Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (6 класс)

3
0
Материал опубликован 26 April 2017

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ишпарсово

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседание ШМО зам.дир.по УВР директор МОБУ СОШ

протокол № 1 _____Н.В.Фомина с.Ишпарсово

29.08.2016 30.08.2016 ____/Н.Ю.Евдокимова/

Пр.№ 102 от 30.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(по ФГОС) в 6 классе

на 2016-2017 учебный год

Андреевой Ирины Никоноровны

 

2016

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»(от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

-Федеральным базисным учебный планом основного общего образования;

-Постановлением от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования от 31 марта 2014 г. N 253" (с изменениями на 26 января 2016 года);

-Основной образовательной программой основного общего образования (приказ № 82 от 21.08.2015);

-Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761 Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

- Конституцией Республики Башкортостан (принята 24.12.1993).

-Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан». Принят государственным собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27.05.2013 г.

-Программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. ИРО РБ, 2010г

-Уставом МОБУ СОШ с. Ишпарсово;

-Положением о рабочей программе МОБУ СОШ с. Ишпарсово (приказ № 105 от 31.08.2015 )

-Учебным планом МОБУ СОШ с.Ишпарсово на 2016-2017 учебный год (приказ № 96 от 22.08.2016);

Учебно-методический комплект

Учебники

- «Основы духовно-нравственной культуры нардов России» Н,Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Полякова, учебник Москва. ООО Издательский центр «Вентана –Граф». 2012.

-Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х.,Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.

-Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.

-История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. /Отв. ред. И. Г. Акманов. – Уфа: Китап, 2005.

Пособие для учителей

-Программа по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова. ИРО РБ, 2010г

Цель – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи:

-приобщить обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;

-выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

-развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

-выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежностью к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры, коллективная или индивидуальная творческая работа.

Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОДНКНР является экскурсионно-образовательная деятельность.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Приоритетные виды и формы контроля по учебному предмету. Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.                          

-Мозговой штурм

-Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.

-Составление логической последовательности.

-Расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание).

-«Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности, информационных материалов.

-Тетрадь «Мои творческие работы».

Сроки реализации рабочей программы 2016-2017учебный год.

Режим занятий

На внеурочную деятельность «ОДНК НР» в 6 классе (внеурочное время) выделяется 34 часа (1 час в неделю)

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Целевые установки курса:

-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, -воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

·-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. 
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

-Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

-Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

-Работать с историческими источниками и документами.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

п/п

Название и форма мероприятий

Сроки проведения

Виды деятельности обучающихся

По плану

По факту

1

I.В мире культуры. Введение.

02.09

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Что такое культура?»

2

В мире культуры. Человек-творец и носитель культуры

08.09

 

Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».

3

Культура народов РФ.

15.09

 

Ознакомление с культурным наследием народов России Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

4

Культура народов РБ.

22.09

 

Ознакомление с культурным наследием республики. Объяснение значения пословиц и поговорок Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры Республики Башкортостан».

5

Культура народов РБ.

29.09

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Выдающиеся деятели культуры родного края»

6

Обобщающее занятие по теме «В мире культуры»

06.10

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Культура-это...»

7

II.Величие многонациональной культуры России. Роль религии в развитии культуры.

13.09

 

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже наем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? 

8

Наследие мировых религиозных культур.

20.10

 

Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?»

9

Наследие мировых религиозных культур.

27.10

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Религиозные культуры: их вклад и наследие в развитии России»

10

Многонациональный народ РБ и его культурные и религиозные традиции.

10.11

 

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему «Представители каких религий живут в нашей республике?», «Какие религиозные традиции и праздники отмечают верующие нашей республики?»

11

Многонациональный и его культурные и религиозные традиции.

17.11

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Культурные и религиозные традиции народов РБ»

12

Обобщающее занятие по теме «Величие многонациональной культуры России»

24.11

 

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Выполнение теста

13

III.Нравственные ценности народов РФ и РБ.

Семья-хранитель духовных ценностей

01.12

 

Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». 

14

Шежере.

08.12

 

Учебный диалог:обсуждение темы «Шежере.Роль шежере в башкирском роде»

15

Шежере.

15.12

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Шежере-как хранитель духовных ценностей моего рода»

16

«Береги землю родимую, как мать любимую».

22.12

 

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре.

17

Бережное отношение к природе.

29.12

 

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». 

18

Жизнь ратными подвигами полна

19.01

 

Учебный диалог: обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» 

19

В труде красота человека.

26.01

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Труд в жизни человека»

20

Обобщающее занятие по теме «Нравственные ценности народов РФ и РБ»

02.02

 

Защита проектов по темам раздела

21

IV.Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир.

09.02

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Что составляет твой духовный мир»

22

Культура поведения современного человека. Этикет

16.02

 

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?».

23

Что такое совесть.

Ответственность перед семьей, обществом,

государством

24.02

 

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Что такое совесть?» Анализ и оценка

ситуаций из жизни сверстников.

24

V.Как сохранить духовные ценности в обществе. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

02.03

 

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

чтение и выделение главной мысли текста «Храм Христа Спасителя»

25

Памятники духовной культуры народов РФ.

09.03

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Роль памятников духовной культуры в истории развитии России»

26

Памятники духовной культуры народов РФ.

16.03

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Фольклор-духовное наследие каждого народа»

27

Памятники духовной культуры народов РБ

23.03

 

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Какие памятники духовной культуры народов РБ вы знаете?»

28

Памятники духовной культуры народов РБ

06.04

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Роль памятников духовной культуры в истории развитии нашей республики»

29

Памятники духовной культуры народов РБ

13.04

 

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Памятники духовной культуры моего края»

30

Долг каждого человека о сохранении культурного наследия своей страны и малой Родины.

20.04

 

Обсуждение проблемы по теме «Как сохранить духовные ценности в обществе»

31

Долг каждого человека о сохранении культурного наследия своей страны и малой Родины.

27.04

 

Учебный диалог: обсуждение темы «Какова роль театров и музеев в сохранении духовных памятников культуры»

32

Обобщающее занятие по теме «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

04.05

 

Учебный диалог: обсуждение темы «»Роль благотворительности в сохранении духовных ценностей»

33

Защита творческих проектов

11.05

 

Защита творческих проектов по темам курса

34

Итоговый урок по курсу ОДНК НР 6 класс

18.05

 

Итоговое тестирование по курсу ОДНК НР

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. В мире культуры - 6 часов .

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. . Величие многонациональной культуры России. – 6 часов.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 3 Нравственные ценности народов РФ и РБ - 8 часов.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.

О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов РФ и РБ. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 4. Твой духовный мир. – 3 часа.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет.

Раздел 5. Как сохранить духовные ценности в обществе. - 11 часов.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Башкортостана.

Защита творческих проектов. Итоговое занятие.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. «Основы духовно-нравственной культуры нардов России» Н,Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Полякова, учебник Москва. ООО Издательский центр «Вентана –Граф». 2012.

2. Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса. / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. – Уфа: Китап, 2005.

3. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. /Отв. ред. И. Г. Акманов. – Уфа: Китап, 2005.

Дополнительная литература для учителя и учащегося :

Интернет-ресурсы:

1.Официальный портал Правительства Республики Башкортостан
2.
http://www.morb.ru/ Министерство образования РБ

3.http://irorb.ru/ Институт развития образования РБ

4.http://www.mknprb.ru/ Министерство культуры РБ

5.http://www.bashedu.ru/main Башкирский государственный университет

6.www.bashdram.ru/ Башкирский государственный академический драматический театр им. Мажита Гафури
7.
www.ufa.kp.ru Комсомольская правда в Уфе
8.
www.doska02.ru Еженедельник "Уфимская доска объявлений"
9.
www.mkset.ru Московский комсомолец в Уфе

10.http://unesco.rb450.ru/rb/history/ БАШКОРТОСТАН 450 ЛЕТИЕ  сайт ЮНЕСКО

11.http://festival.1september.ru/articles/411839/Интегрированный урок по теме: "История Башкортостана в числах"

Технические средства обучения.

Компьютер, интерактивная доска.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации