Программа внеурочной деятельности «От «Зарницы» к «Орлёнку»» (8–10 классы)
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Программа внеурочной деятельности
(программа подготовки учащихся к внеклассным мероприятиям)
Программа разработана
преподавателем-организатором ОБЖ
МБОУ «СОШ №1»
Безменовой Галиной Степановной.
г.Емва, 2015г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся.
Программа внеурочной деятельности «От «Зарницы» к «Орлёнку» называется так потому, что идёт еженедельная подготовка к внеклассным мероприятиям, к военно-спортивным играм. Программа направлена на воспитание патриотических чувств, на формирование и совершенствование личностных качеств, на умение учащимися выполнять проекты и принимать участие в конкурсах, а также на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности. В соответствии с программой и планом муниципальных мероприятий, в школе еженедельно проводятся тренировки к соревнованиям «Школа безопасности», «Зарница», «Орлёнок», «День спасателя». Для подготовки учащихся по огневой подготовке в школе создан стрелковый кружок. Программа внеурочной деятельности составлена с целью повысить интерес к предмету ОБЖ, совершенствования физической подготовки, подготовки к службе в ВСРФ. Тренировки по программе предполагают овладение учащимися ОВС, знаниями по ГО и ЧС, ПМП, ПДД, умение пользоваться индивидуальными средствами защиты и химзащиты, выполнять пожарное боевое развёртывание, иметь оптимальный уровень развития двигательных качеств, хороший уровень знания теории и практических навыков.
Характеристика программы
Тип программы – обучающая программа патриотической направленности.
Технологии – развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, диалога и сотрудничества.
Срок реализации –2 года.
Вид – авторская.
Тренировочный процесс физического развития, приобретения теоретических знаний и практических навыков основ безопасности жизнедеятельности и самообразования учащихся происходит путём углублённого изучения теоретических вопросов, формирования умений и навыков при проведении тренировочных занятий, выполнении проектов, участии в конкурсах.
Цель. Патриотическое воспитание учащихся в процессе их подготовки к внеклассным и школьным мероприятиям, подготовка и участие в военно-спортивных играх «Зарница», «Орлёнок» и других патриотических и спортивных делах.
Задачи:
Образовательные.
- Приобретение необходимых знаний, умений и навыков по разделам основ безопасности жизнедеятельности;
- участие в конкурсах, составление проектов патриотической, экологической, оздоровительной направленности;
- умение применять полученные знания на практике;
- умение работать с компьютером и находить нужную информацию в интернете.
Развивающие.
-Совершенствование и развитие двигательных умений и навыков;
-развитие интереса к патриотическим мероприятиям;
-обоснование здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Воспитательные.
-Воспитание патриотизма;
-воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитание культурного общения с товарищами по команде;
-воспитание дисциплинированности, добросовестного отношения к порученному делу при выполнении тренировочных заданий.
Решение вышеназванных задач основано на проведении регулярных внеклассных практических и теоретических занятий по дисциплинам, входящих по программе в «Зарницу», «Орлёнок», «Школу безопасности, «День спасателя». Это такие дисциплины, как ОВС, ГО и ЧС, физподготовка, туризм, ориентирование, ПДД, ПМП, фигурное вождение велосипеда, боевое пожарное развёртывание, спасание утопающего, туризм и различные конкурсы.
Занятия по данной программе комплексные – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: объяснение, беседы, проекты, презентации, видео работы, игры, викторины.
Планируемые результаты.
Предметные:
знать устройство приборов и оборудования;
знать правила поведения при занятиях с оружием, с оборудованием кабинета ОБЖ;
знать технику безопасности при выполнении различных упражнений;
уметь правильно формулировать определения понятий.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Работать дружно по коллективно составленному плану;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
высказывать свои предположения и предложения.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
уметь ненавязчиво предлагать свою помощь;
совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.
(Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
добывать самостоятельно новые знания;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Формы Работы. Групповая, командная.
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-11 классов, занятия проводятся на базе клуба «Патриот» 1 раз в неделю по 2 часа. Сроки проведения: сентябрь - май.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержание программы (68 часов)
В программу входят теоретические и практические занятия с учащимися 7-11-х классов один раз в неделю по 2 часа. Теоретическую подготовку по дисциплинам, входящим в состав военно – спортивных игр, учащиеся получают во время проведения практических тренировочных занятий по различным видам:
-инструкция по технике безопасности при работе с АК, ГП, ОЗК, при снаряжении магазина, при оказании ПМП, на физподготовке, на занятиях по туризму;
-неполная разборка, неполная сборка автомата, том числе на время;
-снаряжение магазина АК, в том числе на время;
-строевая подготовка без исполнения строевой песни и с ней;
- строевые упражнения с оружием;
- комплектация АИ – 2, знание медицинских названий препаратов аптечки и их предназначение;
- оказание ПМП при различных видах травм пострадавших с использованием медицинского тренажёра «Витим» и без него;
- изучение правил ПДД, решение тестовых заданий по ПДД и по карточкам;
- физподготовка – бег на различные дистанции, метание, силовые упражнения;
- ориентирование по карте, компасу, азимуту;
- вязание узлов;
- преодоление туристической полосы;
- фигурное вождение велосипеда;
- одевать, снимать и собирать противогаз и ОЗК, в том числе на время;
- использование ДП-5В;
- пожарное боевое развёртывание (одевание боевой одежды пожарного, подключение рукава к стволу и к трёхходовому разветвлению);
- метание «Конца Александрова»;
- дегазация и дезактивация оборудования;
- правила поведения в зоне заражения и вынос поражённого;
-фотографирование и проведение съёмок учащихся на занятиях для различных нужд;
- строевая песня;
- участие в конкурсах школы и района патриотической направленности;
- участие в школьных, муниципальных спортивных соревнованиях;
- составление проектов.
Подготовка по видам проводится комплексно, например, на одном занятии может быть неполная разборка-сборка АК-103, снаряжение магазина, комплектация АИ-2, решение тестов по ПДД, одевание средств индивидуальной защиты. Занятия организованы с целью повышения интереса к предмету ОБЖ и вовлечение учащихся в систематические занятия в клубе «Патриот», подготовки команд к разным соревнованиям различного ранга, для участия в школьных и муниципальных мероприятиях.
Оборудование: АК – 103, магазин АК, противогазы, ОЗК, ПК, проектор, экран, медикаменты, перевязочный материал, шины, боевая одежда пожарного, ДП-5, ИД, медицинский тренажёр «Витим», анатомический дисплей, спасательное средство «Конец Александрова».
Наглядные средства: таблицы, презентации, видеоролики, видеофильмы, АИ-2, тесты по ПДД, топографические знаки, знаки международного кода и SOS.
Требования к подготовке учащихся
Обучаемые должны знать/уметь:
-технику безопасности по всем выполняемым упражнениям;
- возрастные особенности организма;
-комплектацию АИ – 2;
-знать медицинские названия препаратов аптечки и их предназначение;
-приёмы тушения пожаров, типы огнетушителей;
-как выполнять дегазацию и дезактивацию оборудования;
-знать устройство АК;
-знать знаки международного кода, SOS, топознаки;
-знать ПДД, дорожные знаки, дорожную разметку, сигналы регулировщика;
-знать теорию по ПМП;
-знать предполагаемые неисправности ГП и их устранение;
-знать военную историю: Героев ВОв, Героев России, города Герои, военные песни, узнавать по схемам крупные сражения Вов;
-знать правила поведения в зоне заражения и вынос поражённого;
-знать правила использования ДП-5В.
Уметь выполнять:
-неполную разборку, неполную сборку автомата, том числе на время;
-снаряжение магазина АК, в том числе на время;
-строевые упражнения без исполнения строевой песни и с ней;
-подавать команды;
- строевые упражнения с оружием;
-оказывать ПМП при различных видах травм пострадавших с использованием медицинского тренажёра «Витим» и без него;
-ориентироваться по карте, компасу, азимуту;
-вязать узлы;
-преодолевать туристическую полосу;
-выполнять силовые упражнения, бег на различные дистанции, метание;
-фигурное вождение велосипеда;
-стрелять из исходного положения сидя, лёжа, стоя, после бега
-одевать, снимать и собирать противогаз и ОЗК, в том числе на время;
-выполнять пожарное боевое развёртывание (одевание боевой одежды пожарного, присоединение рукава к стволу и к трёхходовому разветвлению);
-уметь метать «Конец Александрова»;
-работать с ПК, находить информацию в интернете.
Формы контроля.
- Участие в конкурсах школы и района патриотической направленности;
-участие в школьных, муниципальных и республиканских спортивных соревнованиях, военно-спортивных играх;
-тестирование по ПМП, ПДД;
-составление презентаций, проектов и их защита.
План мероприятий
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Сроки |
Уровень |
1 |
Создание и работа с ЮИД «Зебра» |
2014г. |
школьный |
|
2 |
«Поклонимся великим тем годам» |
конкурс презентаций |
2014г |
муниципальный |
3 |
Посвящённые Году Патриотизма |
акции |
2015-2017г |
школьный |
4 |
Проект «Кабинет ПДД» |
проект |
2015г |
муниципальный, |
5 |
Знаю, помню, горжусь!» |
конкурс презентаций |
2015г |
муниципальный |
6 |
«Пять нельзя» |
конкурс презентаций |
2016г |
школьный |
7 |
Посвящается 85-летию ДОСААФ, Блокаде Ленинграда |
конкурс презентаций, видеороликов |
2015г |
муниципальный |
8 |
«Мой край родной» |
проект |
2016г |
школьный, муниципальный |
9 |
Посвящённые Году Экологии |
акции |
2017г |
школьный |
10 |
Я и окр среда |
конкурс презентаций |
школьный |
|
11 |
Стрельба |
соревнования |
ежегодно |
муниципальный |
12 |
«День Спасателя» |
ежегодно |
муниципальный |
|
13 |
«Школа безопасности» |
соревнования |
ежегодно |
муниципальный |
14 |
«Зарница» |
спортивно-патриотическая игра |
через год |
муниципальный, республиканский |
15 |
«Орлёнок» |
спортивно-патриотическая игра |
через год |
муниципальный |
16 |
Смотр строя и песни |
конкурс |
ежегодно |
школьный, муниципальный |
17 |
Всероссийский урок по ОБЖ |
республиканский |
||
18 |
Смотр-конкурс кабинетов ОБЖ |
конкурс |
ежегодно |
муниципальный, республиканский |
19 |
Фотоконкурс «Мой край родной» |
конкурс |
ежегодно |
школьный, муниципальный |
20 |
Предметные олимпиады |
ежегодно |
школьный, муниципальный, республиканский, всероссийский |
|
21 |
Учебные сборы (юн. 10 кл) |
ежегодно |
муниципальный |
Календарно – тематическое планирование (68 час)
№ |
Тема занятия |
1-2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19-20 |
21-22 |
23-24 |
25-26 |
27-28 |
29-30 |
31-32 |
33-34 |
35-36 |
37-38 |
39-40 |
41-42 |
43-44 |
45-46 |
47-48 |
49-50 |
51-52 |
53-54 |
55-56 |
57-58 |
59-60 |
61-62 |
63-64 |
65-66 |
67-68 |
32 |
33 |
34 |
||||
1 |
Техника безопасности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
2 |
Теоретич подг. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
3 |
Метание»Конца Александрова» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
АИ-2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физподготовка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
6 |
ОЗК, противогаз… |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
7 |
ПМП |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Туризм |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
ПДД |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Разборка, сборка АК |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Вязание узлов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Ориентирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Строевая подготовка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
14 |
Песня, команды |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||
15 |
Пожарное развёртывание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Топознаки, знаки межд кода |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
ПМП, в т.ч с «Витимом» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Конкурсы, проекты. |
В течение года по положениям и приказам директора школы и Управления образованием. |
+ |
Источники :
В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. ОБЖ - учебник,
10-11класс.М.: Дрофа, 2006г.
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников – учебник ОБЖ 9,10,11кл., М.: Просвещение 2010г., 2013г.
Ю.Л.Воробьёв. ОБЖ – учебник, 8-9класс. АСТ.Астрель2014г.
П.А.Курцев. Медико-санитарная подготовка учащихся, учебник.
В.М.Буянов. Первая медицинская помощь, брошюра.
Строевой Устав ВСРФ.
Учебное пособие по «Основам военной службы» - Строевая подготовка.
Видеоролики, презентации, видеофильмы.
http://www.emercom.gov.ru
http://www.alleng.ru