Программа индивидуально-группового сопровождения учащихся первого класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Заседание ПМПК МБОУ «Киикская средняя школа» Протокол № ___ от «___»_______________20___г |
«Согласовано» Председатель ПМПК МБОУ «Киикская средняя школа» Макеева В.Н. «___»_____________20___г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Киикская средняя школа» Карабаева Т.В. «___»________________20___г |
Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
2015-2016
УЧЕБНЫЙ ГОД
На основе диагностики выявлены следующие проблемы, осложняющие ход нормального возрастного развития ребенка, адаптацию в школе, успешность школьной жизни:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
86% (19) детей показали недостаточный уровень развития познавательных процессов:
- когнитивных умений, интеллектуальных способностей,
- логического мышления, аналитико-синтетической деятельности,
- умения исключать лишние понятия, предметы, выявлять закономерности,
- понимания количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями,
- умения сравнивать понятия, проводить аналогию между предметами,
- математических способностей, сообразительности,
- пространственного мышления,
- умения выполнять простейшие математические действия.
2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
У 73% (16) учащихся
выявилась недостаточность формирования «внутренней» позиции школьника:
- снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения,
- определено неприятие нового социального статуса и роли ученика,
- незрелость школьной мотивации;
сформирован недостаточный уровень произвольности деятельности, саморегуляция,
- снижены регуляторные способности,
- умение работать не отвлекаясь;
определилось проявление тревожности, напряженности, неуверенность в себе
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
95% (21) - испытывают трудности в общении:
- построении контактов с другими учениками,
- во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.
4. РЕЧЕВАЯ СФЕРА
У %18 (4) детей нарушение речи, звукопроизношения:
- недостаточное развитие фонематического анализа и синтеза;
- слабое формирование и развитие грамматически правильной речи;
- ограничение словарного запаса;
- недоразвитие связной речи
ЦЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ – обеспечение оптимальных условий для успешного развития первоклассников.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения к школе;
2. Развивать познавательную сферу учащихся, содействовать повышению уровня интеллектуальных способностей;
3. Формировать и развивать эмоционально-волевую сферу, осуществлять профилактику психо-эмоциональных нарушений с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
4. Корректировать нарушения речи;
5. Проводить социально-адаптационную работу с детьми, испытывающими проблемы в сфере общения.
Эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЛЕНОВ ПМПК ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
№ |
Ф.И.О. |
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК |
||||
УЧИТЕЛЬ |
РОДИТЕЛИ |
||||||
|
Повышение уровня познавательной сферы: - когнитивных умений, интеллектуальных способностей, - логического мышления, - аналитико-синтетической деятельности |
ВНИМАНИЕ Разбивать урок на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности. Для развития произвольного внимания использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, чертежи, таблицы, составляя по возможности совместно с учащимся непосредственно на занятии. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Учить пересказывать с использованием опорных ключевых слов. Уделять внимание повторению материала в начале каждого урока для закрепления изученной информации. РЕЧЬ Развивать речевое общение (грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями). Подбирать синонимы, обучать использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи. Вести словарь понятий и терминов по каждому изучаемому предмету. Акцентировать внимание учащихся на рубрике «Словарь» в материале урока. Придерживаться определенных правил при работе с текстом: -анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения, необходимо составить перечень вопросов по содержанию, следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения; МЫШЛЕНИЕ Развивать активный словарный запас, подбирать иллюстрации, синонимы. Обучать анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий). Обучать установлению причинно-следственных связей при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?». Формировать пространственные и временные представления на основе программного материала |
Принимайте своего ребенка таким какой он есть. Активно слушайте его переживания Как можно больше проводите с ним время (читайте, играйте, разговаривайте). Помогайте, когда просит. Поддерживайте и отмечайте успехи. Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами. Разрешайте конфликты мирно. Найдите в ребенке что-нибудь достойное похвалы. Не ругайте, а учите! Оцените сильные стороны своих детей. Развивайте в ребенке уверенность в себе. Научите своего ребенка расслабляться. Напоминайте ребенку о его успехах. Идите к цели постепенно. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, подумайте, все ли вы сами делаете правильно. В случае неприятностей в школе поговорите с учителем. Поверьте, он всегда пойдет вам на встречу. Следите, чтобы ребенок высыпался. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его успехами в школе Если вы хотите чтобы ваш ребенок любил читать – читайте как можно больше сами. Принимайте участие в жизни класса. Ребенку будет приятно, что школа стала частью вашей жизни. Поддерживайте ребенка, он не должен потерять веру в свои силы. |
||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
№ |
Ф.И.О. |
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК |
|||
ПСИХОЛОГ |
СОЦ. ПЕДАГОГОГ |
УЧИТЕЛЬ |
РОДИТЕЛИ |
|||
1 |
Снижение внутреннего напряжения, школьной тревожности; Формирование устойчивой учебной мотивации, «внутренней» позиции школьника; Повышение уровня саморегуляции. |
Групповые занятия по программе «Шаги к успеху»; Диагностика динамики развития. |
Знакомство с домашними условиями учащегося, влияющими на его внутреннее состояние; Разработка рекомендаций родителям проблемного ребенка; Отслеживание выполнения данных рекомендаций |
Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребенка; Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких вариантов; Не сравнивайте личные достижения ребенка с успехами окружающими, ориентируйтесь только на его собственные достижения за определенный период (неделю, месяц, четверть); Используйте на уроках визуальную поддержку; Количество замечаний ограничьте минимумом, избегайте длинных нотаций; Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть; Способствуйте повышению самооценки ребенка, хвалите его даже за незначительный успех; Чаще обращайтесь к ребенку по имени; Делая замечания ребенку, избегайте присутствия одноклассников, не унижайте его; По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах; Старайтесь соразмерять свои требования с требованиями других учителей-предметников; Обговаривайте заранее с детьми порядок проведения самостоятельной, проверочной или контрольной работы; По возможности выбирайте подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный, устный ответ, подготовленное заранее сообщение т.п.); Не избегайте тактильных контактов: они помогают преодолеть страх ребенку, успокаивают его; Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка); Применяйте пошаговый учительский контроль, чаще обращайте ребенка к алгоритму выполнения учебного действия; Обучайте ребенка методам речевого самоконтроля, алгоритму самостоятельного оценивания |
Создавать условия для благоприятной учебной деятельности; Избегать конфликтных ситуаций в семье между взрослыми; Уделять больше внимания своему ребенку в любой ситуации; Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка; Демонстрировать модель спокойного неагрессивного поведения. Быть последовательным в воспитании ребенка, наказывать только за конкретные поступки, не унижая ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. |
|
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
||||||
8 |
||||||
9 |
||||||
10 |
||||||
11 |
||||||
12 |
||||||
13 |
||||||
14 |
||||||
15 |
||||||
16 |
||||||
17 |
||||||
18 |
||||||
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
№ |
Ф.И.О. |
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК |
|||
ПСИХОЛОГ |
СОЦ. ПЕДАГОГ |
УЧИТЕЛЬ |
РОДИТЕЛИ |
|||
1 |
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. |
Содействие учителю и соц. педагогу в работе над развитием коммуникативной сферы через посещение классных мероприятий и групповых занятий. |
Групповые занятия по программе «В мире с собой и другими»; Диагностика динамики развития; Изучение домашних условий учащихся, влияющих на формирование коммуникативных качеств; Разработка рекомендаций родителям проблемного ребенка; Отслеживание выполнения данных рекомендаций. |
Создавать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, формируя у ребенка чувства спокойствия и уверенности среди сверстников; Стремиться привлекать каждого ребенка к общим классным делам, способствуя возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – созданию единого классного коллектива; Использовать в работе с детьми объединяющие игры, развивающие мышление, творческую активность, деятельный подход (работа в парах, группах); Проводить беседы на тему «Этикет», «Как правильно общаться» и т.д. |
Вовлекайте ребенка в совместные домашние дела; Серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками. Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации. |
|
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
||||||
8 |
||||||
9 |
||||||
10 |
||||||
11 |
||||||
12 |
||||||
13 |
||||||
14 |
||||||
15 |
||||||
16 |
||||||
17 |
||||||
18 |
||||||
19 |
||||||
20 |
||||||
21 |
||||||
РЕЧЕВАЯ СФЕРА
№ |
Ф.И.О. |
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК |
|||
УЧИТЕЛЬ ПСИХОЛОГ СОЦ. ПЕДАГОГ |
ЛОГОПЕД |
УЧИТЕЛЬ |
РОДИТЕЛИ |
|||
1 |
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов Задачи: - развитие фонематического анализа и синтеза; - формирование и развитие грамматически правильной речи; - развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности; - расширение словарного запаса; - развитие связной речи |
Способствовать в работе логопеда над развитием у детей словарного запаса, речемыслительной деятельности, зрительно-пространственного представления, произвольного внимания, наблюдательности, памяти, тонкой моторики руки, волевых качеств |
Индивидуально - групповые занятия по программе «Предупреждение дисграфии 1-4 классов» Диагностика; Разработка рекомендаций родителям ребенка; Отслеживание выполнения данных рекомендаций |
Используйте упражнения для преодоления дисграфии "Корректурная правка", "Пишем вслух", "Вглядись и разберись", 4) "Пропущенные буквы", 5) Лабиринты. Чего нельзя делать? Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Не предлагайте детям исправить ошибки, научите не делать их. Игры и упражнения - статической координации движений, - динамической координации движений, - ритмическую организацию движений, переключаемость, - координированных графических движений. с предметами: - составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); - составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов; - вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой; - нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера; - сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); - застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; - доставание бусин ложкой из стакана; - складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр; - продевание нитки в иголку; - стирание ластиком нарисованных предметов; - кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки; - надевание и снимание колечка (массаж пальца); - втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок; - комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); - прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке; - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно; - нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках; -сжимание и разжимание эспандера; - катание мячей-ежиков (с шипами) |
Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. В играх нужно соблюдать правила - малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение (именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма). Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом. Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга. После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область. Всё это в комплексе и по отдельности нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе. |
|
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||