Рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «Технология» (базовый уровень)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воробьёвицкая средняя общеобразовательная школа»
Вохомского муниципального района
Костромской области
Рабочая программа
среднего общего образования
учебного предмета
«Технология»
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету технология для 10-11 классов (базового уровня) составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004г.;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам общеобразовательной области “Технология” для средней школы.
Рабочая программа по технологии базового уровня рассчитана на учебник: Технология. 10-11 классы: базовый уровень. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. М.; Вентана-Граф.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
ведущими предприятия региона;
творческими методами решения технологических задач;
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
основными функциями менеджмента на предприятии;
основными формами оплаты труда;
порядком найма и увольнения с работы;
содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий; выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
Данная программа позволяет получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Отличие данной программы состоит в том, что она учитывает интересы как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления о всех разделах программы и профессиональные знания и умения по широкому кругу профессий, интересных для обеих категорий обучающихся, облегчающих процесс социальной адаптации, помогающих активизировать и углубить их познавательную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
назначением и технологическими свойствами материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни:
для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Описание места учебного предмета
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе - 33 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС данная рабочая программа для 10-11 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии..
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
В познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимисяоснов проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объектатруда и выполнении работ;
В эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, сучетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
10-й класс (1ч в неделю, всего 34 часа)
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ (17часов)
1. Особенности современного проектирования. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании. Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы. Экспертиза ученического рабочего места
2. Алгоритм проектирования. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.
3. Методы решения творческих задач. Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Логические и эвристические методы решения задач
Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на креативность.
4.Как ускорить процесс решения. Метод мозговой атаки, метод обратной мозговой атаки, метод контрольных вопросов, синектика, методы фокальных объектов и др.
Практические работы. Решение творческих задач.
5. Дизайн отвечает потребностям. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.
Практические работы. Алгоритм дизайна.
6. Защита интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
7. Мысленное построение нового изделия. Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Научный подход в проектировании изделий.Материализация проекта. Дизайнерский подход. Покупательский спрос. Бизнес-план. Проектная документация. Презентация проектов.
Практические работы. Материализация проекта
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (17часов)
1. Технология и техносфера. Роль технологии в жизни человека. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства.
2. Технологии электроэнергетики. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия.
3. Технологии индустриального производства. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства.
4. Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Технологии земледелия
и растениеводства. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Животноводство. Агропромышленный комплекс (АПК).
Практические работы. Составление почвенной карты (пришкольной территории)
5. Технологии лёгкой промышленности и пищевых производств. Лёгкая промышленность. Под отрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.
6. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий. Уборка мусора на пришкольной территории.
7. Перспективные направления развития современных технологий. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение. Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии.
Практические работы. Современные электротехнологии. Подготовка и проведение презентации с описанием новых перспективных технологий.
8. Новые принципы организации труда. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное(поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Понятия «автомат» и «автоматика».
Практические работы. Автоматизация технологических процессов.
9. Проектная деятельность. Подготовка и проведение презентации проектов; компьютерная презентация.
11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 33 часа)
РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА
(16часов)
1. Понятие профессиональной деятельности. Виды деятельности человека.
Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Разделение труда. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Средства производства: предметы труда, средства труда(орудия производства). Технологический процесс.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности.
2. Нормирование и оплата труда. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Система оплаты труда.
Практические работы. Нормирование и оплата труда. Определение вида оплаты труда для работников различных профессий.
3. Культура труда и профессиональная этика. Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Профессиональная этика
4. Профессиональное становление личности. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество. Профессиональная карьера. Рынок труда и профессий.
Практические работы. Профессиональная карьера. Изучения регионального рынка труда.
5. Подготовка к профессиональной деятельности. Виды и формы получения профессионального образования. Общее и профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практические работы. Виды профессионального образования. Исследование регионального рынка образовательных услуг.
6. Трудоустройство. С чего начать? Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании. Практические работы. Составление профессионального резюме.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
(Творческая проектная деятельность - 17часов)
1. Цели и задачи проекта. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
2. Ориентация в мире профессий. Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
3. Обоснование выбора профессии. Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
4. Пути получения профессии. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
5. Поиск работы в ситуации не поступления в учебное заведение. Поиск работы. Центры занятости.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
6. Технологическая последовательность выполнения проекта. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
Практические работы. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
7.Технологическая последовательность выполнения проекта. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
8. Заключительный этап(подготовка к защитепроекта). Самопрезентация. Презентация. Защита проекта.
Практические работы. Проведение презентации и защита проекта.
Тематическое планирование учебного материала
10 класс
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Практические работы |
1 | 1. Технология проектирования изделий | Особенности современного проектирования. | |
2 | Экспертиза и оценка изделия | №1 Экспертиза ученического рабочего места | |
3 | Алгоритм проектирования. | | |
4 | Банк идей. | | |
5 | Методы решения творческих задач | | |
6 | Методы решения творческих задач | №2 Решение творческих задач | |
7 | Как ускорить процесс решения творческих задач. Мозговая атака. | №3 Решение творческих задач (мозговая атака) | |
8 | Метод обратной мозговой атаки | №4 Решение творческих задач (обратная мозговая атака) | |
9 | Метод контрольных вопросов | №5 Решение творческих задач (метод контрольных вопросов) | |
10 | Синектика | №6 Решение творческих задач (синектика) | |
11 | Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ | №7 Решение творческих задач (функционально- стоимостный анализ ФСА) | |
12 | Эвристические методы, основанные на ассоциации. Метод фокальных объектов | №8 решение творческих задач (метод фокальных объектов) | |
13 | Дизайн отвечает потребностям | №9 Алгоритм дизайна | |
14 | Защита интеллектуальной собственности | | |
15 | Мысленное построение нового изделия. Мечта и реальность | | |
16 | Научный подход в проектировании изделий | | |
17 | Материализация проекта | №10 Материализация проекта | |
18 | Технологии в современном мире | Технология и техносфера | |
19 | Технологические уклады | | |
20 | Связь технологий с наукой, техникой и производством | | |
21 | Технологии электроэнергетики | | |
22 | Использование альтернативных источников энергии | | |
23 | Технологии индустриального производства | | |
24 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Земледелие и растениеводство. | | |
25 | Животноводство | №11 Составление почвенной карты | |
26 | Технологии агропромышленного производства | | |
27 | Технологии легкой промышленности и пищевых производств | | |
28 | Природоохранные технологии. Применение экологически чистых и безотходных производств | №12 Уборка мусора | |
29 | Перспективные направления развития современных технологий | №13 Современные электротехнологии | |
30 | Лучевые технологии, ультразвуковые технологии, плазменная обработка | | |
31 | Технология послойного прототипирования, нанотехнологии | | |
32 | Новые принципы организации современного производства | №14 Автоматизация технологических процессов | |
33 -34 | Проектная деятельность | Подготовка и проведение презентации проектов; компьютерная презентация |
11 класс
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Практические работы |
1 | Профессиональное самоопределение и карьера | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства | |
2 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | | |
3 | Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. | № 15 Цели и задачи будущей профессиональной деятельности | |
4 | Нормирование и оплата труда | | |
5 | Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. | | |
6 | Система оплаты труда. | №16 Нормирование и оплата труда | |
7 | Культура труда и профессиональная этика | | |
8 | Профессиональная этика | №17 Профессиональная этика | |
9 | Профессиональное становление личности | | |
10 | Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество. | | |
11 | Профессиональная карьера | №18 Профессиональная карьера | |
12 | Подготовка к профессиональной деятельности | | |
13 | Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. | | |
14 | Виды профессионального образования | №19 Виды профессионального образования | |
15 | Трудоустройство. С чего начать? | №21 Составление резюме | |
16 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | Составление автобиографии | |
17 | Творческая проектная деятельность | Цели и задачи проекта. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. | |
18 | Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. | | |
19 | Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
20 | Ориентация в мире профессий. Профессиональные центры. | | |
21 | Знакомство с миром профессий. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
22 | Обоснование выбора профессии. Необходимость осознанного выбора профессии. | | |
23 | Выявление интересов, способностей. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
24 | Пути получения профессии. Общее и профессиональное образование. | | |
25 | Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. | | |
26 | Послевузовское профессиональное образование. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
27 | Поиск работы в ситуации не поступления в учебное заведение. | | |
28 | Поиск работы. Центры занятости. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
29 | Технологическая последовательность выполнения проекта. | | |
30 | Выбор оборудования, инструментов и приспособлений. | Практическая работа. Подготовка проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | |
31 | Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | | |
32 | Заключительный этап (подготовка к защите проекта). | | |
33 | Самопрезентация. Презентация. Защита проекта. | |
Учет и проверка знаний, умений и навыков учащихся завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе. На основании практики преподавания технологии отметки учащимся следует выставлять за выполнение отдельных технологических операций или за выполнение определенного вида работы. Общая оценка за изготовление изделия в целом складывается из этих оценок и зависит от качества изделия.
При оценивании работ учащихся следует придерживаться определенных требований:
оценка должна быть мотивированной, т.е. учитель должен объяснить, почему он оценивает работу тем или иным баллом. Это позволяет проанализировать выполнение задания, обратить внимание учащихся на допущенные ими ошибки помочь им осознать требования, предъявляемые к ученическому труду;
оценка должна быть объективной, на нее не может влиять дисциплина учащихся, но ребята должны знать, что нарушение дисциплины сказывается на качестве работы, своевременности выполнения и сдачи ее, на правильности выполнения трудовых приемов и технологических операций. Объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях, благодаря которым становится возможным сопоставление результатов труда школьников. Качественные и количественные показатели базируются на общих требованиях, предъявляемых к оценке деятельности учащихся на уроках технологии.
Основные критерии оценивания:
качество выполненной работы;
самостоятельность в выполнении;
точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов;
техническая грамотность в применении теоретических знаний и уровень их применения;
соблюдение нормы времени и правил безопасного труда, организация рабочего места.
Оценка «5» ставится тогда, когда все названные требования соблюдаются.
Оценка «4» - тогда, когда один или два критерия нарушены.
Оценка «3» ставится тогда, когда нарушены три критерия, особенно первые из них.
Оценка «2» обычно ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требованиям, если брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Оценка «1» ставится, если нарушены все критерии оценивания, работа не выполнена совсем.
При оценке выполнения творческих и практических заданий:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно или имеет незавершенный вид.
«1» - ученик совсем не выполнил работу, не приступал к работе.
При оценке устных ответов:
«5» - усвоение и изложение учебного материала в полном объеме, ответ не требует дополнений, самостоятельное подтверждение ответа конкретными примерами, правильное использование терминологии, обстоятельные и правильные ответы на дополнительные вопросы;
«4» - усвоение учебного материала, в изложении допущены незначительные ошибки, неточности, подтверждение ответа конкретными примерами, использование терминологии, правильные ответы на дополнительные вопросы;
«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, при изложении допускаются значительные ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов, не может самостоятельно привести примеры, не используется терминология, слабо отвечает на дополнительные вопросы;
«2» - полностью не усвоен учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на наводящие и дополнительные вопросы.
«1» - ставится в том случае, если ученик не ответил ни на один из поставленных вопросов.
При оценке тестовых заданий:
«5» - если в работе ученика допущено не более 20 % ошибок;
«4» - если в работе ученика допущено до 30 % ошибок;
«3» - если в работе ученика допущено до 50 % ошибок;
«2» - если в работе ученика допущено более 50 % ошибок.
«1» - если в работе ученика допущено более 80% ошибок.
Учебно-методический комплекс
Учебники
1.Технология. Учебник для учащихся 10 -11класса общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко, Вентана-Граф, 2014г.
Дополнительная литература
Технология. Проектная деятельность учащихся 5-11 классы Издательство «Учитель». Волгоград
Технология профессионального успеха 10-11 класс Автор: С.Н. Чистякова. Москва «Просвещение» 2001
Твоя профессиональная карьера. Автор С.Н. Чистякова Издательство «Просвещение»,2000
Профильные классные часы в 10-11 классах Автор Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс,2007
Прикладная этика 10-11 классы Автор-составитель Г.Ю. Лазновская. - Волгоград: Учитель, 2007
Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Автор: Д. Карнеги. Москва 1990.
Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии [Текст] : справочное метод.пособие / сост. А.В. Марченко. – М. : АТС «Астрель», 2005.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Граф, 2012.-268 с.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева. – Волгоград. : Учитель, 2010.
Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова. – Волгоград. : Учитель, 2011.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела ознакомятся:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
назначением и технологическими свойствами материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиск новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится построению 2-3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребовательностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
21