Программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА |
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин, курсов по выбору обучающихся, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Освоение программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» должно обеспечить совершенствование имеющегося и (или) приобретение нового опыта учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося.
Содержание программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» способствует становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, находящихся в тесной связи друг с другом и с содержанием учебных дисциплин, входящих в общеобразовательный цикл, на учебных занятиях, так и во внеурочной среде.
Цель изучения дисциплины – сформировать у обучающихся комплекс знаний и умений по проведению исследований, разработке проектов и оформлению результатов исследования.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление со спецификой учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- использование учебно-исследовательской и проектной деятельности в учебной деятельности;
- ознакомление с основными этапами учебно-исследовательской деятельности;
- научение методам проведения научных исследований и проектирования;
- формирование умений публичной защиты работы.
В программу дисциплины Учебно-исследовательское проектирование включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику проектов (рефератов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки. Изучение учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
В колледже на освоении учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в соответствии с Учебным планом программы подготовки отводится 36 часов, из которой на практические (лабораторные работы) отводится 18 часов.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» реализует мотивационно-смысловую составляющую в жизни молодых людей. Одновременно с этим формируются способности к планированию и проектированию собственной деятельности, в том числе, и учебной, построению жизненных планов во временной перспективе.
Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, учебная дисциплина способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве продуктивного социального контекста данных видов деятельности. Обучающиеся открывают новые знания и используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает к процедурам исследовательской деятельности.
При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ- проектировании и т.д.
При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие требования к его реализации:
• проект или исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ и ППКРС.
В учебных планах место учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в составе общеобразовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей и профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4. результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;
- сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;
- сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
- готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;
- готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;
метапредметных:
- сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;
- сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;
- сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия;
- сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
- сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности»
Наименование разделов и тем | № заня тия | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Тема 1.Структура и этапы организации исследовательской деятельности | Содержание учебного материала | 1 |
| ||
1 | Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность. Формы индивидуальной творческой работы: реферативная, экспериментальная, натуралистическая, исследовательская, проектная работа. Цели и задачи каждого вида работы, общие черты и различия. | 2,3 | |||
2 | Этапы учебно-исследовательской деятельности. Выбор темы исследования. Понятие и виды учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся в колледже. Краткая характеристика этапов исследовательской работы. Выбор темы исследования. Распределение функций автора и руководителя при выполнении исследовательской работы. | 2 | |||
Практические занятия | 12 | 3 | |||
3 | Практическая работа № 1. Поиск и работа с информацией. Особенности работы с литературой по теме исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксации информации. Работа с библиотечным каталогом. | 2 | |||
4 | Практическая работа № 2. Постановка проблемы и аргументирование актуальности. Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. | 2 | |||
5 | Практическая работа № 3. Выдвижение гипотезы. Формулировка гипотезы и раскрытие замысла. Выбор методов исследования. | 2 | |||
6 | Практическая работа № 4. Разработка структуры исследовательской работы. Составление плана исследования. Смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения. | 2 | |||
7 | Практическая работа № 5. Написание введения. План введения. Проблема. Актуальность. Цель и задачи исследования. Объект, предмет исследования. Краткий обзор изученных источников информации. | 2 | |||
Содержание учебного материала | 4 | ||||
8 | Создание теоретической части исследования. Анализ литературы в теоретической части, выводы. Ссылки на литературу. Использование и анализ в исследовательской работе кино-, теле-, фото-, видеодокументов. | 2 | |||
9 | Работа над практической частью работы. Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных. Работа над практической частью экспериментальной работы: постановка эксперимента. Работа над практической частью натуралистической работы: наблюдение, описание, отбор образцов по определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами. | 2 | |||
10 | Практическая работа № 6. Написание заключения. План заключения. Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы. | 2 | |||
Тема 2. Особенности организации проектной деятельности
| Содержание учебного материала | 2 | |||
11 | Типы проектов. Основные этапы создания проекта. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта. | 3 | |||
Практические занятия | 4 | ||||
12 | Практическая работа № 7. Определение темы и формулирование проблемы проекта. Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проектной работы. | 2 | 3 | ||
13 | Практическая работа № 8. Проектирование. Составление плана проектирования. Этапы проектирования. Поиск информации. Сбор данных. Продукт. Создание проектного продукта. | 2 | |||
Содержание учебного материала | 4 |
| |||
14 | Особенности индивидуальных и групповых проектов. Общие и отличительные черты индивидуальных и групповых проектов. Распределение функций исполнителя (ей) и руководителя при выполнении группового проекта. | 2 | 3 | ||
| 15 | Особенности выполнения межпредметных проектов. Планирование межпредметных проектов. Определение задач при выполнении межпредметного проекта. | 1 | ||
16 | Особенности выполнения краткосрочных и долгосрочных проектов. Планирование краткосрочных и долгосрочных проектов. Определение задач при выполнении краткосрочных и долгосрочных проектов. | 1 | |||
Тема 3. Оформление и презентация результатов | Содержание учебного материала | 4 | 3 | ||
17 | Требования к оформлению исследовательских работ и проектов. Особенности оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации. | 2 | |||
18 | Особенности защиты исследовательской работы и проекта. Подготовка доклада и презентации. Психологические особенности публичного выступления. Подготовка презентации | 2 | |||
Практическое занятие | 2 | 3 | |||
19 | Практическая работа № 9. Защита исследовательской работы / проекта. Правила ответов на вопросы. | ||||
20 | Зачетное занятие. Подведение итогов по дисциплине | 1 | |||
Всего | 36 | ||||
6. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Структура и этапы организации исследовательской деятельности | Развивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию (апробацию) принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. Умение высказывать гипотезы. Использование Интернета для поиска информации. Знать и понимать что изучает дисциплина; роль наблюдений в исследовании; что такое смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение; их состав и специфику наполнения |
Особенности организации проектной деятельности | Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. формирование предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий; регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Знание отличий проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта. |
Оформление и презентация результатов | Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. формирование коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Знание особенностей оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации. |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Учебно-исследовательского проектирования, библиотечного фонда, доступа к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для рационального размещения и хранения учебного оборудования, технических средств обучения;
- учебники и учебные пособия;
- комплект учебно-методических и дидактических материалов по дисциплине.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедиапроектор;
– доступ к сети Интернет.
8. Рекомендуемая литература
Для студентов
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.
Для преподавателей
Основная литература
О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»
Дополнительная литература
Д-1 Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.
Интернет - ресурсы:
- Методические рекомендации к созданию презентации. Форма доступа: http://bumate.ru/?act=stud&id=9
- Правила подготовки доклада и выступления. Форма доступа: http://logic.pdmi.ras.ru/~yura/talk-rules.html
- Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов. Форма доступа: http://www.strategy48.ru/node/49
Панагушина Елена Аркадьевна
Князева Наталья Борисовна
Марголис Ольга Викторовна
Князева Наталья Борисовна
Елена Вениаминовна Чурина
Князева Наталья Борисовна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Князева Наталья Борисовна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Князева Наталья Борисовна