Правила сопровождения детского исследования:
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегай- те прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей. Методика проведения учебных исследований в детском саду
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Советы молодым педагогам
Как можно учить детей делать простые умозаключения?
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ: «Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естествен- но, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.
Приведем еще несколько упражнений: • Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? • Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? • Почему цветы имеют такую яркую окраску? • Почему зимой идет снег, а летом только дождь? • Почему Луна не падает на Землю? • Почему в космос летают ракеты? • Почему самолет оставляет след в небе? • Почему многие дети любят компьютерные игры? Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.
Как научить детей задавать вопросы?
На ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Как научить наблюдать?
Наблюдение — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления .
Как организовать проведение эксперимента?
Эксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum, переводится на русский как «проба, опыт». Так именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.
Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Литература: 1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. Ярославль: Академия развития, 2004. 4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004. 5. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.