Программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности»

22
10
Материал опубликован 16 May 2019 в группе

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
1.                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.                МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4.                РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.                ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.                ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
7.                УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
8.                РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

 

1.      Пояснительная записка 

            Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин, курсов по выбору обучающихся, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Освоение программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» должно обеспечить совершенствование имеющегося и (или) приобретение нового опыта учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося.

Содержание программы учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» способствует становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, находящихся в тесной связи друг с другом и с содержанием учебных дисциплин, входящих в общеобразовательный цикл, на учебных занятиях, так и во внеурочной среде.

Цель изучения дисциплины – сформировать у обучающихся комплекс знаний и умений по проведению исследований, разработке проектов и оформлению результатов исследования.

Задачи изучения дисциплины:

-        ознакомление со спецификой учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-        использование учебно-исследовательской и проектной деятельности в учебной деятельности;

-        ознакомление с основными этапами учебно-исследовательской деятельности;

-        научение методам проведения научных исследований и проектирования;

-        формирование умений публичной защиты работы.

В программу дисциплины Учебно-исследовательское проектирование включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

            В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику проектов (рефератов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программы подготовки. Изучение учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.

В колледже на освоении учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в соответствии с Учебным планом программы подготовки отводится 36 часов, из которой на практические (лабораторные работы) отводится 18 часов.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебная дисциплина «Основы исследовательской и проектной деятельности» реализует мотивационно-смысловую составляющую в жизни молодых людей. Одновременно с этим формируются способности к планированию и проектированию собственной деятельности, в том числе, и учебной, построению жизненных планов во временной перспективе.

Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, учебная дисциплина способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве продуктивного социального контекста данных видов деятельности. Обучающиеся открывают новые знания и используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает к процедурам исследовательской деятельности.

При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ- проектировании и т.д.

При выполнении проекта (исследования) должны учитываться следующие требования к его реализации:

• проект или исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  

3. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ и ППКРС. 

В учебных планах место учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» в составе общеобразовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей и профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

 4.      результаты освоения учебной дисциплины 

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-        интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере;

-        сформированность широкого представления о достижениях мировой и национальной науки, культуры и техники;

-        сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;

-        готовность и способность действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении исследовательских и проектных задач;

-        готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, с использованием проектной технологии и исследовательских методов;

метапредметных:

-        сформированность умений организовать исследовательскую и проектную деятельность – осуществлять целеполагание, планировать, поэтапно и целесообразно решать поставленные задачи, оформлять и защищать собственный проект;

-        сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции;

-        сформированность умений решать проблемы, эффективно разрешать противоречия;

-        сформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;

-        сформированность компетенции осознанного использования информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

-        сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

-        способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

-        сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;

-        способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности» 

Наименование

разделов и тем

№ заня

тия

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

5

Тема 1.Структура и этапы организации исследовательской деятельности

Содержание учебного материала

1

 

1

Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность. Формы индивидуальной творческой работы: реферативная, экспериментальная, натуралистическая, исследовательская, проектная работа. Цели и задачи каждого вида работы, общие черты и различия.

2,3

2

Этапы учебно-исследовательской деятельности. Выбор темы исследования.

Понятие и виды учебно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся в колледже. Краткая характеристика этапов исследовательской работы. Выбор темы исследования. Распределение функций автора и руководителя при выполнении исследовательской работы.

2

Практические занятия

12

3

3

Практическая работа № 1.

Поиск и работа с информацией.

Особенности работы с литературой по теме исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксации информации. Работа с библиотечным каталогом.

2

4

Практическая работа № 2.

Постановка проблемы и аргументирование актуальности.

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

2

5

Практическая работа № 3.

Выдвижение гипотезы. Формулировка гипотезы и раскрытие замысла. Выбор методов исследования.

2

6

Практическая работа № 4.

Разработка структуры исследовательской работы.

Составление плана исследования. Смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения.

2

7

Практическая работа № 5.

Написание введения. План введения. Проблема. Актуальность. Цель и задачи исследования. Объект, предмет исследования. Краткий обзор изученных источников информации.

2

Содержание учебного материала

4

8

Создание теоретической части исследования.

Анализ литературы в теоретической части, выводы. Ссылки на литературу. Использование и анализ в исследовательской работе кино-, теле-, фото-, видеодокументов.

2

9

Работа над практической частью работы.

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных. Работа над практической частью экспериментальной работы: постановка эксперимента. Работа над практической частью натуралистической работы: наблюдение, описание, отбор образцов по определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами.

2

10

Практическая работа № 6.

Написание заключения. План заключения. Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.

2

Тема 2. Особенности организации проектной деятельности

 

 

Содержание учебного материала

2

11

Типы проектов. Основные этапы создания проекта.

Отличие проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта.

3

Практические занятия

4

12

Практическая работа № 7.

Определение темы и формулирование проблемы проекта. Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проектной работы.

2

3

13

Практическая работа № 8.

Проектирование. Составление плана проектирования. Этапы проектирования. Поиск информации. Сбор данных. Продукт. Создание проектного продукта.

2

Содержание учебного материала

4

 

14

Особенности индивидуальных и групповых проектов.

Общие и отличительные черты индивидуальных и групповых проектов. Распределение функций исполнителя (ей) и руководителя при выполнении группового проекта.

2

3

 

 

15

Особенности выполнения межпредметных проектов. Планирование межпредметных проектов. Определение задач при выполнении межпредметного проекта.

1

16

Особенности выполнения краткосрочных и долгосрочных проектов. Планирование краткосрочных и долгосрочных проектов. Определение задач при выполнении краткосрочных и долгосрочных проектов.

1

Тема 3. Оформление и презентация результатов

Содержание учебного материала

4

3

17

Требования к оформлению исследовательских работ и проектов.

Особенности оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации.

2

18

Особенности защиты исследовательской работы и проекта.

Подготовка доклада и презентации. Психологические особенности публичного выступления. Подготовка презентации

2

Практическое занятие

2

3

19

Практическая работа № 9.

Защита исследовательской работы / проекта.

Правила ответов на вопросы.

20

Зачетное занятие. Подведение итогов по дисциплине

1

Всего

36

           

 

 6. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Структура и этапы организации исследовательской деятельности

Развивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию (апробацию) принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Умение высказывать гипотезы. Использование Интернета для поиска информации. Знать и понимать что изучает дисциплина; роль наблюдений в исследовании; что такое смысловые части исследовательской работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение; их состав и специфику наполнения

Особенности организации проектной деятельности

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

формирование предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий; регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Знание отличий проектной деятельности от исследовательской. Типы проектов: монопроекты, мини-проекты, межпредметные проекты, индивидуальные, групповые проекты. Формы проектов: учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. Краткая характеристика этапов создания проекта. Части проекта.

Оформление и презентация результатов

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

формирование коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Знание особенностей оформления исследовательских работ и проектов. Качество оформления. Использование рисунков, схем, графиков. Оформление источников информации.

 

7.      УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»           

            Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Учебно-исследовательского проектирования, библиотечного фонда, доступа к сети Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

-        посадочные места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        шкафы для рационального размещения и хранения учебного оборудования, технических средств обучения;

-        учебники и учебные пособия;

-        комплект учебно-методических и дидактических материалов по дисциплине.

Технические средства обучения:

        компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        мультимедиапроектор;

        доступ к сети Интернет.

           8. Рекомендуемая литература 

Для студентов

Основная литература

О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка» 

Дополнительная литература

Д-1 Сысоева М.Е.  Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.

 Для преподавателей

Основная литература

О-1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Тарасова Н.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

О-2 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

О-3 ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Библиографическая ссылка»

 Дополнительная литература

Д-1 Сысоева М.Е.  Организация научно-исследовательской работы студентов: Программно-методическое пособие / М.Е. Сысоева . - М. : Издатель Дмитриев А.Е., 2010.

 Интернет  - ресурсы:

  1. Методические рекомендации к созданию презентации. Форма доступа: http://bumate.ru/?act=stud&id=9
  2. Правила подготовки доклада и выступления. Форма доступа: http://logic.pdmi.ras.ru/~yura/talk-rules.html
  3. Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов. Форма доступа: http://www.strategy48.ru/node/49
Комментарии

Спасибо, Наталья Борисовна! Я сама более 20 лет занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью. Будем коллегами

16 May 2019

Спасибо! Очень интересный материал!

16 May 2019

Вести данную дисциплину сложно, но интересно. Результаты хорошие.

16 May 2019

Спасибо! Очень полезный и нужный материал!

16 May 2019

Спасибо, Елена Вениаминовна.

16 May 2019

Редко где найдёшь такой качественный материал! Спасибо, в избранное.

16 May 2019

Спасибо, Валентина Анатольевна. Вы всегда даете высокие отзывы о моей работе.

16 May 2019

Наталья Валерьевна, Вы-профессионал и Ваши методические материалы всегда на оценку 5+. С уважением, В.А.

12 June 2019

Мне Ваши материалы очень нравятся. Буду стараться просматривать.

13 June 2019

Похожие публикации