Эссе «Роль организации учебно-исследовательской деятельности»
Что значит исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний, можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Подумаем, как осуществляется развитие личности учащегося. Я думаю, что его развитие зависит от его интеллекта, воли и активного действия. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. Способность учащихся к творческой деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учащихся. Что подразумевается под творческой деятельностью учащихся? Под творческой деятельностью обучающегося можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность. Что может послужить мотивом учебно исследовательской деятельности? Во-первых, мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность. Во-вторых, стремление обучающегося к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы – цели исследования
Для того, чтоб организовать учебно-исследователькую деятельность, нужно, чтоб была раскрыта роль учителя в организации учебного исследования, отметим следующую систему его действий:
умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависи-мости от уровня развития мышления учащегося;
умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследо-ваний на уроке;
умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока.
Для учащихся учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.
Если подумать, как реализовать учебно-иследовательскую деятельность, то я считаю, что приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.
«Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельно-сти, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи».
Для того чтоб развить эти способности, то нужна развивающая функция, которая требует от руководителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Учебная дисциплина должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда, по словам Б. Рассела, предмет предстанет как могучее орудие познания и преобразования природы, а не как формальная схема, в которой «неизвестно, о чем говорится».
Итак, чтобы понять роль учебно-исследовательской деятельности необходимо учесть несколько критерий, то есть это заинтересованность обучающегося в в проблеме, его дальнейшая реализация, осуществляемость. Во –вторых, поддержка руководителя. Исследовательская деятельность очень хорошо влияет на сознание обучающего, развивает логическое мышление, призывает его к самостоятельности. Реализует его как индивид, личность. Раскрывает это скрытые способности. Обучающийся делает собственные открытия на основе открытий других ученых, ставит свою точку зрения, на тот или иной вопрос.
Список литературы:
Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. – №9. – 2000. – С. 7-10.
Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное посо-бие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 456 с.
Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 191 с.
Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельно-сти учащихся по математике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 264 с.
Старшов Михаил Александрович