство с домашними условиями учащегося, влияющими на его внутреннее состояние;

Разработка рекомендаций родителям проблемного ребенка;

Отслеживание выполнения данных рекомендаций

Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребенка;

Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких вариантов;

Не сравнивайте личные достижения ребенка с успехами окружающими, ориентируйтесь только на его собственные достижения за определенный период (неделю, месяц, четверть);

Используйте на уроках визуальную поддержку;

Количество замечаний ограничьте минимумом, избегайте длинных нотаций;

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;

Способствуйте повышению самооценки ребенка, хвалите его даже за незначительный успех;

Чаще обращайтесь к ребенку по имени;

Делая замечания ребенку, избегайте присутствия одноклассников, не унижайте его;

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах;

Старайтесь соразмерять свои требования с требованиями других учителей-предметников;

Обговаривайте заранее с детьми порядок проведения самостоятельной, проверочной или контрольной работы;

По возможности выбирайте подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный, устный ответ, подготовленное заранее сообщение т.п.);

Не избегайте тактильных контактов: они помогают преодолеть страх ребенку, успокаивают его;

Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка);

Применяйте пошаговый учительский контроль, чаще обращайте ребенка к алгоритму выполнения учебного действия;

Обучайте ребенка методам речевого самоконтроля, алгоритму самостоятельного оценивания

Создавать условия для благоприятной учебной деятельности;

Избегать конфликтных ситуаций в семье между взрослыми;

Уделять больше внимания своему ребенку в любой ситуации;

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

Демонстрировать модель спокойного неагрессивного поведения.

Быть последовательным в воспитании ребенка, наказывать только за конкретные поступки, не унижая ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 
   

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА

Ф.И.О.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК

ПСИХОЛОГ

СОЦ. ПЕДАГОГ

УЧИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

1

 

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Содействие учителю и соц. педагогу в работе над развитием коммуникативной сферы через посещение классных мероприятий и групповых занятий.

Групповые занятия по

программе

«В мире с собой и другими»;

Диагностика динамики развития;

Изучение домашних условий учащихся, влияющих на формирование коммуникативных качеств;

Разработка рекомендаций родителям проблемного ребенка;

Отслеживание выполнения данных рекомендаций.

Создавать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, формируя у ребенка чувства спокойствия и уверенности среди сверстников;

Стремиться привлекать каждого ребенка к общим классным делам, способствуя возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – созданию единого классного коллектива;

Использовать в работе с детьми объединяющие игры, развивающие мышление, творческую активность, деятельный подход

(работа в парах, группах);

Проводить беседы на тему «Этикет», «Как правильно общаться» и т.д.

Вовлекайте ребенка в совместные домашние дела;

Серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками. Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 
   


 

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

Ф.И.О.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК

УЧИТЕЛЬ

ПСИХОЛОГ СОЦ. ПЕДАГОГ

ЛОГОПЕД

УЧИТЕЛЬ

РОДИТЕЛИ

1

 

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов

Задачи:

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- формирование и развитие грамматически правильной речи;

- развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

- расширение словарного запаса;

- развитие связной речи

Способствовать в работе логопеда над развитием у детей словарного запаса, речемыслительной деятельности, зрительно-пространственного представления, произвольного внимания, наблюдательности, памяти, тонкой моторики руки, волевых качеств

Индивидуально - групповые занятия по программе

«Предупреждение дисграфии 1-4 классов»

Диагностика;

Разработка рекомендаций родителям ребенка;

Отслеживание выполнения данных рекомендаций

Используйте упражнения для преодоления дисграфии

"Корректурная правка",

"Пишем вслух",

"Вглядись и разберись",

4) "Пропущенные буквы",

5) Лабиринты.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

Не предлагайте детям исправить ошибки, научите не делать их.

Игры и упражнения
на развитие мелкой моторики:

- статической координации движений,

- динамической координации движений,

- ритмическую организацию движений, переключаемость,

- координированных графических движений.
       Упражнения

с предметами:

- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

- составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

- вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- доставание бусин ложкой из стакана;

- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

- продевание нитки в иголку;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

- надевание и снимание колечка (массаж пальца);

- втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

-сжимание и разжимание эспандера;

- катание мячей-ежиков (с шипами)

Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве.  В играх нужно соблюдать правила - малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение

(именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма).

Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.

Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

 После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

2

 

3

 

4

 
   


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации