Организация самостоятельного учебно-исследовательского поиска в рамках дополнительной программы «Исследовательская деятельность»
Организация самостоятельного учебно-исследовательского поиска в рамках дополнительной программы «Исследовательская деятельность»
(очно-заочная форма, дистанционное обучение)
Комарова Ольга Сергеевна,
Педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В современном мире компетенции исследовательского поиска стали востребованы и необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, но и обучающимся школ, студентам, работникам промышленных предприятий. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни.
В процессе обучению учебно-исследовательской деятельности необходимо уделить особое внимание формированию метапредметных действий:
организационных (научиться проектировать процесс, планировать время, распределять обязанности);
социального взаимодействия (конструктивно сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь и принимать помощь);
исследовательских (осуществлять выбор темы, выстраивать структуру исследования, подбирать методы исследования);
информационных (освоить поиск, сортировку, систематизацию информации, отбор и проверку источников информации);
презентационных (проработать формы представления результатов, проанализировать требования к докладу, речи докладчика, подготовиться к презентации исследования или проектной работы);
оценочных (научиться оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследовательская деятельность» социально-гуманитарной направленности для детей 13-18 лет, рассчитанная на 2 года обучения, нацелена на содействие формированию личности обучающего-исследователя на основе освоения базовых методик проведения самостоятельного учебного поиска (научно-исследовательская работа, исследовательский или социальный проект). Данная программа реализуется в очно-заочной форме, с применением дистанционных технологий. Прогнозируемый результат по итогам освоения программы оценивается по трем уровням, при этом высокий уровень подразумевает, что большинство умений и навыков достигаются обучающимися самостоятельно.
Самостоятельность обучающихся – важное качество личности, которое, по мнению исследователя Куприяновой М.А., характеризуется совокупностью знаний и умений, отношением индивида к процессу, результату и условиям деятельности, а также возникающими связями с другими людьми, которые позволяют осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны.
При этом различают репродуктивную самостоятельность, которая означает выполнение действий на основе заранее заданного образца и продуктивную самостоятельность, которая подразумевает внесение изменений в образец. Исследовательскую деятельность можно, несомненно, отнести к формам продуктивной самостоятельности.
Современные достижения в развитии информационных технологий помогают детям и подросткам многие аспекты исследовательской деятельности, образовательные задачи решать с помощью цифровых ресурсов и электронных форм обучения, к которым относятся:
самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мультимедийного оборудования, мобильного телефона;
активное использование учебно-методических мультимедиа материалов;
получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) педагога;
создание распределённого сообщества пользователей социальных сетей, групп в мессенджерах, ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
возможность использовать учебные веб-ресурсы, материалы вебинаров;
создавать проектный продукт в виде веб-ресурса;
создание списка рекомендуемой литературы посредством куар-кода;
удаленная работа с архивными материалами на специализированных платформах и др.
С целью выявления результативности программы «Исследовательская деятельность» в сфере формирования самостоятельного исследовательского поиска была проведена диагностика параметров учебной самостоятельности учащихся 13-18 лет (по методике Н.В. Калининой), беседа с учащимися и их родителями. Результаты итоговой диагностики позволяют говорить о положительной динамике уровня сформированности самостоятельности у обучающихся. Следовательно, разработанный комплекс мер по формированию обучающихся-исследователей может успешно использоваться для развития самостоятельности у обучающихся 13-18 лет.
Рис. 1. Диагностика уровня сформированности учебной самостоятельности
Количество обучающихся, имеющих высокий уровень самостоятельности, составляет 47%. Количество обучающихся, имеющих средний уровень самостоятельности, равно 32%. Количество учащихся, имеющих низкий уровень – 21%.
Итак, на основе анализа результатов входящей и итоговой диагностики можно сделать вывод, что участие в исследовательских конференциях учащихся способствует формированию внешней мотивации, что в значительной степени сказывается на положительной динамике формирования самостоятельности.
Литература
Клещеева, И.В. Развитие мотивации учащихся к учебно-исследовательской деятельности / И.В. Клещеева // Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 1 (4). – 2014. – С. 65-69.
Куприянова, М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема / М. А. Куприянова // Наука и школа. 2014. №5. С.35-36.
Нечаев, М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие / М.П. Нечаев. − М.: УЦ Перспектива, 2008. – 127 с.