Программа внеурочной деятельности «Народные и православные праздники и традиции» (Для учеников начальной школы)

17
6
Материал опубликован 17 June 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево - Курганская средняя общеобразовательная школа №2

Ростовской области


 

346970 Ростовская область, п. Матвеев Курган тел. 8(86341)3-12-93

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Матвеево - Курганской сош №2

_________________

(подпись, печать)

«Народные и православные праздники и традиции»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 7 – 10 лет

Разработчик: Касьяненко А.И., учитель начальных классов


 

2017 год

Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость программы

Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном мире, заставляют нас размышлять о будущем России, о будущем наших детей. Потеряны моральные ориентиры, обесценились такие понятия, как совесть, честь, долг, приводя подрастающее поколение к негативным последствиям в обществе. Детьми управляет бездуховность, безверие, агрессивность. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”, чувства сопричастности к истории своей Родины. Поэтому возникла необходимость обращения к традициям русской народной и православной культуры. Решение главных задач воспитания и обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами, построенными на традициях русской народной культуры. Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии наших предков. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память православных праздников и традиций. И по сегодняшний день народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды. Народные праздники и традиции представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа. Традиционные и православные праздники отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции гостеприимство, а также чаепитие.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа помогает вникнуть в суть традиций и праздников нашего народа, динамично связывая две великие эпохи-Прошлое и Настоящее.

На протяжении четырёх лет в программе «Народные и православные праздники и традиции», используется богатство национальной культуры, уклад жизни семьи, основанный на православных ценностях и традициях. Деятельность учащихся строится не только в соответствии с гражданским и природным, но и с православным календарем, а предметная среда - в соответствии с традициями русской православной культуры.

Знакомство детей с фольклорными произведениями, приобщение их к красоте и богатству народных и православных традиций, укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Все эти доводы привели к разработке программы внеурочной деятельности «Народные и православные праздники и традиции», которая рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Принципы реализации:

занимательности;

сотрудничества;

новизны;

принцип доступности

обеспечения эмоционально – психологического комфорта;

культуросообразности;

систематичности и последовательности;

интеграции.

Учебный материал, включающий игры, песни, поделки и различные формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей.

Обучение строится на изучении содержания и смысла праздников, а также на подготовке и проведении календарных праздников. Важной особенностью праздников является опора на подлинность культурных традиций Миусского края, что придает праздникам самобытность и особый колорит.

Формы проведения праздников разнообразны: от посиделок и театрализованного представления в помещении до выхода на природу.

Программа рассчитана на четыре года. Каждый год обучения - 32-33 часа. Всего 128-132 часа. По данной программе могут заниматься обучающиеся с 7 лет.

Работа ведется по следующим направлениям:

духовно-нравственное;

историко-культурное;

художественно-эстетическое;

проектно-исследовательская деятельность.

Нормативные документы для разработки программы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

ФГОС начального общего образования.

ООП НОО и ООП ООО (Программа духовно-нравственного развития и воспитания).

Цель программы:

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

формировать интерес и уважительное отношение к культуре своего народа;

воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и видам народно – прикладного искусства;

воспитывать любовь и уважение к народным и православным праздникам и традициям;

воспитывать в детях лучшие духовно – нравственные качества;

учить видеть в народных произведениях мудрость, глубину выражаемых мыслей и чувств;

поддерживать личностное творческое начало детей, развивая тем самым эстетические качества ребенка;

развивать чувство коллективизма, умения дружелюбно общаться со сверстниками. воспитать любовь к своей малой родине, к народно – православной культуре края.

Для достижения данной цели следует решить следующий комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

Познакомить обучающихся с историей, содержанием и смыслом православных праздников, приобщить к изучению житийной литературы;

обучить навыкам научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих материалов;

Воспитательные задачи:

Формировать активную жизненную и гражданскую позицию;

воспитывать чувство любви и привязанности к своему краю, его истории и православной культуре;

формировать умение общаться, слушать других, понимать интересы коллектива.

Развивающие задачи:

Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;

формировать потребность в самопознании, в саморазвитии;

реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения их в творческую и проектную деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово – развлекательная;

художественное творчество;

краеведческая.

Формы подведения итогов:

общешкольные или семейные праздники;

коллективные творческие дела;

интерактивные квесты;

интеллектуальные викторины;

конкурсы;

диспуты;

ток-шоу;

разработка сценариев;

создание мультимедийных презентаций;

творческие отчеты;

выставки рисунков, поделок;

защита исследовательских работ, проектов;

школьные Рождественские чтения;

районные Рождественские чтения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

К концу обучения у детей должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетентности.

Личностные:

Формируются духовно-нравственные ценности, развивается чувство патриотизма, любви к Родине, семье.

В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника;

знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные:

Идет приобретение знаний о православных праздниках и традициях, их смысле, значении, которые необходимы для формирования мировоззрения личности. Накапливаются знания об истории родного края, района и области.

Познавательные:

Дети учатся анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

1.Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость);

важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида);

общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим).

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

выглядеть опрятно и аккуратно;

осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами государства; культурой и традициями своей Родины.

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ.

Методический конструктор-М., Просвещение, 2011г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011г.

Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007 г.

Шорыгина Т.А. Православная культура «Венок святости». Методическое пособие для учителей. – М., 2005.

Шевченко Л.Л. Православная культура 1-й год обучения (Книга1, Книга 2) - Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2011г.

Шевченко Л.Л. Православная культура 2-й год обучения (Книга1, Книга 2) - Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2011г.

Юдин Г. Н. Азбука православия для детей. Изд-во «Белый город», 2015г.

 

Содержание программы

Первый год обучения (33 часа)

«Слагаемые твоей души»

Тема. Бережливость (2ч.)

Что такое бережливость? Бережливость — способность ценить и сохранять то, что имеешь. Творческое задание «Наука бережливости». Рисунок «Любимая вещь»

Тема. Благодарность (2ч.)

Что такое благодарность? Кого мы называем благодарными. Не нужно забывать говорить «спасибо»… Игра «Благодарное сердце». Сладкий хлеб (А. Лопатина). Рисунок «Образ слова: «Спасибо». Творческое задание «Спасибо природе».

Тема. Бескорыстие (2ч.)

Что значит «корыстный человек»? Игра «Подумаем о доброте». Осколки доброты. Анализ рассказа. Творческое задание «Осколок доброты» Рисунок «Фея доброты».

Тема. Взаимопомощь (2ч.)

Что значит «взаимопомощь?» Игра «Палочка-выручалочка». «Лесной мишка и проказница мышка» (Латышская сказка). Анализ произведения. Рисунок «Слабые и сильные» Творческое задание «Поможем другу».

Тема. Сострадание (2ч.)

Сострадание - не жертва ради других. Игра «Добрый лесник».Цена деньгам (А. Неелова).Моя хата с краю (М. Скребцова). Обсуждение.Рисунок «Помогаем людям».

Тема. Вера в Бога (1ч.)

Понятие веры. Вера в Бога к нам пришла из седых времён прошлого от первых людей, которые видели Бога и общались с Ним. Игра «Во что мы верим». «Аленький цветочек» (А. Лопатина). Обсуждение. Рисунок «Комната в сердце». Творческое задание «Добрый путь».

Тема. «Дом, в котором живёт бог» (1ч.)

Как родилась церковь? Кого мы называем Богом и почему? Посещение храма. Беседа с Батюшкой.

Тема. Бог-творец красивого мира. (1ч.)

Сотворение мира и человека. Ознакомление учащихся со Священной историей о сотворении Мира Богом. Адам и Ева. Конкурс «Красота Божьего мира». Выставка работ.

Тема. Праздник Рождества Христова (2ч.)

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. История празднования. Изготовление подарочных открыток своим родным. Проект «Рождество».

Тема. Рождение Божьего Сына (1ч.)

Рождение сына Божьего-великий праздник! Извещение Ангела о рождении. Волхвы.

Тема. Зимние радости. Святки. Святочные гуляния (1ч.)

О традиционном празднике языческого происхождения у славянских народов, связанном с зимним солнцестоянием, позднее, приуроченный к Рождеству и Святкам.

Тема. Крещение. Радость праздника. Ангел-хранитель. Традиции празднования именин в православной семье (3ч.)

История празднования праздника. Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах. О нашем Ангеле-хранителе. Невидимый ангельский мир. О семейных традициях именин. Проект «Секрет бабушкиного сундука».

Тема. Сергий Радонежский-покровитель учеников.

О житие преподобного Сергия Радонежского. К 700-летию великого молитвенника. Посещение храма.

Тема. Умение видеть хорошее (1ч.)

Анализ пословицы: «Хорошее приметишь, на плохое не оглянешься». Игра «Хорошее качество». Воробьи (А. Неелова). Рисунок «Все хорошее». Хороший товар сам себя хвалит (М. Скребцова). Творческое задание «Находим хорошее».

Тема. Умение прощать. Прощённое воскресение. (2ч.)

Как простить обиды. Чтение притчей. Игра «Цветок примирения». Тысячецвет (А. Неелова). Обсуждение. Рисунок «Когда земля прощает нас». Сценка «Учимся прощать». Добро помни, а зло забывай (М. Скребцова).

Тема. Любовь мамы(1ч.)

Заколдованный лес (А. Лопатина). Обсуждение. Моя прекрасная мама (М. Скребцова). Рисунок «Цветок любви». Творческое задание «Дерево любви». Игра «Подарки для мамы».

Тема. Любовь к Родине (1ч.)

Земля, на которой родился, – золотая. Игра «Думаем о Родине».

Про княгиню Ефросинью. (Русская сказка, рассказанная Корольковой). Чтение. Обсуждение. Игра «Мудрая княгиня». Рисунок «Для любимой Родины».

Тема. Пасха – праздников праздник (3ч.)

Светлое Христово Воскресение. Какого цвета праздник Пасхи? Проект «Традиции празднования Пасхи в моей семье». Пасхальные композиции. Творческая работа. Раскрашивание заготовок пасхальных яиц. Постпасхальные традиции. Посещение храма. Колокольный звон.

Тема. Родословие моей семьи (4ч.)

Родословная в трёх поколениях. Знакомство с семьёй ученика. Семейное древо (Родословный цветок). Презентация «Моя семья». Выставка семейных реликвий. Праздник «День семьи».

Второй год обучения (32 часа)

«Православные праздники»

Тема. Праздники в нашей жизни(2ч.)

Зачем нужен праздник. Православный календарь. Содержание и смысл праздника. Двунадесятые праздники. Составление книжки-малышки на основе детских рисунков. Мини-проект «Мой любимый праздник».

Тема. Богородичные праздники (2ч.)

Об Успении и Рождестве Пресвятой Богородицы. Значение этих праздников для христианина.

Тема. Богородица-заступница Руси (4ч.)

Покров Пресвятой Богородицы. Покров - особый день осени. Покрова – свадеб пора. Народные приметы на Покров.

Тема. Введение во храм Пресвятой Богородицы (3ч.)

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? День материнской святости. Мини-концерт, посвящённый Дню Матери.

Тема. Мир православной иконы (4ч.)

Что мы видим в православном храме? Православный храм-дом Божий. Что нам ведают иконы. Кого писали на иконах? Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? Проект «Иконы». Представление семейных презентаций.

Тема. Рождество Христово (2ч.)

Рождество Христово - главный христианский праздник. Зимние игры и забавы детей. На Рождество традиции выполняйте, приметы соблюдайте — весь год с удачей прошагайте! Мини-проекты «Традиции моей семьи». Акция «Готовим ёлочные игрушки в подарок детям Воскресной школы».

Тема. Крещение Господне: новый отсчет времени (2ч.)

О празднике. Крещение Господне (Богоявление). Священная история в рассказах для детей.

Тема. Сретение Господне (2ч.)

История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Традиция освящения свечей.

Тема. Праздник Масленицы (1 ч.)

Подготовка к Великому посту. Праздник Масленицы. О развлечениях и обрядах на Масляничной неделе. Акция «Праздник с блинами для малышей».

Тема. Христос Спаситель (3ч.)

Для чего бог пришёл к людям? Христос Спаситель. О добре и зле. Как бог строил дом спасения человека. Творческий проект «Храмы – храмы своими руками».

Тема. Благовещение Пресвятой Богородицы (3ч.)

Благовещение Пресвятой Богородицы — важная временная граница. Красивые традиции. Заклички. Просфора. Традиция, исполненная глубокого смысла — «Птицам волю!». Выпуск школьной газеты, листовок «Их осталось мало». Составление сборника закличек.


 

Тема. Каким должен быть христианин? (3ч.)

Кто добро творит, того бог благословит. Акция «Согреть своим сердцем». Изготовление и вручение поздравительных открыток, посвящённых 70-летию Победы и поделок в подарок ветеранам.

Тема. Год Памяти о князе Владимире(1ч.)

Праздник для всей семьи: «Владимир-красное солнышко. Крещение спустя 1000 - летие».

Третий год обучения (32 часа)

«Православные праздники, связанные с именами святых»

Тема. Святые, их роль в истории Православной Церкви(3ч.)

Православный церковный праздник – соприкосновение с жизнью Иисуса Христа, Божией Матери и святыми. Святые, их роль в истории Православной Церкви. Проект «Святые». Смотр семейных презентаций.

Тема. Величие души. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. (4ч.) Премудрости священнейшие дети. О Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Величие души. Конкурс мини-сочинений.

Тема. Преподобный Сергий Радонежский – покровитель всех учеников (5ч.)

О житие преподобного Сергия Радонежского. «Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он тебя полюбит!» Выставка рисунков. Конкурс «Святые заступники Руси».

Тема. Святой Николай Чудотворец (3ч.)

Святой Николай Чудотворец – образ кротости. Чудеса Николая Чудотворца. Детское творчество. Конкурс рисунков и панно. О чудесах надежды. Детское сочинительство.

Тема. Святой праведный Иоанн Кронштадский (4ч.)

О Великом пророке святом праведном Иоанне Кронштадском. Жизнь, отданная людям. Во имя ближнего. Акция «Подари подарок другу».

Тема. Татьянин день (2ч.)

Татьянин день. История празднования. Акция «Поздравление всех Татьян начальной школы».


 

Тема. Святая Мария Египетская(3ч.)

Спасение наше - в покаянии. Встреча в пустыне. О смирении. Сила смирения (притча для детей и взрослых). Смиренный сердцем — из силачей силач.

Тема. Православный женский день (3ч.)

О женах-мироносицах. История прославления святых жен-мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова. Икона (или репродукции иконы) «Жены-мироносицы у гроба Спасителя». Подвиг любви. Детские сочинения. Мини-концерт в Воскресной школе.

Тема. Преподобный Серафим Саровский (3ч.)

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского. Чудесная дружба. Семья Мошниных. Чудеса в жизни мальчика Прохора. Серафим Саровский «Радость моя». О Дивеевском Свято-Троицком женском монастыре. Конкурс рисунков «Житие Преподобного».

Тема. День славянской культуры и письменности (2ч.)

День Славянской культуры и письменности — праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. День славянских букв. Новый алфавит-кириллица. Игровое занятие.

Четвёртый год обучения (32 часа)

«Православные и народные праздники нашего края»

Тема. Православный календарь (2ч.)

О великих праздниках. О двунадесятых праздниках.

Тема. Православные храмы Матвеево-Курганского района (5ч.)

Экскурсия по храмам. Проект «Создание паломнического маршрута». Православный храм Блаженного Павла Таганрогского. История возникновения. О жизни Святого Блаженного Павла Таганрогского (П.П.Стожкове). Дни Памяти. Поездка в г.Таганрог.

Тема. Истинное богатство. Законы доброты. Тайна милосердия(3ч.)

По кн.Лопатиной «Вершины мудрости».

Тема. Рождественский пост (6ч.)

О посте. Рождественский пост. Значение поста в жизни христианина. Занятия местных жителей во время рождественского поста. Рождественские традиции каждой семьи. Сбор материала. Проект «Славим рождество».

Тема. Святки. Местные традиции (3ч.)

Подготовка к проекту «Святочные обычаи и традиции родного края».

Тема. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца в с.Матвеев Курган (3ч.)

История храма в честь Святителя Николая Чудотворца в с.Матвеев Курган. Народные традиции праздника Николы (Никола-зимний 19.12; Никола-вешний 22.05). Творческий проект «Престольный праздник» Свято-Никольского храма.

Тема. Подготовка к Великому посту (3ч.)

Масленица. Блины - символ масленицы. Традиции празднования Масленицы в М-Кургане. Великий пост. Значение Великого поста. Занятия местных жителей во время Великого поста, кулинария, выпечка «жаворонков», «крестов».

Тема. Пасхальная радость в сердце каждого. Праздник Пасхи(6ч.)

Пасха. Подготовка к празднику в наших сёлах. Местные традиции (посещение храма, покаяние, крашение яиц, пасхальный кулич). «Пасхальный пир» в твоём доме. Праздник Пасхи – семейный праздник. Пасхальные игры для детей. Радоница. Радонское воскресенье. Традиции празднования в наших сёлах.

Тема. Праздник Святой Троицы (1ч.)

О празднике Троица. О Втором Лице Святой Троицы - Боге Сыне. Пятидесятница.

Тематическое планирование

Первый год «Слагаемые твоей души».

1 час в неделю, 33 часа

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

1-2

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Игра «Фея бережливости»

Васин ранец (А. Лопатина)

Сценка «О чем говорят вещи»

Игра «Кто научит аккуратности»

Рисунок «Поможем игрушке»

2

 

3-4

БЛАГОДАРНОСТЬ

Игра «Благодарное сердце»

Сладкий хлеб (А. Лопатина)

Рисунок «Образ слова: «Спасибо»

Творческое задание «Спасибо природе».

2

 

5-6

БЕСКОРЫСТИЕ

Игра «Подумаем о доброте»

Осколки доброты .Творческое задание «Осколок доброты» Рисунок «Фея доброты».

2

 

7-8

ВЗАИМОПОМОЩЬ

Игра «Палочка-выручалочка»

Лесной мишка и проказница мышка

(Латышская сказка)

Рисунок «Слабые и сильные» Творческое задание «Поможем другу»

2

 

9

СОСТРАДАНИЕ

Игра «Добрый лесник»

Цена деньгам (А. Неелова)

Моя хата с краю (М. Скребцова)

Рисунок «Помогаем людям»

1

 

10

ВЕРА В БОГА

Игра «Во что мы верим»

Аленький цветочек

(А. Лопатина)

Рисунок «Комната в сердце»

Творческое задание «Добрый путь».

1

 

11

«Дом, в котором живёт бог». Посещение храма.

1

 

12

Бог-творец красивого мира. Сотворение мира и человека. Конкурс «Красота Божьего мира». Выставка работ.

1

 

13

Как люди покинули Рай. За что были наказаны люди. Как Бог простил людей.

1

 

14

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. Изготовление подарочных открыток своим родным.

1

 

15

Рождение Божьего Сына.

1

 

16

Праздник Рождества. Проект «Рождество».

1

 

17

Зимние радости. Святки. Святочные гуляния.

1

 

18

Крещение. Радость праздника.

1

   

19

Ангел-хранитель.

1

   

20

Традиции празднования именин в православной семье. Проект «Секрет бабушкиного сундука».

1

   

21

Сергий Радонежский-покровитель учеников. К 700-летию великого молитвенника. Посещение храма.

1

   

22

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ

Игра «Хорошее качество»

Воробьи (А. Неелова)

Рисунок «Все хорошее»

Хороший товар сам себя хвалит (М. Скребцова)

Творческое задание «Находим хорошее»

1

   

23

УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ

Игра «Цветок примирения»

Тысячецвет (А. Неелова)

Рисунок «Когда земля прощает нас»

Сценка «Учимся прощать»

Добро помни, а зло забывай (М. Скребцова)

1

   

24

Прощеное воскресенье. Игра «Цветок примирения».

1

   

25

ЛЮБОВЬ МАМЫ

Игра «Подарки для мамы».

Заколдованный лес (А. Лопатина)

Моя прекрасная мама (М. Скребцова)

Рисунок «Цветок любви»

Творческое задание «Дерево любви»

1

 

26

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Игра «Думаем о Родине».

Про княгиню Ефросинью.

(Русская сказка, рассказанная А. Корольковой)

Игра «Мудрая княгиня».

Земля, на которой родился, –золотая .

Рисунок «Для любимой Родины»

1

 

27

Пасхальные композиции. Творческая работа. Раскрашивание заготовок пасхальных яиц.

1

   

28

Светлое Христово Воскресение. Какого цвета праздник Пасхи? Проект «Традиции празднования Пасхи в моей семье».

1

   

29

Пасха – праздников праздник. Постпасхальные традиции. Посещение храма. Колокольный звон.

1

 

30

Родословие моей семьи. Родословная в трёх поколениях.

1

 

31

Знакомство с семьёй ученика. Семейное древо (Родословный цветок).

1

 

32

Презентация «Моя семья». Выставка семейных реликвий.

1

 

33

Итоговое занятие-праздник «День семьи» с участием детей и родителей.

1

 


 

ИТОГО:


 

33часа

 


 

Тематическое планирование

Второй год «Православные праздники»

1 час в неделю, 32 часа

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

1

Праздники в нашей жизни. Зачем нужен праздник. Мини-проект «Мой любимый праздник».

1

 

2

Православный календарь. Двунадесятые праздники. Составление книжки-малышки на основе детских рисунков.

1

 

3

Богородичные праздники. Об Успении Пресвятой Богородицы.

1

 

4

Рождество Пресвятой Богородицы.

1

 

5

Богородица-заступница Руси.

1

 

6

Великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы

1

 

7

Покров Пресвятой Богородицы — особый день осени.

1

 

8

Покрова – свадеб пора.

1

 

9

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

 

10

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

1

 

11

Введение Пресвятой Богородицы во храм – День материнской святости. Мини-концерт, посвящённый Дню Матери.

1

 

12

Что мы видим в православном храме?

1

 

13

Православный храм-дом Божий.

1

 

14

Мир православной иконы. Проект «Иконы». Представление семейных презентаций.

1

 

15

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

1

   

16

Подготовка к рождеству. Акция «Готовим ёлочные игрушки в подарок детям Воскресной школы».

1

   

17

На Рождество традиции выполняйте, приметы соблюдайте — весь год с удачей прошагайте! Мини-проекты «Традиции моей семьи».

1

   

18

Крещение Господне: новый отсчет времени.

1

   

19

Крещение Господне: новый отсчет времени.

1

   

20

Традиция освящения свечей

1

   

21

Сретение Господне. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье.

1

   

22

Подготовка к Великому посту. Праздник Масленицы. Акция «Праздник с блинами для малышей».

1

 

23

Для чего бог пришёл к людям? Христос Спаситель.

1

 

24

Добро и зло.

1

   

25

Как бог строил дом спасения человека. Творческий проект «Храмы – храмы своими руками».

1

   

26

Благовещение Пресвятой Богородицы — важная временная граница.

1

 

27

Благовещение — красивые традиции. Заклички. Просфора. Составление сборника закличек.

1

 

28

Традиция, исполненная глубокого смысла — “Птицам волю!” Выпуск школьной газеты, листовок «Их осталось мало».

1

 

29

«Каким должен быть христианин?»

1

 

30

Кто добро творит, того бог благословит. Акция «Согреть своим сердцем». Изготовление и вручение поздравительных открыток, посвящённых 70-летию Победы и поделок в подарок ветеранам.

1

 

31

Кто добро творит, того бог благословит.

1

 

32

Праздник для всей семьи: «Владимир - красное солнышко. Крещение спустя 1000 - летие»

1

 


 


 

ИТОГО:


 

32часа

 


 

Тематическое планирование

Третий год «Православные праздники, связанные с именами святых»

1 час в неделю,32 часа

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

1

Православный церковный праздник – соприкосновение с жизнью Иисуса Христа, Божией Матери и святыми.

1

 

2-3

Святые, их роль в истории Православной Церкви. Проект «Святые». Смотр семейных презентаций.

2

 

4

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

 

5

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

 

6

Величие души. Конкурс мини-сочинений.

1

 

7

Л.Чарская «Один за всех». Анализ произведения.

1

 

8

Преподобный Сергий Радонежский – покровитель всех учеников.

1

 

9

Житие преподобного Сергия Радонежского. Выставка рисунков.

1

 

10

Экскурсия в храм. «Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он тебя полюбит!» Беседа с Батюшкой.

1

 

11

Урок-конкурс «Святые заступники Руси»

1

 

12

Урок-конкурс «Святые заступники Руси»

1

 

13

Святой Николай Чудотворец – образ кротости

1

 

14

Чудеса Николая Чудотворца. Детское творчество. Конкурс рисунков и панно.

1

 

15

О чудесах надежды. Детское сочинительство.

1

 

16-17

Святой праведный Иоанн Кронштадский.

2

 

18

Во имя ближнего. Акция «Подари подарок другу».

1

 

19

Священник и служитель храма. Встреча со священником.

1

 

20-21

Татьянин день. История празднования. Акция «Поздравление всех Татьян начальной школы».

2

 

22

Спасение наше - в покаянии Святая Мария Египетская.

1

 

23

Святая Мария Египетская. Встреча в пустыне.

1

 

24

О смирении.

1

 

25

Неделя жен-мироносиц. Православный женский день. Мини-концерт в Воскресной школе.

1

 

26

О женах-мироносицах.

1

 

27

Подвиг любви. Детские сочинения.

1

 

28

Преподобный Серафим Саровский. Конкурс рисунков «Житие Преподобного»

1

 

29

Серафим Саровский «Радость моя».

1

 

30

О Дивеевском Свято-Троицком женском монастыре.

1

 

31-32

Итоговое занятие: «День славянской культуры и письменности».

2

 
 

ИТОГО

32 часа

 


 


 

Тематическое планирование

Четвёртый год «Православные и народные праздники нашего края»

1 час в неделю, 32 часа

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

 

1

Православный календарь(повторение)

1

 

2

Православный календарь(повторение)

1

 

3

Православные храмы Матвеево-Курганского района.

1

 

4

Православные храмы Матвеево-Курганского района

1

 

5

Экскурсия по храмам. Проект «Создание паломнического маршрута».

1

 

6

Православный храм Св.преподобного Павла Таганрогского. История возникновения.

1

 

7

О жизни Святого Блаженного Павла Таганрогского (П.П.Стожкове). Дни Памяти. Поездка в г. Таганрог.

1

 

8

Истинное богатство (по кн.Лопатиной «Вершины мудрости).Конкурс эссе.

1

 

9

Законы доброты (по кн.Лопатиной «Вершины мудрости)

1

   

10

Тайна милосердия (по кн.Лопатиной «Вершины мудрости)

1

   

11

О посте. Рождественский пост. Значение поста в жизни христианина. Занятия местных жителей во время рождественского поста.

1

 

12-13

Рождественские традиции каждой семьи. Сбор материала.

1

 

14

Рождественские традиции каждой семьи. Сбор материала.

1

   

15

Рождественские чтения. Защита творческих работ.

1

   

16

Проект «Славим рождество».

1

 

17

Святки. Местные традиции.

1

 

18

Подготовка к проекту «Святочные обычаи и традиции родного края».

1

 

19

Проект «Святочные обычаи и традиции родного края».

1

 

20

История храма в честь Святителя Николая Чудотворца в с.Матвеев Курган

1

 

21

Творческий проект «Престольный праздник» Свято-Никольского храма.

1

 

22

Народные традиции праздника Николы (Никола-зимний 19.12; Никола-вешний 22.05)

1

 

23

Масленица. Блины - символ масленицы. Традиции празднования Масленицы в М-Кургане.

1

 

24

Великий пост. Значение Великого поста.

1

 

25

Занятия местных жителей во время Великого поста, кулинария, выпечка «жаворонков», «крестов»

1

 

26

Пасха. Подготовка к празднику в наших сёлах. Местные традиции (посещение храма, покаяние, крашение яиц, пасхальный кулич)

1

 

27

«Пасхальный пир» в твоём доме.

1

 

28

Пасхальная радость в сердце каждого. Праздник Пасхи.

1

 

29

Праздник Пасхи – семейный праздник.

1

 

30

Пасхальные игры для детей.

1

 

31

Радоница. Радонское воскресенье. Традиции празднования в наших сёлах.

1

 

32

Итоговое занятие –праздник Святой Троицы.

1

 
 

Всего

32 часа

 
       


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за программу!

28 July 2018

Спасибо за одобрение!

28 July 2018

Крайне интересная и полезная программа, есть над чем подумать и что использовать! Большое Вам спасибо Алла Ивановна!

5 November 2018

Спасибо, Дмитрий Александрович!

5 November 2018

Спасибо за программу, Алла Ивановна!

9 August 2019

Похожие публикации