Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)» (5 класс)
муниципальное общеобразовательное учреждение
Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова
Галичского муниципального района Костромской области
(МОУ Степановская СОШ)
Согласовано:
Зам директора по УВР:
Смирнова И.А.
Рассмотрено на
Педагогическом совете
Протокол №
т « »________20
Утверждаю
Директор школы:
Г.В. Елесина
От « »__________20
Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)»
5-9 классы
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и рабочей программы Е.А.Ковалѐва. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5-9 кл. - в сб. Программы СКОУ VIII вида 5-9 класс : в 2 сб/ под редакцией В.В. Воронковой: - М.: ВЛАДОС, 2014
Степаново 2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рабочая программа составлена на основании:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599;
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)» автор В.В. Воронкова) - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. Сб. 2;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановлением от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; - учебного плана МОУ Степановская СОШ имени Н.К. Иванова;
- Устава ОУ.
1.2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)» автор В.В. Воронкова) - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. Сб.
1.3. Предмет «Профессионально-трудовое обучение» (Сельскохозяйственный труд) входит в образовательную область «Трудовая подготовка»
1.4. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.5. Задачи:
- развитие познавательно-трудовой активности;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование
- формирование отношения к труду, как нравственной норме и источнику средств существования;
- обучение культуре труда и служебных отношений
- сообщение учащимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств тканей;
- формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву легкого платья
- обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской.
1.6. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели: Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс.
5 класс – часов 204(6 часов в неделю);
6 класс – часов 204 (6 часов в неделю)
7 класс –часов 238( 7 часов в неделю)
8 класс – часов 306(9 часов в неделю)
9 класс – .часов 340(10 часов в неделю)
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она, как и другие программы, направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь такого уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате обучения обучающиеся овладеют:
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
уважительным отношением к труду и результатам труда,
развитием основных мыслительных операций,
развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления,
коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы,
обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.
Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
2.1. Требования к уровню подготовки
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметными результатами изучения курса являются:
- действие моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу;
- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни, умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- усвоение главных понятий курса профессионально-трудового обучения;
- формирование позитивного отношения к труду;
- овладение учебными действиями и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Требования к уровню предметных результатов
5 класс
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- значение сельскохозяйственного труда в жизни человека; - породы кроликов; - виды сельскохозяйственных культур (горох, картофель), знать их особенности строения и агротехнические условия выращивания в местных условиях; - - правила уборки урожая; - ранневесенний уход за садом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать сельскохозяйственную продукцию; - классифицировать цветочные культуры; - ухаживать за кроликами; - выращивать горох, картофель в местных условиях; - убирать урожай сельскохозяйственных культур.
6 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) : :
- сроки уборки картофеля; - определение почвы и пахотного слоя; - виды местных ягодных кустарников и правила ухода за ними; - виды овощных и полевых культур; - биологические особенности и технологию выращивания столовых корнеплодов, лука, чеснока; - свойства и условия хранения органических удобрений; - виды и содержания домашней птицы; - местные породы овец и коз;
-ручной инвентарь.
Обучающиеся получат возможность научиться: - убирать картофель, столовые корнеплоды и учитывать урожай; - закладывать картофель и корнеплоды на хранение, - сортировать картофель, выращивать комнатные растения, - определять вид органических удобрений и вносить их в почву, - вскапывать почву лопатой - выращивать чеснок; - закладывать компост - вести элементарный уход за домашней птицей, овцами и козами.
7 класс
: Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- Сроки и способы уборки лука, столовых корнеплодов. - Признаки созревания семенных зонтиков моркови и соплодий свёклы. - Состав земляной смеси для парников и теплиц. - Продукцию свиноводства и её значение. - Устройство свинарника. Особенности кормления и ухода за свиньями. - Правила ухода за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями. - Виды минеральных удобрений. - Значение и виды зеленных овощей. - Сроки, способы посадки капусты и уход за ней. - Выращивание корнеплодов для получения семян.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Убирать и сортировать лук и столовые корнеплоды. - Убирать семена моркови и свёклы. - Подготавливать теплицу и парник к зиме. - Ухаживать за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями. - Выращивать капусту и ухаживать за ней. - Выращивать зеленные овощи и редис. - Набивать парник биотопливом. - Подготавливать гряды для посадки.
8 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- уметь работать садовыми ножницами;
- ухаживать и сажать ягодные кустарники; - вскапывать приствольный круг; - сеять капусту и ухаживать за ней; - пикировать сеянцы томатов, ухаживать за рассадой; - выращивать томаты; - определять основные стати коровы; - распознавать и подготавливать корма, кормить животных.
Обучающиеся получат возможность научиться: - значение растений в природе и жизни человека; - основные правила и инструкции по безопасности труда; - ягодные кустарники, вредителей и болезни; - строение плодового дерева, разновидности плодовых деревьев, способы размножения; - знать правила ухода за плодовыми деревьями; - назначение парника и теплицы в овощеводстве; - породы коров, способы их содержания, болезни коров, корма для коров; - знать и соблюдать правила личной гигиены.
9 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- Устройство доильного аппарата. - Подготовка коровы к доению. - Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем. - Знать время и правила уборки овощей. - Правила хранения семенников и извлечение семян. - Личная гигиена доярки (дояра). - Тепличный грунт. Состав земляной смеси для теплиц. - Формирование крон молодого плодового дерева. - Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку. - Подготовка рассады огурцов к высадке. - Подкормки растений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Разбирать и собирать доильный аппарат. - Пасти телят. - Стирать полотенца, халаты и косынки после работы в коровнике. - Правильно обращаться при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывать, просушивать семена. - Подготавливать почву в теплице для выращивания огурцов. - Размечать места для высадки рассады, поделка лунок, обрабатывать их, поливать. - Подвязывать стебли растений с помощью шпагата. - Удалять боковые побеги. - Обрезать и укорачивать ветки плодовых деревьев. - Промывать доильный аппарат и молокопровод после окончания дойки. - Пасти коров. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на уроках сельскохозяйственного труда;
-знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках сельскохозяйственного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-знание приемов работы (разметки грядок, глубина посадки), используемые на уроках сельскохозяйственного труда;
-анализ объёма работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-составление плана работы при посадке сельскохозяйственных культур;
-владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем;
-использование в работе подручный ручной инвентарь (лейка, ведро, секатор, мерная лента);
-выполнение несложных работ на пришкольном участке.
Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание о почве и ее особенностях;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своего труда;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке сельскохозяйственного инвентаря после работы.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, беседа, рассказ, экскурсии, лабораторные и практические работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры, имеется подсобное хозяйство, где ребята практикуются по уходу за животными, подготовке кормов и кормлению животных. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность практических работ.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса по классам
Урок сельскохозяйственного труда в школе VIII вида является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, воспитанников, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации. Каждый урок содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в подсобных хозяйствах. Среди уроков сельскохозяйственного труда нельзя выделить, как это обычно происходит, в других предметах, уроки изучения нового материала, уроки повторения (закрепления), контрольные уроки. На любом уроке имеют место все эти элементы. Причин тому несколько. Так, при выращивании одного растения повторение одинаковых работ с ним
невозможно. Необходимость на каждом уроке закрепления полученных знаний вызвана тем, что освоение технологии выращивания новых видов растений в последующем классе идет как развитие одних и тех же умений – обрабатывать почву, готовить семена, высеивать их, проводить уход, убирать урожай. Освоение новых элементов этих умений происходит на базе ранее усвоенных, следовательно, происходит их постоянное закрепление. Вывод будет один: уроки сельскохозяйственного труда являются уроками комбинированного типа – у учащихся формируются и знания, и умения, и навыки, идет работа над новым материалом, над закреплением изученного, контроль за освоением учебного материала. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включаются такие формы работы, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для проверки умений и навыков проводится самостоятельная работа.
В программу 5 класса входят:
работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами ухода за кроликами.
Программа 6 класса включает:
осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.
Программа 7 класса состоит :
из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводятся данные по агрохимии – свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания свиней. В 8 классе программа продолжает :
знакомить учащихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают об овощеводстве на открытом грунте. Тема «Животноводство» знакомит их с крупным рогатым скотом. Они осваивают приёмы работы на молочно-товарной ферме, это уборка помещений, кормление и доение коров, уход за телятами.
Программа 9 класса направлена:
на закрепление полученных ранее знаний и навыков, является обобщающей. Школьники повторяют материал, изученный на предыдущих этапах трудового обучения, получают некоторые дополнительные сведения. Учащимся предлагается восполнить пробелы по вопросам овощеводства, садоводства и животноводства. Школьники совершенствуют практические умения и навыки по работе со средствами механизации в сельскохозяйственном производстве. В этот период автоматизируются ранее приобретённые умения, формируются рабочие навыки на основе обобщения имеющихся сведений об основных приёмах работы в сельскохозяйственном производстве, устройстве и назначении различных инструментов, способов посадки и выращивания садово-огородных растений, правилах содержания и ухода за сельскохозяйственными животными. Таким образом, урок по сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияет на личностные свойства.
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
5 класс |
||
1. |
Вводное занятие |
5 |
2 |
Участие в уборке урожая овощей и картофеля |
21 |
3 |
Уборка послеурожайных остатков |
13 |
4 |
Заготовка веточного корма для кроликов |
9 |
5 |
Кролики |
9 |
6 |
Содержание кроликов зимой |
10 |
7 |
Ручной инвентарь для ухода за кроликами |
4 |
8 |
Уход за кроликами |
19 |
9 |
Корма для кроликов |
18 |
10 |
Кормление кроликов |
15 |
11 |
Подготовка семян гороха к посеву |
12 |
12 |
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями |
15 |
13 |
Картофель |
8 |
14 |
Подготовка клубней картофеля к посадке |
7 |
15 |
Выращивание гороха |
13 |
16 |
Посадка картофеля и уход за ним |
26 |
Итого |
204 |
|
6 класс |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Уборка картофеля |
17 |
Почва и ее обработка |
13 |
|
Подготовка почвы |
9 |
|
Посадка чеснока |
5 |
|
Осенний уход за ягодными кустарниками |
12 |
|
Домашняя птица |
12 |
|
Содержание домашней птицы |
14 |
|
Органические удобрения |
5 |
|
Заготовка навоза |
13 |
|
Овцы и козы |
12 |
|
Содержание овец и коз зимой |
8 |
|
Корм для овец и коз |
15 |
|
Овощные культуры |
15 |
|
Основные полевые культуры |
14 |
|
Столовые корнеплоды |
10 |
|
Выращивание лука и столовых корнеплодов |
10 |
|
Выращивание столовых корнеплодов |
10 |
|
Выращивание репчатого лука и лука-севка |
8 |
|
Итого |
204 |
|
7 класс |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Уборка лука |
10 |
3 |
Уборка стеблей с семенами моркови, свеклы и семенных головок лука |
10 |
4 |
Уборка столовых корнеплодов и учет урожая |
13 |
5 |
Ягодные кустарники и уход за ними |
15 |
6 |
Заготовка почвы для теплицы и парника |
10 |
7 |
Подготовка парника к зиме |
5 |
8 |
Свиноферма |
8 |
9 |
Корма для свиней |
10 |
10 |
Кормление откормочных свиней |
12 |
11 |
Уборка свинарника |
11 |
12 |
Минеральные удобрения |
15 |
13 |
Кормление свиноматки и уход за ней |
12 |
14 |
Основные плодовые деревья |
15 |
15 |
Заготовка навоза для парника |
10 |
16 |
Капуста |
10 |
17 |
Набивка парника навозом |
5 |
18 |
Посев семян капусты |
10 |
19 |
Подготовка парника под рассаду |
5 |
20 |
Выращивание рассады капусты |
10 |
21 |
Зеленые овощи |
10 |
22 |
Выращивание овощей и редиса |
10 |
23 |
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней |
10 |
24 |
Выращивание редиса для получения семян |
10 |
Итого |
238 |
|
8 класс |
||
Вводное |
5 |
|
Уборка семенников редиса и укропа |
15 |
|
Уборка капусты |
15 |
|
Малина и смородина |
28 |
|
Осенний уход за плодовыми деревьями |
15 |
|
Крупный рогатый скот |
12 |
|
Молочно-товарная ферма |
9 |
|
Меры безопасности при уходе за крупным рогатым |
10 |
|
Уход за коровами зимой |
20 |
|
Корма для коровы |
20 |
|
Подготовка кормов к скармливанию корове |
12 |
|
Кормление сухостойной и дойной коров зимой |
8 |
|
Ручное доение коровы и учет надоя молока |
20 |
|
Первичная обработка молока и уход за молочной посудой |
6 |
|
Защищенный грунт |
10 |
|
Выращивание рассады томатов |
18 |
|
Выращивание кочанного салата в теплице |
20 |
|
Посадка черенков смородины и уход за ними |
12 |
|
Весенний уход за молодыми посадками малины |
11 |
|
Посадка плодового дерева |
10 |
|
Высадка рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие |
15 |
|
Выращивание огурцов в открытом грунте |
15 |
|
Итого |
306 |
|
9 класс |
||
Вводное |
5 |
|
Уборка урожая томатов |
30 |
|
Уборка огурцов-семенников |
23 |
|
Уход за молодым садом |
6 |
|
Подготовка молодого сада к зиме |
47 |
|
Пастьба телят |
23 |
|
Производственная санитария и личная гигиена доярки (дояра) |
7 |
|
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота |
20 |
|
Устройство доильного аппарата |
24 |
|
Кормление и раздой новотельной коровы |
14 |
|
Уход за телятами в молочный период |
16 |
|
Машинное доение коровы |
16 |
|
Выращивание рассады огурцов для теплицы |
18 |
|
Формирование кроны молодого плодового дерева |
13 |
|
Выращивание огурцов в весенней теплице |
35 |
|
Выращивание огурцов под пленочным укрытием |
15 |
|
Машинное доение коров двумя аппаратами |
4 |
|
Пастьба коров |
24 |
|
Итого |
340 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс
№ п/п |
Раздел, тема курса |
Тема урока |
Кол – во часов |
Планируемые результаты |
Основное содержание |
|||
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||||||
1 |
Вводное занятие |
1.Значение сельхозтруда в жизни людей. Виды работ в коллективных и фермерских хозяйствах.
2 Пришкольный участок.
3 Виды производимой в нём продукции, её использование. 4.Правила поведения во время практических работ и экскурсий. 5 Правила работы на занятиях по сельскохозяйственному труду. |
5 |
знать простейшие правила безопасной работы, знать задачи на 1 четверть, правила поведения на уроках, технику безопасности |
действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и ее использование. |
|
2 |
Участие в уборке урожая овощей и картофеля |
1.Значение своевременной уборки овощей. 2 Значение своевременной уборки картофеля. 3.Правила уборки овощей. 4. Правила уборки картофеля 5 Правила безопасности при работе с сельхозинвентарем 6. Уборка урожая. Цель заготовки овощей и картофеля. 7 Составление последовательности работ при сборе свеклы 8.Обрезка ботвы свеклы 9.Сбор свеклы 10. Составление последовательности работ при сборе моркови 11 Обрезка ботвы моркови 12 Сбор моркови 13. Составление последовательности работ при сборе картофеля. 14. Сбор картофеля 15 Сортировка клубней картофеля 16 Сортировка моркови 17. Сортировка свеклы 18. Уборка капусты среднеспелых сортов 19 Правила складирования корнеплодов на хранение 20. Складирование корнеплодов на хранение 21. Сбор картофеля после боронование картофельного поля |
21 |
знать основное назначение сельскохозяйственного труда, знать основные виды хозяйств, знать цель уборки овощей, устройство граблей, знать правила техники безопасности при уборке. Знать цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. |
действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |
Сельскохозяйственный труд и его значение. Виды хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию. Школьное хозяйство. Уборка урожая. Уборка картофеля. |
|
3 |
Уборка послеурожайных остатков |
1.Цель уборки ботвы картофеля. 2.Цель уборки ботвы помидоров. 3. Цель уборки остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков 4. Грабли: назначение, устройство 5. Правила работы граблями и техника безопасности 6 Сбор ботвы картофеля граблями. 7. Практическая работа. Сбор ботвы картофеля граблями 8. Сбор ботвы помидор граблями. 9. Практическая работа.Сбор ботвы помидор граблями. 10 Выдёргивание кочерыг капусты из земли 11. Практическая работа.. Выдёргивание кочерыг капусты из земли 12. Вынос растительных остатков с поля 13.Повторение изученного материала по теме;«Уборка послеурожайных остатков» |
13 |
Знать основное назначение сельскохозяйственного труда, знать основные виды хозяйств, знать цель уборки овощей, устройство граблей, знать правила техники безопасности при уборке. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности. |
Частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
|
Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности. Умение работать с граблями. Практические работы. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля. |
|
4 |
Заготовка веточного корма для кроликов |
1.Виды деревьев, ветки которых служат кормом 2.Виды кустарников, ветки которых служат кормом 3.Выбор места заготовки веток. 4. Обломка веток. 5. Практическая работа. Обломка веток. 6. Связывание веток в пучки 7.Связывание веток в веники. 8 Укладка веток в хранилище 9. Самостоятельная работа –заготовка веток и укладка на хранение |
9 |
Виды деревьев и кустарников для корма кроликов.Обломка веток, связывание их в пучки и веники. Укладка веток в хранилище. |
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Виды деревьев и кустарников, ветки которых могут служить кормом для кроликов. Выбор места для заготовки веток. |
|
5 |
Самостоятельная работа –заготовка веток и укладка на хранение |
1. Вводное занятие Кролики – домашние животные 2. Внешнее строение кролика. 3.Особенности кроликов. 4 Разведение кроликов в домашних условиях. 5. Породы кроликов 6.Породы кроликов, разводимые в местных хозяйствах 7 Содержание кроликов зимой 8 Содержание кроликов летом 9 Устройство крольчатника в домашних условиях |
9 |
Внешнее строение кролика. Назначение кролика. Особенности кроликов. Породы кроликов. Содержание кроликов. Болезни кроликов. Устройство крольчатника. Корма для кроликов. |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |
желание частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия, приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Кролики – домашние животные. Знать внешнее строение кроликов и продукцию кролиководства; особенности и породы кроликов. Знать способы содержания кроликов и устройство кроличьей клетки |
|
6 |
Содержание кроликов зимой |
1 Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания 2.Особенности кормления кроликов зимой 3. Правила ухода за кроликами в зимний период. 4. Проверка остекления окон, уплотнения дверей, мелкий ремонт помещения. 5. Правила поведения в крольчатнике 6. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. 7. Клетки для самцов, самок, молодняка. 8. Подсобное помещение для хранения корма. 9. Подготовка корма к потреблению. 10. Чистота-залог здоровья кроликов. Уборка помещения и клеток. |
10 |
Знать о устройстве крольчатника и подсобном помещении. Знать особенности ухода и уметь ухаживать за кроликами. Уметь чистить клетки от остатков корма, уметь подготавливать корма. Знать правила и уметь раздавать корма при кормлении кроликов. |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, |
Устройстве крольчатника в домашних и подсобном помещении. Особенности ухода . Подготовка корма. Правила раздачи корма при кормлении кроликов. |
|
7 |
Ручной инвентарь для ухода за кроликами |
1.Ручной инвентарь для ухода за кроликами 2.Использование инвентаря 3. Ведро или тачка для выноса навоза. 4. Изготовление мётел и веников из веток и лозы для ухода за кроликами |
4 |
изготавливать мётла и веники из веток и лозы для ухода за кроликами, использование ручного инвентаря (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метлы и веники) по назначению. |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
Способствовать с помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение аргументировать свои ответы. |
Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метлы и веники), назначение, приёмы работы. |
|
8 |
Уход за кроликами |
1.Устройство крольчатника в домашних условиях 2. Устройство крольчатника в кролиководческих хозяйствах 3.Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. 3.Недопустимость сквозняков в крольчатнике 4. Уход за взрослыми кроликами 5. Уход за молодняком 6. Чистка кормушек и поилок. 7. Смена воды для кроликов 8 Чистка клеток 9. Практическая работа . Чистка клеток 10. Чистка кормушек. 11 Практическая работа. Чистка кормушек. 12.Чистка поилок 13. Практическая работа. Чистка поилок 14 Чистка поддонов 15. Практическая работа. Чистка поддонов 16. Чистка крольчатника 17. Практическая работа. Чистка крольчатника 18. Уход за животными. 19. Уборка всего помещения. Удаление навоза и остатков корма из крольчатника. |
19 |
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии |
формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его |
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; |
Уход за кроликами. Правила поведения в крольчатнике. Уметь чистить клетки от остатков корма. |
|
9 |
Корма для кроликов |
1 Кормление кроликов. 2 Виды кормов в зависимости от сезона. 3 Корма для кроликов. Виды. Зерно. 4 Корма для кроликов. Виды. Морковь 5 Корма для кроликов. Виды. Кормовая свекла. 6 Корма для кроликов. Виды. Картофель. 7 Корма для кроликов. Виды. Кабачки и тыквы 8 Качество корма. 9 Подготовка корма. 10.Повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию. 11 Хранение корма 12 Определение качества по внешнему виду. 13 Сравнение кормов по питательности 14.Хранение корма. Практическая работа 15 Подготовка кормов к скармливанию во время дневной раздачи. 16 Кормление кроликов на ночь. Смена воды при каждом кормлении 17 Кормление кроликов на ночь. Смена воды при каждом кормлении 18.Повторение пройденного материала. «Корма для кроликов» |
18 |
знать, назначение кролика, основные корма, знать основные правила ухода |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
Ответственное отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; |
Корма и минеральные добавки для кроликов, уметь подготавливать корма. Уметь определять качество корма по внешнему виду. |
|
10 |
Кормление кроликов |
1 Количество каждого вида корма, необходимого кроликам разных возрастов для нормального развития. 2 Кратность кормления кроликов 3 Режим кормления кроликов 4 Режим кормления кроликов и его соблюдение 5 Составление графика, кормление кроликов 6 Указание количества каждого вида корма для взрослых кроликов 7 Указание количества каждого вида корма молодняка 8 Суточная норма каждого вида корма. 9 Практическая работа Взвешивание и отмеривание суточной нормы каждого вида корма. 10 Подготовка корнеплодов к скармливанию во время дневной раздачи (измельчение и смешивание с зерновым кормом). 11 Питьевой режим при кормлении 12. Рацион кормления на ночь 13 Утреннее кормление. Его особенности. 14. Подготовка кормов к скармливанию во время дневной раздачи 15. Практическая работа. Составление графика кормления кроликов |
15 |
Формирование умения составлять рацион кормления животных, рассчитывать дневной, утренний и ночной рацион. Осуществление правильного ухода за животными. |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
уметь частично контролировать свои действия |
Корма, необходимые кроликам разных возрастов для нормального развития. Уметь определять количество каждого вида корма, необходимого кроликам разных возрастов для нормального развития. Уметь кормить кроликов. Подготавливать корнеплоды к скармливанию во время утренней, дневной и ночной раздачи измельчать и смешивать с зерновым кормом. |
|
11 |
Подготовка семян гороха к посеву |
1 Строение растения гороха 2Особенности растения гороха. 3 Использование гороха для питания человека 4 Использование гороха для питания животных 5 Всхожесть семян 6Проверка семян на всхожесть, как необходимая подготовка к посеву. 7 Оборудование для проверки всхожести 8 Подготовка семян гороха к посеву 9 Условия, необходимые для прорастания семян 10 Подготовка почвы для посева гороха 11 Посев семян 12 Уход за посевами гороха |
12 |
Знать строение гороха, особенности растения, назначение, последовательность подготовки семян к посадке Уметь определять всхожесть семян, знать основные операции по уходу за всходами гороха. Поддерживать оптимальную влажность в камере и наблюдать за прорастанием семян гороха. |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
организация рабочего места, выполнение правил техники безопасности, выполнение практической части, оценка качества выполненной работы, уборка рабочего места |
Строение гороха, его особенности, назначение. Полготовка семян к посадке и уход за всходами. |
|
12 |
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями |
1 Плодовые деревья 2. Работы в зимнем саду 3 Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям 4Меры борьбы с грызунами в конце зимы 5 Меры в начале весны против грызунов плодовых деревьев 6 Отаптывание снега вокруг стволов плодовых Деревьев 7.Практическая работа. Отаптывание снега вокруг стволов плодовых Деревьев 8 Сад ранней весной 9 Работы весной в саду 10. Удаление засохших веток и больных побегов 11 Подготовка стволов к побелке 12 Практическая работа. Побелка стволов деревьев 13 Инвентарь для работы в саду 14 Обработка приствольных кругов 15 Повторение по теме Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями. |
15 |
Знать особенности зимовки плодово- ягодных растений. Уметь отаптывать и отряхивать снег. Знать меры против грызунов плодовых деревьев. Знать правила поведения школьников в подсобном хозяйстве. Ухаживать за кроликами. Определять объем кормов и кормление животных. |
знать правила ухода за правила ухода за полдово-ягодными растениями, знать технологическую последовательность работ. |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Виды плодовых деревьев. Особенности зимовки плодово-ягодных растений. Меры борьбы с грызунами в зимний и ранневесенний период Правила ухода за плодовыми деревьями в зимний и ранневесенний периоды. |
|
13 |
Картофель |
1.Строение растения картофеля. 2. Особенности растения картофеля 3 Использование картофеля 4 Состав клубня картофеля 5 Условия для получения хорошего урожая картофеля 6 Определение верхушки клубня. 7. Сорта картофеля 8 Использование картофеля |
8 |
Знать строение надземной и подземной части, состав картофеля; использование картофеля. |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действия |
уметь выращивать картофель, сортировать семена картофеля, сажать картофель, ухаживать за посевами, уметь отличить картофель от других растений, бороться с вредителями |
Особенности растения картофеля. : строение растения картофеля, его особенности, использование, этапы и правила подготовки клубней картофеля к посадке, подготовки почвы для его посадки, способы посадки картофеля, этапы ухода за картофелем, названия вредителей и болезней картофеля. |
|
14 |
Подготовка клубней картофеля к посадке |
1.Условия, необходимые для хорошего урожая картофеля 2. Подготовка клубней картофеля к посадке 3 Подготовка клубней картофеля к посадке \проращивание \ 4 Требование к клубням, предназначенным для посадки. 5 Признаки здоровых клубней 6 Признаки больных клубней 7 Отбор семенного картофеля |
7 |
Уметь различать клубни по форме, величине, окраске, кожуры и мякоти. Знать приёмы подготовки картофеля к посадке. Сортировка клубней и раскладывание для проращивания |
формирование представлений у обучающихся об этапах по уходу за картофелем способами посадки картофеля, их характеристикой, общими правилами посадки картофеля, названиями с/х машин, применяемых для посадки. |
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей |
Особенности подготовки клубней картофеля к посадке. |
|
15 |
Выращивание гороха |
1.Строение растения – горох. 2. Условия для получения хорошего урожая гороха 3Подготовка семян гороха к посеву. 4 Практическая работа. Подготовка семян гороха к посеву. 5 Отделение повреждённых вредителями семян и взвешивание 6 Намачивание семян 7 Сроки посева гороха. 8 Подготовка почвы под посев гороха 9. Практическая работа. Подготовка почвы под посев гороха 10 Уход за растениями гороха. 11. Посадка гороха. 12. Практическая работа. Посадка гороха.. 13 Уход за посевами гороха. |
13 |
Знать строение гороха; условия для получения хорошего урожая и определение повреждённых вредителями семян и взвешивание гороха. Уметь подготавливать семена гороха к посеву, делать разметку рядков для посева гороха с помощью верёвки и колышков. |
совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний контроль, уметь частично контролировать свои действии, формирование первичных умений работать в парах, умение работать в коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |
Иметь представления о об этапах подготовки почвы под посев гороха и способах и правилах посева гороха на небольших участках и больших полях. знать строение гороха, особенности растения, назначение, последовательность подготовки семян к посадке уметь проращивать семена фасоли, сортировать семена фасоли, сажать фасоль, ухаживать за посевами, уметь отличить фасоль от других растений |
Знакомство со строением растения гороха, составление алгоритма выращивания растения гороха.Познакомить обучающихся с правилами ухода за посевами и уборки урожая гороха. |
|
16 |
Посадка картофеля и уход за ним |
1. Подготовка клубней картофеля к посадке 2. Практическая работа. Подготовка клубней картофеля к посадке 3. Подготовкам почвы для посадки картофеля 4. Правила подготовки почвы для посадки картофеля. 5. Этапы подготовки почвы 6 Практическая работа. Подготовка почвы к посадке картофеля 7 Условия для выращивания доброкачественных клубней. 8Закладка клубней картофеля на проращивание 9Сроки посадки картофеля. 10Способы посадки картофеля 11. Способы посадки картофеля по ширине междурядий. 12 Способы посадки картофеля: расстояние в рядках). 13Правила посадки картофеля. 14Соблюдение техники безопасности при посадке картофеля 15 Особенности развития колорадского жука. 16Борьба с колорадским жуком. 17Посадка картофеля 18Практическая работа Посадка картофеля 19. Уход за картофелем 20 Практическая работа. Уход за картофелем 21 Вредители и болезни картофеля 22Вредители картофеля. Меры борьбы. 23 Болезни картофеля. Меры профилактики 24 Болезни картофеля. Меры борьбы с болезнями картофеля. 25 Первичные работы необходимые для хорошего урожая картофеля 26 Итоговый урок по разделу: «Картофель». |
26 |
выполнять правильную посадку растений (густота посадки, крупные семена высевают по одному, стараясь расположить их равномерно, слегка вдавливают, чтобы обеспечить хороший контакт с почвой. провести фенологические наблюдения, использовать органические удобрения с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. |
Расширить представления обучающихся о названии ручных орудий и инвентаря, применяемых для обработки почвы, их назначении, познакомить с правилами работы мотыгой. |
Строение растения картофеля, его особенности, использование, этапы и правила подготовки клубней картофеля к посадке, подготовки почвы для его посадки, способы посадки картофеля, этапы ухода за картофелем, названия вредителей и болезней картофеля |
|
Перечень учебно-методических средств обучения
1.Технология. Сельскохозяйственный труд.5 - 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Е.А. Ковалёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012г.
Интернет-ресурсы
school-collection.edu.ru
raduga.rkc-74.ru
diva.rus-all.com
ten2x5.narod.ru/biblio.htm
http://www.zooclub.ru
Список литературы
Мирский С.Л.,Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С. Программы специальных (корреционных) образовательных учреждений 8 вида: 5 – 9 кл. / Под.ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.2.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007.
Е.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007.
.А.Ковалёва. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2007
В.Ф.Пивоваров. Овощи России. – М: АО»Российские семена», 2004
Алан Титчмарш. Фруктовый сад. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Умная теплица. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Зелень. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Овощи. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Садовые вредители. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Быстрый урожай. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
Алан Титчмарш. Декоративные растения. – Сант-Петербург «Петролиф», 2012
О.Ганичкина., А. Ганичкин. Цветы на вашем участке. – М.: Эксмо, 2011. – 256 с.