Программа для учеников начальной школы «Транспорт и безопасность дорожного движения»

1
0
Материал опубликован 21 March 2019 в группе

ГС (К) ОУ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №1 VIII вида» г. Емва.

Программа для учащихся 1 – 4 классов

специальных (коррекционных) школ VIII вида.

 

Составитель:

Виноградова Ольга Анатольевна

Воспитатель

Цель: Привить навыки безопасного поведения на дорогах.

 

Реализация программы:

Транспорт и безопасность движения

Консультации

сотрудников

ГИБДД

Консультации для учителей и воспитателей,

Беседы для воспитанников

 

Практические занятия по

тематическому

плану

 

Экскурсии

на ж/д переезд, на перекресток, по городу, на ж/д вокзал и автостанцию.

 

Сюжетно – ролевые игры

 

Основные задачи программы:

Образовательные

Формировать

«транспортные» привычки

в противовес бытовым.

Обучение правилам поведения на улице

 

Оздоровительные

Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.

Выработка навыков травмобезопасного поведения

 

Воспитательные

Воспитание разумного отношения к своему здоровью.

Воспитание навыков распознавания типичных дорожных ситуаций

Основные принципы программы:

Обязательность выполнения ПДД

 

Усложнения и увеличения объема сведений

 

Систематичности и последовательности в обучении

Оснащенность программы:

Тематический план занятий

 

Учебники по ОБЖ

 

Настольные игры (домино, лото, «Правила дорог»)

 

Стенд «безопасность на дорогах»

Пояснительная записка

Одним из важных направлений обучения и воспитания умственно отсталых школьников является адаптация в общество, составляющим звеном которой является раздел «Транспорт и безопасность движения».

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов – детей.

Целью данной программы является привитие навыков безопасного поведения на дорогах.

Основные задачи программы:

образовательные – это формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым», обучение правилам поведения на улице, в транспорте;

оздоровительные – это выработка навыков травмобезопасного поведения, обучение практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

воспитательные – это воспитание разумного отношения к своему здоровью, воспитание навыков распознавания типичных дорожных ситуаций.

Травматизм на дорогах – самая распространенная причина гибели людей во всем мире. Каждый день под колеса автомобилей в стране попадают более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы.

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

Важнейшая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит школе. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим Правила дорожного движения.

В обществе сложилось чрезвычайно упрощенное и неверное понимание проблемы безопасности дорожного движения. Знание и соблюдение Правил дорожного движения, конечно, могут помочь в решении этой проблемы. Но это лишь незначительная часть необходимого! Формальные знания Правил, по мнению многих специалистов, обеспечивают ребенку лишь около 10% желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.

Профилактика детского травматизма, так же как и выработка иммунитета к инфекции, может базироваться на двух противоположных принципах – пассивное и активное предотвращение травмоопасной ситуации. Под пассивной профилактикой травматизма мы понимаем создание таких условий, когда травмоопасная ситуация не может возникнуть. Активный путь подразумевает выработку травмоопасного поведения. Оба эти принципа в нашей жизни соседствуют и взаимно дополняют друг друга.

Пассивный метод имеет ограниченное применение. Невозможно провести конкретные мероприятия по предотвращению всех возможных травмоопасных ситуаций. Ведущим следует считать активный метод: выработку навыков травмоопасного поведения.

В методическом плане очень важно сочетание игровой формы обучения с разбором реальных ситуаций даже у детей младшего школьного возраста. Ребенок с самого раннего детства должен быть приучен к реальной опасности травмы.

Когда мы на примере «игры в улицу» и заучивания стихов о светофоре пытаемся преподавать навыки травмобезопасного поведения, ребенок воспринимает информацию, но она не подтверждается его практическим опытом. Его собственные органы чувств никак не сигнализируют о реальной опасности. Игровой фон создает определенный динамический стереотип. Ребенок осваивает правила поведения для данных конкретных условий игры, но, выйдя на улицу, он как бы оказывается в совершенно иной ситуации, в которой приобретенные навыки не реализуются.

Поэтому в обучении правилам поведения на улице должна присутствовать реальная улица с автомобилями и конкретные травмоопасные ситуации. А для этого необходимо вытащить учащегося из-за парты, поместив его в ситуацию, близкую к реальной. Занятия по любому разделу должны начинаться с практической «разминки» - игрового моделирования или имитации различных проблемных ситуаций. Таким образом, выработка навыков травмобезопасного поведения должна проводиться в тех условиях и обстановке, где реально может возникнуть травмоопасная ситуация. Занятия должны проходить как в классах, так и на улице. Кроме отдельных уроков, предусмотрено проведение ежедневных «Минуток» по травмобезопасному поведению перед выходом ребенка на улицу. «Минутка» - это система вопросов, содержащих информацию об основных ситуациях в жизни пешехода- ребенка, ее проводят в конце школьного дня.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов специальных коррекционных школ VIII вида. В первом классе подробно отрабатываются все вопросы в доступной для ребенка форме. Например, все уроки можно построить в виде сюжетной игры с использованием игрушек или ввести в урок сказочный персонаж, которого дети в процессе изучения темы будут учить правильному поведению на улице. Во 2-м, 3-м и 4-м классах, с учетом сформированных учебных навыков, вводятся новые виды подачи, отработки и закрепления материала: составление устных и письменных рассказов, самостоятельное моделирование дорожных ситуаций, выполнение рисунков и аппликаций на заданную тему для закрепления.

В конце изучения данной программы:

Каждый ребенок должен овладеть знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); сформировать «транспортные» привычки в противовес «бытовым», возникающим в раннем возрасте; научиться прогнозировать развитие ситуации на дороге.

В начале учебного года проводится проверка знаний детей по ПДД. Опрос позволяет выявить состояние знаний и планировать работу по обучению.

В конце учебного года проводится диагностика уровня знаний учащихся по ПДД.

Реализация данной программы ведется через занятия, экскурсии, тренинги, участие в конкурсах и викторинах. В этом учебном году ребята приняли участие в районном конкурсе рисунков «Придумай свой дорожный знак» и в викторине «Перекресток», организованными ГИБДД, где ребята заняли III место.

Анализ статистических данных о ДТП за 2006 год показывает, что на дорогах республики количество трагедий с участием детей уменьшилось на 58,3%. Еще выше этот процент в Княжпогостском районе, где в 2005 году произошло 8 ДТП, в которых пострадали дети. А в 2006 году был зафиксирован всего один подобный случай. Но не надо забывать, что жизнь ребенка напрямую зависит от правильного воспитания. И только в этом случае подобных трагедий с участием детей не будет.

Тематическое планирование программы « Транспорт и безопасность движения »

 

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Дорога и ее элементы

( 2 часа)

Дорога ( тротуар , поребрик и проезжая часть ). Отличия понятий «улица» и «дорога».

Правила поведения на тротуаре и передвижение группами.

( 3 часа)

Горизонтальная разметка ( «зебра», «разделительная линия» ).

Взаимоотношения участников дорожного движения (дорога, транспорт, пешеход).

Разделительная полоса. Трамвайные пути.

( 2 часа)

Разметка дорог.

Дорога с односторонним и двусторонним движением.

( 3 часа)

Загородная дорога (кювет, обочина).

Многополосное движение.

Велосипедная и пешеходная дорожки.

 

Транспортные средства

( 3 часа)

Наземный, воздушный и водный транспорт.

Части автомобиля.

Различие грузового и легкового транспорта.

( 3 часа)

Виды транспортных средств (грузовой, пассажирский, оперативный и специальный).

Остановка общественного транспорта.

Правила посадки в транспорт.

( 3 часа)

Транспорт служб оперативного реагирования. Сигналы, подаваемые водителями.

Городской транспорт (автобус, троллейбус, трамвай и метро).

Правила поведения в транспорте.

( 2 часа )

Виды транспорта.

Велосипед. Части велосипеда.

Пешеходные переходы.

Средства регулирования дорожного движения.

Дорожные знаки.

( 3 часа )

1.Пешеходный переход (наземный, надземный и подземный).

2. Наземный переход, знаки, разметка (регулируемый и нерегулируемый).

3. Светофор и его сигналы. Виды светофоров.

( 3 часа )

1.Пешеходный переход (обозначенный и необозначенный).

2.Цвета светофора , их последовательность и назначение в дорожном движении.

3.Знаки предупреждающие и запрещающие.

( 4 часа )

Сигналы регулировщика.

Группы дорожных знаков.

Двор – тоже улица.

железнодорожный переезд.

( 3 часа )

1. Переход проезжей части по необозначенному пешеходному переходу.

2. Моделирование перекрестка. Действие по сигналам регулировщика.

3. Игра на проезжей части.

( 3 часа )

1.Запрещающие и предписывающие знаки.

2.Информационно-указательные знаки.

3.Что такое ГИБДД?

( 4 часа )

Опасность на «островке безопасности».

«Ловушки» на углу перекрестка.

Правила дорожного движения для велосипедистов.

Путь в школу.

Правила перехода проезжей части

( 4 часа )

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы .

Что мешает видеть проезжую часть улицы.

Правила перехода проезжей части (3 фиксации поворота головы) – оцени дорожную обстановку.

Путь в школу.

( 3 часа )

Ориентировка в пространстве при моделировании дороги и перехода (при помощи элементов сюжетно-ролевой игры).

Участники дорожного движения. Правила пешеходов и пассажиров.

Правила перехода узких улиц.

Экскурсии

( 3 часа )

Экскурсии к дороге

( 3 часа )

Экскурсии к пешеходному переходу, к перекрестку

( 3 часа )

Экскурсии на автобусную станцию, к железнодорожному переезду

( 3 часа )

Экскурсии к дорогам с односторонним и двусторонним движением

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ ПДД

Характеристика уровней:

Достаточный уровень характеризуется обобщенными представлениями о дорожных знаках, видах транспорта, средствах регулирования и о видах пешеходных переходов, знанием Правил дорожного движения.

Средний уровень характеризуется неполными конкретными представлениями о дорожных знаках, видах транспорта, средствах регулирования и о видах пешеходных переходов, знанием Правил дорожного движения.

 

Низкий уровень характеризуется единичными представлениями о дорожных знаках, видах транспорта, средствах регулирования и о видах пешеходных переходов, неполным знанием Правил дорожного движения.

 

Для тестов:

Достаточный уровень 10-12 правильных ответов

Средний уровень 6-9 правильных ответов

Низкий уровень до 5 правильных ответов

Проверка знаний учащимися Правил дорожного движения

 

1 класс

1. Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения …

транспортных средств;

прогона скота;

Пешеходов.

2. Как нужно ходить по тротуару?

С левой стороны;

С правой стороны;

По середине.

3. Кого называют пешеходом?

Любого человека;

Человека, идущего по дороге, тротуару, обочине или переходящего улицу;

Стоящего на остановке.

4. Кто управляет машиной?

Водитель;

Пилот;

Кондуктор.

5. Самолет и вертолет относятся к

Наземному транспорту;

Водному транспорту;

Воздушному транспорту.

6. Грузовой транспорт – это транспорт для перевозки ..

Людей и грузов;

Людей;

Грузов.

7. Для чего нужен светофор?

Для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить пешеходам;

Для регулирования движения машин;

Для регулирования движения пешеходов.

8. Назовите порядок цветов светофора сверху вниз.

Зеленый, желтый, красный;

Желтый, зеленый, красный;

Красный, желтый, зеленый.

9. Регулируемый пешеходный переход определяется наличием…

Светофора;

Светофора или регулировщика;

Пешеходов и водителей.

10. В каком месте на дороге пешеход смотрит направо?

На середине дороги;

В начале перехода дороги;

В конце перехода дороги.

11. Как правильно идти по пешеходному переходу?

Придерживаясь середины;

Придерживаясь правой стороны;

Придерживаясь левой стороны.

12. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы?

Можно не заметить друзей на противоположной стороне дороги;

Можно не заметить учителя или родителей;

Можно не заметить движущуюся машину и создать аварийную ситуацию.

2 класс

1. Что такое улица?

Часть города или поселка с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями;

Это проезжая часть и тротуар;

Это дорога с машинами.

2. Кто такой пассажир?

Человек, идущий по тротуару;

Человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве;

Человек, который сидит за рулем собственной машины.

3. Что такое дорога?

Часть улицы, по которой движутся машины;

Часть улицы, по которой движутся пешеходы;

Часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

4. Что такое остановка?

Место, где останавливается грузовой транспорт;

Место, где останавливается железнодорожный транспорт;

Место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

5. Какой транспорт называется грузовым?

Который перевозит людей;

Который перевозит грузы и людей;

Который перевозит грузы.

6. Кому можно совершать посадку в переднюю дверь автобуса?

Женщинам с грудными детьми и пожилым людям;

Всем;

Женщинам и детям.

7. Что такое пешеходный переход?

Место пересечения двух дорог;

Участок проезжей части, обозначенный «зеброй» и предназначенный для движения пешеходов через дорогу;

Место на середине дороги, где можно дождаться зеленого сигнала светофора.

8. Как называются дорожные знаки, имеющие форму круга белого цвета с красной каймой?

Предупреждающие;

Запрещающие;

Предписывающие.

9. Какие бывают пешеходные переходы?

Широкие и узкие;

Для пешеходов и велосипедистов4

Наземные, подземные и надземные.

10. Как правильно перейти улицу?

Сначала посмотреть налево, дойдя до середины дороги посмотреть направо;

Сначала посмотреть направо, дойдя до середины дороги посмотреть налево;

Когда переходишь улицу, надо смотреть только вперед.

11. Ты с мамой вошел в автобус и увидел друга…

Помашешь ему рукой;

Громко крикнешь «Привет!»;

Сделаешь вид, что не заметил его.

12. Как водитель сообщает о повороте направо?

Включает правый поворотник;

Включает левый поворотник;

Кричит о повороте направо.

3 класс

1. Что такое одностороннее движение?

Транспорт движется только в одном направлении;

Транспорт движется в двух направлениях;

Транспорт движется в несколько рядов.

2. Дорога с широкой проезжей частью

Имеются две полосы, по которым машины движутся в противоположных направлениях;

Дорога шириной 3 метра;

Имеются несколько полос для движения машин в одном направлении и несколько полос для движения машин в противоположном направлении.

3.Как нужно переходить дорогу, если на ней нет обозначенного перехода или перекрестка

Наискосок;

Как хочешь;

Под прямым углом к проезжей части.

4.К какому виду транспорта относятся автобус, толлейбус, трамвай, метро?

Грузовой;

Общественный (городской);

Личный.

5. Какие машины могут двигаться на красный свет светофора?

За рулем которых женщина;

Машины, которые перевозят детей;

Милиция, пожарная и скорая помощь.

6. Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание…

Извинитесь, и будете продолжать громко разговаривать и смеяться;

Не обратите внимание на замечание;

Извинитесь, и будете разговаривать шепотом.

7. Дорожные знаки, имеющие форму треугольника белого цвета с красной каймой, называются…

Предупреждающие;

Запрещающие;

Предписывающие.

8. Если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам – это соответствует…

Красному сигналу светофора;

Желтому сигналу;

Зеленому сигналу.

9. Дорожные знаки, имеющие форму прямоугольника, окрашенного в голубой цвет, называются…

Предписывающие;

Информационно-указательные;

Предупреждающие.

10. Железнодорожный переезд – это…

Любое пересечение дороги железнодорожными путями;

Пересечение железнодорожных путей;

Пересечение дорог.

11. Где можно играть ребенку, когда он выходит на прогулку?

На улице;

Во дворе и на стадионе;

На стадионе и проезжей части.

12. Нерегулируемый перекресток – это тот, где нет…

Светофора;

Светофора или регулировщика;

Машин.

4 класс

1. Как двигаться по дороге. Где нет тротуара?

С левой стороны, навстречу движущемуся транспорту;

С правой стороны, в ту же сторону что и транспорт;

По середине дороги, чтобы транспорт тебя объезжал.

2. Круглый знак голубого цвета с изображением велосипеда означает…

Движение на велосипедах запрещено;

Движение пешеходов запрещено;

Велосипедная дорожка.

3. Круглый знак белого цвета с красной каймой с изображением пешехода означает…

Пешеходная дорожка;

Движение пешеходов запрещено;

Движение на велосипедах запрещено.

4. Транспорт, который принадлежит учреждению и обслуживает его нужды, называется…

Служебный;

Грузовой;

Личный.

5. С какого возраста разрешается ездить на велосипедах по дорогам?

С 12 лет;

С 14 лет;

С 16 лет.

6.У велосипеда есть…

Тормоза;

Руль;

Мотор.

7.Что такое ГИБДД?

Отдел милиции, занимающийся расследованием уголовных преступлений;

Отдел милиции, занимающийся безопасностью на дорогах;

Таможня.

8. Знаки, имеющие прямоугольную форму голубого цвета, называются…

Информационно-указательные;

Запрещающие;

Предупреждающие.

9. Что означает треугольный знак белого цвета с красной каймой, на котором изображен паровоз?

Место остановки паровоза;

Железнодорожный переезд без шлагбаума;

Движение паровозов запрещено.

10. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

Не разрешена;

Разрешена, но только велосипеда велосипедом;

Разрешена, но только на велосипедной дорожке.

11. Где находятся «островки безопасности»?

На узких дорогах с двусторонним движением;

На дорогах с односторонним движением;

На широких дорогах, на середине пешеходного перехода.

12. При приближении транспортных средств, с включенным синим проблесковым маячком и специальным сигналом, пешеходы…

Должны спокойно переходить проезжую часть;

Обязаны остановиться и пропустить эти машины;

Должны быстро перебежать дорогу.

 

Для выработки навыков безопасного поведения необходимо использовать тренинги.

Наиболее существенные умения и навыки безопасного поведения на дорогах и на транспорте:

1.Распознавать признаки скрытых опасностей, возможные ловушки и не попадать в них (лужа, яма, заторы, скользкая обочина, невидимые помехи, неожиданные опасные действия любого участника движения).

Тренинг: экскурсии (с обеспечением мер безопасности) вдоль улицы или дороги с пояснением учителя и опытного водителя, просмотр видеоматериалов о дорожно-транспортных происшествиях с обсуждением.

Развивать боковой обзор и реакцию на изменение обстоятельств.

Тренинг: игры в волейбол, баскетбол, теннис.

Чувство опасности и опасной черты. Расчет скорости движения и понимание тормозного пути.

Тренинг: катание на лыжах, велосипедах, роликах, скейтах.

Предвидение неблагоприятных действий, событий, неудач всегда и везде.

Тренинг: игры в шашки, нарды, волейбол с разбором и обсуждением партий.

 

 

ЗАНЯТИЕ

Цель: при помощи дорожных знаков научить детей правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения, формировать у детей навыки безопасного поведения, доводить до сознания учеников важность соблюдения ПДД.

Ход занятия

На своем пути в школу, магазин, Дом культуры – всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков вам известны. Покажите, с какими знаками вы знакомы. (На магнитной доске висят дорожные знаки, дети выбирают знакомый знак и рассказывают остальным, какое он имеет значение.)

Знаки помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Знаки облегчают работу водителей, помогают правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Дорожные знаки хорошо должны знать все: водители, пешеходы и велосипедисты. На знаки нанесены различные рисунки, чтобы быстро определить их назначение. Все дорожные знаки делятся на группы. К основным из них можно отнести следующие:

Предупреждающие знаки имеют форму треугольника белого цвета с красной каймой. Они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности и необходимости повышенного внимания, их устанавливают на видном месте. (Из заранее приготовленных знаков дети выбирают предупреждающие знаки и рассказывают о них.)

 

 

 

 

 

Запрещающие знаки имеют форму круга белого или голубого цвета с красной каймой. (Ребята укрепляют на магнитной доске закрепляющие знаки и рассказывают о них.)

 

 

 

 

 

Предписывающие знаки имеют форму круга, голубого цвета. (Ребята выбирают предписывающие знаки и рассказывают о них.)

 

 

 

 

 

Информационно-указательные знаки имеют форму прямоугольника, окрашенного в голубой цвет. Они информируют об остановках общественного транспорта, местах стоянки, указывают направление движения. (Ребята находят информационно-указательные знаки и рассказывают о них.)

 

 

 

 

 

 

Физминутка «Светофор»

(У воспитателя три круга: красного, желтого и зеленого цвета.)

Когда воспитатель показывает зеленый круг, ребята начинают маршировать на месте; когда воспитатель показывает желтый круг, ребята хлопают в ладоши. При показе красного круга в классе должна быть тишина.

Игра «Дорожные знаки»

(Под номерами на карточках изображены – дорожные знаки.)

Воспитатель читает текст, а ребята называют, под каким номером изображен соответствующий знак:

- велосипедная дорожка;

- автозаправочная станция;

- въезд запрещен;

- подача звукового сигнала запрещена;

- осторожно дети;

- пешеходный переход;

- железнодорожный переезд без шлагбаума;

5. Все знаки установлены на правой стороне улицы или дороги лицевой

стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.

А теперь совершим прогулку по городу, только сделать это совсем непросто. Все шоферы и пешеходы должны знать и соблюдать Правила дорожного движения.

Шины машин по асфальту шуршат,

Время не ждет, пассажиры спешат.

Кто в академию на заседание,

Кто на футбольное состязание.

Кто посмотреть из машин на столицу,

Кто на концерт,

Кто на службу в больницу.

Вдруг впереди тормоза завизжали.

Это шоферы педали нажали.

Черные, белые, желтые, синие –

Остановились машины у линии.

Остановились. Стоят. Не гудят.

Ждут пассажиры, водители ждут

Мимо машин ребятишки идут.

(Показывается знак «Дети».)

- Что означает этот знак?

- Где он устанавливается?

Люди ездили по свету,

Усадив себя в карету,

Но пришел двадцатый век,

Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело –

В городах затарахтело.

Шум моторов, шорох шин

Мчатся тысячи машин.

(Показывается знак «Подача звуковых сигналов запрещена».)

- Назовите этот знак. Каким машинам разрешается подача сигналов?

Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

(Показывается знак «Пункт первой медицинской помощи».)

- Что означает этот знак? Где он устанавливается?

(Показывается знак «Велосипедная дорожка».)

- Что означает этот знак?

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед.

И скоро, скоро…

(Показывается знак «Поворот».)

- Назовите этот знак.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

(Показывается знак «Крутой спуск».)

- Что означает этот знак? Как он называется?

И опять вперед качу,

Опять педалями кручу.

И снова уменьшаю ход.

Опять налево …

(Показывается знак «Поворот налево».)

- А сколько лет велосипедисту, если он ездит по дорогам города?

Правильно, только с 14 лет, детям разрешается ездить на велосипеде по дорогам, а до 14 лет надо кататься там, где не ездят машины – во дворах, на стадионах.

6.Дорисовать, чтобы получился знак «Пешеходный переход».

- Как перейти улицу, выйдя из автобуса?

- Почему пешеходный переход без светофора опаснее, чем со светофором?

- Где наиболее безопасно находиться пешеходам, если на проезжей части улицы их застигли движущиеся автомобили?

7.Заключение.

- Какие виды дорожных знаков вы знаете?

- Зачем нужны дорожные знаки?

- Где устанавливаются дорожные знаки?

 

(ЗАНЯТИЕ – ЭКСКУРСИЯ)

Цель занятия: закрепить знание ранее изученных правил дорожного движения, научить детей выбирать безопасный маршрут в школу и домой.

Занятие начинается во дворе школы с повторения пройденного материала. Воспитатель задает вопросы:

- Для чего нужно знать правила дорожного движения?

- Для чего предназначен тротуар?

- По какой стороне надо ходить по тротуару, по пешеходной дорожке?

- Где можно играть, а где нельзя?

- Где можно переходить улицу?

Затем ребята вместе с воспитателем отправляются к дому одного из учащихся, соблюдая все меры предосторожности.

Ребята выстраиваются парами. При выходе со двора школы воспитатель задает вопрос:

- Как надо идти по дороге, если нет тротуара?

(Надо идти по левой стороне дороги, навстречу движущемуся транспорту.)

Воспитатель вместе с ребятами идет по левой стороне дороги до перекрестка.

Затем все останавливаются.

- Как правильно перейти дорогу?

(Сначала надо посмотреть налево, затем направо, убедиться в отсутствии движущегося транспорта.)

Соблюдая все правила дорожного движения, не спеша, воспитатель с ребятами переходит дорогу.

При движении по тротуару можно задать следующий вопрос:

- По какой стороне тротуара надо идти?

-Как надо поступить, если навстречу идет пожилой человек, а тротуар узкий? И т. д.

Воспитателю следует обратить внимание ребят на автомобиль, который стоит вблизи тротуара, и мешает обзору улицы.

Воспитатель предупреждает ребят, что не следует останавливаться возле опасных мест: подвалов, пивных заведений и т. д.

Ребята наблюдают, как люди выходят из автобуса, как обходят его.

- В какую дверь надо входить в автобус?

- Кому можно входить в переднюю дверь?

- В какую дверь надо выходить из автобуса?

- Как надо вести себя на остановке?

- Как правильно обходить автобус?

Возвращаться в школу лучше другим маршрутом, чтобы перед учащимися можно было поставить новые задачи-ситуации.

В заключении прогулки вспомнить с ребятами: какие дорожные знаки они встречали по пути, уточнить и закрепить представления о тротуаре, проезжей части, одностороннем и двустороннем движении.

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».

(Интеллектуально-творческая игра «крестики-нолики»)

Цели и задачи: закрепить знание различных видов транспорта, повторить правила поведения в транспорте, развитие творческих способностей ребят, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

Игровое поле, состоящее из 9 клеток.

Два одинаковых изображения автобуса, разрезанных на 9 частей.

Черный ящик.

Набор табличек с изображением «Х» и «О» для жюри.

Два набора карточек с изображением деталей машины.

Карточки зеленого цвета.

Карточки с номерами 1, 2, 3, 4.

Ребята делятся на две команды, выбирается жюри, остальные болельщики.

Перед началом игры вывешивается игровое поле с названием конкурсов. В каждом конкурсе принимают участие обе команды. Жюри оценивает игру и объявляет результат в конце каждого конкурса путем поднятия таблички «Х» или «О». Та команда, которая побеждает в данном конкурсе, ставит на игровом поле свой знак (крестик, нолик). Следующий конкурс выбирает проигравшая команда. Игра может длиться до тех пор, пока не будет зачеркнут один ряд со знаками одной команды, или до заполнения всех клеточек. Победит та команда, чей знак чаще повторяется на игровом поле.

КОНКУРС 1. Мозаика

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанное изображение автобуса. Команды должны составить автобус, и назвать к какому виду транспорта он относится.

N

КОНКУРС 2. Черный ящик

Ведущий выносит черный ящик, в котором лежит приз, связанный с транспортом. Каждая команда по очереди задает ведущему вопросы о содержимом ящика. Ведущий может отвечать только «да» и «нет». Побеждает команда, которая отгадывает приз.

КОНКУРС 3. Автотехник

Ведущий вызывает по одному представителю от каждой команды. Перед каждым раскладываются карточки с изображением деталей машины в определенном порядке. Игрокам дается 10 секунд на то, чтобы посмотреть и запомнить порядок расположения карточек. После этого ведущий перемешивает карточки, и участники должны на время сложить карточки в первоначальном порядке.

КОНКУРС 4. Эрудит

Ведущий задает вопросы обеим командам одновременно. Команда, давшая правильный ответ быстрее, получает зеленую карточку. Очки присваиваются по количеству заработанных карточек.

Вопросы:

- Как называется транспорт для перевозки людей?

- Тебе надо передать деньги на билет. Как ты обратишься к пассажирам?

- Ты сидишь в трамвае. На остановке вошел пожилой человек. Как ты поступишь?

- Ты с другом громко смеялся и разговаривал в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание. Ваши действия?

- Почему нельзя высовываться в окно?

- Ты с мамой вошел в автобус и увидел друга. Твои действия?

- Как называется транспорт для перевозки грузов?

- Как нужно вести себя на остановке?

- Как правильно входить и выходить из автобуса?

КОНКУРС 5. Кто больше?

Команды по очереди называют транспортные средства, начинает проигравшая команда. Та команда, которая последней назовет транспортное средство, выигрывает.

КОНКУРС 6. «Автобашня»

Участники складывают башню из детских кубиков, где каждый положенный кубик нужно сопровождать названием марки автомобиля. Начинает проигрывающая команда. Побеждает та команда, у которой башня выше. Если башня упадет, то команда проигрывает.

КОНКУРС 7. Загадочный

Ведущий загадывает загадки обеим командам одновременно. Команда, давшая правильный ответ быстрее, получает зеленую карточку. Очки присваиваются по количеству заработанных карточек.

КОНКУРС 8. «4-е лишнее»

Ведущий показывает карточки, на которых изображены по четыре картинки, три из которых являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одна картинка отличается от них и должна быть исключена. Участники должны определить картинку, которая является лишней. Команда, давшая правильный ответ быстрее, получает зеленую карточку.

КОНКУРС 9. Угадай-ка

Ведущий вызывает по одному представителю от каждой команды. Они поворачиваются лицом к команде противника и за их спиной поднимают картинку «вертолет», «паровоз». Победитель тот, кто за меньшее количество вопросов определит, что нарисовано за его спиной.

Подводятся итоги, команды награждаются дипломами.

 

СВЕТОФОР И ЕГО СИГНАЛЫ.

( Занятие для учащихся 1 класса)

Цель: расширить знания учащихся о сигналах светофора, учить их быть особенно дисциплинированными и внимательными при переходе улицы.

Занятие начинается с беседы о светофоре.

Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Свет – это всем понятно. А «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе «светофор» - значит «несущий свет».

- Для чего нужен светофор?

(он регулирует движение транспорта и пешеходов.)

- А какие бывают светофоры?

( Светофоры бывают пешеходными и транспортными.)

 

Пешеходный светофор имеет два световых знака – красный и зеленый. На красном табло может быть нарисован стоящий человечек или написано «стойте». На зеленом – идущий человечек или надпись «идите». В любом случае, переходя улицу, обязательно следи за указаниями этого пешеходного светофора. Даже если поблизости нет машин, а светофор говорит тебе «стойте», выполни его требование.

Транспортный светофор снабжен тремя световыми сигналами: красным, желтым и зеленым. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – «стой».

Желтый – «приготовься».

Зеленый – «иди».

Музыкальная пауза.

Ребята! В какой популярной песенке есть слово «пешеход»? Правильно, в «Песенке крокодила Гены». А сейчас мы проверим ваше внимание и реакцию на мои сигналы. Мы с вами будем петь эту песенку и внимательно следить за моими сигналами. Если я покажу зеленый круг – все поем песню и маршируем на месте, желтый – все стоим, поем и в такт музыке поворачиваем головы налево и направо, красный – стоим на месте и поем. Прошу всех встать.

Зеленый свет. Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам,

И вода по асфальту рекой.

Желтый свет. И не ясно прохожим

В этот день непогожий,

Почему я веселый такой.

Красный свет. Я играю на гармошке

У прохожих на виду.

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году.

Зеленый свет. Прилетит вдруг волшебник

В голубом вертолете

И бесплатно покажет кино.

Желтый свет. С днем рожденья поздравит

И, наверно, оставит

Мне в подарок

Пятьсот эскимо.

Красный свет. Я играю на гармошке

У прохожих на виду

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году.

- А где устанавливаются светофоры?

(Светофоры устанавливаются: на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. «Слушаясь» сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки.)

Ребята уже знакомы со значением каждого сигнала светофора, и воспитатель предлагает отгадать, о каком сигнале светофора говорится в загадке:

 

Он идти не разрешает

И меня не удивляет,

Возле «зебры» мы стоим,

И за светом мы следим.

- О каком сигнале светофора идет речь?

(Ребята поднимают кружки красного цвета.)

 

Вот моргнул он очень мило,

Словно солнышко игриво

Засияло все кругом.

Мы стоим и не идем.

(Ребята поднимают кружки желтого цвета.)

Вот зажегся самый милый

Свет у светофора.

И пошли мы все гурьбой,

Кто куда, а я домой.

(Ребята поднимают кружки зеленого цвета.)

А сейчас еще раз повторим Правила движения.

Раз, два, три, быстро повтори!

Знаем правила движенья,

Как таблицу умноженья!

(Ребята повторяют.)

Раз, два, три, быстро повтори!

Всем сигналам светофора

Подчиняются без спора.

(Ребята повторяют.)

Раз, два, три, быстро повтори!

Свет зеленый говорит:

«Проходите! Путь открыт».

Раз, два, три, быстро повтори!

Желтый свет – предупрежденье:

Приготовиться к движенью!

(Ребята повторяют.)

Раз, два, три, быстро повтори!

Красный свет нам как запрет

Говорит: «Дороги нет!»

(Ребята повторяют.)

Заключение.

- На какой свет можно переходить улицу?

- А какие машины могут ехать на красный свет? Почему?

- Можно ли бежать на желтый свет? Или не спешить подождать зеленый?

- Какие светофоры бывают?

- Как выглядит пешеходный светофор?

Приложение.

Загадки.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (Автомобиль.)

Была телега у меня,

Но только не было коня.

И вдруг она заржала, Заржала, побежала. (Автомобиль)

3. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль.)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

Среди моря я живу.

Я – корабль! Я – плыву!

Море желтое колышется,

В море жаворонок слышится.

(Комбайн.)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер.)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

(Пожарная машина.)

Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса?

(Поливальная машина.)

Вот утюг, так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел – дорога вдруг

Стала гладкой, ровной.

(Каток.)

Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах,

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино.

(Грузовик.)

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они – за две минуты.

(Машина.)

Чудо – дворник перед нами

Загрубевшими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

(Снегоуборочная машина.)

Вдоль несутся с гулким звоном,

Им в пути помехи нет…

И сменяется зеленым

Перед ними красный свет.

(Машины, светофор.)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый свет – погоди,

А зеленый – проходи.

(Светофор.)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь, -

Зеленый, желтый, красный.

(Светофор.)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге,

Где машины движутся,

Где сошлись в пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(Светофор.)

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня,

Он по очереди ими

Сразу смотрит на меня.

(Светофор.)

Если б встала,

До неба достала.

(Дорога.)

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

Стоять минуты не могу.

(Велосипед.)

У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

(Велосипед.)

Ясным утром на дороге

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ.

Это мой … .

(Велосипед.)

Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

(Колеса.)

На четыре ноги

Надевали сапоги,

Перед тем, как быстро мчать,

Нас бы надо накачать.

(Шины.)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл.)

Всех развозит это чудо –

На работу, и в кино,

В школу, в гости, всюду-всюду

Под землею мчит оно.

Уж давно известно всем

Это чудо с буквой «М».

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Очень быстрые бегут.

(Метро.)

Я – сильней 10 коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной.

(Трактор.)

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

(Трактор.)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай.)

Дом чудесный – бегунок,

На своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай.)

Вот по рельсам мчит машина,

Держится за провода.

И не надо ей бензина,

Чтобы мчать туда - сюда.

(Троллейбус.)

Длинной шеей поверну,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут, положу,

Человеку я служу.

(Подъемный кран.)

Что за машина:

Шея, как у гуся,

Сила, как у слона?

(Подъемный кран.)

Однорукий великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он потом,

Вырастет огромный дом.

( Подъемный кран.)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор.)

Не живой, но шагаю,

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

(Экскаватор.)

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница зовет.

Мы стоим глазам не верим:

Все стоят – она идет.

(Эскалатор.)

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Улица.)

 

Р

П

 

А

*

О

Л

А

М

Е

Н

*

Е

В

В

*

М

А

В

*

Ь

Т

Т

И

С

Н

 

.

И

Е

Л

Е

Е

О

Ч

В

*

*

*

М

Е

Ш

А

Л

У

С

Д

Б

Ы

*

И

Х

*

В

Ы

*

О

Р

О

Ж

Н

Ы

Х

*

Н

А

 

 

Задание: Прочти что здесь написано.

Задание: Найти 16 слов.

 

П

С

О

С

Д

О

Р

О

Г

А

Т

А

В

М

А

Ш

И

Н

А

Д

М

Р

С

Е

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

А

С

Т

У

Ж

Е

З

Л

В

В

Л

Н

А

О

П

Е

Ш

Е

Х

О

Д

И

С

Ж

Ф

В

Е

Л

О

С

И

П

Ц

П

И

О

Т

Р

О

Т

О

Д

Е

И

О

Р

Р

У

Р

А

У

Р

Е

Н

О

Р

У

С

З

Н

А

К

В

О

Д

И

Т

А

В

Т

О

Б

У

С

Т

Р

Т

Е

П

З

Е

Б

Р

А

Т

К

А

Ь

Л

 

 

РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ. СТАВЯ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ.

Методики для изучения различных свойств вни­мания

1. Методика «Переплетенные линии»
Оценка устойчивости внимания. (Просле­дить за каждой линией от ее начала и до конца.)

2. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и пе­реключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте.)

3. Методика «Цифровая таблица»
Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25.)

Упражнения для коррекции и развития внимания

1. Упражнение на развитие способности к пе­реключению внимания

Ребенок должен реагировать по договорен­ности на определенные слова.

2.Упражнение на развитие концентрации внимания

Сравнить картинки, назвать, что не дорисо­вано, дораскрасить вторую половинку картинки.

3.Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.

4.Упражнение на развитие устойчивости внимания

Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.

5.Упражнение на развитие произвольного внимания

Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.

6. Упражнение на развитие распределения внимания:

повторять обратный счет с одновременным выполнением простых физических упражнений;

найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр от 1 до 35.

7. Упражнение на развитие объема внимания
По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.

Методики для изучения различных видов мыш­ления

1. Методика «Соедини фигуры»

Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.

2. Методика «Лишний предмет»

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения. (Оп­ределить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний.)

3. Методика «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисо­вано неправильно.)

4 .Методика для оценки словесно-логического мышления

Ответить на два десятка вопросов.

Упражнения для коррекции и развития мышления

1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов»

Сравнивать предметы, обозначенные пара­ми слов, анализировать, в чем их сходство и различие.

2.Упражнение на развитие скорости мышле­ния «Оканчивание слов»

Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.

3. Упражнение «Соотношение понятий»
Определять порядок размещения картинок по смыслу.

4.Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения су­щественных признаков

«Найди лишнее слово».

«Найди лишнюю картинку».

5. Упражнение на развитие гибкости ума
Назвать как можно больше слов, обознача­ющих какое-либо понятие.

6. Упражнения на развитие словесно-логиче­ского мышления

«Определи понятие».

«Найди похожее слово».

Игры, развивающие мышление, сообразительность

Игра «Как это можно использовать

Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета

Игра «Говори наоборот»

Подобрать слова-антонимы.

Игра «Бывает- не бывает»

Ловить мяч. Если называемая играющим ситуация верна.

Игра

ЛОТО «Дорожные знаки»

Цель: Закрепление дорожных знаков.

Оборудование: У каждого воспитанника большие карточки лото, разделенные на 15 квадратиков, в каждом квадратике нарисован дорожный знак; у ведущего квадратики с такими же отдельно взятыми дорожными знаками; фишки у каждого воспитанника.

Ход игры: Воспитанники получают большие карточки лото. Ведущий достает маленький квадратик и называет дорожный знак, который на нем изображен. Воспитанники поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный знак. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен описать знак. После этого все, кто нашел у себя такой знак, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все знаки в карточке лото.

Верховский Е.И. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4 класс) М.: Просвещение, 1998.

Иванов А. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дорогу переходили. «АСТ- ПРЕСС», 1996.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения (учебное пособие для 2 класса). М.: Просвещение, 1987.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения (учебное пособие для 3 класса). М.: Просвещение, 1987.

Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005

Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения (учебное пособие для 4-6 классов) М.: Просвещение, 1981.

Острун Н., Киселев А. Школа безопасности. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001.

Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы. Под ред. В.Н. Касаткина.

Петров С. Освоение навыки безопасного поведения.//ОБЖ 2006, № 10 с.40-45.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. (в 2х частях) М.: Просвещение, 2004.

Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности (учебник для общеобразовательных учебных заведений для 1х классов) М.: Издательский дом «Дрофа» 1997.

Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности (учебник для общеобразовательных учебных заведений для 3х классов) М.: Издательский дом «Дрофа» 1997.

Правила дорожного движения. Коми книжное издательство. Сыктывкар. 1973

Рублях В.Э. Правила дорожного движения (книга для учащихся 1 класса) М.: Просвещение, 1976.

Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» Часть1. ООО Издательство .Скрипторий 2003».

Степанова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.: «Просвещение», 1979.

Сюньков В. Правила дорожного движения.//ОБЖ 2003,№ 1 с.11-17

Сюньков В. Правила дорожного движения.//ОБЖ 2003,№ 4 с.12-14

Три сигнала светофора (учебное пособие для 3 класса)М.: Просвещение, 1989.

Тошева Л. Правила перехода улиц и дорог.//ОБЖ 2005,№ 3 с.44-49

150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. М. 2000

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.