Программа спецкурса среднего общего образования «Организация исследовательской деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И. Я. ФИЛЬКО» | ||
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей филолого-гуманитарного цикла МКОУ «СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И. Я. Филько» Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И. Я. Филько» ___________/О.Н.Берюмова «31» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И. Я. Филько» _____________/Р.С.Мурадян/ Приказ №__97__ от «31» августа 2021 г. |
«Организация
исследовательской деятельности»
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
среднего общего образования
для 10 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Давыдова Анна Ивановна, учитель иностранного языка высшей квалификационной категории
х.Зайцев, 2021 г.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Но как сделать процесс исследования успешным? Недостаточно просто найти подходящую к теме информацию. Для этого нужно владеть технологией исследовательского поиска. Как выбрать тему исследования? Как составить и реализовать план исследовательской работы? Как представить разработки в выигрышном свете?
На эти и другие вопросы ответит спецкурс «Организация исследовательской деятельности учащихся», который способствует развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихся 10 класса.
Основные цели спецкурса: привить навыки и умения учебно-исследовательской деятельности, практического владения различными жанрами научной работы и оказать методическую помощь учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
5.формирование всех компонентов и следовательской культуры учащихся:
умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
умение формулировать цели и задачи исследования;
умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
умение формулировать актуальность данного учебного исследования;
умение проводить обзор литературы по теме исследования;
умение подбирать литературу, источники, которые относятся к исследуемому вопросу;
умение составлять базы данных;
умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
умение самостоятельно написать тезисы по учебному исследованию;
умение защитить результаты работы.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в библиотеках, работа в компьютерном классе.
При построении учебно-исследовательского процесса для учителя и ученика важным является:
выбор темы исследования;
осознание учеником сути проблемы;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования.
Структура спецкурса «Организация исследовательской деятельности учащихся».
Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделён на шесть частей.
Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
Вторая часть является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, методов поиска информации.
В третьей части Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея
В четвёртой части рассматриваются этапы работы в рамках исследования.
Пятая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры её защиты.
Методика преподавания курса
Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов и приемов: технология критического мышления, технология «Дебаты», технология проектов, технология проблемного и развивающего обучения.
Предполагаемые результаты
Курс призван
обеспечить системный подход в совершенствовании навыков научно-исследовательской деятельности;
способствовать формированию научного мышления, самостоятельности и независимости суждений.
Учащийся должен уметь:
составлять тезисы, конспекты;
писать доклады и рефераты;
составлять пресс-релизы и аннотации;
писать эссе;
разрабатывать научные проекты и проводить исследовательскую работу;
правильно оформлять различные виды научных работ;
проводить презентацию и защиту результатов исследовательской работы
Программа соответствует требованиям основных государственных и нормативных документов («Закон об образовании», «Государственный стандарт образования РФ», «Базисный учебный план общеобразовательной школы», и др.).
Содержание курса
35 часов.
Введение 3 часа.
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект.
Методология научного творчества 7 часов).
Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор, объект исследования, предмет исследования, проблема и др.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Работа над основной частью исследования 13 часов.
Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Заключение. Результаты работы.
Оформление исследовательской работы 3 часа.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения, список литературы. Правила составления аннотации.
Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложение.
Представление результатов исследовательской работы 9 часов.
Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Этапы выполнения проектно-исследовательской работы
Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:
- подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
- выбор источников, требующих детального изучения;
- обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
Карточка: 1 – заголовок (главная мысль текста); 2 – текст из источника; 3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).
Результат 1 этапа:
Составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;
Обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
Формулируется цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
Этап II . Разработка и организация выполнения работы:
Поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
Анализ особенностей объекта исследования;
Выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач;
Результаты II этапа работы:
Составление календарного плана;
Уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
Уточняются ожидаемые результаты.
Этап III . Составление и оформление работы
Эта работа может быть промежуточным отчетом (докладом), рефератом, или творческой работой.
План работы над рефератом
1. Промежуточный отчет. Отчет можно заслушать на заседании секции или на научно-практической конференции школьного научного общества. Основное содержание доклада – отчет об определенном этапе работы с выступлением научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).
2. Реферат. Реферат представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Реферат может рассматриваться как самостоятельная работа выпускника школы при условии, если работа представлена не как информационный обзор по теме, а в ней присутствует анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Реферат как литературный обзор, содержащий анализ и обработку представленного материала – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.
Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:
1. Умение использования рациональных приемов работы с литературой;
2.Умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;
3.Умение формулировать выводы и предложения.
Целевое назначение реферата и его основные функции:
А) Целевое назначение реферата:
информативное (какая основная информация заключена в реферируемом документе);
обзорно-аналитическое (обзор литературы по изучаемому вопросу сопровождается анализом источников, в котором критически оцениваются взаимодополняющие или противоречивые мнения, факты, воззрения и концепции авторов). Подобного рода реферативная работа выявляет противоречия в существующем научном знании, что позволяет выстроить траекторию собственного научного поиска;
индикативное (описание первичного материала);
ознакомительное (источник для получения справочных данных).
Б) Основная функция реферативной работы - функция поиска информации и документов; параллельно этому формируется умение создания основного библиографического списка по исследуемой проблеме.
Структура реферата (научного текста). Объем – 20-30 страниц печатного текста через полтора интервала. После титульного листа публикуется содержание реферативной работы:
Введение (1-2 листа печатного текста): обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.
Основная часть: имеет название, раскрывающее суть реферата, может состоять из 2-3 разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются взаимодополняющие или противоречивые мнения, факты, воззрения и концепции авторов, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы иначе, чем до сих пор. Список литературы.
Критерии оценки защиты исследовательской работы.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории.
4.Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5.Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Тема | Дата |
1 | Введение. | Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | |
2 | | Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад. | |
3 | | Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. | |
4 | Методология научного творчества. | Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования. | |
5 | | Общая схема хода научного исследования: определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов | |
6 | | Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор. | |
7 | | Основные понятия исследовательской работы: объект исследования, предмет исследования, проблема и др. | |
8 | | Методы научного познания: наблюдение, сравнение. | |
9 | | Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная). | |
10 | | Методы поиска информации. | |
11 | Работа над основной частью исследования. | Выбор темы. Обоснование её актуальности. | |
12 | | Формулировка цели и конкретных задач исследования. | |
13 | | Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. | |
14 | | Составление индивидуального плана. | |
15 | | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | |
16 | | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала | |
17 | | Сбор первичной информации, её организация | |
18 | | Работа с научной литературой. | |
19 | | Работа с научной литературой | |
20 | | Индивидуальные консультации. Заключение. Результаты работы | |
21 | | Индивидуальные консультации. Заключение. Результаты работы | |
22 | | Индивидуальные консультации. Заключение. Результаты работы | |
23 | | Индивидуальные консультации. Заключение. Результаты работы | |
24 | Оформление исследовательской работы. | Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников. | |
25 | | Цитирование. Ссылки. Сноски. | |
26 | | Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки | |
27 | Представление результатов исследовательской работы. | Составление тезисов (краткое содержание работы). | |
28 | | Аннотация. | |
29 | | Подготовка к презентации работы. | |
30 | | Требования к докладу. | |
31 | | Требования к электронной презентации. | |
32 | | Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. | |
33 | | Индивидуальная работа | |
34 | | Индивидуальная работа | |
35 | | Индивидуальная работа | |
Список используемой литературы
Андреева, В. Программа спецкурса «основы исследовательской деятельности старшеклассников».
Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе.// Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «основы исследовательской деятельности учащихся».
Фокина Лидия Петровна