12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10342
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
10

Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

г. Советска Советского района Кировской области

Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___ от «__»_______2015

Утверждаю:

___________________

А.Л.Иванов

директор школы

Приказ № ____от «__»______2015

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(духовно-нравственное направление)

«ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 9 лет


 

Автор-составитель:

Ванчугова Светлана Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Советск

2015

 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века) и письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуре,развитие художественного вкуса.

Цели и задачи

Цель:

создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.

Задачи:

- ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;

-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;

- формирование активной жизненной и гражданской позиции;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Отличительные особенности программы

Программа «Праздники, традиции и ремесла народов России» (Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.


Возраст детей участвующих в реализации программы: 9 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и обычаи народов России» - 1год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 34 часов в год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут. – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.

Беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов:

формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов:

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.


Формы подведения итогов реализации программы –

- выставка работ и фольклорный праздник.

- анкетирование;

- создание книжек-малышек;

- защита исследовательских работ, проектов;

- творческие отчеты-выставки поделок, рисунков, фотографий;

- создание мультимедийных презентаций;

- участие в городских, региональных и международных конкурсах.


Учебно-тематический план

 

Старинный русский быт.

Новый русский быт.

Русские народные праздники

Русские народные промыслы.

Русские народные игры.

Песни для детей

Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого: 34

5

3

4

2

1

1

1

17

4

3

4

3

1

1

1

17

 

Содержание программы

 

Старинный русский быт.

Новый русский быт.

Русские народные праздники

Русские народные промыслы.

Русские народные игры.

Песни для детей

Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого: 34

5

3

4

2

1

1

1

17

4

3

4

3

1

1

1

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Старинный русский быт. (9ч.)

1. Одежда. Традиционный костюм крестьян

Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,

2. Одежда. Традиционный костюм бояр

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

3. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

4. Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.

5. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.

6. Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

7. Игры и забавы детей

Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.

8. Учёба.Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.

9. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.

Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). (6 ч.)

1. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.

2. Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.

3. Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

4. Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.

5. Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. Русские пословицы и поговорки об одежде.

6. Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.

7. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей

8. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.

9. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц.

10. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.

Раздел 3. Русские народные праздники. (8 ч.)

1. Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.

2. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.

3. Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

4. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

5. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).

6. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.

7. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.

8. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.

9. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.

10. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.

11. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

12. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.

13. Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.

14. Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.

Раздел 4. Русские народные промыслы. (5ч.)

1. Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

2. Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.

3. Жостово. Стиль и содержание росписи металлические подносов.

4. Павлово-Посадскиешали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.

5. Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.

6. Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.

Раздел 5. Русские народные игры. (2ч.)

1. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.

Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). (2ч.)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.

Раздел 7. Народные танцы. (2ч.)

1. Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.

2. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

3. Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

 

Календарно-тематическое планирование

Старинный русский быт.

Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Боярские палаты.

Терема, украшенные резьбой по дереву.

Блины .Пироги. Мёд. Взвары.

Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.

Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)

Школы при церквях и монастырях.

Учебные предметы

Новый русский быт.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.

Русские народные праздники

Сочетание языческих и христианских праздников.

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

День Петра и Павла — 12 июля.

Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.

Русские народные промыслы.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.

Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.

Вятские матрёшки.

Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм.

Русские народные игры.

Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки

Песни для детей

Загадки, пословицы, поговорки,

Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

Народные танцы

Пляски парные.

Переплясы.

Итого:

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

34

   

 

Методическое обеспечение

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.

разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.

Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;

Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музыкальные клипы для релаксации.

Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео.Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков -устная

Список литературы

Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011.

Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.

Вуйлова И.Е., Драгаш Н.Ф. и др. Духовно- нравственная культура и традиции русского народа» Компакт-диск для компьютера: начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2012.

Фольклорные посиделки.ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.

Ресурсы сети интернет:

http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8

http://dereven-ka.ru/tradicii.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.