Программа учебного предмета «Профильный труд (сельскохозяйственный труд)» (7 класс)
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Профильный труд (сельскохозяйственный труд)» разработана на основе АООП образования, обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
Цель программы:
- формирование технологических знаний, умений и навыков по курсу «Сельскохозяйственный труд», способствующих подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации их в современном обществе.
Основные задачи программы:
- формирование сельскохозяйственных знаний, трудовых умений и навыков и, достаточных для участия обучающихся в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;
- коррекция недостатков трудовой деятельности;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
- воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Трудовое обучение, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с умеренной умственной отсталостью, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.
В процессе реализации программы предполагается использование следующих методов обучения:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение)
- наглядные (демонстрация схем, плакатов, натуральных образцов растений и их плодов, презентаций, фильмов, наблюдение различных явлений и т.д.);
- инструктаж, включающий устные указания учителя, наглядный показ приемов работы и их объяснение;
- экскурсии ознакомительные и тематические;
- система специальных коррекционно-развивающих методов;
- методы организации деятельности (приучение, показ, подражание, поручение);
- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценивание).
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью и направлена на коррекцию их умственных, физических и личностных нарушений, а также адаптацию их к самостоятельной жизни по окончании школы. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Коррекционная работа в процессе сельскохозяйственного профессионально-трудового обучения проводится по трем основным направлениям:
коррекция недостатков трудовой деятельности, учащихся с умеренной умственной отсталостью;
обучение школьников с нарушениями интеллекта умению применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;
уточнение представлений, учащихся об окружающем мире и расширении их кругозора.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду обучающиеся с умеренной степенью умственной отсталости овладевают определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства, осваивают технологические приёмы посева, посадки, ухода и уборки урожая сельскохозяйственных культур.
На занятиях получают представление о сельскохозяйственных животных, овладевают знаниями по уходу за ними. У обучающихся формируются умения контролировать свою работу, подбирать соответствующие инструменты и орудия.
При составлении программы были учтены принцип последовательности и сезонность полевых работ.
При подборе и разработке тем программы по разделу «Растениеводство» были учтены местные климатические условия, условия школы и выбраны культуры наиболее доступные для выращивания в данных условиях (горох, фасоль, картофель, чеснок, столовые корнеплоды, лук, зеленные овощи, ягодные кустарники, цветочно-декоративные культуры). Процесс выращивания данных культур связан с использованием разнообразных приемов труда и большого количества ручного инвентаря и оборудования, что имеет большое значение в решении задач профессионально-трудового обучения и задачи коррекции трудовой деятельности учащихся.
Темы программы по разделу «Животноводство» подбирались с учетом возможностей организовать выезды учащихся в контактный зоопарк, на ферму, в зверохозяйство. Из всех сельскохозяйственных животных были выбраны: кролики, овцы, козы и домашняя птица. Для реализации программы по разделу «Животноводство» в условиях школы отсутствует наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников, поэтому материал по
животноводству представлен в программе теоретическими сведениями о содержании и уходе за перечисленными
животными и экскурсиями на сельскохозяйственные предприятия.
Обучение сельскохозяйственному труду тесно связано с другими учебными предметами (домоводство, окружающий природный мир, окружающий социальный мир), что позволит обучающимся использовать полученные знания в новых условиях и более успешно подготовиться к самостоятельной жизни и труду.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по предмету «Профильный труд (Сельскохозяйственный труд)» рассчитана в 7 классе на 70 часов, по 2 часа в неделю, на 34 учебных недели.
Тема | Кол-во часов |
Сбор урожая | 16 |
Сельскохозяйственные профессии | 6 |
Овощные культуры | 11 |
Цветоводство | 22 |
Горох | 15 |
Всего | 70 |
Четверть | Кол-во часов |
I четверть | 16 ч |
II четверть | 17ч |
III четверть | 22ч |
IV четверть | 15ч |
Итого: | 70 часов |
4. Личностные и предметные результаты, освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
-проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
-осознание необходимости общественно- полезного труда как условия эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Возможные предметные результаты должны отражать:
- основные сельскохозяйственные культуры;
- культуры, выращиваемые на участке;
- правила техники безопасности при работе с инвентарем;
- технологию выращивания овощных культур;
- знание сельскохозяйственных профессий;
Базовые учебные действия:
- распознавать сельскохозяйственные культуры;
- уметь работать с инвентарем;
- проводить наблюдения за овощными растениями;
-собирать морковь, свеклу;
-выращивать семена гороха;
-особенности выращивания столовых корнеплодов и лука.
-знать виды комнатных растений
5. Содержание учебного предмета
Урок сельскохозяйственного труда в коррекционной школе является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации. Каждый урок содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в подсобных хозяйствах.
Вводное занятие
- Охрана труда.
- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Спецодежда. Подготовка спецодежды к сезону.
- Краткое содержание работы на предстоящую четверть.
Сельскохозяйственный труд и его значение
Осенние сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
Объект работы: Свекла столовая. Морковь столовая.
Теоретические сведения: Сроки уборки свеклы, моркови. Признаки созревания. Правила подкапывания корнеплодов. Правила удаления ботвы. Виды деятельности. Выкопка свеклы, моркови. Удаление ботвы.
Теоретические сведения: Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Овощные культуры
Объект работы: Овощи.
Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей.
Наглядное пособие: Изображения овощей и овощных растений в полном развитии. Распознавание овощей. Классификация овощных культур.
Сельскохозяйственные профессии.
Теоретические сведения. Разновидности сельскохозяйственных профессий: хлеборобы, овощеводы, садоводы, цветоводы.
Цветоводство
Уход за комнатными растениями.
Объект работы. Комнатное цветочное растение.
Теоретические сведения. Приемы ухода за комнатными растениями. Случаи, когда следует укорачивать стебли. Признаки необходимости перевалки или деления растения. Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. Легкое рыхление поверхности почвы в цветочных горшках. Добавка земляной смеси. Полив комнатных растений.
Строение цветкового растения
Теоретические сведения. Общее представление об органах цветкового растения. Разнообразие и форма стеблей и листьев. Форма и окраска цветков. Особенности подземных органов (корневища, луковицы, клубни).
Наглядное пособие. Натуральные цветковые растения и иллюстрации. Распознавание и название органов цветкового растения. Определение растений с прямостоячими, вьющимися и стелющимися стеблями, с простыми и сложными
листьями, с одиночными цветками и соцветиями.
Размножение комнатных растений.
Теоретические сведения. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков. Размножение комнатных растений и посадка комнатных растений. Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных растений. Устройство влажной камеры. Пересадка укорененных растений в горшки.
Выращивание гороха
Объект: Овощ.
Теоретические сведения. Строение растения горох. Использование гороха. Время для посадки и высадки гороха.
Виды деятельности. Подготовка семян гороха к посеву. Определение всхожести семян гороха. Подготовка почвы к посеву. Выбор инвентаря. Вскапывание почвы, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных семян гороха.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 четверть-16 часов Раздел «Уборка урожая» -16 часов | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 05.09.22 | Беседа. Краткое содержание работы на предстоящую четверть. |
2 | Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем. | 1 | 06.09.22 | Правила ТБ при работе с ручным сельскохозяйственным инвентарем. Уметь работать с граблями. |
3 | Сельскохозяйственный труд и его значение. Виды сельскохозяйственного труда | 1 | 12.09.22 | Значение сельскохозяйственного труда для жизни человека (продукты питания, сырье для промышленности, одежда т.д) |
4 | Экскурсия на пришкольный участок | 1 | 13.09.22 | Знакомство со «школьным огородом». Определение видов работ на «школьном огороде» |
5-6 | Технология уборки кабачков. Практическая работа | 2 | 19.09.22 20.09.22 | Практическая работа. Рассказ с элементами беседы, инструктаж по технике безопасности. |
7 | Сортировка и хранение кабачков. Практическая работа | 1 | 26.09.22 | Рассказ с элементами беседы, практическая работа, инструктаж по технике безопасности. |
8 | Технология уборки тыквы. Практическая работа | 1 | 27.09.22 | Практическая работа. Рассказ с элементами беседы, инструктаж по технике безопасности. |
9 | Сортировка и хранение тыквы. Практическая работа | 1 | 03.10.22 | Практическая работа. Рассказ с элементами беседы, инструктаж по технике безопасности |
10 | Технология уборки столовой свеклы. Хранение и сортировка (корнеплодов) свеклы. | 1 | 04.10.22 | Теоретическая работа, рассказ с элементами беседы, видеоматериалы, инструктаж по технике безопасности. Признаки созревания. Правила подкапывания корнеплодов. Правила удаления ботвы. |
11 | Технология уборки столовой моркови. Хранение и сортировка (корнеплодов) моркови. | 1 | 10.10.22 | Теоретическая работа, рассказ с элементами беседы, видеоматериалы, инструктаж по технике безопасности. Признаки созревания. Правила подкапывания корнеплодов. Правила удаления ботвы. |
12 | Технология уборки картофеля (теория) Правила хранения и сортировка картофеля | 1 | 11.10.22 | Теоретическая работа, рассказ с элементами беседы, видеоматериалы, инструктаж по технике безопасности. Признаки созревания. Правила подкапывания. Правила удаления ботвы. |
13 | Правила работы при уборке урожая. | 1 | 17.10.22 | Самостоятельная работа, работа по карточкам. |
14 | Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. | 1 | 18.10.22 | Теоретическая работа, рассказ с элементами беседы, видеоматериалы. |
15 | Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища. | 1 | 24.10.22 | Теоретическая работа, рассказ с элементами беседы, видеоматериалы. |
16 | Закрепление пройденного материала | 1 | 25.10.22 | Закрепление пройденного материала |
2 четверть – 17 часов Раздел «Сельскохозяйственные профессии» - 6 часов | ||||
17 | Сельскохозяйственные профессии | 1 | 07.11.22 | Знание и называние профессий сельскохозяйственного труда |
18 | Хлеборобы. | 1 | 08.11.22 | Знание профессии хлебороба. Особенности деятельности |
19 | Овощеводы | 1 | 14.11.22 | Знание профессии овощевода. Особенности деятельности |
20 | Садоводы | 1 | 15.11.22 | Знание профессии садовода. Особенности деятельности |
21 | Цветоводы | 1 | 21.11.22 | Знание профессии цветовода. Особенности деятельности |
22 | Обобщающий урок по теме «Профессии сельскохозяйственные» | 1 | 22.11.22 | Закрепление основных сельскохозяйственных профессий. |
Раздел «Овощные культуры» - 11 часов | ||||
23 | Овощи и овощные культуры. | 1 | 28.11.22 | Рассказ с элементами беседы, использование ИКТ, просмотр презентации, работа по карточкам. |
24-25 | Основные овощные группы (капустные, паслёновые, тыквенные, сельдерейные и луковые). | 2 | 29.11.22 05.12.22 | Группы и характеристика основных овощных культур. |
26 | Значение и польза необходимости потребления овощных культур в жизни человека | 1 | 06.12.22 | Знание полезных свойств овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей. |
27-28 | Строение растения картофеля. Особенности, использование картофеля. Вредители картофеля. Болезни картофеля. | 2 | 12.12.22 13.12.22 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. Использование ИКТ просмотр презентации, работа по карточкам. Инструктаж по технике безопасности. |
29-30 | Виды лука. Строение лука. Строение луковицы. Некоторые особенности лука. Значение лука. | 2 | 19.12.22 20.12.22 | Рассказ с элементами беседы, использование ИКТ, просмотр презентации, работа по карточкам, . использование кроссвордов, игры, . инструктаж по ТБ. |
31-32 | Зеленые овощи. Значение зеленых овощей | 2 | 26.12.22 27.12.22 | Рассказ с элементами беседы, использование ИКТ, просмотр презентации, работа по карточкам, . использование кроссвордов, игры, . инструктаж по ТБ. |
33 | Повторение материала | 1 | 27.12.22 | Повторение и закрепление пройденного материала. |
3 четверть-22час Раздел «Цветоводство» - 22 часа | ||||
34-35 | Виды цветочных растений, комнатные растения. | 2 | 09.01.23 10.01.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
36 | Приемы ухода за комнатными растениями | 1 | 16.01.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
37 | Ручной инвентарь для ухода за комнатными растениями | 1 | 17.01.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
38 | Признаки необходимости перевалки или деления растения. | 1 | 23.01.22 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
39 | Удаление отмерших листьев, поврежденных стеблей и побегов с растений. | 1 | 24.01.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
40 | Рыхление поверхности почвы в цветочных горшках | 1 | 30.01.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
41 | Добавка земляной смеси в комнатные растения | 1 | 31.01.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
42 | Виды и способы полива комнатных растений. | 1 | 06.02.23 | Самостоятельная работа, практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности, работа по карточкам. |
43 | Общее представление об органах цветкового растения | 1 | 07.02.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
44 | Разнообразие и форма стеблей и листьев. Форма и окраска цветков. | 1 | 13.02.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
45 | Особенности подземных органов (корневища, луковицы, клубни, корнеклубни). | 1 | 14.02.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
46 | Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.). | 1 | 20.02.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
47 | Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков. | 1 | 21.02.23 | Рассказ с элементами беседы, практическая работа, использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
48-49 | Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков комнатных растений. Устройство влажной камеры. Пересадка укорененных растений в горшки. | 2 | 27.02.23 28.02.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
50-51 | Выращивание хлорофитума | 2 | 06.03.23 07.03.23 | Составление плана работ по выращиванию комнатного цветка. Особенности данного растения. Организация труда. Техника безопасности |
52 | Подготовка почвы и горшка под цветок | 1 | 13.03.23 | Составление последовательности работ. Практическая работа, |
53 | Черенкование хлорофитума. | 1 | 14.03.23 | Практическая работа |
54 | Посадка и уход за комнатным растением. | 1 | 20.03.23 | Практическая работа |
55 | Повторение пройденного материала | 1 | 21.03.23 | Закрепление пройденного материала |
4 четверть- 15часов Раздел «Горох» -15 часов | ||||
56 | Общее понятие – горох столовый | 1 | 03.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
57 | Строение растения – горох. | 1 | 04.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
58 | Условия для получения хорошего урожая гороха. | 1 | 10.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
59 | Сроки посева гороха. | 1 | 11.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
60 | Подготовка семян гороха к посеву. | 1 | 17.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
61 | Выбор инвентаря. | 1 | 18.04.23 | Рассказ с элементами беседы, работа по карточкам. использование кроссвордов, игры, Использование ИКТ, просмотр презентации. |
62 | Подготовка почвы под посев гороха. | 1 | 24.04.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
63 | Вскапывание почвы, удобрение перегноем | 1 | 25.04.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
64 | Разметка рядков для посева гороха с помощью верёвки и колышков. Разметка рядков для посева гороха с помощью верёвки и колышков. | 1 | 02.05.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
65-66 | Раскладка семян гороха и их заделка. | 2 | 15.05.23 16.05.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
67 | Рыхление почвы при появлении всходов. | 1 | 22.05.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
68 | Высадка в лунки подращенных семян гороха. | 1 | 23.05.23 | Практическая работа, использование ИКТ, просмотр презентации, инструктаж по технике безопасности. |
69-70 | Повторение пройденного материала | 2 | 29.05.23 30.05.23 | Закрепление пройденного материала |
| Всего | 70 | | |
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
- дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради;
- фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;
- технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процесс, презентации и др.;
- наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.).
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
___________________
Лист коррекции
№ | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |||
план | факт | ||||||
| | | | | | ||
| | | | | |